Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридические ограничения маркетинговой деятельности




Важнейшим ограничителем активности хозяйствующих субъектов на товарных рынках является конкуренция — состязательность, когда само­стоятельные действия субъектов ограничивают возможность каждого из них самостоятельно воздействовать на общие условия обращения това­ров на соответствующем товарном рынке.

Стремление к победе в конкурентной борьбе нередко подталкивает ее участников к действиям, идущим вразрез как с правами потребителей, составляющими неотъемлемую часть прав человека, так и с законным правом конкурентов участвовать в честной конкуренции. Юридическое регулирование призвано защищать интересы как тех, так и других от не­добросовестной конкуренции С другой стороны, не менее важно защи­щать интересы Производителей и потребителей от попыток государства OI раничить честную конкуренцию.

В Российской Федерации поддержка конкуренции нашла юридичес­кое закрепление в целом ряде нормативно-правовых актов. Часть 1 ст. 8


Глава 6. Регулирующая роль государства. _______________ gi

Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируется един­ство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономи­ческой деятельности». Часть 2 ст. 34 развивает это положение: «Не допус­кается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Российская Конституция также гаран­тирует и защищает все формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные. Кроме этого, в части 3 ст. 35 закрепляется не­прикосновенность собственности, в соответствии с которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Прину­дительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения».

Гражданский кодекс РФ как экономическая конституция страны так­же регулирует вопросы конкуренции. Согласно ст. 1 ГК РФ «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников ре­гулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свобо­ды договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела». Здесь же подчеркивается, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязан­ностей на основе договора. Что касается самих прав, то они могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес­печения обороны страны и безопасности государства.

Кроме этого, Гражданский кодекс РФ, фактически повторяя Консти­туцию РФ, юридически закрепляет свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории страны. Ограничения переме­щения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

В Российской Федерации также действует Федеральный закон «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы деятельности юридических и физических лиц на товарных рынках, ограничения и пресе­чение их монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение единства экономического пространства РФ. Под недобросовестной конкуренцией закон понимает «любые направлен­ные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельное -i и действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям



Раздел II. ВНЕШНЯЯ СРЕДА МАРКЕТИНГА


действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации» (ст. 4 закона).

Кроме того, законом запрещаются действия лиц, занимающих доми­нирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результа­том существенное ограничение конкуренции и/или изменение интересов других лиц.

Понятие «доминирующее положение» включает в себя следующее:

• исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, дающее ему возможность оказы­вать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам;

• положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке оп­ределенного товара составляет 65 % и более. Примерами могут слу­жить изъятие товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке (скажем, скупка билетов), создание препятствий доступу на рынок других хозяйствующих субъектов.

Законом запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) потенциальных конкурентов, занимающих в совокупности до­минирующее положение, если это влечет существенное ограничение кон­куренции: раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж (закупок), по ассортименту и т.п.

Органам власти запрещается принимать акты и/или совершать дей­ствия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающих дискриминирующие (или благоприятствующие) условия де­ятельности отдельным хозяйствующим субъектам, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное огра­ничение конкуренции.

В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хо­зяйствующих субъектов в законе предусмотрено осуществление предва­рительного государственного контроля за созданием, слиянием, присоединением, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за со­блюдением антимонопольного законодательства при приобретении ак­ций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Следует заметить, что и Уголовный кодекс РФ рассматривает монопо­листические действия и ограничение конкуренции (недобросовестная конкуренция) как преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 178. Уголовно наказуемыми согласно данной статье являются монополистические действия, совершенные путем установле-


Глава 6. Регулирующая роль государства...



ния монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограниче­ние конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, уста­новление или поддержание единых цен. Спектр предусмотренных нака­заний широк: от штрафов (200—700 минимальных размеров оплаты труда) или конфискации заработной платы, доходов осужденного (от 2 до 7 месяцев) до ареста (4—6 месяцев) или лишения свободы до 7 лет с кон­фискацией имущества или без таковой.

Еще одним важным ограничением маркетинговой деятельности хо­зяйствующих субъектов являются отношения в области защиты прав потребителей, урегулированные Гражданским кодексом РФ, а также Фе­деральным законом «О защите прав потребителей».

Данные нормативно-правовые акты устанавливают следующие права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг):

• право на товары надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья;

• право на получение информации о товарах, а также об изготовите­лях (исполнителях, продавцах);

• право на государственную и общественную защиту своих интересов.

Перечисленные права потребителей существенным образом ограни­чивают маркетинговую деятельность юридических и физических лиц на товарных рынках, в частности в области обязательного соответствия пре­доставляемых товаров, работ, услуг государственным стандартам, сани­тарным нормам и правилам, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Некоторые специальные вопросы юридического регулирования марке­тинговой деятельности — в сфере рекламы и внешнеэкономической деятель­ности — будут рассмотрены отдельно (соответственно гл. 19 и 26).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.