Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межмуниципальное сотрудничество




Избирательная комиссия муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования.

Местная администрация (исполнительно0распорядительный орган муниципального образования)

Глава муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления Российской Федерации.

1. Структура органов местного самоуправления Российской Федерации

Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, кото­рым население муниципального образования доверяет право решать вопросы местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в РФ» 2003 г. внес серьез­ные изменения в структуру органов местного самоуправ­ления. Эти изменения касаются не только самой струк­туры таких органов, но и способов наделения их полно­мочиями, порядка их формирования.

По закону о местном самоуправлении 1995 г. в струк­туре органов местного самоуправления обязательным яв­лялось наличие только выборных, т.е. представительных, органов местного самоуправления. Закон 2003 г. уже ис­ходит из обязательности разделения власти на представи­тельную и исполнительную и на местном уровне. В силу этого устанавливается, что в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципаль­ного образования, местной администрации (исполнитель­но-распорядительного органа муниципального образова­ния), за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исходя из законодательства РФ, под структурой орга­нов местного самоуправления, очевидно, следует пони­мать систему имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образо­вания функции и полномочия местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления России составляют представительный орган муниципального об­разования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган му­ниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и об­ладающие собственными полномочиями по решению воп­росов местного значения.

К иным органам местного самоуправления Российской Федерации законодательство относит избирательную ко­миссию муниципального образования, отраслевые (фун­кциональные) и территориальные органы местной адми­нистрации, входящие в ее структуру. В уставах муници­пальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти,

Уставом муниципального образования, имеющего ста­тус сельского поселения, может быть предусмотрено фор­мирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования» ис­полняющим полномочия председателя представительно­го органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномо­чий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципаль­ного образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядитель­ного органа муниципального образования) устанавлива­ются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь обра­зованного муниципального образования или в случае пре­образования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чело­век — на сходе граждан) или представительным орга­ном муниципального образования и закрепляется в ус­таве муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного са-I моуправления вновь образованного муниципального об­разования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответ­ствующей инициативы жителей вновь образованного му­ниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения струк­туры органов местного самоуправления вновь образован­ного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответству­ющего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жи­телей муниципального образования. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципаль­ного образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей числен­ности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта России. В этом случае избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комис­сию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату прове­дения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ полномочия из­бирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. При этом, полномо­чия избирательной комиссии муниципального образова­ния могут возлагаться на территориальную избиратель­ную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспече­нию проведения местного референдума осуществляет ис­полнительный орган государственной власти соответству­ющего субъекта Российской Федерации.

При отсутствии предусмотренной законом инициати­вы граждан о проведении местного референдума струк­тура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь созданного муниципально­го образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправ­ления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов мес­тного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муници­пального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправле­ния осуществляется на основании решения представительного органа муниципального образования путем вне­сения изменений в устав муниципального образования.

Финансирование расходов на содержание органов мест­ного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

2. Представительный орган местного самоуправления

Основу местного самоуправления составляют предста­вительные органы, так как они традиционно рассматри­ваются как наиболее значимые в системе органов местно­го самоуправления, поскольку именно через такие выбор­ные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления.

В статье 130 Конституции РФ указывается, что мест­ное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и иные органы местного самоуправления, при этом другие органы не называются. Это свидетельствует о том, что в структуре органов местного самоуправления законодателем отдается приоритет именно представитель­ным органам.

Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, состоящий из депутатов (избирае­мыхна муниципальных выборах), который обладает пра­вом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие юридическую силу на тер­ритории муниципального образования.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в слу­чае избрания не менее двух третей от установленной чис­ленности депутатов.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих изби­рательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществ­ляются сходом граждан.

Одной из основных черт данного органа является то, что он является выборным. Выборность (представитель­ность) предусмотрена в Европейской хартии о местном самоуправлении, в Конституции РФ, федеральном зако­нодательстве и законах субъектов Федерации. Закреп­ляя права местного самоуправления в решении государ­ственных дел, Европейская хартия устанавливает, что эти права осуществляются советами или собраниями, со­стоящими из депутатов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Статья 9 Федерального закона «Об основных гаран­тиях избирательных прав и прав на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являют­ся обязательными. Кроме того, обязательность форми­рования выборных органов местного самоуправления предусмотрена я в Федеральном законе «Об обеспече­нии конституционных прав граждан Российской Феде­рации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Представительный орган муниципального образова­ния обладает правами юридического лица.

