КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многоуровневые модели товара
В своей модели товара (рис. 3.2) Ф. Котлер выделяет основную выгоду, предлагаемую товаром для удовлетворения базовой потребности, и совокупность коммерческих характеристик, группируемых на разных уровнях, которые важны для адаптации товара к имеющимся у потребителя второстепенным потребностям. Основная выгода соответствует первому уровню товара и является товаром по замыслу. На этом уровне, по мнению Ф. Котлера, «задача состоит в том, чтобы выявить скры-1ые нужды потребителя, которые должны удовлетворяться товаром».1 Второй уровень — товар в реальном исполнении — определяет следующий набор полезных, с точки зрения потребителей, характеристик: уро-пень качества, функциональные свойства, внешнее оформление и упаковка, торговая марка.
Третий уровень носит название товар с подкреплением и включает is себя послепродажное обслуживание, наличие гарантий, доставку и другие дополнительные услуги, которые способствуют удобству использования товара, сохранению его потребительских свойств. Глава 3. Товарная политика В своих более поздних работах Ф. Котлер1 изменил многоуровневую модель товара. Однако данный вариант является уже классическим и, на наш взгляд, еще не устаревшим, так как определяет ключевые характеристики товара, влияющие на выбор потребителей. Модель товара В. Благоева2 основывается на подходе Ф. Котлера, но предполагает группировку характеристик товара на четырех уровнях (рис. 3.3). Первый уровень — ядро товара — определяет основное предназначение товара, ту «ядерную услугу», которую товар оказывает потребителю. Второй уровень — физические характеристики товара — качество, специальные характеристики, марка, стиль, упаковка. Третий уровень дополняет потребительную стоимость товара расширенными характеристиками — поставка в кредит, установка, сервис, гарантии, цена. Хо-
Рис. 3.3. Многоуровневая модель товара В. Благоева 1 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998. С. 896. 2 Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах / Пер. с болг., науч. ред. J 1 Маркетинговые инструменты, воздействующие на внешнюю среду _____________________ 1J57 чстся обратить внимание читателей на то, что цена в данной модели вы- <i у паст не в качестве маркетингового инструмента, а как характеристика, органично присущая товару Мнение В Благоева по этому поводу «здесь имеется в виду представление потребителя о том, заслуживает 1И товар этой цены» Четвертый уровень представляют характеристики, <вязанные с личными особенностями потребителя, — общественное признание, преимущества перед конкурентами, новые перспективы, самочувствие По мнению В Благоева, этот уровень важен для правильно-i о позиционирования товара на рынке «Ничто так сильно не влияет на потребителя, как ощущение того, что "совершается хорошая сделка"» Мультиатрибутивная модель товара Ж.-Ж. Ламбена Ж -Ж Ламбен в своей работе «Стрлтетческии маркетинг»1 определяет товар как «совокупность атрибутов», обеспечивающую покупателю «ядерную услугу», т е базовую функциональную ценность или полезность, специфичную для данного класса товаров, и ряд дополнительных вторичных качеств или полезностей, которые способ-(1вуют улучшению или подкреплению ядерной услуги Например основной функцией зубной пасты является гигиена полости рта, но она может иметь дополнительную полезность — предотвращение кариеса, приятный вкус
Дополнительные услуги могут быть необходимыми или добавленными Необходимые услуги определяются вариантом производства ядерной услуги (комфортностью, экономичностью, отсутствием шума) и псем тем, что обычно сопровождает ядерную услугу (упаковка, поставка, условия платежей, послепродажное обслуживание) Атрибуты мо-i у г иметь физическую природу (мощность, габариты), экономическую, а также эстетическую и эмоциональную, т е быть следствием восприятия образа марки или рекламного позиционирования, обеспечивающего эффект статуса или престижа Цена всегда является важным, но не обязательно решающим атрибутом Добавленные услуги не с вязаны с ядерной услугой, товар обеспечи-нает их в качестве дополнительных Например, авиакомпании предла-i ают во время полета бесплатные напитки По мнению Ж -Ж Ламбена, покупатели оценивают атрибуты на основе степени значимости каждого и степени их воспринимаемого присутствия в оцениваемом товаре 1 Ламбен Ж Ж Стратегический маркетинг Европейс кая перспектива / Пер < франц СПб Наука, 1996 С 589 Глава 3. Товарная политика Модель Ж.-Ж. Ламбена, на наш взгляд, является более универсальной, так как не ограничивает перечень характеристик-атрибутов, подлежащих рассмотрению в процессе выбора товара, а предполагает предварительные исследования по этому поводу. Многоуровневый товар при детальном рассмотрении также можно обнаружить в модели Ж.-Ж. Ламбена. Это связано прежде всего с тем, что процесс отбора и сравнения товаров является многоэтапным. Потребитель первоначально сравнивас1 воплощение базовых функций, затем необходимые дополнительные услуги, а далее — добавленные услуги.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 4538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |