Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качествам личности




Деятельности по психологическим

Оценка способностей к юридической

Общее понятие, классификация способностей. После того как были рассмотрены социально-психологические качества, необходимые юристу для успешного занятия им своей профессиональной деятельнос­тью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвя­тить себя правоохранительной деятельности, какие-либо особые спо­собности к этому, и вообще, что такое способности в целом?

В психологии поцспособностями понимаются относительно устой­чивые индивидуально-психологические свойства личности, определяю­щие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. По мне-

нию К.К. Платонова, «способности — это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соответствии с определенной деятельностью»'.

Более развернутое понятие способностей содержится в трудах дру­гого известного психолога Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, — указывал он, — под способнос­тями разумеются индивидуально-психологические особенности, отли­чающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способ­ностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индиви­дуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к ус­пешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельнос-тей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем занятиям, на­выкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»2.

Например, психические процессы (память, мышление, восприятие и т.д.) проявляются у людей по-разному, видоизменяясь, приобретая наиболее выраженные индивидуальные свойства. Причем эти индиви­дуальные различия психических процессов нередко становятся настоль­ко яркими, облегчающими ту или иную деятельность, что они как бы предрасполагают субъекта заниматься определенной конкретной дея­тельностью, становясь способностями индивида, значительно облегчаю­щими его труд и помогающими ему добиваться высоких профессиональ­ных результатов. В этом смысле можно говорить, например, о способ­ностях человека логически мыслить (познавательные, мыслительные способности), запоминать большое количество информации (мнемичес-кие способности), тонко чувствовать и различать малейшие оттенки каких-либо раздражителей (сенсорные способности) и т.д.

Всестороннее развитие способностей человека к той деятельности, которой он хочет посвятить себя, создание необходимых условий для максимального проявления этих способностей, является, по существу, главной, составной частью повышения роли человеческого фактора, раскрытия творческого потенциала каждого человека.

Изначально каждый имеет определенные задатки в виде врожден­ных, наследственно обусловленных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы, лежащих в основе развития способностей. Чтобы эти задатки проявились, нужны благоприятные условия, которые бы стимулировали их дальнейшее развитие.

Задатки проявляют себя в определенной склонности человека к раз­личным видам занятий. При умелом развитии задатков у субъекта полнее начинают проявлять себя биологически обусловленные способности (на­пример, сенсорные способности), которые представляют собой как бы сплав врожденных свойств и приобретаемого опыта. На их основе в про­цессе дальнейшей социализации у человека формируются социально обу­словленные способности уже как продукт усвоения определенного соци-

1 Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972. С. 134.

2 Теплое Б.М. Способности и одаренность // Ученые записки ГНИЙ психологии. М., 1941. Т. 11. С 22—23.

ального опыта, становления характера и всестороннего развития личнос­ти. Задатки по отношению к способностям поливалентны: на основе одних задатков могут развиваться разные способности. *

Совокупность нескольких способностей, которые определяют осо­бые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других лиц, свидетельствует о его особой одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить ориги­нальные решения сложных проблем.

В психологии выделяют общие и специальные способности, кото­рые имеют связь между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, которые проявляются в обу­чаемости индивида, и творческие способности, позволяющие челове­ку использовать свои знания и умения применительно к новым объек­там познания, принимать оптимальные решения в нестандартных усло­виях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от них специальные способности помогают человеку до­биваться высоких достижений в какой-либо узко профессиональной дея­тельности. Можно назвать целый ряд таких специальных способностей. С психологической стороны это сенсорные, двигательные способности и т.п. С профессиональной точки зрения в качестве примера можно указать на музыкальные, художественные, математические способности и т.д.

Кроме того, в деятельности человека постоянно проявляются два уровня развития способностей. Первый из них — это репродуктивный уровень развития способностей, характеризующийся умением человека усваивать знания, овладевать навыками их применения в типовых усло­виях деятельности при решении стандартных задач. И второй, более вы­сокий уровень развития способностей — творческий. Он проявляется в проблемных ситуациях, в умении находить оригинальные, нестандарт­ные решения, создавать новое.

