КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер отношений между участниками канала распределения
Типы посредников Посредников в современных торговых отношениях — великое множество. Однако их можно условно разделить на несколько типов по признаку самостоятельности (независимости от производителя): • распределительные органы производителя (отдел сбыта, иногда -руководство предприятия, коммивояжеры, сбытовые филиалы);. • собственно торговые посредники и партнеры по сбыту: ♦ к торговым посредникам относятся оптовые и розничные организации, которые разрабатывают самостоятельную независимую от производителя распределительную политику и коми леке мероприятий по ее проведению (подробнее об этом см. в разделе «Оптовая и розничная торговля»). Они приобретают товар в собственность и далее действуют по своему усмотрению; ♦ к партнерам по сбыту относят лиц, юридически и экономически самостоятельных, которые выполняют «поддерживаю- » щую» функцию (агенты, брокеры, маклеры, эксиеди горы, тор- говые представители, комиссионеры). Они, как правило, не приобретают товар в собственность, а лишь осуществляют «со стыковку» интересов производителей и субъектов, заинтересованных в приобретении товара. Издавна посредники вступали в конкурентные отношения между собой за симпатии производителей и потребителей. Каждый из участников традиционной сбытовой сети старался извлечь максимально воз- 6.1. Инструмент воздействия на потребителя в рамках сбытовой политики 315 можные выгоды из процесса получения и передачи товара. В настоящее время острота конкуренции не исчезает, однако появилась тенденция к созданию договорных сбытовых систем (конечно, в рамках действующего антимонопольного законодательства).
Традиционные сбытовые маркетинговые структуры. Рассмотрим возможные типы конкурентных отношений в традиционных маркетинговых структурах (рис. 6.4).
• Горизонтальная конкуренция — отражает отношения соперничества между посредниками одного типа, находящимися на одном уровне сбытового канала (рис. 6.4, а). Например, мелкооптовые посредники (или розничники), распространяющие взаимозаменя- Глава 6. Сбытовая политика емые товары, конкурируют друг с другом за право установления «дружеских» отношений с поставщиком и за покупательские кошельки (особенно если их территориальные границы пересекаются или совпадают). • Вертикальная конкуренция — выражает соперничество между посредниками, находящимися на разных уровнях сбытового канала (рис. 6.4, б). Например, «низовые» уровни могут принимать на себя функции «вышестоящих» посредников или, наоборот, — функции дообработки, расфасовки, наклеивания ярлыков и т. д. • Конкуренция между сбытовыми каналами — характеризует отношения соперничества между сбытовыми каналами в целом (рис. 6.4, б). К примеру, обычная многоуровневая сеть посредников в книжной торговле испытывает конкуренцию со стороны прямого почтового канала. Конкурентное наступление друг на друга традиционно отнимает у посредников значительные материальные, временные и финансовые ресурсы. В целях более эффективной деятельности сформировались и развиваются координированные сбытовые структуры.1 Координированные сбытовые структуры. В известной мере здесь наблюдается сотрудничество в отношениях участников распределительной системы. Координированная сбытовая структура (КСС) — совокупность нескольких уровней канала товародвижения, которые действуют как единая система, где один из участников либо владеет остальными, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает силой, обеспечивающей их полное сотрудничество.
Условно можно выделить несколько типов КСС (рис. 6.5). • Корпоративные (интегрированные) — ситуация, когда последова 1 Их характеристики подробнее см.: Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996; Котлер Ф. Маркетиш менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998; Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ. М: Бизнес-книга, ИМА-Кросс. Плюс, 1995. Рис. 6.5. Типы координированных сбытовых структур где большинством акций владеют сами же эти компании (товары производятся под другими товарными марками). • Управляемые (контролируемые) — ситуация, когда последователь • Договорные — ситуация, когда независимые организации связа-i
Глава 6, Сбытовая политика ♦ кооперативы розничников. Инициаторами выступают розничные торговцы, которые создают новое хозяйственное объединение и поручают ему оптовые, а иногд;! и производственные операции. Через такой субъект учредитеЛИ-розничники приобретают товар, совместно осуществляют рекламные кампании и пр., а получаемую от операций прибыль делят между участниками пропорционально объему совершенных закупок; ♦ франшизные системы (франчайзинг). Одна фирма (франшизер) предоставляет другой фирме право на ведение определенного бизнеса на согласованной территории при соблюдении оговоренных правил и под торговой маркой франшизер^. Покупатель франшизы уплачивает единовременно некоторую начальную сумму, а затем регулярно отчисляет процент (или фиксированную сумму) от продаж. Франшизер же предоставляет право на использование •торговой марки и постоянную поддержку (передачу опыта). Например, систему франшиз используют фирмы Singer, Yves Rocher, Coca-Cola, Ford, McDonalds и др.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |