КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Положительные и отрицательные эффектыКлассификации направлений и виды туризма Различают прежде всего туризм внутренний, т.е. осуществляемый внутри одной страны, и международный. Последний связан с дополнительными юридическими проблемами (получение виз, таможенные правила, а также существующие в некоторых странах, в том числе в России, особые цены и ограничения на перемещение для иностранцев и т.д.) и соответственно с дополнительными услугами. Другие проблемы, также связанные с дополнительными услугами, — валютная, языковая. В свою очередь, международный туризм для каждой конкретной страны распадается на въездной и выездной. С этой классификацией связаны понятия экспорта и импорта туристических услуг, причем смысл в эти термины вкладывается не совсем обычный. Экспортом в туризме следует считать услуги, оказываемые иностранным (въезжающим) туристам, при этом большая часть этих услуг оказывается на территории собственной страны. Термин «импорт туристических услуг» обычно не применяется, но логика подсказывает, что так можно назвать обслуживание собственных граждан, выезжающих за рубеж (организация туров, визовая помощь, консультации, перевозки и т.д.). Путешествуя по территории страны, иностранные туристы предъявляют спрос на те же услуги, что и внутренние туристы (хотя есть определенная специфика и в наборе услуг, и в требованиях к их качеству). Это позволяет объединить въездной туризм с внутренни м, введя понятие «территориальный туризм». Именно этим понятием описывается сфера деятельности гостиниц, общественного питания, экскурсионных бюро, производителей и продавцов сувениров и т.п. С другой точки зрения имеет смысл объединить внутренний туризм с выездным понятием «национальный туризм». В обоих случаях путешествуют граждане одной и той же страны. Для правительства небезразлично, какую активность в этой области проявляют граждане, — это является индикатором как уровня благосостояния, так и уровня культуры (бедный человек не имеет средств куда-либо ездить, а малоразвитый просто не испытывает в этом потребности). Схема классификации направлений туризма представлена на рис. 19. В зависимости от целей, содержания и спроса на услуги различают следующие виды туризма. Рекреационный туризм, т.е. поездки с целью отдыха. Этот вид туризма часто сочетается с другими: за время отдыха человек может съездить на познавательные экскурсии, пройти курс лечения, заняться рыбной лов- 334 Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ лей и т.д. Рекреационный туризм очень разнообразен: это и отдых на собственной даче, находящейся поблизости от дома, и поездка на зарубежный курорт, не говоря о множестве промежуточных вариантов. При этом, как правило, чем дальше люди едут от своего дома, тем более высокие требования они предъявляют к качеству туристических услуг. Рис. 19. Классификация направлений туризма Познавательный туризм — осмотр культурных, исторических, природных и других достопримечательностей. Этот вид туризма предъявляет спрос примерно на те же услуги, что и рекреационный туризм, плюс (не всегда) экскурсионное обслуживание, но, как правило, такие туристы более мобильны и проводят в одном пункте значительно меньшее время. Экологический туризм — популярная разновидность познавательного, посещение природных объектов, представляющих особую экологическую ценность (Байкал, Аральское море, Амазонка и т.п.). Такой туризм несет дополнительную функцию экологического просвещения и воспитания, он во многом пересекается со спортивным, предполагая меньший комфорт за счет бережного отношения к природе. Молодежный туризм. Этот вид туризма по содержанию и целям пересекается с другими, в первую очередь с познавательным туризмом, затем рекреационным и т.д. Отличается он от них специфическим контингентом, который сочетает высокую мобильность в туристических поездках с относительно невысокой, как правило, платежеспособностью и относительно меньшими требованиями к комфорту. Именно поэтому его имеет смысл рассматривать особо — на обслуживании данного контингента могут специализироваться отдельные организации. Оздоровительный туризм (с целью лечения). Этот вид туризма имеет много общего с рекреационным, но его география намного уже, а некоторые услуги специфичны. Глава 33. Маркетинг в туризме Спортивный туризм включает в себя множество подразделений: пеший, водный, конный, велосипедный, горный (в том числе альпинизм), спелеологический, лыжный и т.д. Туристы-спортсмены обычно не нуждаются в комфорте и предъявляют минимальный спрос на услуги, зато это спрос специфический: на специальное снаряжение, одежду, продукты питания; на транспорт, который перевозит к началу маршрутов; на гостиничные услуги и питание в местах начала маршрутов; на услуги проводников и спасательных служб. Особый вид спортивного туризма — туризм экстремальный, при котором трудности и опасности рассматриваются не как неизбежные спутники любимого занятия, а как самостоятельная ценность. Любительский туризм (охотничий и рыболовный), имеющий много общего со спортивным. Автотуризм. Имеет много общего как со спортивным, так и с познавательным. В отличие от пеших, конных, лыжных, водных туристов автотуристы обычно путешествуют по хорошим дорогам и предъявляют более высокие требования к качеству услуг и комфорту. Поскольку шоссе связывают между собой города, такой туризм, как правило, включает в себя осмотр достопримечательностей. Более того, именно такой осмотр (впрочем, как и шопинг, посещение фестивалей и многое другое) может быть в конкретных случаях основной целью путешествия, а автомобиль — лишь средством; в других случаях приоритетность обратная — отдых за рулем рассматривается как самоцель, а все остальное — как дополнительные развлечения. Сказанное может относиться также к вело- и мототуризму, но те все же ближе к спортивному, тем более что там, как правило, нет пассажиров, т.е. турист является одновременно спортсменом как бы по определению. Деловой туризм — посещение и осмотр объектов, представляющих для туристов профессиональный интерес, своего рода разновидность познавательного туризма. Разновидностью делового туризма можно считать командировки. «Фестивальный» туризм — поездки на различные массовые мероприятия: фестивали, конгрессы, чемпионаты, ярмарки и т.д. Туристический спрос здесь неравномерно распределен во времени. Религиозный туризм — паломничество к святыням различных конфессий. Мемориальный туризм — поездки к мемориальным местам, в первую очередь к могилам предков. Этот вид туризма имеет две основные разновидности. С одной стороны, в качестве выездного он характерен для стран, где значительную часть населения составляют иммигранты (прежде всего Израиль), а в качестве въездного — для стран, рассматривающихся как «историческая родина» обширной диаспорой (Китай, Армения, Польша, Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ тот же Израиль и др.). С другой стороны, в странах, проигравших Вторую мировую войну (в Германии и особенно Японии), распространены поездки к местам захоронений родственников, погибших в боях или умерших в плену в других странах, в первую очередь в России. Шопинг-туризм, т.е. поездка за покупками. Как массовое явление появился у нас еще в советские времена: тогда на многих предприятиях устраивали экскурсии в относительно благополучные города, прежде всего в Москву; такая экскурсия включала как осмотр достопримечательностей, так и «свободное время», откровенно предназначенное для похода по магазинам и являвшееся для большинства основным содержанием экскурсии. Хотя и намного менее, но был распространен и внешний шопинг-туризм. Сейчас у так называемых «челноков» этот вид туризма превратился в профессию, но едва ли перестал от этого быть туризмом, так как туристические услуги все равно потребляются. Приведенная (и наверняка неполная) классификация вместе с классификацией, изложенной в начале параграфа, представляет собой основу сегментации туристического рынка.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |