КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. Структура, содержание и основные источники маркетинговой информацииСтруктура, содержание и основные источники маркетинговой информации Обобщенная структура и содержание необходимой маркетинговой информации о деятельности зарубежных фирм касаются информации для анализа окружающей среды, в которой функционируют эти фирмы, информации об организации и результатах деятельности этих фирм на национальных и зарубежных рынках, а также информации для анализа нового конкретного рынка (табл. 3.12-3.14), куда предполагается внедриться с имеющимся товаром или услугой. Такая информация может быть получена с помощью кабинетных и полевых исследований. Наиболее часто фирмы прибегают к использованию кабинетных исследований, собирая вторичную информацию, так как проведение полевых исследований силами фирмы, и тем более специализированной организации, обходится намного дороже. Источники вторичной международной маркетинговой информации принято подразделять на внутренние и внешние, и соответственно информацию, получаемую от (из) этих источников, называют внутренней или внешней. Внутренней вторичной международной маркетинговой информацией считается та, которую получают в рамках той самой организации, для которой проводятся исследования, поиск информации о международной окружающей среде, международном рынке, о будущем международном бизнес-партнере. Внешняя вторичная международная маркетинговая информация — это та информация, которая извлечена (извлекается) из внешних источников, находящихся за пределами организации, планирующей осуществлять или развивать международные бизнес-коммуникации. При организации и проведении маркетинговых исследований нередко забывают о внутренней вторичной информации, которая собиралась ранее для решения других задач, имеющихся в банке данных фирмы (например, сведения об объеме продаж, о номенклатуре продукции партнеров и конкурентов, о рыночных ценах и т. д.), тогда как эти данные могут послужить базой для планируемых маркетинговых исследований. В качестве источников внутренней вторичной информации могут быть, например счет-фактура, отчет кассового аппарата, отчеты торговых агентов, сведения о покупателе или потенциальном клиенте, финансовые отчеты, кредитные балансы, гарантийные карточки и др. [97]. 144 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Таблица3.12 Информация для анализа окружающей среды
Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 145 Таблица3.13 Информация для анализа рынка
146 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Таблица 3.14 Информация для анализа предприятия
Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 147 ТаблицаЗ.14 (продолжение)
148 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Таблица 3.14 (продолжение)
Так, например, из счета-фактуры можно получить следующие сведения: ♦ имя клиента и его место расположения; ♦ наименование товара или услуги; ♦ объем и стоимость сделки; ♦ конечную цель потребления проданного товара; ♦ местонахождение объекта клиента; ♦ куда товар поставляется и где будет использован; ♦ отрасль, в которой работает клиент; ♦ вид транспорта и стоимость транспортировки; ♦ место отгрузки заказа; ♦ банковские реквизиты клиента. Для поиска источников внешней вторичной информации может быть использован алгоритм, приведенный на рис. 3.15 (Stewart, Kamins, 1987). В Российской Федерации необходимую информацию могут предоставить: Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ); банки; Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ); страховые компании и другие [31,27,12]. Ниже приводятся национальные и зарубежные источники вторичной информации по результатам работы: Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Гордеев Г. Д., Иванова Л. Я., Казанцев С. К. и др. / Под ред. проф. Стровского Л. Е. 1996. Рис. 3.15. Алгоритм поиска источников внешней вторичной информации Торгово-промышленная палата — это ведущая общественная организация, содействующая развитию внешнеэкономических связей нашей страны. В ее состав входят многие российские организации и предприятия, участвующие в международном предпринимательстве, а также отдельные зарубежные организации в качестве членов-корреспондентов. В настоящее время при ТПП РФ образованы комитеты: ♦ по содействию развитию фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других форм агробизнеса; ♦ по вопросам малых и средних предприятий; 150 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга ♦ по работе с финансовыми организациями и инвестиционной деятельности; ♦ по инновационной политике и инвестициям; ♦ по содействию биржевой деятельности; ♦ по содействию конверсии; ♦ по содействию приватизации. В состав ТПП РФ входят также семь внешнеэкономических организаций: ♦ «Союзпатент» (патентование за границей отечественных изобретений); ♦ «Внешэкономсервис» (консультационные услуги экономического характера, содействие в поиске партнеров, переводческие, рекламные, информационные услуги, обучение специалистов, проведение симпозиумов, конференций, семинаров, создание за границей смешанных обществ); ♦ «Союзрегион» (изыскание новых экспортных ресурсов); ♦ «Союзэкспертиза» (проверка качества экспортных и импортных товаров в России и за границей, экспертиза на соответствие российских товаров требованиям внешнего рынка); ♦ «Севере» (прежнее название «Внешторгреклама») — рекламный центр; ♦ «Совинцентр» (обеспечение условий для работы инофирм в России, представление их интересов в стране, предоставление им рекламных, информационных, транспортных, коммунальных, культурных, других услуг); ♦ «Экспоцентр» (проведение выставок, оказание экспонентам рекламных, транспортных услуг). Кроме того, при ТПП РФ созданы ассоциации делового сотрудничества с рядом стран, отраслевые и региональные ассоциации, ассоциации экспортеров, Ассоциация совместных предприятий. Банки, имеющие лицензии на валютные операции, в картотеке которых несколько тысяч иностранных организаций, фирм и банков. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭСРФ (ВНИКИ). Библиотека ВНИКИ имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контактам, конъюнктуре и ценам. Пользование фондами библиотеки платное. Кабинет фирм ВНИКИ может выдать необходимые вам справки, а также предоставить возможность воспользоваться фирменными справочниками и годовыми отчетами. Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 151 Необходимую информацию можно получить и в таких организациях, как: ♦ Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦКПТППРФ; ♦ автоматизированная информационно-поисковая система «Фирмы» МВЭС РФ; ♦ международные компьютерные сети организаций, например «Новости»; ♦ внешнеэкономические объединения МВЭС РФ, министерств, ведомств; ♦ совместные предприятия, в сферу деятельности которых входят консультирование, маркетинг, поиск партнеров; ♦ кооперативы, организации, союзы, ассоциации по поиску зарубежного партнера; ♦ общественные организации и международные объединения. Другим источником статистической информации является Государственный таможенный комитет (ГТК). ГТК располагает информацией о внешней торговле России и специальной таможенной информацией (таможенных доходах, нарушениях таможенных правил и т. д.). Передача функции сбора всей информации о внешней торговле ГТК РФ была осуществлена в 1995 г. Ранее эта информация собиралась и представлялась Госкомстатом РФ. На основании действующего в настоящее время Соглашения между Госкомстатом России и ГТК РФ о сотрудничестве и межведомственном информационном обмене таможенные органы представляют региональным статистическим органам: ♦ ежемесячно нарастающим итогом сводный отчет об экспорте и импорте важнейших товаров; ♦ ежеквартально отчет об экспорте и импорте по странам контрагентам нарастающим итогом и данные об экспорте и импорте важнейших товаров (в группировке товар-страна). Следует отметить, что информация об экспорте и импорте важнейших товаров по видам и странам в силу специфики ее учета и представления не содержит полных сведений, необходимых для анализа внешнеэкономической деятельности. Поэтому ряд данных, например по экспорту нефти, уточняется Госкомстатом по данным АК «Транснефть», по газу — Минтопэнерго России, т. е. по договорам, заключенным с экспортерами-посредниками и по данным контрактов предприя- 152 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга тий с зарубежными фирмами. При публикации уточненных данных Госкомстат делает соответствующие ссылки на источник. Часть данных ГТК о внешнеэкономической деятельности не подлежит разглашению. Информация, доступная пользователю, может быть получена в ГНИВЦ ГТК, региональных таможенных управлениях, в отделах и подразделениях ГТК, управлении таможен. В большинстве случаев ее получение требует специального разрешения. Данные таможенной статистики публикуются в сборниках «Таможенная статистика внешней торговли» — ежеквартальных и годовых. Сборники содержат информацию о географической, товарной структуре экспорта и импорта, направлениях товаропотоков, ценах на товары. За рубежом необходимую информацию могут предоставить: 1. Кредит-бюро. В этих организациях могут подготовить и маленькую справку о фирме, и подробнейший отчет ее деятельности. Они предоставляют и конфиденциальную информацию, поступающую не столько от обработки огромных информационных массивов, сколько от их агентов в других компаниях, банках, государственных органах. Крупнейшими кредит-бюро являются: в США — «Дан энд Брэд-стрит», в Австрии — «Кредитшутцфербанд»; в Великобритании — «Дейтастрим», в Италии — «Космос», во Франции — ДАФСА. С середины 80-х гг. 85 % рынка фирменной информации контролировали практически две компании — американская «Дан энд Брэдстрит» (через две свои дочерние фирмы) и австрийская «Кредитшутцфербанд». Примером другой многопрофильной информационной компании может служить французская компания ДАФСА, которая выпускает фирменные справочники и предоставляет информацию о фирмах в любой форме — от телефонных ответов до магнитных носителей, а также составляет тематические обзоры. Система взаимоотношений с заказчиками информации у кредит-бюро строится не на разовом запросе, а на абонементном обслуживании. Нельзя заказать только одну справку об интересующей вас фирме, необходимо подписаться на абонемент для стандартных справок, при желании можно получить дополнение к справке — на дополнительный абонемент. По годовой подписке могут предоставляться ежемесячные списки фирм, специальные обзоры, научно-информационные обзоры по рынкам и фирмам-производителям. Очень ценно, что кредит-бюро оказывают помощь в выборе контрагента и дают сведения по вашим контрагентам. Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 153 2. Торгово-промышленные палаты стран, городов, административных территорий. Палаты, которые по своей сути являются объединением фирм и коммерсантов на данной территории, охотно помогают всем желающим в установлении деловых контактов. Для этого они осуществляют издания, ведут информационно-коммерческую деятельность, включаются в коммерческие компьютерные сети. 3. Банки. Современные банки стали огромными хранилищами деловой информации. Причем эта информация касается не только их клиентов (тех, кто ведет в банке счет и получает от него кредит, банк знает до мельчайших подробностей), но и всего рынка, с которым имеет дело банк. Банк может выдавать на своих клиентов краткие характеристики, рекомендательные письма и справки о платежеспособности. Конечно, зависит это от того, кто и для каких целей запрашивает информацию. 4. Отдельные фирмы, которые специализируются на информационном обслуживании, консультациях, инжиниринговых, брокерских услугах либо находятся в тесных связях с исковым партнером. Например, международная кооперативная аудиторская и консалтинговая фирма с юридическим адресом в Швейцарии имеет свои филиалы во многих странах, в том числе и в России. 5. Государственные учреждения, где регистрируются вновь созданные предприятия (в торговых судах, у нотариусов и т. д.). Они же могут выдавать выписки из реестра и регистрационных книг. 6. Союзы предпринимателей. 7. Организации содействия развитию производства и экспорта. 