В его исключительной компетенции находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его ис­полнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного рачения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными за­мами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Законом «Об общих принципах...» регламентировано, что представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представит­ельных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, из­бираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района фор­мируется в соответствии с вышеуказанным пунктом 1, если такое решение в течение одного года со дня выдви­жения соответствующей инициативы поддержано пред­ставительными органами не менее чем двух третей посе­лений, входящих в состав муниципального района. Ини­циатива о формировании представительного органа му­ниципального района в порядке, установленном пунк­том 1, оформляется решением представительного орга­на, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. Этот порядок формиро­вания представительного органа муниципального райо­на закрепляется в уставе муниципального района в тече­ние одного месяца со дня начала работы соответствую­щего представительного органа муниципального района. Численность депутатов представительного органа му­ниципального района определяется уставом муниципаль­ного района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа посе­ления, в том числе городского округа, определяется уста­вом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 че­ловек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения уделяется уставом муниципального образования и не сет быть менее 10 человек.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном смотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие уста­новление, изменение и отмену местных налогов и сбо­ров, осуществление расходов из средств местного бюдже­та, могут быть внесены на рассмотрение представитель­ного органа муниципального образования только по ини­циативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Полномочия представительного органа муниципаль­ного образования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в следующих случаях:

1) в случае если соответствующим судом установле­но, что представительным органом муниципального об­разования принят нормативный правовой акт, проти­воречащий Конституции РФ, федеральным конститу­ционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, и при этом представительный орган му­ниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пре­делах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий норма­тивный правовой акт;

2) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске прини­мается в порядке, определенном уставом муниципально­го образования;

3) в случае вступления в силу решения соответствен­но верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автоном­ного округа о неправомочности данного состава депута­тов представительного органа муниципального образо­вания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования муниципального образо­вания.

Досрочное прекращение полномочий представительно­го органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

 

3. Глава муниципального образования

В соответствии с Федеральным законом «Об общих щипах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. в каждом муниципальном образовании уставом должна быть предусмотрена должность главы муниципального образования. Закон «Об общих принципах...» 1995 г. устанавливал только, что уставом муниципального образования может быть предусмотрены должность главы муниципального образования.

Согласно статье 36 закона 2003 г. глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Избирается глава муниципального образования населением (гражданами), проживающим на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из его состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации. В городах таковыми лицами являются мэры, главы города, городского самоуправления или админист­рации; в районах — главы местного самоуправления, председатели районной думы, главы района; в других территориальных образованиях — главы муниципальных округов, сельсоветов, муниципальных образований, старосты и т.д.

Он в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо пред­ставительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципаль­ного образования с правом решающего голоса и испол­няет полномочия его председателя, либо возглавляет ме­стную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом му­ниципального образования исполняет полномочия его председателя;

4) не может одновременно исполнять полномочия пред­седателя представительного органа муниципального об­разования и полномочия главы местной администрации;

5) в случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов предста­вительных органов указанных поселений исполняет пол­номочия его председателя.

Глава муниципального образования в пределах пол­номочий, установленных законодательством:

1) представляет муниципальное образование в отно­шениях с органами местного самоуправления других му­ниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установлен­ном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу му­ниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования пре­кращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии со статьей ^закона, в частности:

— издания им нормативного правового акта, противоречащего законодательству РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом и он в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял мер по исполнению решения суда;

- совершения им действий, в том числе издания пра­вого акта, не носящего нормативного характера, влеку­щего нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности России, национальной безопасности Российской Федерации обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта, это установлено соответствующим судом, и он не ял мер по исполнению решения суда;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы России на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, утверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

11) досрочного прекращения полномочий представи­тельного органа муниципального образования, если гла­ва муниципального образования был избран из состава данного органа.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.