Деятельность юриста весьма многогранна. Поэтому она прежде всего требует широко развитых общих способностей, основу которых составля­ют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые-юристы справедливо считают, что для тех, кто стремится овладеть профес­сией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место, безусловно, отводится интеллектуальным способностям1. Говоря о профес­сии следователя как о наиболее сложной юридической профессии, А.Р. Ра­тинов относит ее «к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых более связаны с общим высоким развитием личнос­ти, чем со специальными способностями»2. Такую же, по существу, мысль

1 См.: Радушная Н.В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М., 1977. С. 105.

2 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. С. 17.

высказывают и другие ученые, которые среди ведущих «следственных способностей» называют также общие способности человека и прежде всего его интеллектуальные (умственные), творческие способности.

Интеллектуальные способности человека как показатель его уровня общего развития включают в себя сложные психические об­разования: мышление (гибкость, переключаемость мыслительных процессов, способность генерирования новых идей и т.д.), развитое воображение, хорошую емкую память, острую наблюдательность, восприятие и т.д., которые тесно связаны с творческим потенциалом личности. Считают, что «интеллект проявляется не в простой органи­зации знаний, применении их к различным ситуациям, а в творчес­ком преобразовании заданного материала и получении на этой осно­ве новых данных (знаний, способов работы, приемов решения задач и т.д.), в своеобразии и оригинальности такой переработки»2. Это проявляется в способности и потребностях человека активно позна­вать неизвестное, в его умении обобщать и выделять главное, осу­ществлять перенос усвоенной информации на новый материал, про­гнозировать процесс познания и его результаты. Интеллектуальные, познавательные способности проявляются в умственной работоспо­собности, быстроте и устойчивости мыслительной работы, в выборе видов занятий и отдыха. Развитый интеллект — основа творческих способностей юриста, так как интеллект и творческие способности неразрывно связаны между собой.

Поскольку одним из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, весьма важное значение в структуре способностей юриста имеют и коммуникативные способности, об­легчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной де­ятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

Юрист должен быть наделен также и хорошими организаторски­ми способностями, в основе которых лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности.

Разумеется, перечисленными выше не исчерпываются все способ­ности, которые необходимы юристу. В зависимости от решаемых им задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие же будут играть вспомогательную роль.

И наконец, последнее замечание, которое необходимо сделать. Когда мы говорим о способности к той или иной профессиональной, в том числе и к правоохранительной деятельности, следует видеть не некую застывшую совокупность, некий набор отдельных качеств и свойств личности, а их постоянное взаимодействие, в процессе которо-

' См.: Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 268: Котов Д.П., Шихан-цов Г.Г. Психология следователя Воронеж, 1976. С. 98.

2 Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуреви-ча. М., 1981. С. 205.

го одни из них компенсируют недостаток, недоразвитость других. Фено­мен компенсации, компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом такого интегративного понятия, каким являются способности, в данном случае — профессио­нальные способности юриста. Именно феноменом компенсации можно объяснить высокие результаты в работе многих юристов, наделенных в разной мере теми или иными профессионально важными качествами, свойствами личности, которые придают столь несхожий характер их стилю деятельности.

Различное сочетание описанных выше способностей образует тот необходимый сплав индивидуально-психологических особенностей лич­ности, который можно охарактеризовать как профессионально значи­мые способности к юридической деятельности, определяющие в конеч­ном итоге профессиональную пригодность юриста.

Оценка способностей юриста к профессиональной деятель­ности. Объективная оценка способностей юриста, его индивидуально-психологических, характерологических особенностей, свойств личнос­ти под углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с использованием разработанных для этих целей специаль­ных критериев профессиональной пригодности.

Профессионально значимые способности юриста, в конечном итоге его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профес­сионализма оцениваются с помощью:

квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода документах о полученном образовании, переподготов­ке, специализации, присвоении классного чина и т.д.;

объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с использованием количественных и качественных (оце­ночных) характеристик, например по числу рассмотренных (расследо­ванных) дел, проведенных проверок за какой-то определенный период времени, по числу полученных поощрений и взысканий, наконец, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей и т.д. (см. графу 3 в приведенной выше таблице);

психологических критериев, выявленных в результате психодиагностического обследования юриста с использованием специ­ально подобранных для этих целей тестовых методик.

