КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направления маркетинговых мероприятий
Здесь речь пойдет о маркетинге, который проводят государственные и особенно региональные органы, заинтересованные в привлечении туристов (поскольку маркетинговая деятельность специализированных фирм не отличается особой спецификой по сравнению с другими организациями сферы услуг). Главное, что они могут сделать, — проводить определенные мероприятия, способствующие созданию туристической инфраструктуры. Первое направление этих мероприятий — помощь местным предпринимателям в строительстве и организации гостиниц и тому подобных объектов, т.е. предоставление финансовых льгот, а также в отдельных случаях прямые капитальные вложения. Все это характерно скорее для местных органов власти. Второе направление — капитальные вложения в транспортную инфраструктуру, прежде всего в автодороги, а также в аэропорты. Имеется в виду, что в этой сфере мелкий частный бизнес просто не найдет соответствующих средств. Это поле деятельности для региональных органов власти. Как уже говорилось, в широком смысле понятие инфраструктурной обеспеченности включает в себя не только объекты инфраструктуры, но и уровень обслуживания. Отчасти этот уровень вырабатывается стихийно, в длительном процессе рыночной деятельности, но здесь государственные органы могут оказать помощь, организовав обучение работников сферы обслуживания. Другой фактор, привлекающий туристов, — это наличие интересных туристических объектов. К ним относятся: удобные места отдыха; лечебные факторы (например, источники минеральных вод); природные объекты, привлекающие своей красотой или уникальностью; археологические памятники, памятники архитектуры, статуи и другие произведения монументального искусства и ансамбли; здания, населенные пункты и другие места, связанные с историческими событиями или жизнью известных личностей; музеи и выставки; театры, фестивали и т.д.
Глава 33. Маркетинг в туризме Привлекательность этих объектов иногда носит объективный характер, но очень часто для того, чтобы оценить привлекательность, необходима определенная подготовка. Например, очевидно, что если европеец или американец в Италии стремится посетить Верону, то она им интересна как «город Ромео и Джульетты»; но для какого-нибудь путешествующего арабского шейха это может быть пустым звуком (хотя он скорее всего оценит красоту венецианских каналов и дворцов). Конечно экзотика, т.е. полная непохожесть на объекты привычной культуры, имеет и собственную привлекательность. И все же в общем исторические или архитектурные памятники тем привлекательнее, чем больше знает турист об их истории, чем ближе они к его культуре. Вот здесь возможна определенная деятельность по продвижению. Это не только прямолинейная реклама, но прежде всего целенаправленное информирование потенциальных туристов, особенно зарубежных. Огромную роль при этом играет такой прием, как позиционирование. У зарубежного туриста, например европейского, существует, как правило, сложившаяся система туристических ценностей. Это такие города, как Афины, Париж, Лондон, Рим, Флоренция, Венеция, Иерусалим, Нью-Йорк; такие памятники и ансамбли, как Акрополь, Колизей, Эйфелева башня, статуя Свободы, «Русалочка», соборы Св. Петра, Парижской Богоматери, Кельнский, Миланский, Шартрский, Гроба Господня, Тадж-Махал, площади Сан-Марко, Испании, Этуаль, Конкорд, Трафальгарская, египетские пирамиды; такие музеи, как Уффици, Прадо, Лувр, Метрополитен, Британский; такие театры, как Ла Скала, Ковент-Гарден, Комеди Франсез, Метрополитен опера; такие природные объекты, как Монблан, Женевское озеро, Мертвое море, норвежские фьорды; такие курорты, как Ба-ден-Баден, Карловы Вары, Давос, Виши — любому образованному французу, немцу, англичанину, итальянцу, да и американцу ясно, что это объекты высшей категории туристического интереса. О других объектах ему известно, что они относятся к той же категории или к более низкой и т.д.
Нередко на туристических картах приводится классификация объектов по 2—4 категориям. Это помогает туристу ориентироваться и одновременно позволяет ненавязчиво позиционировать менее известные объекты. Допустим, на плане Парижа Центр Помпиду, о котором данный гурист не слышал, помечен той же категорией интереса, что и известные ему объекты (хотя бы из числа перечисленных выше). Значит, стоит скорректировать свои планы и включить его туда. Если же мы хотим привлечь европейского туриста в Москву или на Байкал, то здесь может сыграть огромную роль отнесение их к той или иной категории интереса в сопоставлении с известными европейскими Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ объектами. Можно представить себе туристическую карту России, на которой «сбоку» поместилась вся зарубежная Европа. Москва и Байкал будут на ней обозначены не просто объектами высшей категории (в конце концов в любой стране какие-то объекты более интересны, чем другие), а объектами той же категории, что Париж, Рим, Монблан и т.д. Ту же роль сыграет изданный на европейских языках справочник о лучших музеях (театрах, курортах, памятниках, природных объектах) Европы (Евразии, мира), где Русский музей, Кавказские Минеральные Воды или Красноярские Столбы будут соседствовать с перечисленными выше родственными объектами. Естественно, для привлечения туристов из стран Азии позиционирование должно выглядеть иначе, но принцип сохранится. Глава 34. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ — Что, диплом небось купил9 — Слушай, зачем обижаешь почему сразу «купил»? Надень рождения подарили! Диалог в отделе кадров 34.1. Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация В условиях рыночной экономики деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену и, как любой товар, способная становиться объектом сбыта и маркетинга.
Потребительная стоимость образовательных услуг заключается в том, что они создают человеческий капитал, проявляющийся в более квалифицированной и более производительной рабочей силе. В связи с этим спрос на образовательные услуги формируется потребителями, предполагающими исходя из теории рациональных потребительских ожиданий, что инвестиции в образование окупятся впоследствии, в ходе трудовой деятельности, в виде более высоких доходов, чем у тех, кто сделал меньшие инвестиции. Последнее представление выработалось в эпоху огосударствленной экономики. Потребителем было государство, государственные учебные заведения выполняли его задание, готовя специалистов в соответствии с Глава 34 Маркетинг в сфере образования плановой разнарядкой и направляя их по окончании обучения на те рабочие места, где они нужны были государству. Иными словами, продуктом (слово «товар» здесь не вполне уместно) образования был специалист. Тот факт, что абитуриенты, будущие специалисты, были живыми людьми и сами желали получить то или иное образование, а в итоге приобретали для своей пользы квалификацию и дающие определенные права документы, имел второстепенное значение. ' В рыночной экономике дело обстоит по-иному. Образовательная услуга и есть основной продукт, приобретаемый потребителем за свои деньги или за деньги спонсора (при бесплатном образовании именно спонсором — а не заказчиком — выступает государство). Правда, как будет показано, потребителем, оплачивающим услугу, может быть организация, нуждающаяся в специалистах, а в частном случае и государство. Что ж, это означает, что в данном частном случае осуществляется особая услуга — подготовка специалиста. Маркетинг образовательных услуг представляет собой социально ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей. Спецификой маркетинговой деятельности в сфере образования является то, что проводящее ее учебное заведение действует и конкурирует одновременно на двух рынках — образовательных услуг и труда.
Уточним понятие образовательной услуги в современной рыночной терминологии. Образовательная услуга — это: 1) учебно-педагогическая деятельность; 2) предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, повышающего стоимость рабочей силы потребителя и улучшающего его конкурентоспособность на рынке труда; 3) система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства; 4) в частном случае подготовка специалиста определенной квалификации для организации-потребителя. Можно выделить следующие особенности образовательных услуг: • подобно всем услугам они невещественны и не могут накапливаться, но накапливаются их результаты как действий, направленных на формирование человеческого капитала; • образовательная услуга имеет значительную протяженность во времени; • потребитель образовательных услуг должен обладать определенным набором качеств (уровень образования, объем знаний, умений, Раздел IX МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ УСЛУГ навыков, норм общественного поведения, иногда соответствие дополнительным требованиям к состоянию здоровья, полу); • образовательные услуги производятся и потребляются одновременно, они предоставляются потребителю полностью самим производителем, без посредников, хотя и допускают, при использовании компьютерных технологий, применение дистанционных методов обучения; • в потреблении образовательных услуг обязательно активное участие (интеллектуальное) потребителя; • качество образовательных услуг в конечном итоге влияет на развитие общества, отсюда вытекает заинтересованность государства в их качестве и необходимость соответствия последнего требованиям государственного контроля—даже вусловиях рыночной экономики. В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию: • по длительности оказания: краткосрочные — от одного дня до месяца; среднесрочные — от месяца до года; долгосрочные с различ-ными уровнями — незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, высшее, курсы повышения квалификации, аспирантура, докторантура; • по констатации достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов): с получением документов, подтверждающих достижение образовательного уровня; без получения; • по способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет бюджетных средств); платные; с частичным возмещением затрат. Выделяют ассортимент образовательных услуг и их номенклатуру. Ассортимент можно определить как набор направлений и специальностей, определенных в государственном образовательном стандарте. Номенклатура — это совокупность всех предлагаемых услуг: подготовка специалистов (разного уровня); переподготовка специалистов, включая второе высшее образование; повышение квалификации и т.д.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |