КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Юридические ограничения маркетинговой деятельности
Важнейшим ограничителем активности хозяйствующих субъектов на товарных рынках является конкуренция — состязательность, когда самостоятельные действия субъектов ограничивают возможность каждого из них самостоятельно воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Стремление к победе в конкурентной борьбе нередко подталкивает ее участников к действиям, идущим вразрез как с правами потребителей, составляющими неотъемлемую часть прав человека, так и с законным правом конкурентов участвовать в честной конкуренции. Юридическое регулирование призвано защищать интересы как тех, так и других от недобросовестной конкуренции С другой стороны, не менее важно защищать интересы Производителей и потребителей от попыток государства OI раничить честную конкуренцию. В Российской Федерации поддержка конкуренции нашла юридическое закрепление в целом ряде нормативно-правовых актов. Часть 1 ст. 8 Глава 6. Регулирующая роль государства. _______________ gi Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Часть 2 ст. 34 развивает это положение: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Российская Конституция также гарантирует и защищает все формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные. Кроме этого, в части 3 ст. 35 закрепляется неприкосновенность собственности, в соответствии с которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Гражданский кодекс РФ как экономическая конституция страны также регулирует вопросы конкуренции. Согласно ст. 1 ГК РФ «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела». Здесь же подчеркивается, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Что касается самих прав, то они могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме этого, Гражданский кодекс РФ, фактически повторяя Конституцию РФ, юридически закрепляет свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории страны. Ограничения перемещения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В Российской Федерации также действует Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы деятельности юридических и физических лиц на товарных рынках, ограничения и пресечение их монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение единства экономического пространства РФ. Под недобросовестной конкуренцией закон понимает «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельное -i и действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям
Раздел II. ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации» (ст. 4 закона). Кроме того, законом запрещаются действия лиц, занимающих доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или изменение интересов других лиц. Понятие «доминирующее положение» включает в себя следующее: • исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам; • положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более. Примерами могут служить изъятие товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке (скажем, скупка билетов), создание препятствий доступу на рынок других хозяйствующих субъектов. Законом запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) потенциальных конкурентов, занимающих в совокупности доминирующее положение, если это влечет существенное ограничение конкуренции: раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж (закупок), по ассортименту и т.п. Органам власти запрещается принимать акты и/или совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающих дискриминирующие (или благоприятствующие) условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции. В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов в законе предусмотрено осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием, присоединением, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов.
Следует заметить, что и Уголовный кодекс РФ рассматривает монополистические действия и ограничение конкуренции (недобросовестная конкуренция) как преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178. Уголовно наказуемыми согласно данной статье являются монополистические действия, совершенные путем установле- Глава 6. Регулирующая роль государства... ния монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен. Спектр предусмотренных наказаний широк: от штрафов (200—700 минимальных размеров оплаты труда) или конфискации заработной платы, доходов осужденного (от 2 до 7 месяцев) до ареста (4—6 месяцев) или лишения свободы до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой. Еще одним важным ограничением маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов являются отношения в области защиты прав потребителей, урегулированные Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «О защите прав потребителей». Данные нормативно-правовые акты устанавливают следующие права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг): • право на товары надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья; • право на получение информации о товарах, а также об изготовителях (исполнителях, продавцах); • право на государственную и общественную защиту своих интересов. Перечисленные права потребителей существенным образом ограничивают маркетинговую деятельность юридических и физических лиц на товарных рынках, в частности в области обязательного соответствия предоставляемых товаров, работ, услуг государственным стандартам, санитарным нормам и правилам, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства. Некоторые специальные вопросы юридического регулирования маркетинговой деятельности — в сфере рекламы и внешнеэкономической деятельности — будут рассмотрены отдельно (соответственно гл. 19 и 26).
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |