Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О губернском по крестьянским делам присутствии




1. Состав губернского присутствия

123. Губернское присутствие состоит под председательством начальника губернии из губернского предводителя дворянства, управляющего Палатою государственных имуществ, губернско­го прокурора, двух членов из местных дворян-помещиков, при­глашаемых по сношению с начальником губернии министром внутренних дел с высочайшего соизволения, и двух членов из местных дворян-помещиков, избранных собранием губернского и уездных предводителей дворянства. При губернском присут­ствии полагается секретарь.

Примечание 1-е. Там, где нет палаты государственных иму­ществ, место управляющего оною заступает в губернском присутствии управляющий удельною конторою, находящею­ся в губернском городе.

Примечание 2-е. К составу губернского присутствия по де­лам, касающимся до выкупа крестьянами полевых угодий с содействием правительства, присоединяется председатель ка­зенной палаты и в случае надобности непременный член от Министерства финансов.

Примечание 3-е. В губерниях Вятской, Пермской и Олонец­кой, в которых не производится дворянских выборов, члена­ми губернского присутствия, кроме поименованных в сей ста­тье должностных лиц губернского управления, состоят толь­ко двое местных дворян-помещиков, приглашенных с высо­чайшего соизволения.

Примечание 4-е. В Астраханской губернии по малому числу дворян-помещиков в состав губернского присутствия назна­чаются только два члена из местных дворян-помещиков: один — по приглашению министерства внутренних дел с вы­сочайшего соизволения, другой — по выбору дворянства.

124. При обсуждении частных местных вопросов предоста­вляется губернскому присутствию приглашать для совещаний и нужных объяснений опытных помещиков.

Положение

о губернских

по крестьянским

делам учреждениях

Документы

крестьянской

реформы

125. На содержание четырех особых членов губернского при­сутствия из местных дворян-помещиков определяется каждому по две тысячи рублей в год. Сверх того на жалованье секретарю и на канцелярские расходы каждого присутствия полагается ты­сяча пятьсот рублей в год. Потребная для сего сумма назначает­ся и раскладывается порядком, указанным в ст. 22-й. Секретарь считается на службе при канцелярии губернатора.

II. Предметы ведомства и пределы власти губернского присутствия

126. К предметам ведомства губернского присутствия принад­лежат, во-первых, жалобы на действия мировых посредников и уездных мировых съездов; во-вторых, дела по добровольным между помещиками и крестьянами соглашениям; и в-третьих, некоторые, особо указанные в Положениях о крестьянах, распо­рядительные действия по крестьянским делам.

Примечание. Участие как губернского присутствия, так и дру­гих мировых учреждений в делах по выкупу крестьянами их усадебной оседлости и приобретению в собственность при со­действии правительства полевых угодий определяется подроб­но в сем Положении.

127. К предметам первого рода, подлежащим ведению губерн­ского присутствия, относятся рассмотрение и разрешение жалоб на мировых посредников и уездные мировые съезды по всем ро­дам дел в случае превышения власти или несоблюдения ими предписанного порядка и установленных правил.

128. К предметам второго рода, подлежащим ведению губерн­ского присутствия, принадлежат рассмотрение и утверждение представленных мировым посредником добровольных между помещиками и крестьянами соглашений об уменьшении кресть­янского надела.

129. К предметам третьего рода, подлежащим ведению гу­бернского присутствия, то есть к действиям распорядительным в пределах власти, указанных изданными о крестьянах положе­ниями и правилами, причисляются:

1) установление всех подробностей, относящихся до приведе­ния в действие сих положений;

2) составление сметы расходов, необходимых для содержания как самого губернского присутствия, так и для найма нужного числа частных землемеров (с предварительным покрытием сего расхода заимообразно из общих остатков от земских сборов);

3) утверждение составленных по уездам проектов о распреде­лении селений на волости;

4) разграничение местностей в отношении размера крестьян­ского надела в тех случаях, когда сие предоставляется присутст­вию местными положениями о крестьянах, и применение к от­дельным имениям размера надела, установленного для другой ближайшей местности;

5) дела по возвышению и понижению повинностей против установленных размеров;

6) рассмотрение и утверждение тех уставных грамот, которые на основании Правил о приведении в действие положений о кре­стьянах предоставляются окончательному утверждению губерн­ского присутствия;

7) составление урочного положения и установление сроков, с которых начинается летнее и зимнее время работ;

8) определение размера денежного пособия, которое владель­цы обязаны выдавать дворовым людям, не способным к работе, если они увольняются ими в течение общего срока обязательных отношений;

9) определение в степных местностях, в каком размере солон­чаки могут быть допущены в состав крестьянского надела;

10) определение условий, на которых оставляются в пользова­нии крестьян рыбные ловли;

11) разрешение представлений мировых посредников о при­числении к господским землям лесных покосов при разверста-нии угодий;

12) разрешение окончательного присоединения отведенной в пользование крестьян земли к угодьям, остающимся навсегда в непосредственном распоряжении помещика;

13) рассмотрение и утверждение приговоров мировых посред­ников (или, за неимением мировых посредников, уездных пред­водителей дворянства) о немедленном увольнении дворовых людей, буде они того пожелают, от обязательных отношений по случаю обнаруженных злоупотреблений в обращении владельца с дворовыми людьми;

14) утверждение представленных мировым посредником мир­ских приговоров об удалении крестьян из общества и предста­влении их в распоряжение правительства;

15) те дела уездных мировых съездов, по коим не составится установленного большинства (ст. 112 и примеч. к ст. 122);

16) дела об обязательном перенесении крестьянских усадьб и обмене угодий, если в мировом съезде не состоится по сим делам единогласного решения (примеч. к ст. 122); и

17) некоторые другие дела, отнесенные к обязанностям гу­бернских присутствий положениями и правилами о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

III. Порядок действий губернского присутствия 130. Жалобы на мировые посреднические учреждения разре­шаются утверждением или уничтожением решения, на которое принесена жалоба. По делам, не подлежащим вовсе рассмотре­нию мировых учреждений и возникшим неправильно, губерн­ское присутствие прекращает всякое производство. По жалобам на превышение власти и несоблюдение предписанного порядка и правил в делах по спорам и недоразумениям в случае уничтоже­ния состоявшегося по оным решения мирового посредника рас­смотрение дела и новое решение оного поручается или тому же посреднику, который постановил решение, или другому посред­нику, или уездному мировому съезду; а если уничтожается ре­шение уездного мирового съезда, то рассмотрение дела и поста-

Положение

о губернских

по крестьянским

делам учреждениях

Документы

крестьянской

реформы

Чернуха В. Г. Крестьянский

вопрос в

правительственной политике России (60—70-е годы). Л., 1972, с. 27.

новление нового решения предоставляется тому же или другому мировому съезду. По делам же распорядительным (ст. 27 и 107) губернское присутствие или утверждает сделанное распо­ряжение, или, отменяя оное, постановляет в то же время новое решение.

131. Решение губернского присутствия при разделении голо­сов постановляется простым большинством. При разделении го­лосов поровну голос председательствующего дает перевес.

132. Если по особенно важным обстоятельствам, заслуживаю­щим внимания высшего правительства, начальник губернии за­труднится исполнить решение губернского присутствия, то ему предоставляется, приостановив под собственною ответственно­стью исполнение означенного решения, представить в то же вре­мя о всех обстоятельствах дела министру внутренних дел.

КОММЕНТАРИЙ

Введение Статья 1

Мировые посредники вводились в 43 губерниях Европейской России. В Ставропольской губернии, Области войска Донского и Сибири, согласно особым, Дополнительным правилам, их функции исполняли другие должностные лица и учреждения. Статья 1 указывает, что мировые посредники были призваны играть посредническую роль между помещиками и их бывшими крепостными в разборе могущих возникнуть между ними недо­разумений, споров и жалоб при решении вопросов, связанных с применением Положений 19 февраля 1861 г. На деле они в сво­ем большинстве не были беспристрастными судьями. Назначае­мые (хотя формально избираемые) только из среды дворян, причем, как правило, из числа потомственных дворян-землевла­дельцев данного уезда, мировые посредники призваны были стоять на страже интересов своего класса.

В 1860 году в Редакционных комиссиях был разработан про­ект, предоставлявший не только дворянам, но и крестьянам пра­во самим избирать мировых посредников (разумеется, из числа дворян). Надеялись, что «крестьяне, избрав сами посредников, будут иметь к ним больше доверия и во всяком случае с мень­шим ропотом вынесут с их стороны злоупотребления», а миро­вые посредники «будут иметь возможность судить крестьян строже и строже прилагать закон в тех случаях, когда послед­ний будет почему-либо неприятен крестьянам». Но этот проект был отвергнут Главным комитетом1.

Вместе с тем мировые посредники призваны были проводить правительственную линию, т. е., выражая в конечном счете об­щеклассовые помещичьи интересы, учитывать и интересы обще­государственные и даже во имя защиты общеклассовых поме­щичьих интересов пресекать корыстные поползновения откро­венных крепостников, требуя от них придерживаться рамок за­кона. Положение предусматривало относительную самостоя­тельность мировых посредников и независимость их от местной администрации. Мировые посредники являлись и судебно-адми-

нистративным органом в деревне, призванным примирять клас­совые интересы крестьян и помещиков. В этом смысле прави­тельство возлагало на мировых посредников большие надежды. «Вдумываясь в права и в компетенцию мирового посредни­ка, — писал академик Н. М. Дружинин, — мы без труда ула­вливаем в этом органе черты, заимствованные из дореформенно­го прошлого: практическое разрешение всех основных вопросов реформы поручалось местному помещику, облеченному довери­ем уездного дворянства, а контроль за действиями крестьянских органов — правда, в смягченной форме — возрождал систему опеки окружных начальников над государственными крестьяна­ми»2 (имеется в виду введенная в 1837—1838 годах система управления государственной деревней).

Глава первая




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.