8. Фондовые биржи. Члены биржи и биржевые комитеты в силу специфики своей деятельности имеют всегда под рукой информацию о финансовых связях фирм, их финансовом состоянии и репутации. Информацию о зарубежных фирмах можно получить и самостоятельно. Достаточно знать, что ее можно найти в фирменных справочниках, монографиях, прессе, каталогах, брошюрах, рекламе, с помощью компьютерных сетей, на выставках, в годовых отчетах, некоторых специальных источниках. Самую общую систематизированную по многим параметрам информацию можно получить из справочников. Прежде всего следует выделить фирменные справочники. Они издаются информационно-справочными агентствами, как правило, ежегодно. Сведения, содержащиеся в них, берутся из отчетов и публикаций 154 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга фирм, материалов торгово-промышленных палат, различных ассоциаций, союзов предпринимателей, бюро и агентов по регистрации фирм. Имеются справочники о фирмах одной страны (национальные) и о фирмах разных стран (международные). Из одних справочников можно узнать координаты (почтовый адрес, телекс, телефон), из других — сведения о характере деятельности фирмы, ее экономических и финансовых показателях, производственной базе, руководящем составе и т. д. Число выпускаемых фирменных справочников по имеющимся оценкам, около 1,5 тыс. и издаются они более чем в 96 странах. Справочники — практически единственный вид информации о фирмах, где сведения публикуются регулярно и в систематизированном виде. Конечно, публикуемая информация за время подготовки к изданию несколько устаревает. Даже в наиболее солидных справочниках, таких как американский Moody's Industrial Manual и английский Stock Exchange Official Yearbook, публикуются сведения на один-два года. Поэтому при составлении характеристики на фирму необходимо привлекать более оперативные источники информации: статистические подборки крупнейших компаний, материалы деловой прессы, годовые отчеты фирм. Справочники содержат следующие сведения по фирмам разных стран: полное и сокращенное наименования; почтовый, телеграфный адреса, телекс, телефон; год основания и основные этапы развития фирмы; сфера деятельности; основные производимые товары и виды услуг; банки, клиентом которых является фирма; состав руководящих органов; число и местонахождение предприятия; дочерние и ассоциированные фирмы; число занятых; основные показатели деятельности фирмы (годовой объем продаж, прибыль, активы, собственный капитал и др.); принадлежность к отраслевым (или национальным) союзам предпринимателей; связи с другими фирмами через участие в капитале; персональные связи с другими фирмами; биографические данные о руководителях фирмы. Используя эти данные, можно получить представление об объеме производства, производственных мощностях, площадях предприятия, некоторых технических характеристиках выпускаемой продукции отдельных фирм. Справочники различаются по количеству включаемых фирм, объему, характеру и принципам систематизации сведений о них, и в связи с этим — по целям их использования. Фирменные справочники в зависимости от назначения условно можно разделить на несколько групп: адресные; товаро-фирменные; об- Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 155 щефирменные; отраслевые; по акционерным компаниям; по финансовым связям; директорские, биографические; тематические. Адресные справочники охватывают наибольшее количество фирм и содержат почтовый и телеграфный адреса фирм, их телексы, телефоны. Наименование фирмы часто содержит указание на сферу, а иногда и на предмет ее деятельности (промышленность, торговля, транспорт, отрасль или товар) и правовую форму. Это позволяет определить, какой объем информации о данной фирме можно получить из других источников. Наиболее представительный адресный справочник — Yaegers + Waidmann International, охватывающий около 1,3 млн фирм различной правовой формы более 200 стран и территорий мира. Известны также международные адресные справочники: Teleurope, издаваемый в ФРГ и охватывающий фирмы 19 стран Западной Европы; издаваемый и выпускаемый в Великобритании Marsoni's International Register. Товаро-фирменные справочники охватывают большое число фирм, созданных в различных правовых формах. Они предназначены для определения фирм, выпускающих тот или иной товар или торгующих им. Построены справочники по принципу «товар-фирма». Все фирмы сгруппированы по товарным рубрикам; под названием каждого товара (или вида услуг) в алфавитном порядке перечисляются компании, занимающиеся его производством или торговлей им. Отдельные справочники этой группы, особенно по фирмам развивающихся стран, группируют фирмы одновременно по товарному и географическому принципу. Например, внутри товарной группы — по городам и провинциям (штатам и т. п.) и, наоборот, внутри регионального раздела — по товарам. Такие справочники, издаваемые, например, в США, дают информацию о 150 тыс. фирм во Франции, 80 тыс. фирм в Италии, а число наименований товаров достигает 70 тыс. Для удобства пользования товаро-фирменные справочники снабжены алфавитным перечнем товаров и услуг или товарных групп, которые часто даются на нескольких языках (английском, французском, немецком, иногда испанском). К этой группе относится широко известный справочник Kompass, издаваемый в большинстве стран Западной Европы. Отдельные товаро-фирменные справочники помещают также некоторую дополнительную информацию или имеют специальный раздел (том), где фирмы перечислены в алфавитном порядке (например, американский справочник Thomas Repster of American Manufactures). 156 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Определив по товаро-фирменным справочникам фирмы, выпускающие интересующий товар, можно обратиться к другим справочникам для подбора более полной информации о них. Большая часть товаро-фирменных справочников охватывает фирмы одной страны, но имеются также международные справочники, к которым, в частности, относятся издаваемые в ФРГ ABC Europe Production и в Великобритании Merchants Directory. Общефирменные справочники охватывают значительное, но меньшее, чем адресные и товаро-фирменные, число фирм. В США такие справочники включают 45 тыс. фирм, ФРГ и Великобритании — 20 тыс., Японии — 8,5 тыс. Они приводят информацию о фирмах вне зависимости от их правовой формы и отраслевой принадлежности. В справочниках содержатся данные о предмете и характере деятельности фирмы, годе основания, сведения о владельцах, величине акционерного или паевого капитала, обслуживающих фирму банках, составе руководящих органов, величине годового оборота и числе