Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая психология




И

Предмет, содержание, задачи юридической психологии

ПСИХОЛОГИЮ

В ЮРИДИЧЕСКУЮ

ВВЕДЕНИЕ

Р в ы и

З д е л

Глава 1 ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет юридической психологии, ее структура и содержание как прикладной отрасли психологической науки Правовая, судебная, •криминальная, пенитенциарная психология, их место в системе юридической психологии Задачи, решаемые юридической психо­логией Краткий экскурс в историю развития и становления юри­дической психологии Методологические основы, принципы науч­ного познания психических явлений в юридической психологии Ее междисциплинарные связи с другими отраслями психологичес­кой и правовой науки

Предмет юридической психологии. Известно. ^что психол огия *\ (от греч psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о законо-"" J мерностях развития и функционирования психики как особой формы / жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с I окружающимит его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в^/ целом

Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличност­ные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развивают­ся, весьма обширны И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отрас­лей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики1 Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время педагогичес­кую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психоло­гию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психоло­гию, психологию спорта и т д Среди них свое место прочно занимает и юридическая психология2

Что является предметом юридической психологии, какова его приро­да' Что она должна изучать5 Все эти вопросы о ее природе, предмете, месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и право­ведения, отмечает А Р Ратинов, не абстрактно академические, а являют­ся важными прежде всего с практической точки зрения, поскольку от их решения зависят «пределы компетенции юридической психологии и смежных наук, перспективы исследовании, пригодность научных реко-

мендаций, организация и содержание профессиональной подготовки спе­циалистов»'

Юридическая психология является одной из прикладных, «погра­ничных» отраслей психологической науки, возникшей в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знании2 Поскольку «материнской» для юридической психологии является пси­хологическая наука, то юридическую психологию есть все основания отнести в разряд естественно-научных отраслей знания

Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и дли­тельное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее обоснованно рассматривают среди правовых наук наряду с такими науч­ными отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, кри­миналистика и криминология и некоторые другие С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юриди­ческой психологии, ее предмета Именно поэтому, как тонко подметил А М Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридичес­кой части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридичес­кая наука, а в «психологической части» — так, как понимает свой пред­мет психологическая наука3 Это одна сторона вопроса И вторая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете юридической психологии, это те стержневые понятия, основные катего­рии, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической науки, в том числе и о юридической психологии

Такими категориями, которые рассматриваются в каждой приклад­ной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются по­нятие «личность субъекта» — участника той или иной профессио­нальной деятельности, общественной практики и собственно сама дея­тельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его психике свои особые, специфические требования Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания пред­мета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых юридическая психология, разумеется, не является исключением Оба эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин

Таким образом, личность и деятельность, деятельность и лич­ность — неважно в какой последовательности — вот то главное, прин­ципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать первоочередное внимание при построении курса юридической психоло­гии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве

1 См Ратинов А Р Судебная психология для следователей М, 1967 С 9

2 См Ярошевский М Г История психологии 2-е изд М, 1976 С 424—428

1 Ратинов А Р Методологические вопросы юридической психологии / / Психоло гическии журнал 1983 Т 4, № 4 С 108

См Ратинов А Р Юридическая психология и проблемы бооьбы с преступностью //Вопросы борьбы с преступностью М, 1983 Вып 38 С 40

3 Стогяренко AM Проблемы и пути развития юридической психологии // Пси хологическии журнал 1988 Т 9, К> 5 С 77

учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что полностью относится и к юридической психологии, она «призвана изу­чать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна ис­следовать психологические особенности самой деятельности, связан­ной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций»'.

Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юри­дической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых пра­воведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике че­ловека исследует наиболее общие закономерности психической дея­тельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же за­кономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-право­вых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «че­ловек — право».

Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юри­дической психологии, можно дать следующее определение:

Предметом юридической психологии являются различные явле­ния психики, индивидуально-психологические особенности личнос­ти участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприме­нительной деятельности, социально-психологические закономер­ности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Содержание юридической психологии. Говоря о содержании юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психоло­гической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предме­те объем юридической психологии как научной отрасли знания, безус­ловно, шире объема материала, охватываемого юридической психоло­гией в качестве учебной дисциплины, которая преподается в том или ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее изу­чение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина), писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной нау­кой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука2.

Если же говорить о содержании юридической психологии как отрас­ли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологи-

1 Дулов А.В Введение в судебную психологию М., 1970. С. 57; см. также Шахри-маньян И.К. К вопросу о предмете и структуре советской юридической психологии // Психологический журнал. 1983. Т. 4, № 6. С 112

2 Ратинов А.Р. О предмете юридической психологии / / Вопросы борьбы с преступ­ностью 1977 № 26 С 88.

ческого обеспечения применения норм права, правотворчества, к право­вому сознанию «как результату психического отражения правовой дей­ствительности, источнику правовой активности людей и внутреннему ре­гулятору их юридически значимого поведения»'. Психологические аспек­ты правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р. Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и яв­ляются стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушения­ми психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокурату­ры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудо­вых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помо­щи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам.

Дифференцированный подход в исследованиях психологических осо­бенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в не­драх юридической психологии позволил постепенно сформировать от­дельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих правоохранительных, государственных органах.

С этой точки зрения в содержательной структуре юридической пси­хологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы или самостоятельные блоки, как судебная психология (наиболее ста­рая часть юридической психологии, некогда до оформления последней существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде —■ психология профессиональной деятельности юриста.

Одним из центральных разделов юридической психологии является раз­дел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоп­рименительной деятельности: не только юристов в том или ином процессу­альном положении, но и многих других субъектов различных правоотноше­ний, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов.

Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых, так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэ­тому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической пси­хологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности пре­ступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправ­ного поведения, в том числе членов различных преступных групп, орга­низованных преступных формирований.

Разумеется, любая наука не стоит на месте. Развивается и юриди­ческая психология. Следовательно, будут появляться в ней и новые,

1 Ратинов А.Р Методологические вопросы юридической психологии // Психоло­гический журнал, 1983. Т 4, № 4. С. 110—111

г„„нйц, несомненно,

самостоятельные направления. Уточнение их гРани 03НИКающих' будет способствовать более четкому решению постоян ^ ^ содержа. вопросов относительно системы юридической псиХ0Л"' ческой психо-ния. Схематически в наиболее общем виде система юри^ логии представлена на рис. 1.1.

Общие во­просы: пред­мет, система, содержание, задачи, мето­ды, междис­циплинарные связи юриди­ческой психо­логии с други­ми науками

Правовая психология:

психология нормативно-правовой регу­ляции, право­творчества, правосозна­ния, психоло­гическое обес­печение приме нения норм права

Психология профессио­нальной дея­тельности юриста: су­дебная, опера­тивно-розыск­ная, исправи-тельно-профи-лактическая и пр

Психология личности субъектов правоприме­нительной деятельнос­ти: психичес­кие процессы,

состояния, психологичес­кие особеннос­ти, свойства личности и т.Д

Криминаль­ная психоло­гия: психоло­гия преступле­ния, личности преступника, преступной группы, груп­пового пре­ступного пове­дения

Рис. 1 1 Система юридической психологии

OTIO,,TRe учебной дисципли-

Структура юридической психологии в качес1ве *нная в учебни-ны, или, как еще говорят, учебного предмета, преде• ^ рекомендо-ке, разработана в основном в соответствии с npoip^ объеДинения ванной Советом по правоведению Учебно-методиче ^^ нтир0_ университетов Российской Федерации1. Данная про к о.следст.

вана в первую очередь на подготовку юристов по щ ^шт использо-венной, судебной специализации. Она также можеу будущИХ юрис-ься с небольшими дополнениями и при подгото катской деятель-ориентированных в дальнейшем заниматься аде

ваться с тов

ностью по уголовным и гражданским делам. качестве учебной

Итак, Программа по юридической ПСИХ0Л0ГИИ оВНЫХ раздела2.

дисциплины включает в себя следующие четыре 0LH в нег0 Раздел I. Введение в юридическую псяхоло ^ ^ ^

ВХОДЯт

общие вопросы: предмет, содержание, задачи, JJ ыми науками, дической психологии с другими естественными и up идеятельнОс-Раздел II. Личность в сфере правоохраяителгической ^ ^_

ти. Раздел включает в себя: понятие личности в пс"лихзакономерности, вовой науке; психические познавательные процессы,

Цягть 1И Уголовно-правовой

1 Программы спецкурсов юридических Дисциплин, част цикл М.- Изд-во Юридического колледжа МГУ, 199b. к.. *" 1 См Приложение к настоящему учебнику

проявляемые в деятельности юристов; эмоции, чувства, психические со­стояния, воздействие их на человека в его значимом с правовой точки зре­ния поведении; индивидуально-психологические особенности личности, использование знаний о них юристом в своей юридической деятельности. Завершает данный раздел тема, посвященная судебно-психологической экспертизе, ее возможностям в уголовном и гражданском процессе при изучении личности различных участников процесса.

Раздел III. Криминальная психология. Раздел состоит из трех основных тем: психологии преступного поведения (преступления), пси­хологии личности преступника и психологии группового преступного поведения (психология преступной группы)1.

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста. В данном разделе рассматриваются социально-психологичес­кие особенности правоохранительной деятельности юристов, ее про-фессиограмма, психограмма личности юриста, дается структурный ана­лиз их труда. Применительно к следственным, судебным действиям да­ются практические рекомендации психологического характера, направ­ленные на повышение их эффективности и качества, оценка получае­мых с их помощью доказательств.

Отдельные вопросы, составляющие содержание правовой психоло­гии, излагаются в разделах, в которых рассматриваются проблемы, свя­занные с правовым сознанием различных участников процесса, т.е. там, где об этом идет речь, например, когда говорится о правосознании юриста и др., с психологическим обеспечением применения норм права, с психологией нормативно-правовой регуляции отношений сторон.

Представленная выше типовая учебная программа юридической психологии, разумеется, не может рассматриваться в качестве оконча­тельного варианта, не подлежащего никаким изменениям и дополнени­ям. Понятно, что с развитием самой юридической психологии будет происходить и соответствующая трансформация программы обучения по ней будущих юристов.

Кроме того, как уже отмечалось, многое зависит от специализации обучаемых, от той будущей профессиональной деятельности, к которой их готовят, наконец, от учебного времени, выделяемого на изучение предмета в том или ином вузе, — факторе тоже немаловажном.

В свое время на это справедливо обращал внимание И.К. Шахрима-ньян, писавший о том, что необходимо разрабатывать соответствующие учебные дисциплины по юридической психологии для различных юри­дических вузов и средних специальных учебных заведений с учетом их максимальной специализации и характера будущей профессиональной деятельности выпускников2. Например, для тех, кто, получив юридичес-

Данный раздел в типовом варианте Программы имел иное название Тема, посвя­щенная личности преступника, в нем отсутствовала. С учетом обоснованных замечании раздел пришлось переструктурировать, объединив в нем традиционную криминальную проблематику с тем, чтобы обучаемые воспринимали этот блок проблем как единое целое. 2 См: Шахриманьян И.К К вопросу о предмете и структуре юридической психоло­гии // Психологический журнал. 1983 Т. 4, № 6, С. 114—117.

кое образование, направляется служить в исправительно-трудовые уч­реждения, курс юридической психологии, разумеется, будет существен­но отличаться по своему содержанию и по своей профессиональной на­правленности. И это хорошо понимают те, кто готовит кадры юристов для этих учреждений. Аналогичный подход, очевидно, имеет место и при подготовке юристов для использования их в органах обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.

Задачи юридической психологии. Задачи юридической психо­логии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые реша-' ют юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В то же время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяет­ся ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной ком­петенции. Исходя из этого можно сформулировать следующие основ­ные задачи, которые стоят перед ней:

□ разработка психологических основ уголовно-правового, граждан­ско-правового, административно-трудового, семейного законодательст­ва и процесса его применения, психологических основ нормативно-пра­вовой регуляции в целом различных правоотношений, в которых значи­тельную роль играет так называемый человеческий фактор, без оценки которого нельзя объективно принять то или иное правовое решение, за­трагивающее интересы и права граждан;

□ психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного примене­ния ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их по­вседневной работе в условиях значительных нервно-психических пере­грузок; одним из направлений является разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального психологического от­бора на службу в правоохранительные органы;

{ а исследование психологических аспектов противоправного (пре­ступного) поведения людей, разработка мер психологического воздей­ствия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблаче­ния тех, кто причастен к совершенным преступлениям;

.' □ изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граж­дан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенно­го характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значитель­ный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т.п.;

□ совместное с криминологами изучение личности тех, кто совер­шает преступления; в русле данной проблематики разработка психоло­гических критериев «вменяемости — невменяемости» как комплексной правовой, психиатрической, патопсихологической проблемы; в ходе ее исследования особое внимание должно быть обращено на изучение лиц с низким уровнем социальной адаптации, имеющим различные психи­ческие аномалии, находившихся в экстремальных (особых) состояниях

психики, снижающих их способность к осознанно-волевому поведению, к социально ориентированному поведению в ситуациях выбора особен­но субъектами, проявляющими личностную незрелость, отставание в своем интеллектуальном, психическом развитии; самостоятельным на­правлением в проведении комплексных исследований судебных психо­логов со специалистами в области инженерной психологии в рамках проблемы «вменяемость — невменяемость» является разработка психо­логических критериев специальной (профессиональной) вменяемости, психологического соответствия личности оператора требованиям его профессиональной деятельности в экстремальных условиях, когда пси­хофизиологические качества последнего оказались несоответствующи­ми требованиям экстремальных условий или нервно-психическим пере­грузкам (п. 2 ст. 28 УК РФ);

□ изучение закономерностей социально-психологических процес­сов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных от­ношений среди людей негативного характера, групповой и организован­ной преступности, круговой поруки и т.п., влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического ха­рактера борьбы с организованной преступностью;

□ исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания раз­личных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан;

а дальнейшее развитие института судебно-психологической (ком­плексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее воз­можностей, разработка новых направлений ее исследований;

□ совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране.

Научная разработка, решение юридической психологией перечис­ленных выше проблем и задач в конечном итоге направлено на достиже­ние главной цели — оказание психологической помощи юристам в по­вышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.