Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические проблемы юридической психологии




Анализируя пути развития отечественной психологической науки, Л.С. Выготский в конце 20-х гг. писал о том, что «психология не двинется дальше, пока не создаст методологии»1. Сказанное столь же актуально и для юридической психологии как одной из прикладных отраслей психологи­ческой науки, которая не может развиваться без методологического обеспе­чения концепции своей системы, собственного предмета изучения.

Методология помогает избрать правильное направление в развитии науки, выработать методику исследований, дать мировоззренческую ин­терпретацию получаемых результатов, осуществить структурирование знаний. Особенно велика роль методологических разработок на началь­ном этапе становления любой научной отрасли знания, тем более при­кладного характера.

Заинтересованность психологии (и в неменьшей степени юридичес­кой психологии) в разработке методологических проблем объясняется сложностью, многоплановостью предмета исследования, накоплением «огромного количества эмпирического материала, который просто не­возможно охватить без новых методологических подходов»2. Особая ак-

1 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса Методологичес­кое исследование // Собр. соч. М., 1982. Т 1 С. 418

2 Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М, 1983. С. 29.

туальность разработки методологических вопросов ощущается там, где имеются прямые выходы теоретических, экспериментально-психологи­ческих исследований юридической психологии в практику (вопросы су­дебно-психологической экспертизы, психологические аспекты борьбы с различными преступлениями, психологический отбор в правоохрани­тельные органы и т.д.). Именно здесь возникает особая ответственность за публикуемые результаты и выводы о сущности психологического и детерминантах его развития.

Научные принципы познания. Содержанием методологии науки являются идейно-теоретические, мировоззренческие позиции, принципы, определяющие подходы к изучаемым явлениям, методы ис­следования, объясняющие различные феномены, а также получаемые результаты в ходе проводимых исследований.

Юридическая психология, как и любая другая наука, опирается на следующие научные принципы познания: объективное исследование любых, в том числе психических явлений; детерминизм, причинная (ка­узальная) обусловленность различных проявлений психики; систем­ность и, наконец, принцип изучения психики в ее развитии, в тесном единстве сознания и деятельности.

Принцип объективного исследования психики. Данным принци­пом руководствуются при изучении психических явлений по их объек­тивным показателям, проявляющимся в процессе какой-либо деятель­ности. В основе указанного принципа лежит идея о единстве сознания, психики и деятельности. Психика человека изучается путем исследова­ния объективных показателей проявления психических процессов в той или иной, в том числе и в противоправной, деятельности человека. Дан­ный подход нацеливает следователя, суд на установление объективных признаков деяния и по ним — на выявление психических свойств и со­стояний человека. Как писал видный отечественный психолог С.Л. Ру­бинштейн, «деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти послед­ние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются ус­ловием их адекватного выполнения»1. Такой подход к исследованию психики, ее проявлений предостерегает от субъективизма в оценке по­ведения и личности индивида.

Принцип детерминизма, причинной (каузальной) обусловлен­ности психических явлений. Принцип детерминизма помогает объяс­нять изучаемые психические феномены закономерным взаимодействи­ем доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоя­тельств, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его2. На­пример, признавая важную роль в формировании личности наследст­венных факторов, ее индивидуально-психологических свойств, особен­ностей нервной системы, необходимо видеть значительное влияние на

Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 251. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Указ. соч. С. 291

поведение субъекта социальных, общественных отношений, окружаю­щей его микросреды.

Благодаря принципу детерминизма удается глубже вникать и более всесторонне анализировать причины и условия, способствующие совер­шению преступлений, целенаправленно вести правовую воспитательную работу с лицами, встающими на путь нарушений правопорядка, положи­тельным образом воздействовать на формирование их правосознания.

Принцип системности в изучении и объяснении психических яв­лений. Данный принцип научного познания побуждает исследователя рассматривать различные психические явления, психику в целом как единое целое, состоящее из множества взаимодействующих между собой элементов. В свою очередь психика в процессе развития проходит различные этапы изменения своей структуры, в то же время стремясь к самосохранению, поддержанию своего внутреннего равновесия (гомео-стаза). Данное положение лежит в основе функционирования, как мы говорим, психической «нормы», «нормальной», т.е. адаптированной к внешним условиям психической деятельности. И если приходится объ­яснять какое-либо проявление психики человека в его поведении, мы не можем не учитывать ее в целом. Например, раздумывая над тем, был аффект у обвиняемого в момент совершения противоправных действий или нет, окончательный ответ можно дать лишь после изучения особен­ностей его психики в целом, т.е. с учетом индивидуально-психологичес­ких особенностей психики данного конкретного лица.