занятых. Многие справочники этой группы публикуют товарные и отраслевые списки, позволяющие определить фирмы, занимающиеся производством или торговлей определенным товаром. К числу общефирменных справочников относятся в США — Poors' Register of Corporation Directors and Execuflues, в Германии — Handbuch der Gross - Untemehmen, в Англии — Guide to Key British Enterprises. Наиболее полные по объему информации — справочники по акционерным обществам. В них включаются фирмы, созданные в форме акционерного общества, акции которых котируются на фондовых биржах соответствующей страны. В таких справочниках — история создания фирмы, сведения о характере ее деятельности, производственной базе, размере и структуре собственных и заемных средств, количестве занятых, дочерних и ассоциированных компаниях и др. Наиболее известен ежегодно издаваемый в США справочник Moody's Industrial Manual, содержащий сведения о промышленных фирмах США и других стран, акции которых котируются на американских фондовых биржах. В этом справочнике приводятся данные об изменениях в наименовании фирмы, поглощениях, производственной деятельности и производственных мощностях, затратах на капиталовложения, расходах на проведение научно-исследовательских работ, перечень основных дочерних компаний, действующих в США и других странах, статистические данные о производстве продукции и ряд других сведений. В справочнике публикуется финансовая отчетность фирм: баланс, счет прибылей и убытков, Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 157 счет поступления и расходования средств. Два раза в неделю выпускаются специальные дополнения к справочнику. В Германии издается справочник Handbuch der Deutshen, содержащий материалы об акционерных компаниях ФРГ и отдельных компаниях других стран, акции которых котируются на биржах ФРГ. Английский справочник The Stock Exchange Official содержит сведения приблизительно о 5 тыс. компаний, действующих в различных сферах экономики, акции которых котируются на фондовых биржах Великобритании. Приводятся выборочные данные баланса и счета прибылей и убытков. Подобные справочники выпускаются во всех промышленно развитых странах. Наряду со страновыми справочниками по акционерным компаниям издаются и международные справочники по крупнейшим фирмам отдельных регионов или всего мира. Так, например, справочник Jane's Major Companies of Europe содержит сведения (краткие) о 1500 компаниях и более подробные данные о 1100 компаниях, действующих в сфере производства, торговли, финансов. Это фирмы Австрии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Дании, Испании, Италии, Люксембурга, Норвегии, ФРГ, Франции, Швейцарии и Швеции. Справочник позволяет получить краткие сведения об истории фирмы, номенклатуре производства и торговли (удельный вес отдельных видов продукции в продажах фирмы), результатах деятельности компании за последние два года, включая продажи (при этом иногда выделяются продажи зарубежных предприятий), экспорте (либо абсолютный объем экспортных операций, либо их удельный вес в общем обороте), размере получаемой прибыли, капиталовложениях. Приводятся также сведения об основных акционерах с указанием доли их участия в акционерном капитале фирмы, числе занятых, а в некоторых случаях — перечень заводов основных видов продукции. С начала 80-х гг. выпускается международный справочник по акционерным компаниям — Moody's International Manual, охватывающий более 1000 фирм почти 100 стран. Отраслевые справочники помещают информацию о фирмах одной или нескольких смежных отраслей. Такие справочники выпускаются по нефтяным фирмам, компаниям черной и цветной металлургии, горнодобывающей, лесоперерабатывающей, сахарной, судостроительной промышленности. Издаются справочники, охватывающие наибольшее число компаний, действующих в одной или нескольких смежных отраслях. Как правило, в них дается не подробная производственная характеристика фирм, а ин- 158 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга формационные подборки, в которых фирмы сгруппированы по нескольким принципам, отражающим различные аспекты отрасли, например фирмы по производству отдельных видов продукции ограсли, фирмы по торговле этой продукцией, иногда компании, поставляющие оборудование этим фирмам, перечни торговых марок продукции с указанием фирм-производителей, а также списки союзов предпринимателей, научно-исследовательских и прочих организаций, действующих в данной отрасли. Отраслевые справочники более детально и конкретно определяют круг фирм, выпускающих тот или иной конкретный товар. Справочники по финансовым связям позволяют узнать об участии в акционерном капитале, установить круг фирм, входящих в тот или иной концерн, выяснить, кем контролируется какая-либо конкретная фирма. Такие справочники широко используются как в практической работе, так и при изучении монополистических объединений, особенно транснациональных корпораций. Большую практическую ценность имеет многотомный международный справочник Who Owns Whom, охватывающий фирмы 31 страны. Определить персональные связи руководителей фирм позволяют директорские справочники, в которых названы представители делового мира с указанием занимаемых ими постов и руководящих органов различных компаний, банков, союзов предпринимателей, ассоциаций, а также государственных учреждений. Так, в США — справочник Standard & Poor's Register of Corporation, Directors Executive. Получить сведения о руководителях и владельцах компаний можно из биографических справочников, в которых помещаются краткие сведения о представителях делового мира: год рождения, краткие сведения о родителях, семейное положение, образование; перечень компаний и организаций, в которых руководитель (владелец) работал или работает, с указанием его должностей; наличие ученой степени, опубликованных трудов, наград, хобби, принадлежность к клубам, последний адрес его местожительства. Широко известны биографические справочники Who's Who, издаваемые в большинстве стран. Популярен также международный справочник World Who's Who in Commerce and Industry. Интересны тематические справочники, посвященные отдельным аспектам деятельности фирм, например их зарубежным инвестициям. Это справочник Directory of Foreign Capital Affiliated Enterprises in Japan, дающий информацию о дочерних и ассоциированных компаниях иностранных фирм в Японии. Аналогичный справочник выпускается во многих других странах. Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 159 К тематическим, но не фирменным, справочникам можно отнести ряд изданий, которые также понадобятся при решении вопроса об инвестициях за границу. Это ценовые справочники, инвестиционные гиды по отдельным странам, содержащие информацию по всем вопросам зарубежных инвестиций: от законодательных актов, их регулирующих, и органов, выдающих разрешение, — до тарифов, особенностей отдельных отраслей и т. д. Особо следует выделить публикации Международного бюро налоговой документации в Амстердаме, которое помимо налоговых справочников, инвестиционных гидов издает постоянно обновляемые подборки по законодательству и компаниям всех стран мира. Например, двухтомный справочник The Taxation of Companies in Europe Guide to European Taxation включает все страны Западной Европы, библиографию (максимально возможное количество наименований источников по вопросам компаний, налогов, права и т. д.), акты ЕЭС. Выпускаются приложения с поправками и дополнениями к ранее изданной информации. При пользовании справочниками надо помнить, что их данные не полны (не всегда можно найти интересующую информацию в полном стра-новом товаро-фирменном справочнике), иногда они устаревают на один-два года (письма, высланные вами по адресу, указанному в справочнике за этот год, могут вернуться с пометкой почты, что адресат выбыл). Более оперативную информацию можно получить из других, часто разрозненных источников. Но при всех недостатках справочники были и остаются источником наиболее полной и наиболее систематизированной информации. Информация о крупнейших компаниях стран. Важным источником информации о фирмах являются подборки (перечни) крупнейших промышленных и других компаний, публикуемые в основных развитых странах и в ряде развивающихся государств. Это единственный источник, позволяющий определить позиции той или иной фирмы среди крупнейших компаний в стране, отрасли или мире. Подборки представляют собой перечень ведущих компаний страны или региона, расположенных по мере убытия объемов их продаж за соответствующий год. Кроме объемов продаж приводятся данные о величине чистой или валовой прибыли и числе занятых, а также о сумме активов и величине собственного капитала. В ряде стран (ФРГ, Франции, Италии) в перечни включены не только сами крупнейшие компании, но и их основные дочерние фирмы. Формы составления и публикации подборок, объем приводимой в них информации различны. Они публикуются и в периодической печа- 160 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга ти: газетах ФРГ и Австрии, журналах США, Канады, Франции, Италии, Финляндии, Швеции, Индии, Великобритании, выпускаются отдельными изданиями. Одни подборки охватывают только промышленные компании (США), другие включают также электроэнергетические и строительные фирмы (ФРГ), а третьи — торговые и инвестиционные (Великобритания, Франция, Канада). Имеются подборки (пока еще единичные) крупнейших компаний мира, его важнейших регионов. Это подборка 500 крупнейших промышленных компаний капиталистических стран вне США, публикуемая американским журналом Форчун ежегодно в августовском номере. Примером другой региональной подборки может служить издание \0 000 крупнейших компаний Европы — Die \Ч 000 gTossten \3iiteineh -men Europas, выпускаемое информационно-издательской компанией Dun &'Bradstreet. Однако основной является подборка «500 крупнейших вне США», данные которой, в частности позиции / места компаний, широко употребляются в деловой прессе и других информационных материалах о фирмах развитых стран, в том числе берутся за основу для определения позиции компаний в справках швейцарских банков. Эта подборка, объединенная с подборкой журнала Форчун и «500 крупнейших промышленных компаний США», позволяет составить перечень примерно 1000 крупнейших компаний мира (публикуется в майском номере). Из изданий самих фирм наибольший интерес представляют годовые отчеты, которые ежегодно публикуются компаниями, действующими в правовой форме акционерного общества, и крупными компаниями в форме общества с ограниченной ответственностью. Годовые отчеты представляют показатели деятельности фирм за год. Наряду с их основной функцией — предоставления акционерам или пайщикам информации о положении дел на фирме и в конечном итоге обоснования размера выплачиваемых дивидендов — они используются также в рекламных целях. Значительная часть крупных и практически все крупнейшие компании выпускают годовые отчеты в виде хорошо оформленных брошюр или буклетов, содержащих довольно подробные сведения о своей деятельности за отчетный хозяйственный год. Годовые отчеты фактически служат единственным источником информации, где систематизированы сведения об объеме и направлениях капиталовложений, планах рационализации производства и модерни- Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 161 лации производственных мощностей, используемых и внедряемых технологических процессах, научно-техническом потенциале фирмы, в том числе об объеме расходов, структуре и основных направлениях НИОКР, а также о сотрудничестве в этой области с другими фирмами и наличии патентных и лицензионных соглашений (помимо годовых отчетов такие сведения можно найти в отдельных специальных статьях, помещаемых в отраслевой периодике). Годовые отчеты содержат также краткий обзор положения на соответствующих товарных рынках и в стране. Значительное место уделяется зарубежной деятельности фирмы — объему и динамике экспорта, а также ее зарубежным дочерним фирмам. Большинство годовых отчетов крупнейших компаний содержат подборки (в табличной форме) основных показателей деятельности за пять-десять лет. Это дает возможность произвести более глубокую оценку основных направлений их развития за предшествующий период. В отличие от годовых отчетов прочие публикации фирм носят нерегулярный характер и связаны с каким-либо событием. Так, многие компании выпускают юбилейные издания, содержащие обширный материал по истории их развития. Ценный источник информации — проспекты фирм, которые составляются в основном в рекламных целях, а также при выпуске новых акций или облигаций и содержат довольно подробные сведения о фирмах, в том числе и о производственной базе. Важнейший источник информации по отдельным видам выпускаемой продукции — каталоги, из которых можно получить более подробные сведения о производимых фирмой изделиях и их технической характеристике. Они дают важнейший исходный материал для характеристики технического уровня продукции той или иной фирмы и широко используются при проведении технико-экономических сопоставлений. Одним из важнейших источников общей информации по фирмам отдельных отраслей промышленности и других сфер экономики являются статистические публикации отдельных стран и специализированных органов ООН по экономике и отдельным отраслям. В публикациях приводятся сведения об общем числе фирм и/или предприятий, действующих в указанных отраслях и странах, количестве фирм с определенным числом занятых, капиталом или объемом годовых продаж, активов, а также среднестрановые относительные показатели деятельности фирм. 162 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Информацию о зарубежных фирмах можно получить и из общеэкономических и общеотраслевых газет и журналов, издаваемых в большом количестве практически во всех странах мира. Так, информацию о компаниях и отраслях в США можно получить из следующих сборников и справочников [97]: ♦ ALMANAC OF BUSINESS AND INDUSTRIAL FINANCIAL RATION (Englewood Cliffs.: Prentice - Hall). Этот сборник содержит сведения о числе предприятий, продажах, выборочных операционных коэффициентах для отдельных отраслей. Цифры приводятся на основе данных налоговых деклараций. Эти сведения позволяют сравнить финансовые показатели отдельной компании с данными схожего по размерам конкурента. ♦ CENSUS OF MANUFACTURERS (U.S. Bureau of the Census: Government Printing Office). Сборник-перепись дает подробную информацию по отраслевой и географической статистике: число предприятий, объем выпуска, добавленная стоимость, инвестиции, занятость, заработная плата, запасы, потребление топлива, энергии и воды и др. ♦ CENSUS OF SERVICE INDUSTRIES (U.S. Bureau of the Census: Government Printing Office). Она организуется каждые пять лет в годы, оканчивающиеся на 2 и 7. Перепись предприятий, предоставляющих услуги, обеспечивает данные по доходам, занятости, виду бизнеса (например, отель, прачечная и др.) и числу предприятий отрасли в отдельном географическом районе. Свежие текущие данные могут быть найдены в Monthly Selected Services Receipts. ♦ CENSUS OF TRANSPORTATION (U.S. Bureau of the Census: Government Printing Office). Проводится в годы, оканчивающиеся на 2 и 7. Охватывает три основные сферы: пассажирский транспорт, состояние и использование парка автобусов и грузовиков, транспортировку грузов различными видами транспорта. ♦ MOODY'S MANUALS (New York: Moody's Investor Service). Публикуемые ежегодно, эти справочники — Banks and Finance, Industrials, Municipals and Governments, Public Utilities and Transportation — содержат балансы и отчеты о прибылях и убытках акционерных и государственных предприятий. ♦ STANDARD & POOR'S INDUSTRY SURVEY (New York: Stan-dart & Poor's Corporation). Сборник предоставляет анализ всех основных отраслей национальной промышленности, включая мнения о перспективах, тенденциях и проблемах, статистические таб- Структура, содержание и основные источники маркетинговой информации 163 лицы и диаграммы. Общеэкономический анализ публикуется ежегодно и сопровождается сравнительным анализом ведущих промышленных компаний. Промежуточные выводы публикуются три раза в год и включают в себя важнейшие изменения в данной сфере и статистику деятельности промышленности, рынка, компаний и инвестиционные перспективы отрасли. ♦ STANDARD & POOR'S STATISTICAL SERVICE (New York: Standart & Poor's Corporation). Это издание предоставляет месячные статистические данные (текущие и прошлые) для некоторых областей, включая банковскую деятельность и финансы, производство и занятость, доходы и торговый оборот. ♦ U.S. INDUSTRIAL OUTLOOK (Industrial Trade Administration, U.S. Department of commerce Government Printing Office). Издается ежегодно, охватывает последние тенденции и пятилетние перспективы более 350 предприятий промышленности и сферы услуг. ♦ WORDCASTS (Cleveland: Predicasts, Inc.). Публикуется раз в квартал, предоставляет мировые прогнозы по регионам и по группам товаров. Данные для прогнозов берутся из более чем 800 ис-> точников. ♦ STATISTICAL ABSTRACT OF THE UNITED STATES (U.S. Bureau of the Census: Government Printing Office). Ежегодное издание предоставляет более 1500 таблиц, первоначально опубликованных где-либо еще, которые охватывают экономическую, демографическую, социальную и политическую структуры США. Издание призвано служить источником свободной статистической информации и указателем в вопросах поисков более детальных сведений. Последнее осуществляется через систему ссылок на исходные источники в комментариях по каждому разделу, табличных примечаниях и библиографии. Статистический сборник — это тот источник, с которого многие исследователи начинают поиск внешней вторичной информации. ♦ TING SERVICE GUIDE (Chicago: American Marketing Association). Этот справочник, выпускаемый ежегодно, содержит международный список членов ассоциации, список компаний-членов ассоциации и указатель фирм, оказывающих услуги в области маркетинга. ♦ BUSINESS ORGANIZATIONS, AGENCIES AND PUBLICATIONS DIRECTORY (Detroit: Gale Research). Этот справочник служит путеводителем почти по 20 000 организаций, агентств и изданий, 164 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга относящихся к промышленности и торговле, и деятельности в сфере маркетинга, бухгалтерского учета, управления, трудовых ресурсов и т. д. ♦ CONSULTANTS AND CONSULTING ORGANISATIONS DIRECTORY, 13-е издание DIRECTORY (Detroit: Gale Research). Справочник содержит 14 000 фирм и отдельных лиц, действующих в области консалтинга, и кратко характеризует их услуги и сферы интересов. ♦ Достаточно полную и актуальную информацию о зарубежных фирмах можно получить в телекоммуникационных сетях. Самой крупной компьютерной сетью является сеть Internet, число пользователей этой сетью непрерывно увеличивается. Пользуются спросом также услуги таких сетей, как