Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая психологическая характеристика деятельности




ПСИХОЛОГИЯ

 

Глава 8

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ (ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ)

Общие понятия: деятельность, поведение, действия. Преступное деяние. Виды действий (движений). Потребности, потребностное состояние, мотивы и цели деятельности. Мотивационная сфера личности. Этапы преступного поведения: мотивационный и этап реализации принятого решения. Соотношение результатов и цели преступной деятельности. Психологические особенности преступ­ного поведения при различных формах вины.

Данная глава открывает один из центральных разделов, посвя­щенных криминальной психологии, который включает в себя вопро­сы, традиционно относящиеся к психологическим проблемам пре­ступного поведения, психологическим особенностям умышленных и неосторожных преступлений. В разделе рассматриваются психоло­гические закономерности совершения групповых преступлений, функ­ционирования различных преступных групп и сообществ, психологи­ческие методы борьбы с групповой преступностью, психология личнос­ти преступника.

Приступая к изложению перечисленных выше вопросов, прежде всего остановимся на общей психологической характеристике такого фундаментального понятия, как деятельность, которое разрабатывается в социальной психологии и является одним из основополагающих для юридической (криминальной) психологии.

1. С точки зрения психологии любое правонарушение, любое пре­ступление можно рассматривать как особый вид деятельности, опреде­ленной социальной активности человека, проявляющейся в специфи­ческих формах противоправного поведения, в котором выражаются от­ношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера лич­ности, психическое состояние.

Анализируя психологические особенности преступления, кем бы оно ни совершалось, мы не можем не опираться на такие фундаменталь­ные психологические понятия, как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.

Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С.Л. Рубинштейн, «специ­фическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек

реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуе­мой им действительности»1.

Деятельность человека связана многообразными узами с деятель­ностью окружающих его людей, жизнью всего общества, с обществен­ными отношениями2. Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна.

В деятельности, через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические свойства, особеннос­ти личности.

Другим присущим деятельности признаком является ее предмет­ность. То есть любая (в том числе, разумеется, и противоправная) дея­тельность наполнена своим внутренним, конкретным смысловым содер­жанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, ста­новятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мо­тивами»3.

Будучи активным субъектом деятельности, человек активно вклю­чается в общественные, межличностные отношения, тем самым занима­ет определенную позицию относительно других людей, общества в целом, социальных ценностей. На этой стадии, как обращает внимание на данную закономерность С.Л. Рубинштейн, деятельность приобрета­ет новый специфический аспект, становясь поведением.

Таким образом, поведение — это внешнее проявление деятельнос­ти, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей сре­дой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (пси­хической) активностью. В поведении выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существую­щим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.

Предметом специального изучения юридической психологии явля­ется противоправное, преступное поведение, которое имеет все выше­названные элементы. Однако оно по своей антиобщественной направ­ленности, способам достижения цели существенно отличается от обыч­ного поведения человека, не вступающего в конфликт с нормами права. Эта антиобщественная направленность преступного поведения особен­но заметна, когда приходится анализировать процессы мотивации, целе-полагания, принятия решения, выбора средств достижения поставлен­ных целей и практической реализации преступного замысла при совер­шении преступлений с различными формами вины.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II. С. 8.

2 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 82.

3 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 8.

Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие че­ловека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам обществен­ной морали»1. Более того, поступком может быть и воздержание субъ­екта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его позиция, отно­шение к происходящим явлениям.

Кроме того, рассматривая деятельность, мы не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать как на вербальном уровне, так и свер­нуто в виде мысленных образов. Напротив, внешнюю, предметную, сто­рону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внут­ренней, психической стороны деятельности.

Эти обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой. «Внешняя сторона — движения, с помощью которых человек воздейст­вует на внешний мир, — определяется и регулируется внутренней (пси­хической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регулятор-ной... Вся эта внутренняя, психическая деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, про­цессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемым»2.

Все эти процессы лежат в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особеннос­тью которой является ее антиобщественная направленность.

2. Неотъемлемым элементом деятельности является потребность человека, которая служит источником его активности, предваряющей собственно саму деятельность. Потребность, приобретшая побуди­тельную силу, направляющую деятельность, становится ее моти­вом. Как писал А.Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность — это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым моти­вом»3. Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых безмотивных преступлений, к ко­торой мы еще вернемся.

Чтобы активность приобрела характер деятельности независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель. Только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс це-

1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 9.

2 Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. 3-е изд М., 1986. С. 105—106.

3 Леонтьев А.Н. Указ. соч. С. 102.

леобразования может иметь различные временные интервалы, завер­шаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего ре­зультата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может намечать более конкретные (частные) цели, соотнося их с общей целью.

Данный процесс целеобразования в большей мере присущ видам де­ятельности с высоким уровнем организации. В деятельности с относи­тельно низким уровнем организации, с четко выраженной ориентацией на быструю реализацию возможностей в какой-то предметной ситуации доминирующей формой целеобразования является постановка конкрет­ных целей.

Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний. Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности не­редко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных условий) реально недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, служить причиной развития конфликтных отношений с окружающими и провоци­ровать агрессивные (противоправные) формы поведения.

Серьезные нарушения процессов целеобразования обычно свиде­тельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.

3. Единицей деятельности является действие. С помощью действий осуществляется та или иная деятельность. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.

Под действием в психологии понимается относительно закончен­ный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, на достижение той или иной конкрет­ной (частной) цели.

В основе действия лежат побуждения в виде различных потребнос­тей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом как только по­является цель. Поэтому в мотивах отражаются побуждения индивида.

Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С.Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).

В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин — «деяние». Деяние с точки зрения науки уголовного права — это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия». А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение1.

По тому, как человек управляет своими действиями, как'контроли-рует их, можно выделить следующие действия.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. На­умова. М., 1996. С. 53, 64.

Инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте.

Рефлекторные, или действия-реакции. Они совершаются рефлек-торно. Такие действия также не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизволь­ное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.

Как те, так и другие действия не представляют особого интереса с правовой точки зрения. Поэтому они не рассматриваются в юридичес­кой психологии.

Импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного возбужде­ния. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективные действия. Подобное аффективное действие (действия) — разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вы­зывающим»1. Поэтому целенаправленный, волевой контроль за ними, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем регулировать их силу и направ­ленность во время совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта, достигшего стадии кульминации.

Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (см. ст. 107, ИЗ УК РФ).

Волевые действия. В отличие от описанных выше волевые дейст­вия четко осознаются и регулируются субъектом. Они целенаправлен­ны. Их совершению предшествуют выбор цели, процессы мотивации, принятие решения. Прогнозируются (предвидятся) результаты, кото­рые должны или могут наступить после их выполнения. По ходу их со­вершения лицо в состоянии вносить определенные коррективы в свое поведение.

И тем не менее в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой устойчивости субъекта волевые действия могут при определен­ных условиях перерастать в импульсивно-аффективные действия, в том числе они могут проявиться в качестве замещающих действий, основ­ное назначение которых снять эмоциональное напряжение с помощью аффективной разрядки.

4. Действия человека складываются из совокупности движений, каждое из которых представляет собой единицу анализа психики2.

Движения, как и действия, развертываются во времени и в про­странстве. Поэтому они поддаются измерениям, имеют разные динами-

 

1 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С. 18

2 См.: Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М,

1982. С. 23,

ческие характеристики по скорости, силе, темпу, ритму, координации, точности, пластичности и т.д.

В психологии движения подразделяются на непроизвольные и про­извольные. С помощью последних совершаются волевые действия с прямым или косвенным умыслом.

Основными видами движений являются: движения, связанные с из­менением позы тела; движения связанные с передвижением (походка, осанка и пр.); выразительные движения лица, тела (мимика, пантоми­мика); семантические (смысловые) движения в виде жестов и т.п.; речь как моторная функция в ее динамике (ритмика, интонация, артикуля­ция и т.д.); рабочие движения, необходимые в различных видах трудо­вой деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Некоторые действия под влиянием упражнений приобретают авто­матизированный характер в виде динамического стереотипа (по И.П. Павлову), становятся устойчивым навыком. Юристу в своей про­фессиональной деятельности необходимо обращать внимание на те или иные действия (движения) лиц, с которыми ему приходится вступать в общение, на их навыки поведения.

Движения соединяют человека с предметным миром, с различными жизненными ситуациями, которые наполнены динамическими процес­сами. Вот почему, если в целях познания истины по делу нужно, чтобы допрашиваемый вспомнил какие-то важные обстоятельства, его просят подробно (по существу, разложив на отдельные действия, движения) рассказать, как он, например, шел, куда свернул, сколько сделал при­мерно шагов в сторону и т.д. Причем иногда, чтобы активизировать мне-мические процессы, допрашиваемому предлагается воспроизвести пос­ледовательность своих действий не только в прямой последовательнос­ти, но и в хронологически обратном порядке.

Расчленение действий на отдельные движения может происходить и во время следственного эксперимента, когда следователь предлагает, к примеру, подозреваемому в умышленном убийстве, объясняющему случившееся своим неосторожным обращением с оружием, пока­зать — движение за движением, — как тот обращался с оружием, каким образом мог «случайно» задеть за спусковой крючок и произвес­ти выстрел.

В подобных случаях подозреваемый по инициативе следователя со­вершает этот своеобразный, скрытый от поверхностного взгляда, пере­ход от образов-действий к демонстрации «живых движений» в виде чисто механических действий с сопутствующими этим действиям мне-мическими процессами, эмоционально-волевыми проявлениями и т.п., т.е. происходит то, что называется процессом экстериоризации.

Таковы наиболее общие слагаемые любой деятельности человека, которые также можно увидеть и при анализе противоправной деятель­ности, преступного поведения, преступных действий. Поэтому перей­дем к их более подробному рассмотрению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.