Кроме того, системный подход позволяет объяснять и соотносить различные понятия, выявлять зависимость поведения человека от мно­гих факторов, от его прошлого и настоящего, составлять прогноз его бу- •' дущего. Без системного анализа невозможно ответить на так часто воз­никающий в судебной практике вопрос: зачем он так поступил?

Принцип изучения психики, сознания в развитии, в единстве со­знания и деятельности. Психика человека, его сознание на всем про­тяжении жизненного пути подвергаются постоянному воздействию ок­ружающей среды и, следовательно, не остаются как нечто застывшее, раз и навсегда данное. Они являются отражением тех внешних социаль­ных воздействий, которым подвергается человек. Это принципиально важное положение нередко помогает объяснить, почему данный субъ­ект совершил то или иное преступление.

Говоря о методологических принципах психологической науки, иг­рающих важную роль в юридической психологии, нельзя забывать и те основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки, дей­ствующего законодательства, которыми также должен руководство­ваться исследователь в области юридической психологии. Эти принци­пы хорошо известны юристам. Они введены законодателем в уголовный закон. Это принципы законности, равенства граждан перед зако­ном, принципы вины, справедливости, гуманизма (ст. 3—7 УК РФ).

Составной частью методологии науки является учение о методах познания. В юридической психологии используются различные методы научного познания. Некоторые из них, такие, например, как наблюде-

ние эксперимент, являются общенаучными. Однако каждая наука мо­дифицирует, приспособляет общенаучные методы к своим потребнос­тям, своему предмету и задачам исследования.

Рассматривая методы познания, установления истины, следует иметь в виду, что одни из них применяются только в научных исследо­ваниях (например, при проведении научного эксперимента в целях оп­ределения порога чувствительности зрительного анализатора человека в условиях ограниченной видимости и т.д.), другие же используются и в практической деятельности, разновидностью которой является, в частности, расследование преступлений. Если общая психология специ­ально создает психологические методы для достижения научных целей, то ее прикладные отрасли, в частности юридическая психология, разра­батывают и применяют методы познания прежде всего для решения практических вопросов.

Методы изучения личности не должны противоречить этическим нор­мам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, про­тиворечить требованиям уголовно-процессуального закона, принципу за­конности. Более подробно они рассматриваются в главе 3 учебника.

Междисциплинарные связи юридической психологии. Как уже отмечалось, судебная (ныне юридическая) психология возникла в ответ на запросы практики борьбы с преступностью на стыке правовой и психологической наук. Поэтому она носит, безусловно, комплекс­ный, междисциплинарный характер. Прежде всего она связана с общей психологией и по отношению к ней находится в ряду аналогич­ных ей научных дисциплин, которые Л.С. Выготский называл отрасля­ми прикладной психологии (педагогическая, медицинская и др.).

Тесные связи юридическая психология поддерживает также и асо­циальной психологией. Такие ее разделы, как социально-психологичес­кие проблемы личности, являются базовыми в изучении психологичес­ких аспектов деятельности следователя, состава суда, психологии пре­ступной группы и некоторых других вопросов1. Многие положения юри­дическая психология заимствует из области педагогической, медицин­ской, инженерной психологии, психологии труда, управленияприме- нительно к решению своих частных задач2. В то же время, поскольку юридическая психология обслуживает различные виды профессиональ­ной деятельности юристов в определенном правовом (процессуальном) режиме, она не может быть, несмотря на свой естественно-научный ха­рактер, и вспомогательной правовой наукой, связанной с ее различны­ми отраслями. Причем юридическая психология не только поддержива­ет с ними междисциплинарные связи, но и оказывает им уникальную помощь, выполняя по отношению к ним познавательную функцию. Это определяется прежде всего гносеологической природой установления

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 1996. С. 348—351.

Ратинов А.Р., Богомолова С.Н., Волков В.В. и др. Юридическая психология и проблемы борьбы с преступностью // Вопросы борьбы с преступностью, 1983. Вып. 38. \j. 41.

истины при расследовании (рассмотрении) уголовных дел, в ходе разре­шения различных гражданско-правовых споров в суде, поскольку это — не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания, осущест­вляемого с учетом закономерностей психических познавательных про­цессов, в целом познавательной деятельности человека.

«Многие процессы и явления, изучаемые... юридической наукой, — указывает Б.Ф. Ломов, — не могут быть до конца поняты без раскрытия роли в этих процессах и явлениях тех факторов, которые определяются как психологические, без знания «механизмов» индивидуального и груп­пового поведения людей, закономерностей формирования стереотипов поведения, без анализа психологических свойств и особенностей личнос­ти, ее способностей, характера, межличностных отношений и т.д.»1.

