Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор атрибутов позиционирования




Позиционирование товара на рынке

Управление маркетинговой деятельностью



Позиционирование — это комплекс мер, благодаря которым в созна­нии целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к другим аналогичным товарам.

Позиция товара на рынке складывается из трех составляющих:

1) во-первых, это выбор атрибута позиционирования, т. е. некой по­лезности товара для клиента, которая может стать эмоциональ­ной причиной его покупки именно в данной фирме;

2) во-вторых, позиционирование осуществляется для выбранного це-1 левого рынка, так как для разных аудиторий наиболее привлека­тельные атрибуты позиционирования будут разными;

3) в-третьих, позиционирование должно учитывать позицию кон­курентов, которые предлагают товары тому же целевому рынку.

Все три составляющие позиции следует свести в одну лаконичную, фразу, 1де упоминается ключевое преимущество, двумя-тремя яркими образами охарактеризован целевой рынок, а также обозначена катего­рия, в которой товар конкурирует.

Основные принципы позиционирования можно сформулировать сле­дующим образом:

оно должно быть последовательным, используя выбранную по­зицию; придерживаясь однажды выбранного направления, не ме­нять позицию в течение длительного времени. В этом случае кли­енты будут знать и ценить фирму. Составляющие позиции могут время от времени меняться, но не сама позиция; в противном слу­чае фирма дезориентирует клиентов;

• ежедневно люди воспринимают огромное количество информа­ции — письменной и устной, поэтому очень важно, чтобы позиция фирмы преподносилась клиентам доступно и просто, но в то же время выразительно и своеобразно. Если позиция фирмы будет простой и выразительной, это поможет сконцентрироваться на пре­имуществах предприятия;

все составляющие бизнеса, включая решения об ассортименте предлагаемых товаров и услуг, об обслуживающем клиентов персо­нале, о способах рекламы, способах распределения, должны после­довательно выражать выбранную позицию.

Атрибут позиционирования — это то ключевое преимущество то-нара, которое позволяет потребителю удовлетворять свои потребности



Глава 1. Маркетинг в современной жизни


наилучшим образом, отличает данный продукт от товаров конкурен­тов и является источником мотивации его покупок.

С точки зрения покупателя, характеристики товара еще не являются получаемой пользой or приобретения товара. Чтобы убедить покупателя в том, что покупка именно этого товара будет полезной, нужно показать, что только товар с такими характеристиками способен удовлетворить ту или иную его потребность. Выбрать для позиционирования фирмы клю­чевое преимущество можно на основе мультиатрибутивной модели това­ра (этот вопрос рассматривается далее в гл. 3). Ключевое преимущество, склоняющее клиентов к покупке, должно быть убедительным и обеспечи­ваться объективно существующими характеристиками товара.

Выбор атрибута для позиционирования начинается с идентификации природы и потенциала сегментов но выгодам. Потребители объединя­ются в группы (кластеры) по выгодам, которые они ожидают получить от использования товара или услуги. Возможные параметры для пози­ционирования представлены на рис. 1.10.


Рис. 1.10. Параметры позиционирования

Рассмотрение позиционирования на основе качества порождает завы­шенные ожидания от употребления товара. У потребителей вырабаты­ваются ожидания, основанные на прошлом опыте, на цене, которую они платили, и на других факторах. В этом случае удовлетворение потреб­ностей зависит от разницы между услугой, которую потребители ожи­дают получить от товара, и услугой, которую они действительно полу­чили. Товар оценивается как очень хороший, если превосходит такие ожидания. Трудность заключается в том, что каждый положительный опыт создает ожидание еще лучшего качества в будущем. Следователь­но, способность приятно удивить и удовлетворить потребителя снижа-


1.4. Управление маркетинговой деятельностью



ется по мере создания таких ожиданий, а шансы неприятно удивить и разочаровать потребителя возрастают.

Иногда покупатели считают, что невозможно получить определен­ное сочетание выгод в одном товаре. Задача позиционирования за­ключается в том, чтобы убедить сомневающихся потребителей в том, что марка действительно сочетает все предлагаемые преимущества. То, что считалось компромиссом между двумя желаемыми, но противоре­чащими друг другу качествами, теперь становится комбинацией двух желаемых атрибутов. Рекламная кампания «Pepsi Light» была приме­ром такого позиционирования.

Позиционирование товара по отношению к конкурентам Позиционирование товара по отношению к конкурентам может осу­ществляться одним из двух способов:

1) проводя уникальное позиционирование на основе новой незанят той позиции;

2) позиционируя товар абсолютно так же, как конкурент, вытесняя последнего с данной позиции на рынке.

Уникальность позиции позволяет дифференцировать товар. Диф­ференциация товара — это отличие товара от его конкурентов по одной или более основным характеристикам или по характеристикам образа товара.

Дифференциация обеспечивает чрезвычайно важный для фирмы способ достижения конкурентного преимущества и получения допол­нительной прибыли путем создания дистанции между своим товаром и хуже позиционированным товаром-заменителем.

Если у фирмы имеется внутреннее конкурентное преимущество, выгодно позиционировать товар точно так же, как товар конкурента, но по более низкой цене. Если товар позволяет воспользоваться пре­имуществами структуры издержек, то дальнейшие дифференциация и конкуренция могут строиться исключительно на цене. Позициони­рование товара, основанное на низкой цене, соответствует выгодам, которые часть покупателей ожидают.

Для успешного определения позиции нужно понимать, каким обра­зом товары конкурируют друг с другом. Товары (услуги) могут быть легко заменяемыми, т. е. если нет товара определенной марки, потреби­тель может купить аналогичный от другой фирмы. Рассматривая это явление с другой стороны, можно сказать, что в данном случае лояль­ность потребителя относительно марки товара низка. Бумажные сал­фетки, жевательная резинка и т. д. — товары легко заменяемые. Высо-



Глава 1, Маркетинг в современной жизни


кокачественные алкогольные напитки, автомобили, элитная одежда — пример товаров, не являющихся легко заменяемыми. Если товар отно­сится к легко заменяемым, большое значение приобретает его ценовая доступность, а также привлекательность упаковки. Позиционирование позволяет в этом случае формировать лояльность потребителей к марке и имидж товара.

Пивоваренные компании «Балтика» и «Степан Разин» приложили много усилий для взаимной дифференциации в восприятии потре­бителей. Они соответствуют друг другу по затратам на рекламную кампанию, нацеленную на создание имиджа превосходного вкуса и получаемого удовольствия. Несмотря на десятилетия, потраченные на конкурентную борьбу, они имеют одинаковые позиции на рынке по имиджу и вкусу. В результате многие покупатели регулярно «пе­реключаются» с одного продукта на другой — в зависимости от нали­чия на рынке.

Новые пользователи товара или новые сферы его использования могут изменить то, что ранее ценилось в товаре или услуге, открывая новые возможности позиционирования товара или его дифференци­ации. Марка пива «Очаков» начала свое главное наступление на при­верженность марке «Балтика», концентрируя удар на отдельных ре­гионах и наметив рынок покупателей, приобретающих продукт для дома, — рынок, на который до того момента «Балтика» не обращала внимания. Как только слабость в позиционировании товара была об­наружена, вышел новый товар, который превосходил конкурента по экономичности и удобству перемещения большого объема, так как использовалась 2-литровая пластиковая бутыль. Однако позициони­рование не было закреплено насыщенной рекламной кампанией, на­правленной на интенсивных потребителей целевого рынка, поэтому не сформировалась лояльность потребителей к марке, а «Балтика» предложила новый продукт — пиво «Медовое» в большой пластико­вой упаковке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.