Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические агенты и факторы производства




Говоря об экономических агентах, мы причисляем к ним прежде всего фирмы.

Фирмой считается предприятие, преобразующее приобретенные им ресурсы в новые блага, которые оно намерено затем продать на рынке. Нлагом в экономической теории принято называть предмет либо услугу, которые способны удовлетворить ту или иную потребность человека. Это свойство удовлетворять потребность называют полезностью. Когда благо производится для продажи на рынке (а в маркетинге имеют дело именно с такими благами), его синонимом является «товар».

Цель фирмы — максимизация прибыли, т.е. разницы между выручкой or продажи готовых благи издержками, которые она понесла, приобре-i пи ресурсы для производства этих благ. При этом фирма (вернее, ее хозя­ин) сама определяет все параметры деятельности: какое именно благо она Пуде г производить, какую технологию использовать и, наконец, кому про­давать готовое благо. Ключевую роль в деятельности фирмы играет пра-



Раздел I. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА


вило неограниченной ответственности: владелец фирмы в случае ее банк­ротства обязан погасить все обязательства фирмы, даже если для этого ему придется продать собственное имущество. (Иногда эту мысль выра­жают так: обязательства фирмы распространяются на имущество владель­ца.) В то же время владелец фирмы является единственным претендентом на получаемую ею прибыль. Таким образом, владелец фирмы (предпри­ниматель) предпочитает руководствоваться принципом «всё или ничего».

Вторую группу экономических агентов в рыночной экономике состав­ляют потребители, точнее, домохозяйства — экономические единицы, образуемые, как правило, семьей, в частном случае состоящей из одного человека. В исходном периоде они обладают фиксированным запасом денег и стремятся таким образом распределить их между приобретаемы­ми благами, чтобы получить от этих благ максимальную полезность. Проще говоря, если цель фирмы — получение прибыли, то цель домохозяйства — максимальное (в пределах возможного) удовлетворение разнообразных и в каждом случае индивидуальных потребностей членов домохозяйства.

Легко заметить, что как фирмы, так и потребители попеременно выс­тупают на рынке покупателями и продавцами. В отношении фирм это утверждение выглядит бесспорным: они приобретают ресурсы (капиталь­ные блага) и продают готовые блага. Но и домохозяйства должны иметь постоянные источники дохода для возобновления покупок потребитель­ских благ на рынке. Такие доходы они получают за счет продажи на рын­ке так называемых факторов производства.

К факторам производства относят труд, землю, капитал и предприни­мательские способности. Если некто намерен произвести какое-либо бла­го, то он вынужден объединить факторы производства в качестве ресурсов. Все они в исходный момент находятся в собственности других лиц — тех самых, которые одновременно являются потребителями. Эти лица согла­сятся предоставить факторы, находящиеся в их собственности, только в случае, если их услуги будут вознаграждены. Вознаграждение услуг тру­да называют заработной платой, земли —рентой, капитала — процентом, предпринимательских способностей — прибылью. Таким образом, прода­вая услуги факторов, их собственники получают доход и сами превраща­ются в покупателей.

Как уже говорилось, все решения экономические агенты принимают самостоятельно, не согласуй их с другими участниками рыночной игры. Но для того чтобы такие решения были безошибочными, люди должны располагать достоверной информацией о том, какие именно блага и ка­ким образом необходимо производить. Таким источником достоверной информации в рыночной экономике выступает система равновесных цен. Она мгновенно и притом совершенно безвозмездно предоставляет ры-


Глава 1 Общие основы рыночной экономики



ночным агентам всю информацию об изменениях, происходящих на рын­ке, что позволяет им вносить коррективы в свое поведение.

В условиях широкого разделения труда, когда люди специализируют­ся не только на производстве отдельных благ, но даже на выполнении от­дельных операций, каждый агент может приобрести необходимое ему благо лишь в обмен на благо, имеющееся в его распоряжении. Всеобщая система обмена становится отличительной чертой любой экономической системы, основанной на разделении труда. Но особенность рыночной экономики состоит в том, что здесь обмен благ происходит с помощью денег.

Деньги выполняют три функции. Во-первых, они выступают мерой стоимости В деньгах выражаются пропорции обмена всех благ, обраща­ющихся в рыночной экономике. Во-вторых, деньги служат средством обращения благ. Обмен благ, основанный на использовании денег, сопря­жен с гораздо меньшими издержками по сравнению с вариантом непос­редственного обмена благ (бартера). Издержки обмена (часто используется термин «трансакционные издержки») при использовании денег становят­ся практически равными нулю, что вызвано экономией усилий по поис­ку информации. В-третьих, деньги используются населением в качестве средства хранения богатства. В этом случае деньги конкурируют с други­ми финансовыми активами, но иногда способны выполнять эту функ­цию идеально.

Таковы в общих чертах основные параметры, характеризующие сугу­бо рыночную экономическую модель. Теперь сравним с ней ту модель, которую принято называть директивной экономикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.