В этой связи в первую очередь следует указать на интегративные связи юридической психологии с наукой уголовного процесса, изучаю­щей сущность и принципы уголовного процесса, развитие и основные черты уголовно-процессуального права, правовое положение участни­ков процесса, проблемы теории доказательств, познания истины по уго­ловным делам, порядок уголовно-процессуальной деятельности от ее на­чала до завершения, правила деятельности органов расследования, про­куратуры и суда при производстве по уголовным делам.

Основным содержанием уголовно-процессуальной деятельности, проводимой правоохранительными органами, является процесс рассле­дования (рассмотрения) уголовных дел, носящий исследовательский, познавательный характер, в ходе которого путем доказывания устанав­ливается истина по делу. То есть, доказывание истины в уголовном про­цессе представляет собой не что иное, как разновидность всеобщего процесса познания со всеми присущими ему закономерностями и осо­бенностями психолого-гносеологического характера.

Как справедливо указывает А.Р. Ратинов, «судебная психология проникает в сферу уголовно-процессуальной теории, помогая в реше­нии наиболее сложных вопросов доказательственного права, раскрывая психологический механизм оценки доказательств, формирования внут­реннего убеждения, рекомендуя оптимальный с точки зрения психоло­гии порядок доказывания и всего уголовного судопроизводства»2. Ана­логичных взглядов придерживаются и другие ученые, считающие, что «многие институты процессуального права вообще не могут быть позна­ны с достаточной глубиной без применения закономерностей, установ­ленных судебной психологией»3.

Ряд принципиально важных положений уголовно-процессуально­го закона, таких, как независимость судей с подчинением их только закону, гласность, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства (ст. 16, 18, 240 УПК РСФСР), вырабаты-

1 Ломов Б.Ф Теория, эксперимент и практика в психологии / / Психологический журнал 1980. Т 1, № 1 С. 8.

2 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей С. 13.

3 Например- Дулов А.В. Введение в судебную психологию. М., 1970. С. 119.

вались на протяжении длительного периода под влиянием практики уго­ловного судопроизводства, которая со всей очевидностью показала, в какой огромной мере психические процессы, сами условия восприятия судом обстоятельств, подлежащих доказыванию, влияют на объектив­ность установления истины и принятия судебных решений.

Поэтому при анализе норм уголовно-процессуального закона, регу­лирующих процесс доказывания, установления истины по делу, с точки зрения психологии обращают на себя внимание в первую очередь два аспекта этого регулирования. Во-первых, отражение в ряде уголовно-процессуальных норм психологических закономерностей, учет которых обеспечивает объективность, доброкачественность процесса познания истины по делу, достоверность получаемых результатов. И во-вторых, наличие гарантий, призванных оградить от различных негативных вли­яний процессы мышления, памяти, принятия решений различными участниками уголовного процесса1. И хотя законодатель не прибега­ет к собственно психологическим терминам, процедура расследова­ния (рассмотрения) уголовного дела, вобрав в себя накопленный че­ловечеством опыт, учитывает роль психологических факторов в уста­новлении истины по делу. И в этом процессе все более серьезную по­мощь правоохранительной деятельности будет оказывать психологи­ческая наука, которая должна перейти от распространенного психо­логического комментария отдельных явлений или процессов, психо­логического всеобуча работников правоохранительной системы к психологическому обеспечению уголовно-процессуальной дея­тельности как единой целостной системы.

Психологическое обеспечение уголовно-процессуальной деятель­ности (поэтапное психологическое сопровождение ее стадий) в виде по­стоянно оказываемой психологической помощи должностным лицам правоохранительных органов должно стать принципом правоохрани­тельной деятельности в стране. А это в свою очередь предполагает со­здание психологической службы в системе правоохранительных ор­ганов, укомплектованных соответствующими специалистами в области юридической психологии с возложением на эту службу обязанности оказывать не только периодическую консультативную, но самое глав­ное — постоянную практическую помощь работникам этих органов, на­пример, при выезде на место происшествия, во время проведения обыс­ка и других следственных, розыскных действий, при психологическом отборе лиц в правоохранительные органы, при проведении профилакти­ческих мероприятий и т.п.

__ Аналогичным образом можно проследить тесную связь юридичес­кой психологии и гражданского процесса, который осуществляется с соблюдением тех же принципов судопроизводства, что и уголовный про­чесе: независимость судей с подчинением их только закону, гласность,

Морщакова Г.М. Психологические истоки судебных ошибок и внутреннее убеж­дение судей // Эффективность правосудия и проблема устранения судебных ошибок М- 1975. Ч II, гл. VII С 7-8

непосредственность, устность и непрерывность судебного разбиратель­ства (ст. 7, 9, 146 ГПК РСФСР). Хотя гражданский процесс имеет и свои особенности, в том числе и с познавательной, психологической точек зрения. Например, если в уголовном процессе материалы предва­рительного следствия уже содержат модель подлежащего исследова­нию правонарушения, то «в гражданском процессе мысленная модель фактов, подлежащих установлению, создается самим судьей в ходе под­готовки дела»'.

