Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И проектно-конструкторской деятельности




Маркетинг в прикладной науке

В советское время прикладная наука (основная ее масса) и проектно-конструкторские разработки были сосредоточены в научно-исследова­тельских институтах (НИИ) и проектных институтах, например Гипрогор (Государственный институт по проектированию городов), Типромез (ме­таллургических заводов), Гипрошахт, Гипролестранс, Промстройпроект, Электротяжхимпроект, Промэнергопроект, Энергосетьпроект, Граждан-проект, Проектстальконструкция и т.д. Ту же функцию, что проектные институты, выполняли крупные специализированные конструкторские бюро (КБ), например в самолетостроении. Нередко обе функции объе­динялись и институт назывался научно-исследовательским и проектным (НИПИ), или же в проектном институте создавались научные подразделе­ния. Одновременно существовали конструкторские бюро и лаборатории непосредственно при предприятиях.

Хорошо известно, что НИИ, КБ и проектные институты были госу­дарственными организациями. Однако правильнее сказать, что они были ведомственными. Они работали по планам и заданиям, которые разраба­тывались и утверждались министерствами в соответствии с потребностя­ми производства. Значительная часть работ оформлялась как уже упоминавшиеся хоздоговоры; допускалось и самостоятельное, помимо ве­домства, заключение хоздоговоров.

Сегодня большинства этих министерств уже нет. Институты, ранее принадлежавшие им, в отдельных случаях прекратили существование, но более типична картина, когда они преобразовались в открытые или зак­рытые акционерные общества. Кроме того, возникли новые организации,


Глава 40. Маркетинг научно-технических разработок 415

с самого начала задуманные как негосударственные рыночные структуры. В принципе, такой путь развития вполне естествен, так как характеризуе­мая деятельность имеет смысл постольку, поскольку на нее есть спрос; следовательно, она по природе своей должна носить рыночный характер.

При этом рыночная деятельность может осуществляться в двух направ­лениях (хотя в обоих случаях оформляется одинаково).

Традиционное направление берет начало от тех времен, когда научно-технической деятельностью занимались одиночки. Выше уже говорилось, что мотивация у ученых-прикладников и изобретателей, в принципе, та же, что у «чистых» ученых. Но есть и существенное различие. Фундамен­тальные идеи не нуждаются в обосновании практической перспективно­стью и финансируются уже потому, что опыт человечества показывает: рано или поздно они приносят пользу, нередко косвенным путем, и пы­таться извлечь из них сиюминутный эффект неразумно. Но разрабаты­вать новую технологию или технику, тратить на это деньги имеет смысл только в том случае, если это обещает экономический эффект.

Вот почему создателю прикладной научно-технической новинки все­гда приходилось «продавать» свою идею предпринимателю: либо для за­вершения разработки, либо для промышленного внедрения. Этим же в значительной степени занимаются теперь НИИ, КБ и проектные орга­низации. Фактически здесь имеет место сбытовая стратегия: производится то, что хочет производитель, но затем это необходимо сбыть.

Впрочем, изобретатель может и сам обладать предпринимательскими способностями (и капиталами), сочетать научно-техническую деятель­ность с производственной и коммерческой и самостоятельно внедрять свои идеи; таким был, например, известный ТА. Эдисон, а в наше время — Билл Гейтс. На Западе, особенно в США, распространены так называе­мые венчурные фирмы (от англ. venture — рискованное предприятие). Это небольшие организации, создаваемые обычно инженерами-изобретате­лями для разработки конкретной инновационной идеи. Капитал такой фирмы может складываться из личных средств основателей, но чаще при­влекаются инвестиции со стороны — обычно через продажу акций. Риск у таких фирм весьма высок, но и прибыли в случае удачи велики. В Рос­сии венчурная деятельность пока практически не распространена.

С другой стороны, предприниматели сами заинтересованы в научно-технических разработках, поскольку им из маркетинговых исследований известно, чего ждет рынок. Реализовать свой интерес они могут через соб­ственные научные и проектно-конструкторские подразделения, работа­ющие по заданиям руководства фирмы. Но могут и заказать разработку специализированной организации.


416 Раздел XI МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Обычно такой заказ осуществляется через особую форму торгов—тендер. Фирма, объявляющая тендер, рассылает потенциальным исполнителям пакет документов, содержащий требования к разрабатываемой продук­ции. Исполнители представляют свои предложения на конкурс вместе с требуемой ценой и условиями поставки выполненного заказа. На осно­вании сопоставления предложений заказчик выбирает исполнителя.

Глава 41. МАРКЕТИНГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.