Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая и административная монополия




Силу монопольной власти отдельной фир­мы, однако, не стоит преувеличивать.

Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией.

Эта конкурен­ция может обостриться в связи с нововведениями, возможным по­явлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также «борьбой за доллары потребителя» со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете.

Чистая монополия возникает на базе рыночной экономи­ки и функционирует по её законам.

Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательство, существующее во всех развитых странах.

 

Иное дело — монополия в условиях административно-команд­ной системы.

Такая монополия базируется на государственной собст­венности на средства производства и действует в условиях значи­тельной ограниченности рынка и товарного дефицита.

Администра­тивно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за «железным занавесом»), опирается на госу­дарственную монополию внешней торговли.

Существенным призна­ком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административ­ной монополии.

Конечным её результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

 

Очевидно, что административной монополии конкуренция уг­рожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в ры­ночной экономике.

Опираясь на отраслевые министерства, пред­приятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объек­тивно тормозят научно-технический прогресс в своей стране.

Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством.

Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.

 

Таким образом, административная монополия, возникающая внерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной влас­тью, чем экономическая монополия.

Определение цены и объёма производства

Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, цена превышает предельный доход.

Если в условиях совершенной конкуренции Р = МR, то на монополизированном рынке Р > МR.

 

Для правильного понимания ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки (см. тему 3).

 

Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает снизить цену со 110 долл. (Р1) до 100 долл. (Р2). При этом спрос растет с 4 единиц (Q1) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны (P1 – Р1) Q1 = (110 - 100) х 4 = =40 долл., а выгода (прибыль) составит (Q2 – Q1) Р2 = (6 - 4) х 100 = 200 долл. (рис. 7—3).

 

 

 

Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл.

 

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки; 2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной вы­ручки (см. рис. 7—4).

 

Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

 

В условиях совершенной конкуренции установление равновес­ной цены может быть изображено следующим образом (см. рис. 7—5):

 

 

В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Рe.

Площадь 0ВЕQе соответствует величине из­держек производителей, РеВЕ — составляет прибыль производи­телей, а АРeЕ — потребительский излишек.

Равновесие в конку­рентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам.

В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

 

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис. 7—6):

 

 

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС.

В условиях монополистического рынка мы пере­мещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm.

Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то величина излишка потребителей и излишка производителей меня­ются.

Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мерт­вого груза монополии.

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка.

Эти треугольники часто на­зывают харбергеровскими треугольниками.

Используя математи­ческий аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП.

В современной экономике США они бы составили около 6 млрд. долл.

Поэтому проблема чистой монополии не является такой острой, как она пред­ставлялась ранее другим экономистам.

 

Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие.

Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации сово­купной прибыли, а не прибыли на единицу продукции.

И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

 

Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всег­да стремится ограничивать выпуск продукции.

Это также не совсем верно.

По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как пра­вило, изменяются.

На издержки действуют два прямо противоположных фактора — понижающий и повышающий.

Понижающий, так как в результате создания монополии можно полнее использо­вать положительный эффект от роста масштаба производства (эко­номия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбы­та, экономия на маркетинговых операциях и т. д.).

С другой сторо­ны, действует и тенденция к их повышению, связанная с разбуха­нием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.

Эту тенденцию X. Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рис. 7—7).

 

 

 

Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всег­да, когда фактические издержки при любом объёме производства выше средних совокупных издержек.

Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность (рис. 7—7). В этих условиях фирма уве­личивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС (на рис. 7— 7 она обозначена как точка А).

Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qс возника­ет Х-неэффективность.

Однако в условиях свободной конкуренции по­добная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель.

Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке.

 

Объём производства сокращается с Qс до Qm, а Х-неэффективность (отрезок СD) заметно увеличивается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.