Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменологическая теория личности К. Роджерса




 

Согласно К. Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием. Для него наиболее важным является то, как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. В этом, несомненно, сказывалось влияние экзистенциализма. Реальность, окру­жающий мир для Роджерса существуют только как символы; главное же, что формирует восприятие этого мира, заложено в самом человеке. «Слова и символика так же относятся к миру реальности, -писат Роджерс, - как карта к территории, которую она представляет... Мы живем по воспринимаемой карте, которая никогда не есть сама реальность». Большинство психологов используют термин самость для обозначения неизменной части личности. Для Роджерса самость — это представление о себе, которое по­степенно меняется в процессе развития личности. «Самость -это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования». Это только «стоп-кадр», искусст­венно выделенный из непрерывного процесса, который не­возможно зафиксировать. Идеальная самость — представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и мо­жет вызвать невротическое состояние. «Принятие себя таким человеком, каким ты действитель­но являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть, — учит Роджерс, — есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта. Наше идеальное #чаще всего проявляется повышенной амбициозностью, обострен­ным самолюбием. Это может быть движущей силой в про­цессе развития личности, но может быть и причиной невро­тического срыва. К. Роджерс вводит понятие условие ценности. Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей — это прежде всего неправильный выбор условий цен­ности в отношениях со своими детьми. Еще труднее определить условие ценности для самого себя. Но когда это удается, когда у человека хватает интуиции и мужества правильно оц личности. Часто же равновесие между самостью и реальнос­тью нарушается, что ведет к усилению защитных реакций. Терапия, центрированная на клиенте, стремится создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы самости - прийти в равновесие и привести к выздоровлению.

Социальные отношения. Основное в учении Роджерса -это роль и значение межличностных отношений как в меха­низме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимоотношениях с други­ми людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое. истинное Я. Главное — умение найти в себе силы и возмож­ность разрушить барьер, препятствующий межличностному контакту. «Я полагаю, — писал он, — что основной барьер, мешаю­щий общению между людьми, — это наша естественная тен­денция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверж­дение другого человека или другой группы». Семья — одна из форм межличностных отношений. Род­жерс полагал, что в семье действуют те же законы, что и в энкаунтер-группе. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четы­рех основных условиях: постоянно поддерживаемых обяза­тельствах друг перед другом; выражении чувств; неприятии специфических ролей (искренность); способности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера. Поддерживание обязательств. Партнерство рассма­тривается не как контракт, а как динамический процесс, на­правленный на удовлетворение не только своих потребнос­тей, но и потребностей партнера по браку. Семья — это рабо­та ради своих и общих целей. И только совместные усилия в этой нелегкой работе обогащают любовь и укрепляют семью.

Выражение чувств. Роджерс настаивает на полной открытости в выражении чувств и в интимной жизни. Но речь идет не о любых чувствах, а именно о чувствах, оказываю­щих позитивное воздействие на партнера. Это труднее, чем просто «выпустить пар» или быть «правдивым, честным че­ловеком». Неприятие ролей. Развал семьи очень часто происходит от попыток навязать одному из супругов (или обоим) ту роль, которая сформирована как стереотип в семье родите­лей. Роджерс учит супружескую пару «жить по собственному выбору, с наибольшим организмическим чувствованием, на которое вы способны, а не формироваться под влиянием по­нятий, правил, рамок, которые другие хотят вам навязать». Способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера. Основана на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.