ARPANET, BITNET, которые имеют несколько региональных подсистем: EARN — западная и центральная Европа, NetNorth — Канада и др. 3.5. Международные маркетинговые исследования в сети Internet Развитие национальной и интернациональной сферы предпринимательства предъявляет требования к повышению роли и социальной значимости коммуникативной политики и бизнес-коммуникаций. Стержнем взаимодействия и общения всегда является обмен информацией.. Основой развития коммуникаций выступает эволюция средств массовой информации. Так, появление телевидения, компьютеров, электронных сетей значительно усилило роль электронного восприятия и обмена информацией, что послужило началом формирования мульти-медиатехнологий [18,92]. Мультимедиатехнологии — это сложная многопрофильная совокупность медиасредств и электронных сетей, способов формирования и реализации коммуникативных возможностей в процессе предпринимательской деятельности. Главной формой мультимедиатехнологии стала система Интернет — глобальная информационная система, подсистемы которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанного на протоколе Internet Protokol или его разновидностях. По функциональному назначению ресурсы Интернета можно разделить на следующие категории: Международные маркетинговые исследования в сети Internet 165 1. Технологии построения Интернета, лежащие в основе ее функционирования и являющиеся основой реализации сервисов высокого уровня. К базовым технологиям относятся: технологии построения сетей на уровне каналов связи, сетевых устройств и их программного обеспечения; протоколы построения сетей и, в первую очередь комплекс протоколов TCP / IP и его расширения; программное обеспечение серверов и клиентских станций, поддерживающих и непосредственно реализующих сервисы высокого уровня. Сервисы Интернета представляются организациями — провайдерами услуг Интернета, обеспечивающими реализацию технологий Интернета и делающими доступными сервисы Интернета для конечных пользователей. 2. Сервис Интернета — услуги, предоставляемые пользователям Интернета и основанные на вышеназванных технологиях. К ним относятся: электронная почта, телеконференции, списки рассылки, FTP-передача файлов, поисковая система WAIS, сервисы IRC, MUD, MOO, гипертекстовая система Gopher, система гипермедиа WWW, другие разработки, использующие Интернет как среду передачи информации. 3. Пользователи (участники) Интернета. Так как в основе Интернета лежит технология клиент-сервер, то эту группу можно разделить на клиентов — конечных пользователей сети Интернета, представленных отдельными физическими лицами и организациями в роли клиентов сети, и на пользователей и фирмы, участвующих в сети Интернета посредством представления и реализации ее серверной части. Сервисы, предоставляемые Интернетом, можно разделить на две категории. ♦ Отложенные — основным признаком этой группы является наличие временного перерыва между запросом и получением информации. ♦ Прямые — характерны тем, что информация по запросу возвращается немедленно, если от получателя информации требуется немедленная реакция на нее, то такой сервис может носить интерактивный характер. Среди сервисов Интернета, которые находят применение в коммерческом использовании Интернета, выделяют следующие: Электронная почта (e-mail) — сервис отложенного чтения (off-line), наиболее распространенный из сервисов Интернета. Пользователь по- 166 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга сылает сообщение, и адресат получает его на свой компьютер через некоторый промежуток времени. Электронное письмо состоит из заголовков, содержащих служебную информацию (об авторе письма, получателе, пути прохождения по сети и т. д.), и содержимого письма. Существует возможность подписи электронного письма и его шифрования. Скорость пересылки составляет в среднем несколько минут. При этом стоимость электронной почты минимальна и не зависит от расстояния, на которое посылается почта. Основными достоинствами электронной почты являются простота, дешевизна и универсальность. Телеконференции (Usenet) — это второй по распространенности сервис Интернета, относящийся к отложенным сервисам. Если электронная почта передает сообщения по принципу «от одного —» одному», то сетевые новости передают сообщения «от одного —»многим». Списки рассылки (mail lists) — сервис, не имеющий собственного протокола и программы-клиента и работающий исключительно через электронную почту. Идея работы списка рассылки состоит в объединении под одним адресом электронной почты адресов многих людей — подписчиков списка рассылки. Гипертекстовая система GOPHER — это распределенная система экспорта структурированной информации. Система гипермедиа WWW. WWW (World Wide Web — всемирная паутина) — сервис прямого доступа, требующий полноценного подключения к Интернету и позволяющий интерактивно взаимодействовать с представленным на Web-серверах содержанием (машинное взаимодействие). Это самый современный, удобный и перспективный сервис сети Интернета. Взаимодействие осуществляется по принципу клиент-сервер с использованием протокола передачи гипертекста (Hyper Text Transfer Protocol, HTTP). Существует множество серверов, которые по запросу клиента возвращают ему гипермедийный документ, состоящий из частей с разнообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т. д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки в документах WWW организованы таким образом, что каждый информационный ресурс-документ в глобальной сети Интернета однозначно адресуется и документ способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы в других компьютерах Интернета. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернета, а сама информационная система WWW выполняет по отношению к ним интегрирующую функцию. Международные маркетинговые исследования в сети Internet При дальнейшем рассмотрении Интернета в первую очередь под этим названием будет пониматься сервис WWW как основной и заключающий в себе все остальные сервисы Интернета. Поэтому названия Интернет и WWW можно рассматривать как синонимы. Результаты сравнения WWW с традиционными СМИ показывают, что WWW обладает рядом особенностей и значительных преимуществ (табл. 3.15): ♦ интерактивный характер коммуникации; ♦ многофункциональная модель коммуникации в Интернете: «многие —> многим», органически включающая модели «один — > многим» и «один — > одному», позволяющая реализовать широкий диапазон видов коммуникационного взаимодействия исходя из потребностей клиентов; ♦ контроль над поиском и получением информации, позволяющий потребителям занимать активную позицию в коммуникационном процессе; ♦ широкий диапазон видов представления информации; ♦ высокая гибкость и масштабируемость; ♦ возможность нелинейного поиска информации, обусловленная гипермедийным способом представления информации; ♦ возможность интерактивного заключения сделок. Ресурсы и средства Интернета могут быть использованы в различных элементах системы маркетинга: в системе маркетинговых исследований, в развитии товарной политики, в построении гибкой неновой политики, в системе реализации товаров и системе маркетинговых коммуникаций (рис. 3.16). Интернет как среда и средство коммуникации, содержащее большой объем информации практически по всем областям знания и представляющее большинство ведущих фирм и широкие слои потребителей, может быть эффективно использован как средство проведения маркетинговых исследований. Интернет позволяет проводить как первичные маркетинговые исследования, основанные непосредственно на первичных данных, полученных в рамках проведения фирмой маркетинговых исследований в Интернете, так и вторичные маркетинговые исследования, основанные на данных, опубликованных в Интернете, или на другой информации, косвенно затрагивающей область проводимого фирмой исследования. Интернет может использоваться для исследования товарных рынков, для изучения фирменной структуры рынка или для изучения потребителей. Таблица 3.1 5 Сравнение WWW с друтми средствами массовой информации
170 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Для проведения маркетинговых исследований в Интернете могут использоваться различные методы и приемы. Так, исследование фирменной структуры или товарной структуры рынка основывается на сборе информации, представленной на Web-серверах компаний, с ее последующей обработкой методами, применяемыми при традиционных маркетинговых исследованиях, и на анализе опубликованной в Интернете информации. По отношению к Интернету основной проблемой является поиск Web-серверов фирм или информации из областей, представляющих маркетинговый интерес для фирмы, проводящей маркетинговое исследование. В качестве методов для нахождения необходимой информации фирмами можно выделить следующие. Поиск информации с использованием поисковых машин. Поисковые машины являются ключевым способом поиска информации, поскольку содержат индексы большинства Web-серверов Интернета. Это, с одной стороны, достоинство, с другой — это и недостаток, поскольку на любой запрос машины обычно выдают большое количество информации, среди которой только небольшая часть является полезной, и требуется значительный объем времени для ее извлечения и обработки. Поиск в Web-каталогах. Как и поисковые машины, каталоги используются пользователями Интернега для поиска необходимой им информации. Каталог представляет собой иерархически организованную структуру, в которую информация заносится по инициативе пользователей, поэтому объем информации в каталогах достаточно ограничен и может служить в качестве одной из отправных точек дальнейшего поиска информации. Использование «Желтых страниц». «Желтые страницы» (Yellow Pages) — аналог широко распространенных на Западе телефонных справочников. На «Желтых страницах» обычно помещается краткая информация о типе бизнеса компании, ее логотип, 1-2 иллюстрации и полная информация о координатах фирмы. Стандартный сервис включает название бизнеса, номера телефонов и факса, адрес электронной почты, а также ссылки на Web-страницы фирмы в Интернет, если они существуют. Таким образом, «Желтые страницы» могут служить хорошим исходным пунктом для поиска фирм, занимающихся определенным видом коммерческой деятельности. Поиск с использованием тематических Web-серверов. Практически Для любой области знаний в Интернете существуют серверы (Jump Station), содержащие коллекции гипертекстовых ссылок на информационные ресурсы по данной области. Такие серверы обычно содержат Международные маркетинговые исследования в сети Internet 171 большое количество ссылок и используются в качестве отправных точек для поиска информации по определенной теме. Поиск по ссылкам, расположенным на Web-серверах. В Интернете широко распространена практика обмена ссылками между серверами, которая обычно происходит на взаимовыгодной основе между партнерами по бизнесу и может служить основой для последовательной навигации в Интернете с целью поиска необходимой информации. Другим видом проведения маркетинговых исследований являются маркетинговые исследования пользователей Интернета — существующих или потенциальных потребителей. Среди методов проведения таких исследований можно выделить следующие. Анкетирование посетителей Web-сервера. Если Web-сервер фирмы достаточно хорошо посещаем, посетителям сервера можно предложить заполнить размещенную на нем анкету. Поскольку заполнение анкеты требует хотя бы некоторых усилий, необходима достаточная мотивация для убеждения посетителя сервера потратить несколько минут на ее заполнение. Анкетирование в Интернете можно также проводить, если собственный Web-сервер еще не является часто посещаемым или его просто не существует. Можно заказать проведение опроса фирме, имеющей Web-сервер с интересующей целевой ауди горией. Опрос с улучшенным показателем возврата. Этот вид опроса может применяться на серверах, где заполнение анкет является обязательным (например, при регистрации пользователей для доступа к платным услугам). При этом нежелательно большое количество дополнительных вопросов, однако при ограничении одним-двумя пунктами этот способ достаточно эффективен из-за высокого процента возврата анкет. Также можно использовать вторичную информацию, накопленную в базах данных таких серверов. Проведение опросов в телеконференциях. Для проведения опросов с использованием телеконференции необходимо проделать следующие шаги: найти телеконференции с интересующей аудиторией; некоторое время следить за дискуссиями в эти
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |