Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономика




ПОВТОРНОЕ ОБОЛЬЩЕНИЕ

После того как обольщение свершилось, часто наступает реакция, легкий спад, который порой может даже довести до разрыва. Однако в таком случае повторно обольстить тот лее объект удается на удивление легко. Старые чувства не исчезают бесследно, они дремлют, чтобы вспыхнуть с новой силой, стоит вам внезапно появиться на горизонте.

Редкое счастье — вновь пережить прошлое, вернуться к своей юности, прежним чувствам.

 

Ты сама испортила его чрезмерной любовью, которую проявляла к нему. Не следовало тебе ее слишком выказывать, так как от этого любовники чересчур мнят о себе.

Лукиан, «Разговоры гетер» Пер. Б. Казанского

 

Над ней не властны годы. Не прискучит

Ее разнообразие вовек.

В то время, как другие пресыщают,

Она тем больше возбуждает голод,

Чем меньше заставляет голодать.

Вильям Шекспир, «Антоний и Клеопатра» Пер. Мих. Донского

 

Словом, горе женщине с характером ровным и монотонным; ее однообразие приедается, претит, вызывает раздражение. Она всегда одинакова, точно изваяние, всегда и во всем соглашается с мужчиной. Она так хороша, так благостна, так благородна, что лишает людей привилегии поссориться и поспорить с ней, а ведь перепалки порой доставляют нам столько радости! Поставьте на ее место живую женщину, капризную, решительную — конечно, в разумных пределах,— и дела пойдут совсем по-другому. Любовник обнаружит всю прелесть разнообразия в одной и той же особе. Вспыльчивость — это изюминка, которая помогает нам не наскучить. Неугомонный, пылкий нрав, ревность, ссоры, примирения, колкости — все это поддерживает и питает любовь. Разве не очаровательно такое разнообразие?...А неизменный покой и тишина ведут к одному — безмерной скуке. Обыденность смертельна для любви, ибо как только в сердечные дела вмешиваются порядок и система, страсть исчезает, на смену приходят вялость и апатия, следом является докука, а в конце сюжета маячит отвращение.

Нинон де Ланкло, «Жизнь, переписка и эпикурейская философия»

 

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Санкт-Петербург

 


 

УДК 330.01 (075.8)

ББК

 

 

Рецензенты:

Д-р экон. наук, зав. кафедрой экономической теории

И.П. Павлова (МБИ); к.э.н., доцент А.Б. Хвостов (СПбГАСУ)

 

 

Экономика: учебное пособие / Е.Г. Гужва, М.И. Лесная; под ред. М.И. Лесной; СПбГАСУ. – СПб. 2011. – 203 с.

 

(рубрикатор) 06.01.05

 

 

Учебное пособие содержит три разделы: «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Материал изложен лаконично по основным проблемам курса, раскрывается содержание базовых понятий, характеризуются основные взаимосвязи микро и макроэкономики. Изложенные вопросы охватывают всю программу курса «Экономики», предусмотренную государственным образовательным стандартом. В конце каждого темы даются вопросы для самопроверки.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения.

 

Табл. 3. Ил.44. Библиогр.11.

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель данного учебного пособия дать в лаконичной форме содержание базовых понятий экономической науки и основные механизмы взаимосвязи отдельных экономических субъектов, как на уровне микроэкономики, так и на уровне макроэкономики.

Пособие включает три раздела:

1. Введение в экономическую теорию.

2. Микроэкономика.

3. Макроэкономика.

В первом разделе рассматриваются основополагающие понятия и категории экономической теории, такие как производство, товар, деньги, собственность, формы присвоения, капитал, эффективность, рынок, типы и формы конкурентного поведения. Все эти понятия имеют практическое значение и применение в рыночной экономике.

Во втором разделе рассматриваются особенности рыночного поведения отдельных экономических субъектов. Особое внимание уделяется проблемам рационального, оптимального поведения потребителя, домохозяйства. Многообразие рыночных структур оказывает существенное влияние на поведение в этих условиях предприятий, на характер их производственной и ценовой политики. Рынок факторов производства не просто рассматривается как соотношение спроса и предложения, а как сфера, где проявляются экономические интересы участников производства с учетом их целевой функции.

В третьем разделе представлена целостная концепция функционирования экономики, где главная роль отводится государственной политике по решению весьма важных проблем: занятости, определению источников инвестиций, экономического роста, стабильности денежного обращения, социальных проблем. По каждой проблеме существует множество моделей, концепций. Задачей данного пособия является дать не просто перечень основных теорий, концепций по тем или иным вопросам, а показать процесс их формирования, практическую их значимость и исторически преходящий характер с учетом изменяющихся условий жизни.

