Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция отношения общества к рыночной экономике




Исторически отношение общества к рынку и рыночной экономике менялось. Теоретическое обоснование такой системы дал в XVIII в. А. Смит, считавший рыночный механизм («невидимую руку») идеальным регулятором общественного производства.


Глава 1 Общие основы рыночной экономики



В самом деле, у рынка как общественного механизма есть несомнен­ные, очевидные и сегодня преимущества:

• эффективное распределение ресурсов общества, которые рынок направляет на производство необходимых товаров;

• возможность успешного функционирования при наличии ограни­ченной информации;

• гибкость, быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям;

• постоянное стремление к совершенствованию, использованию достижений научно-технического прогресса под влиянием конку­ренции и погони за максимальной прибылью;

• свобода выбора и действий для предпринимателей и потребителей.

Отдельно стоит сказать об одной из важнейших составляющих рыноч­ной экономики — частной собственности на средства производства. Идея ее уничтожения оказалась утопической, так как частная собственность обладает рядом достоинств, которые трудно оспорить, в том числе и с позиций основополагающих марксистских положений. Эти достоинства тключаются в том, что частная собственность, во-первых, позволяет осу­ществить право человека на самореализацию, наиболее полное выявле­ние своих способностей и на выбор источника получения дохода, во-вторых, обеспечивает эффективное управление производством благо­даря минимальной дистанции между собственником, заинтересованным» результатах труда, и исполнителями и, в-третьих, наилучшим образом обеспечивает права потребителя благодаря эффективной обратной связи.

Но нельзя отрицать и недостатки рынка, систематизированную кри­тику которого (и вместе с ним капитализма как системы) дал в XIX в. К. Маркс, предложивший как выход централизованное планирование, i.e. директивную экономику вместо рыночной. С точки зрения современ­ных представлений эти недостатки сводятся к следующим положениям:

• рынок не содержит экономического механизма для решения задач, имеющих долгосрочное и коллективное значение: охрана природ­ной среды, проведение фундаментальных научных исследований, организация социально-инфраструктурной деятельности (ком­мунальное хозяйство, общественный транспорт, образование, здра­воохранение и т.п.);

• рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов той части общества, у кото­рой есть деньги;

• рынок не обеспечивает важнейших социальных прав — на труд, на гарантированный жизненный уровень;

• рынок подвержен нестабильному развитию с кризисами.



Раздел I. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА


Такой важнейший рыночный механизм, как конкуренция, имеет свои
специфические недостатки:

• вытесняя часть конкурентов с рынка, она порождает в обществе социальных аутсайдеров;

• ценовая конкуренция нередко идет за счет снижения качества;

• существует опасность недобросовестной конкуренции, нарушаю­щей права потребителей, а также конкурентов: сюда относятся ис­пользование дезориентирующей или откровенно ложной рекламы, криминальные методы борьбы с конкурентами; недобросовестным методом конкуренции считается и демпинг — продажа по цене ниже себестоимости;

• конкуренция воспитывает и возбуждает в людях далеко не лучшие качества.

XX век начался с попытки реализации взглядов Маркса, причем по­пытки, вначале во многом довольно успешной (или казавшейся таковой). В 1930-е годы под влиянием мирового кризиса капиталистического хо­зяйства на фоне упомянутых успехов появились работы Дж.М. Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования рыноч­ной экономики, начались первые попытки применения этих идей на прак­тике («новый курс» в США, «шведский социализм»).

В послевоенные годы этот опыт широко распространился (наряду с достаточно высокой популярностью чисто марксистских идей). Итогом стало появление в 1960-х годах теории конвергенции капитализма и со­циализма (У. Гэлбрейт, А.Д. Сахаров), которая предполагала постепенное слияние двух систем с избавлением от пороков каждой из них.

Дальнейшие тенденции мирового экономического развития, включая развал социалистической системы, привели к расцвету неоклассических теорий, к своего рода рыночному радикализму, отрицающему всякую цен­ность не только марксизма, но и кейнсианства. Однако нельзя забывать, что этот радикализм имеет в виду рынок современный, во многом при­способившийся к реальностям сегодняшнего дня и смягчивший некото­рые свои противоречия. В какой-то степени само это приспособление можно рассматривать как результат конвергенции.

Такими адаптационными характеристиками современного рынка являются:

• рост мелкого бизнеса, более или менее гармонично сосуществую­щего с монополиями;

• участие наемных работников в управлении и собственности фирм;

• государственное регулирование конкуренции, инфляции и т.п.;

• государственная социальная (а нередко также экологическая, ре­гиональная и др.) политика, направленная на предотвращение или смягчение негативных последствий действия рыночных механизмов.

К адаптационным характеристикам современного рынка можно от­нести и появление маркетинга с его ориентацией на потребителя.


Глава 2 Общие основы предпринимательства



Глава 2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.