Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 17. Концепции личности в современной российской и беларуской психологии




Тема 16. Личность в психологии позднего модернизма и философиЯ постмодерна

Постмодернистские тенденции в психологии, выражающие общую культурную парадигму современности: личностная неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа, «деканонизация», борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре (Мирча Илиаде). Цитирование как главный принцип творчества, влекущего за собой ироническую характеристику человека, этноса, логоса, авторского приоритета без психологических и символических глубин: «с игрой языка, без Эго» (Умберто Эко). Молчание, отказ от мимесиса и от образного начала, работа на публику, обязательный учет аудитории (Ихаб Хассан). Имманентность как срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними (Дон Кьюпит). Напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ее апокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер в снятии границ между элитой и массовкой, между реальным и ирреальным: «Пересекайте рвы, засыпайте границы» (Лесли Фидлер, 1969).

Интеллектуальная история Мишеля Фуко и анализ личности в терминах знаковых систем. Клод Леви-Стросс в исследовании систем родства мифов, ритуалов, масок как особого рода языка в постижении многообразия несходных структур человеческого духа Идея личности в концепции социологического конструктивизма. Нарративные модусы по Дж. Брунеру. Личность как «самоповествование» у Б.Слугосского и Дж. Гинзбурга. «Рассказовые структуры личности» у К. Мэррея: комедия, романс, трагедия, ирония. Личность как литературная условность. Представление о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и примат «Имени Отца» в структурном психоанализе Жака Лакана как методе познания природы, личности и общества. Девиз «Бессознательное структурировано как язык» в попытке отыскать нечто объективное, не подверженное субъективным влияниям и изменениям (антипод экзистенциализму). Взаимосвязь между обнаруженными Фрейдом специфическими формами языка и категориальной схемой «воображаемое–символическое–реальное». «Означающее–означаемое» Ф. Де Соссюра как независимое от сознания воплощение устойчивого момента действительности, создающее возможность научного исследования личности.

Выделение 80-90-х годов российской психологии в качестве отдельного периода развития психологии личности и новые тенденции этого направления в нарастающем внимании к цене человеческой жизни и реальным личностно-психологическим затратам в достижении результата деятельности. Переход от абстрактного гуманизма к реализации человеческой сущности: «Как человеку стать (или остаться) человечным в бесчеловечном мире?» (С.Л. Рубинштейн). Личность, по А.Г. Асмолову, «рельефно ощутима в духе культурно–деятельностной неклассической психологии». Культурно–психологическая исповедь: «либеральное мировоззрение с критическим отношением к любым тоталитарным или авторитарным системам, которые нивелируют личность и вынуждают человека осуществлять, по Э. Фромму, бегство от свободы». Авторское кредо: «Я верю, что мифы и метафоры порой лучше передают смысл мировоззрения человека, чем самые строгие научные статьи». Выбор Эзопа как лучший способ достижения свободы и достоинства по формуле: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов). Доклад В.С. Мухиной на XXXIII заседании Московского общепсихологического семинара по проблемам личности (под рук. Б.С.Братуся) 12 декабря 2013 г.: «Человек на пересечении созданных им пяти сверхценностных реальностей: предметного мира, образа знаковых систем, социально-нормативного пространства, природной, биогеоценозной и экосистемной реальности, наконец, реальности внутреннего пространства, то есть личности как великого идеополя общественного сознания, представляющего собой сущность практической и духовной деятельности индивида. Личное Имя как социальный знак, индивидуальный смысл и духовное значение. Внимание к проблемам психического и психологического здоровья «сверхчувственной личности» в концепции Б.С. Братуся о христианской детерминации психического аппарата человека: «Психика — это, в известной степени, инструмент, с помощью которого мы запоминаем и мыслим потому, что это входит в ваши задачи как человека». Интеграция методологического анализа с теоретическим в переходе от описательного подхода к объяснительному. Личностные «функции» эмоций и воли в контексте функционирования самой личности. Обращение к исследованию воли как традиционно личностного образования: «Одним из важнейших методологических вопросов проблемы воли является вопрос о том, в рамках какого целого может быть раскрыта функция воли, а через это и понята ее сущность» (В.К. Калин). Критерий предпочтительности субъекта, минимизирующего деятельность для ее осуществления в сложных информационных или временных условиях (В.Д. Шадриков). «Активность личности как ее жизненная способность удержать себя в качестве субъекта своей жизни и неспособности превратиться в ее пассивного исполнителя» (К.А. Абульханова-Славская). Антропологический подход В.И. Слобочикова о христианской личности как «области оплотнения психического в гуманитарно–психологической сфере пчеловека — от управления и образования до религиозной практики». Культурно-психологическая концепция личности Я.Л. Коломинского: личность в межличностном взаимодействии и в ситуации «культурной относительности». Психологическая «предобразованность», личностная вовлеченность, интроспективное проецирование, психотерапевтическое ожидание. Интегративно–эклектический подход к исследованию личности у В.А. Янчука. Фрейминговое измерение личности в условиях постмодернистской социализации и экологической валидизации исследования. Жизненный путь личности как преодоление психологической травмы, по Л.А. Пергаменщику. Опыт событийности, интерпретируемый с позиции теории посттравматического стрессового расстройства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.