Данное пособие предназначено для студентов всех форм обучения. Экономические проблемы касаются практически всех людей, а знание экономических закономерностей позволит с пониманием подходить к их решению.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1. Предмет экономической науки. Экономия, политическая экономия, экономика

2. Методы экономики как науки

3. Производство и его эффективность

4. Кривая производственных возможностей

5. Собственность: сущность и формы

6. Экономическая система: критерии и типы

7. Товарное хозяйство. Товар и деньги

8. Рынок, условия его возникновения и функции

 

РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

9 Основы анализа спроса и предложения

10 Эластичность спроса и предложения

11 Теория потребительского поведения

12 Производственная функция и продукт производства

13 Издержки производства: сущность, структура, классификация

14 Виды дохода и прибыли предприятия. Максимизация прибыли

15 Рынок несовершенной конкуренции

16 Рынок факторов производства

17 Рынок труда и заработная плата

18 Рынок капитала и процент

19 Рынок земли и рента. Цена земли.

20 Общее равновесие. Эффективность производства и распределения продукта

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

 

21 Предмет и особенности метода макроэкономики

22 Система национальных счетов. Макроэкономические показатели

23 Анализ совокупного спроса и совокупного предложения. Модель «AD-AS».

24 Неоклассическая модель макроэкономического равновесия

25 Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Потребление, сбережения, инвестиции

26 Экономический рост

27 Макроэкономическая нестабильность. Циклическое развитие рыночной экономики

28 Безработица и инфляция

29 Денежная система и денежно-кредитная политика

30 Налогово-бюджетная политика

31 Государственное регулирование экономики. Социальная политика государства


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ЭКОНОМИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, ЭКОНОМИКА

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов: «хозяйство и «закон», в буквальном изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как экономия – хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни и удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения и улучшение условий существования.

Во-вторых, экономика – это наука, изучающая экономические законы развития общественно-экономических формаций. То есть изучает характер взаимодействия производительных сил и производственных, экономических отношений конкретно-исторического этапа в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Это определение науки в широком понимании как политической экономии.

В-третьих, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве, направленных на выяснение законов такого использования редких, ограниченных ресурсов, при котором достигается наиболее полное удовлетворение безграничных потребностей общества.

В этом смысле это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов. Это определение науки как чистой экономической теории.

Для того чтобы разделить терминологически экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной и, прежде всего в англоязычной литературе разделяется на два понятия: «экономика» и «экономикс». Первое понятие означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном, реальном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущих экономических теорий и классический этап в экономической науке (родоначальник термина – А. Монкретьен, 1615 г.). За последние 150 лет представления о предмете экономической науки трансформировались. На вопрос о том, что изучает экономическая наука, ученые экономисты дают неоднозначные ответы. Можно выделить, по крайней мере, три заметно отличающихся подхода к формированию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как о науке, изучающей проблемы создания и использования, материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого подхода четко представлены у отца экономики А. Смита и явно отражены в определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А. Маршалла о том, что «…экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено, так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же в этом определении экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне поля зрения.

Широко распространен подход к определению предмета экономической науки, как науки, изучающей поведение людей в условиях «ограниченности ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющих выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки, как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский экономист П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, получивший мировую известность как автор учебника «Экономика», характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», и как «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми». Этот же ученый приводит и следующие возможные определения предмета экономической теории:

1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например, машины, концерты, дороги, яхты) и распределение их среди членов общества в целях потребления.

3. Наука о деловой повседневной жизни людей, получение ими средств к существованию и использование этих средств.

4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

Можно обойтись более лаконичной формулировкой, в определении предмета экономики – это наука о законах рационального поведения субъектов хозяйства, направленного на максимизацию их выгоды (цели) в условиях ограниченных ресурсов.

Существует и еще одно оригинальное определение. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются произведенные товары и услуги, как они распределяются?

Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, а на третий – сферу потребления произведенного продукта и характер распределения созданного продукта.

Принципиально важно понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные и гуманитарные науки. Задача экономики как науки – выявить законы, управляющие процессом движения общественного производства с учетом его социальных и функциональных характеристик, то есть с точки зрения классового подхода, отражающего специфику отношений собственности, особенности конкретно исторического этапа развития общества. С другой точки зрения, задача экономической науки состоит преимущественно в выявлении рациональных форм хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает общество на данном этапе: природных, финансовых, трудовых, научно-технических и материальных. Социальный аспект дает возможность понять особенности побудительных мотивов в действиях отдельных лиц, групп людей, а именно социально-экономическую сущность отношений производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то есть сущность конкретно-исторического этапа развития общества. Функциональный аспект дает возможность понять принципы выбора путей рационального хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов, разделения труда, доходящего до специализации, и рыночного хозяйства, заставляющего сопоставлять результаты с затратами, при использовании ограниченных ресурсов, которыми располагает общество.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.