Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положительные и отрицательные эффекты




Классификации направлений и виды туризма

Различают прежде всего туризм внутренний, т.е. осуществляемый внут­ри одной страны, и международный. Последний связан с дополнительны­ми юридическими проблемами (получение виз, таможенные правила, а также существующие в некоторых странах, в том числе в России, осо­бые цены и ограничения на перемещение для иностранцев и т.д.) и соот­ветственно с дополнительными услугами. Другие проблемы, также связанные с дополнительными услугами, — валютная, языковая.

В свою очередь, международный туризм для каждой конкретной стра­ны распадается на въездной и выездной. С этой классификацией связаны понятия экспорта и импорта туристических услуг, причем смысл в эти термины вкладывается не совсем обычный.

Экспортом в туризме следует считать услуги, оказываемые иностран­ным (въезжающим) туристам, при этом большая часть этих услуг оказы­вается на территории собственной страны.

Термин «импорт туристических услуг» обычно не применяется, но ло­гика подсказывает, что так можно назвать обслуживание собственных граждан, выезжающих за рубеж (организация туров, визовая помощь, консультации, перевозки и т.д.).

Путешествуя по территории страны, иностранные туристы предъяв­ляют спрос на те же услуги, что и внутренние туристы (хотя есть опреде­ленная специфика и в наборе услуг, и в требованиях к их качеству). Это позволяет объединить въездной туризм с внутренни м, введя понятие «тер­риториальный туризм». Именно этим понятием описывается сфера дея­тельности гостиниц, общественного питания, экскурсионных бюро, производителей и продавцов сувениров и т.п.

С другой точки зрения имеет смысл объединить внутренний туризм с выездным понятием «национальный туризм». В обоих случаях путешеству­ют граждане одной и той же страны. Для правительства небезразлично, какую активность в этой области проявляют граждане, — это является индикатором как уровня благосостояния, так и уровня культуры (бедный человек не имеет средств куда-либо ездить, а малоразвитый просто не испытывает в этом потребности).

Схема классификации направлений туризма представлена на рис. 19.

В зависимости от целей, содержания и спроса на услуги различают следующие виды туризма.

Рекреационный туризм, т.е. поездки с целью отдыха. Этот вид туризма часто сочетается с другими: за время отдыха человек может съездить на познавательные экскурсии, пройти курс лечения, заняться рыбной лов-


334 Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ

лей и т.д. Рекреационный туризм очень разнообразен: это и отдых на соб­ственной даче, находящейся поблизости от дома, и поездка на зарубеж­ный курорт, не говоря о множестве промежуточных вариантов. При этом, как правило, чем дальше люди едут от своего дома, тем более высокие требования они предъявляют к качеству туристических услуг.

Рис. 19. Классификация направлений туризма

Познавательный туризм — осмотр культурных, исторических, природ­ных и других достопримечательностей. Этот вид туризма предъявляет спрос примерно на те же услуги, что и рекреационный туризм, плюс (не всегда) экскурсионное обслуживание, но, как правило, такие туристы более мобильны и проводят в одном пункте значительно меньшее время.

Экологический туризм — популярная разновидность познавательного, посещение природных объектов, представляющих особую экологическую ценность (Байкал, Аральское море, Амазонка и т.п.). Такой туризм несет дополнительную функцию экологического просвещения и воспитания, он во многом пересекается со спортивным, предполагая меньший ком­форт за счет бережного отношения к природе.

Молодежный туризм. Этот вид туризма по содержанию и целям пере­секается с другими, в первую очередь с познавательным туризмом, затем рекреационным и т.д. Отличается он от них специфическим континген­том, который сочетает высокую мобильность в туристических поездках с относительно невысокой, как правило, платежеспособностью и относи­тельно меньшими требованиями к комфорту. Именно поэтому его имеет смысл рассматривать особо — на обслуживании данного контингента могут специализироваться отдельные организации.

Оздоровительный туризм (с целью лечения). Этот вид туризма имеет много общего с рекреационным, но его география намного уже, а неко­торые услуги специфичны.


Глава 33. Маркетинг в туризме



Спортивный туризм включает в себя множество подразделений: пеший, водный, конный, велосипедный, горный (в том числе альпинизм), спе­леологический, лыжный и т.д. Туристы-спортсмены обычно не нуждают­ся в комфорте и предъявляют минимальный спрос на услуги, зато это спрос специфический: на специальное снаряжение, одежду, продукты питания; на транспорт, который перевозит к началу маршрутов; на гос­тиничные услуги и питание в местах начала маршрутов; на услуги про­водников и спасательных служб. Особый вид спортивного туризма — туризм экстремальный, при котором трудности и опасности рассматри­ваются не как неизбежные спутники любимого занятия, а как самостоя­тельная ценность.

Любительский туризм (охотничий и рыболовный), имеющий много общего со спортивным.

Автотуризм. Имеет много общего как со спортивным, так и с позна­вательным. В отличие от пеших, конных, лыжных, водных туристов ав­тотуристы обычно путешествуют по хорошим дорогам и предъявляют более высокие требования к качеству услуг и комфорту. Поскольку шоссе связывают между собой города, такой туризм, как правило, включает в себя осмотр достопримечательностей. Более того, именно такой осмотр (впрочем, как и шопинг, посещение фестивалей и многое другое) может быть в конкретных случаях основной целью путешествия, а автомобиль — лишь средством; в других случаях приоритетность обратная — отдых за рулем рассматривается как самоцель, а все остальное — как дополнитель­ные развлечения.

Сказанное может относиться также к вело- и мототуризму, но те все же ближе к спортивному, тем более что там, как правило, нет пассажиров, т.е. турист является одновременно спортсменом как бы по определению.

Деловой туризм — посещение и осмотр объектов, представляющих для туристов профессиональный интерес, своего рода разновидность позна­вательного туризма. Разновидностью делового туризма можно считать командировки.

«Фестивальный» туризм — поездки на различные массовые меропри­ятия: фестивали, конгрессы, чемпионаты, ярмарки и т.д. Туристический спрос здесь неравномерно распределен во времени.

Религиозный туризм — паломничество к святыням различных конфес­сий.

Мемориальный туризм — поездки к мемориальным местам, в первую очередь к могилам предков. Этот вид туризма имеет две основные разно­видности. С одной стороны, в качестве выездного он характерен для стран, где значительную часть населения составляют иммигранты (прежде все­го Израиль), а в качестве въездного — для стран, рассматривающихся как «историческая родина» обширной диаспорой (Китай, Армения, Польша,



Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ


тот же Израиль и др.). С другой стороны, в странах, проигравших Вторую мировую войну (в Германии и особенно Японии), распространены поез­дки к местам захоронений родственников, погибших в боях или умерших в плену в других странах, в первую очередь в России.

Шопинг-туризм, т.е. поездка за покупками. Как массовое явление по­явился у нас еще в советские времена: тогда на многих предприятиях уст­раивали экскурсии в относительно благополучные города, прежде всего в Москву; такая экскурсия включала как осмотр достопримечательностей, так и «свободное время», откровенно предназначенное для похода по мага­зинам и являвшееся для большинства основным содержанием экскурсии. Хотя и намного менее, но был распространен и внешний шопинг-туризм. Сейчас у так называемых «челноков» этот вид туризма превратился в про­фессию, но едва ли перестал от этого быть туризмом, так как туристичес­кие услуги все равно потребляются.

Приведенная (и наверняка неполная) классификация вместе с клас­сификацией, изложенной в начале параграфа, представляет собой осно­ву сегментации туристического рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.