Таким образом, психологические критерии проявляются в тестовых оценках кандидата. Их надежность в первую очередь зависит от качест­ва психодиагностического обследования, правильности интерпретации полученных результатов. Именно поэтому данную работу могут выпол­нять только квалифицированные психологи. Эти психологические (тес­товые) критерии должны быть тесно связаны с объективными критерия­ми профессиональной пригодности юриста, о чем речь пойдет дальше.

Критерии профессиональной пригодности (как объективные по ре­зультатам работы, так и психологические, выявленные в ходе тестиро­вания) должны:

отражать только значимые показатели, соответствующие стабиль­ным, устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;

различать работников с высокой и низкой степенью профессиональ­ной пригодности;

быть удобными в использовании при оценке деятельности и личнос­ти любого юриста, способности которого к профессиональной деятель­ности необходимо исследовать1.

Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет соста­вить предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отби­раемого в правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них, подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки зрения того, насколько его психологические, лич­ностные качества, способности соответствуют требованиям, предъявля­емым правоохранительной деятельностью к личности.

Общее представление о психодиагностическом обследова­нии кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы. Психодиагностическое обследование кандидатов на службу в право­охранительные органы должно проводиться с помощью специально по­добранной батареи тестов, которые обеспечивают решение следующих связанных между собой задач:

отбор кандидатов, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к работе в правоохранительных органах;

выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным спо­собностям, психическому складу, личностным особенностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадап­тации и, соответственно, не отвечают требованиям, предъявляемым к работникам правоохранительных органов.

При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижение может проводиться психологическая оценка степени их пригодности для работы в качестве руководителей. В этом случае ис­пользуется та же самая батарея тестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, однако с той лишь разницей, что оценке под­вергаются также качества, профессионально важные для лиц, назнача­емых на должности руководящих работников.

В соответствии с указанными выше задачами психодиагностичес­кие тесты должны:

выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности тем­перамента и характера, адаптивные возможности к избранной профессии;

быть достаточно надежными, обладать не только текущей (диагнос­тической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научно обоснованный, достоверный прогноз относительно его дальней­шего наиболее эффективного использования;

 

1 См.: Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики М., 1984. С. 40—47.

быть компактными, удобными для группового обследования канди­датов в ограниченные промежутки времени с использованием автомати­зированной обработки результатов тестирования;

перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения надежности, точности и достоверности полученных результатов.

Ниже в качестве примера будет показано, как может проводиться психологическое обследование лиц, отбираемых в органы прокуратуры, а также выдвигаемых из кадрового резерва на руководящие должности в прокуратурах областного и им равного звена1.

После всестороннего изучения опыта профессионально-психологи­ческого отбора, накопленного в некоторых государственно-правовых ве­домствах, близких по характеру работы своих сотрудников к професси­ональной деятельности прокурорских работников, а также на основе специально проведенного исследования была скомплектована батарея тестов, в которую в качестве основных вошли следующие психодиагнос­тические методики: шкала прогрессивных матриц Дж. Равена; 16-фак-торный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО); стандартизиро­ванный метод исследования личности (СМИЛ) — адаптированный Л.Н. Собчик вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI); в качестве дополнительных: цветовой тест М. Лю-шера; опросник «Уровень субъективного контроля» A.M. Эткинда и др., опросник УСК; тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (MODE).

В ходе проведенного исследования психологические критерии про­фессиональной пригодности, выявленные с помощью отобранных тес­тов, сопоставлялись с объективными критериями оценки прокурорских работников (всего с применением указанных тестов было обследовано 349 прокурорских работников — 319 мужчин и 30 женщин в возрасте от 22 до 56 лет). В последующем были проанализированы личные дела всех указанных лиц. Материалы личных дел, а также факт назначения на руководящую должность в группе прокурорских работников из резе­рва для выдвижения позволили разделить всех обследованных на четы­ре группы профессиональной пригодности:

1-я группа — высокий уровень профессиональной эффективности, полное служебное соответствие, высоковероятный прогноз профессио­нальной успешности;

2-я группа — средний уровень профессиональной пригодности (в основном соответствует требованиям прокурорско-следственной специ­альности);

3-я группа — кандидат частично соответствует требованиям проку­рорско-следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе вакантных мест);

4-я группа — низкий уровень профессиональной эффективности, несоответствие кандидата служебному предназначению, прогноз его профессиональной неуспешности.

