Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет юристом закономерностей памяти участников процесса




Память.

Понятие и значение памяти. Память — один из основных психи­ческих процессов, без которого не может быть индивидуального разви­тия, становления личности. «Без памяти мы были бы существами мгно­вения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть»1

Память — сложное психическое явление, проявляющееся в спо­собности человека запоминать, сохранять в сознании и в последу­ющем воспроизводить различные обстоятельства, имевшие место в прошлом. Память включает в себя ряд процессов: запечатление и со­хранение, узнавание и воспроизведение, а также забывание. Она прояв­ляет себя в любом психическом процессе, поскольку в деятельности че­ловека актуализируется его прошлый опыт и знания. Память связана с восприятием, мышлением, с ориентированием человека во времени и среде. Она играет решающую роль в развитии самосознания личности, обеспечивая ее целостность и единство.

Велика роль памяти в профессиональной деятельности юриста. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоми­нания, точностью воспроизведения важных для него обстоятельств, вы­сокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании

Рубинштейн СМ Основы общей психологии В 2 т. М, 1989 Т I. С. 302.

свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, по­терпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономер­ностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профес­сионально важным качеством следователя, прокурора, судьи, адвоката.

Виды памяти. По характеру психической активности различают: образную (зрительную, слуховую, двигательную и т.д.), эмоциональную и вербально-логическую память.

Образная память основана на различных представлениях, зри­тельных, слуховых, вкусовых и других образах. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Возникающие в памя­ти представления сопровождаются различными эмоциями, которые ос­тавляют след в нашем сознании. Особой разновидностью образной па­мяти является двигательная память.

Двигательная память — это память, в основе которой лежат про­цессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокуп­ности движений, передвижения человека в пространстве. Иногда свиде­тели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая ха­рактер и очередность своих действий, дают очень важные показания о длительности того или иного события, его последовательности и о других, связанных со своими действиями обстоятельствах.

Эмоциональная память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она тесно связана с образной памя­тью. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в раз­витии способности к сочувствию и сопереживанию.

Вербально-логическая память — это вид памяти, основным со­держанием которой являются наши мысли, выраженные в словесной форме. Вербально-логическая память — ведущий вид памяти. Особен­но велика ее роль в процессе обучения, в деятельности, например сле­дователя, расследующего сложное, многоэпизодное дело.

По целям деятельности выделяют память непроизвольную и произ­вольную.

Непроизвольная память чаще всего сопровождает деятельность, которая не преследует цели запомнить и сохранить сопутствующие ей обстоятельства. Обычно данный вид памяти проявляет себя в ситуации допроса свидетеля, который случайно оказался очевидцем какого-либо происшествия.

Произвольная память опосредована целью и задачами запечат­леть, сохранить в сознании, а иногда и воспроизвести какие-то факты, знания. Это наиболее продуктивный вид памяти. Поэтому юрист дол­жен обладать развитой произвольной памятью и умело использовать ее в своей профессиональной деятельности.

И наконец, по продолжительности закрепления и сохранения сле­дов раздражителей память подразделяют на кратковременную, долгов­ременную и оперативную.

Кратковременная память характеризуется очень коротким вре­менем сохранения следов после однократного воздействия раздражите­ля. Воспроизведение следа с помощью кратковременной памяти воз-

можно в первые секунды после восприятия. В результате повторения она постоянно обновляется и может преобразовываться в долговремен­ную память.

Долговременной памяти присуще длительное сохранение полу­ченных знаний, приобретенных навыков. Она безгранична по времени, действует в течение всей жизни человека. В долговременной памяти ма­териал семантически обрабатывается и организуется. Происходит его смысловое структурирование. Это одна из причин того, что мы с помо­щью ключевых слов, имеющих смысловую связь с заложенным в дол­говременную память материалом, извлекаем нужную информацию В долговременной памяти хранится очень большой объем информации Вся сложность состоит в том, чтобы получить доступ к ней. И этим ис­кусством должен владеть юрист.

Оперативная память обеспечивает сохранение и воспроизведе­ние той информации, которая необходима для достижения цели опреде­ленного действия, с выполнением которого она перестает функциониро­вать. Она включает в себя некоторые признаки как долговременной, так и кратковременной памяти, занимая среди них промежуточное место. Велика роль оперативной памяти в деятельности следователя, занятого расследованием уголовного дела. С окончанием предварительного след­ствия многие детали по делу полностью утрачиваются из памяти как по­терявшие актуальность и значение

Закономерности памяти и их проявление в профессиональ­ной деятельности юриста. Мнемическая деятельность (от «мнемони­ка» — искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, воспроизведение, забывание.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого проис­ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации Запо­минание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и вклю­чение в систему уже усвоенных знаний.

Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особен­ностей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоми­нает 7 (±2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удерживают 7—9 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь 4— 5 изолированных элементов. Существенное влияние на запоминание оказывает семантическая (смысловая) организация материала, благода­ря которой количество элементов, которые мы запоминаем, может уве­личиваться. В этом проявляется положительная роль вербально-логи-ческой памяти, которая очень тесно связана с мышлением.

Элементарной формой непроизвольного запоминания как одной из разновидностей образной памяти являются последовательные образы. Это те результаты отражения, которые сохраняются в сознании в тече­ние очень короткого времени после того, как раздражитель уже пере­стал действовать на анализатор. Поэтому последовательные образы представляют собой проявление кратковременной памяти в элементар-

ной форме. Чаще всего последовательные образы появляются в резуль­тате воздействия на зрительные, слуховые анализаторы.

Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы. Некоторые люди обладают спо­собностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжа­ют видеть перед собой. «Отличие эйдетических образов от последова­тельных образов заключается в том, что они сохраняются без всяких изменений четкости, не обнаруживают никаких явлений расплывания и флюктуации, могут произвольно вызываться в любой момент, в том числе и через очень большие промежутки времени, после того, как они были зафиксированы»1. И если такой способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть сомне­ния в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношес­ком возрасте.

Наконец, запечатление может происходить в виде образов-пред­ставлений. У каждого человека в памяти содержится большое количе­ство самых различных представлений. И когда, например, следователь спрашивает свидетеля, не видел ли он нож у подозреваемого, у допра­шиваемого возникает в сознании определенный образ ножа. Если он действительно видел нож, то возникший образ будет наделен какими-то признаками, отличающими его от всех других предметов (не ножей), либо выделяющими его среди различных ножей. Как считал наш извест­ный ученый А.Р. Лурия, образы-представления состоят из следов раз­личных восприятий (зрительных, осязательных и т д.)

Множественность признаков образа, усвоенных в ходе повседнев­ной практики, делает представление о нем гораздо богаче, чем просто его внешний вид Это объясняется тем, что представление несет на себе печать интеллектуальной переработки впечатления о предмете. Возни­кает его обобщенный образ. «В образе-представлении наша память не пассивно сохраняет отпечаток раз воспринятого, но проделывает с ним глубокую работу, объединяя целый ряд впечатлений, анализируя содер­жание предмета, обобщая эти впечатления, объединяя собственный на­глядный опыт со знаниями о предмете»2.

Образ-представление является, по существу, свернутым продуктом нашей перцептивной и мнемическои деятельности с вычленением в нем его наиболее обобщенных, существенных признаков. Представление о предмете является результатом глубокой переработки хранящегося в памяти образа. Эта закономерность образной памяти, связанная с про­дуцированием образов-представлений, должна побуждать следователя

' Лурия А Р Внимание и память. М, 1975 С 65. 2 Там же С 68




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.