Тесные междисциплинарные связи также имеют место между юри­дической психологией и наукой уголовного права в изучении целого ряда уголовно-правовых проблем, носящих комплексный характер. На­пример, к ним можно отнести вопросы, связанные с субъектом, субъек­тивной стороной преступления: психологические особенности личности преступника, его эмоционально-волевая, мотивационная сфера, уровень интеллекта, актуальные психические состояния, которые сопутствуют совершению некоторых преступлений, влияют на то, в какой мере субъ­ект преступления руководит своими действиями и отдает отчет своим поступкам.

Уголовный кодекс РФ, введенный в действие в 1997 г., содержит целый ряд новых понятий, имеющих сугубо психологический либо ком­плексный психолого-правовой характер. Вот некоторые из них: уголов­ная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключаю­щим вменяемость (ст. 22); «деяние, совершенное по легкомыслию» (ст. 26); несоответствие «психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам» (ч. 2 ст. 28); устойчивость, сплоченность как признаки преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35), психическое принуждение (ст. 40); особая жестокость (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131); аффект, длительная пси-хотравмирующая ситуация (ст. 107, 113); психические страдания (ч. 1 ст. 117); беспомощное состояние потерпевшей стороны (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132) и т.д. Этот перечень подтверждает, какой тесной должна быть связь научных исследований в области уголовного права с психо­логической наукой и ее прикладной отраслью — юридической психо­логией.

Подобные связи юридической психологии можно проследить и при анализе гражданско-правовых норм, отдельных ее положений с такой наукой, как гражданское право. Так, проблема компенсации морально­го вреда в случае причинения гражданину «нравственных страданий» не может быть всесторонне исследована и решена без учета психологи­ческого фактора, тем более что суды должны оценивать все это с учетом «индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред» (ст. 151, 1101 ГКРФ).

Не менее актуальной в гражданском праве становится проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состоя-

1 Подробнее см.: Резниченко ИМ. Психологические вопросы подготовки и судебно­го разбирательства гражданских дел. Владивосток, 1983. С. 4.

ния психики гражданина, сниженного интеллекта, дефектов его воле­изъявления, а также ошибок восприятия, связанных с пониженным уровнем чувствительности тех или иных анализаторов (зрительных, слуховых и пр.), с повышенной внушаемостью, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека при принятии им ре­шений правового характера (см. ст. 177, 178 ГК РФ).

Все еще недостаточно изученными остаются смежные проблемы психолого-правового характера в области семейного, трудового права (законодательства).

Самая тесная связь юридической психологии установилась с кри­миналистикой, особенно с ее разделами, посвященными следственной тактике и методике расследования преступлений. Однако в этом интег­рационном процессе необходим более высокий качественный уровень, который привел бы, о чем уже говорилось выше применительно к уго­ловно-процессуальной деятельности, к созданию системы психологи­ческого обеспечения внедрения и реализации рекомендаций кримина­листики (и не только следственной тактики, но и всех ее трех частей) в деятельность правоохранительных органов.

Для этого необходимо:

более широкая и квалифицированная методическая (по сравнению с настоящим положением) помощь специалистов (экспертов)-психоло-гов в процессе расследования (рассмотрения) уголовных дел;

введение института судебного психолога в систему республикан­ских, областных (краевых), окружных (им приравненных) правоохрани­тельных органов для оказания психологической помощи должностным лицам этих органов в проведении следственных, розыскных действий, в расследовании особо сложных групповых преступлений.

Весьма тесная связь существует между юридической психологией и криминологией. Важнейшие разделы криминологической науки просто не могли бы развиваться без опоры на ее разделы, касающиеся психо­логии личности. Особое внимание криминологов привлекают именно «те особенности личности преступника, которое связаны с его преступ­ным деянием, объясняют его совершение» (направленность, ценност­ные ориентации, основные потребности, интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, психические и психофизиологические особенности)1.

Традиционные связи поддерживаются между юридической психо­логией и судебной психиатрией, особенно в пограничных областях знаний человеческой психики, находящейся между психической нор­мой и психической патологией, о чем свидетельствует развитие та­кого междисциплинарного вида совместных исследований, которое определилось в качестве комплексной психолого-психиатрической экспертизы2.

,, Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 190—191

" Подробнее см. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями правовой науки представлены на схеме (рис 1 2)

Уголовный процесс

Г ражданскии процесс




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.