Кроме того, на основе тех же критериев была сформирована отдель­ная («эталонная») группа, которая включала в себя наиболее професси­онально успешных прокурорских работников, утвержденных на руково­дящие должности органов прокуратуры областного (республиканского, краевого, окружного) звена. Усредненные тестовые показатели данной группы продемонстрировали особенности личности высокоуспешного руководящего работника органов прокуратуры.

В целом результаты исследований подтвердили высокую надеж­ность и достоверность используемых тестовых показателей в качестве критериев для профессионального психологического отбора прокурор­ских работников. Таким образом, была доказана обоснованность приме­нения избранных методик и психологических критериев оценки при проведении профессионального отбора.

Теперь перейдем к рассмотрению того, как, в принципе, можно оце­нивать результаты применения выше упомянутых тестовых методик, проследим по этим результатам выраженность тех или иных психологи­ческих особенностей, свойств личности обследованных прокурорско-следственных работников, позволяющих судить о выраженности у них профессиональных способностей1.

Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена). Как известно, данный тест предназначен для исследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить, находить су­щественные связи между предметами и явлениями, для определения уровня умственной работоспособности, умения концентрировать вни­мание, сообразительности в целом, т.е. качеств, необходимых в деятель­ности юриста, тем более прокурорско-следственных работников.

Низкие результаты по методике позволяют выявлять лиц со сни­женными интеллектуальными, познавательными способностями, с не­достаточно развитым аналитическим складом мышления, неспособных концентрировать внимание.

Как показали результаты проведенного исследования, средняя оценка по данному тесту у группы профессионально успешных проку­рорско-следственных работников оказалась более высокой, чем у груп­пы профессионально неуспешных. Еще выше значение этого показате­ля было в группе профессионально успешных руководящих работников органов прокуратуры (IQCp =112,55).

Результаты исследования позволили разработать четкие количест­венные критерии оценки кандидатов на работу в органы прокуратуры по тесту Равена с отнесением их к одной из следующих групп профес­сиональной пригодности:

1 Содержание последующих страниц предназначено для студентов, которые более глубоко интересуются проблемами профессионального психологического отбора и наме­рены в будущем использовать свои знания в работе с кадрами.

Полные данные проведенных исследований приведены в методическом пособии: Романов В.В., Кроз М.В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации.

I группа — IQ = 110 и выше — кандидат по своему интеллекту пол­ностью соответствует требованиям специальности;

II группа — IQ от 101 до 110 — кандидат в основном соответствует требованиям специальности;

III группа — IQ от 90 до 100 — кандидат частично соответствует требованиям специальности, может быть принят на работу при боль­шом числе вакантных мест;

IV группа — IQ менее 90 — кандидат по уровню своего интеллек­туального развития не соответствует требованиям специальности.

При анализе полученных результатов по тесту Равена во избежа­ние случайных ошибок эти данные сопоставлялись с показателем мето­дики Кеттелла по фактору В, выявляющему интеллектуальные способ­ности испытуемого на вербальном и числовом материале.

16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО). Результаты проведенных исследований индивидуально-психологичес­ких особенностей прокурорско-следственных работников на предмет определения их профессиональной пригодности по психологическим критериям с помощью 16-ФЛО позволили построить обобщенные «пси­хологические портреты» профессионально успешных и малоэффектив­ных работников прокуратуры, выявить, в чем между ними проявляются сходство и различия (рис. 11.1).

Как показали проведенные исследования, наиболее важные меж­групповые различия были зафиксированы по факторам С и G. Профес­сионально успешные прокурорско-следственные работники обладают большей эмоциональной устойчивостью, чем профессионально неус­пешные. Они стабильнее, реалистичнее, лучше умеют управлять свои­ми эмоциями и настроением, более обязательны, дисциплинированны и ответственны, стремятся к соблюдению общественных правил и требо-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.