Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение теста и оценка




Создание теста

МЕТОД

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Теоретической основой методики Роршаха являлось то, что в процессе интерпретации выбранного наугад чернильного пятна внимание индивида будет переключено таким образом, что ослабнут обычные защитные психологические механизмы. В ответ это позволит высвободиться скрытым сторонам психики. Когда воспринимаемый стимул неоднозначен (то есть имеет слишком мало ключевых признаков, чтобы понять, что же это такое в действительности), интерпретация стимула при его восприятии должна происходить исходя из внутренних особенностей человека (по этой теме см. материал о Тематическом апперцептивном тесте Мюррея (Murray)). По замыслу Роршаха, чернильные пятна были настолько неопределенными, что их трудно было понять, но они позволяли получить наибольшее количество проекций бессознательного.

При рассмотрении Теста чернильных пятен Роршаха можно выделить две его важные стороны: процесс создания оригинальных форм автором и методы, предназначенные для интерпретации и оценки ответов, сделанных клиентами.

Объяснение Роршахом, как создаются формы, очень похоже на план детской игры с изображениями: «Образование таких случайных форм очень простое: на лист бумаги капаются несколько крупных чернильных пятен, бумага складывается пополам, и чернила растекаются по обеим половинам листа»

(p. 15). На этом, однако, простота заканчивается. Дальше Рор-шах продолжает объяснять, что эффективно могут использоваться только те рисунки, которые отвечают определенным требованиям.

Например, рисунок должен быть относительно простым, симметричным и слегка напоминать какие-то предметы. Рор-шах считал, что формы должны быть симметричными, потому что асимметричные чернильные пятна отвергаются субъектами как неподходящие для интерпретации. После длительного отбора Роршах остановился на 10 формах, которые вошли в его основной тест. Из 10 рисунков 5 были черно-белыми, 2 — черно-красными, а 3 — многоцветными. На рис. 9.4 представлены 3 фигуры из тех, какими пользовался Роршах.

Тест Роршаха по интерпретации форм прост в проведении. Каждый тестируемый получает одно за другим все изображения фигур, и задается вопрос: «Что бы это могло быть?» Субъекты свободно могут перевернуть карточку в любое положение, могут держать ее близко к глазам или отдалить настолько, насколько им хочется. Исследователь или психотерапевт, проводящий тест, отмечает реакции индивидов на каждую фигуру, не подсказывая им. Время не ограничено.

Роршах отмечал, что почти всегда тестируемые считали данный тест предназначенным для изучения воображения. Однако автор очень осторожно объяснял им, что это задание не является тестом воображения и что креативность воображения человека не оказывает значимого влияния на результаты.

Это, утверждал Роршах, тест восприятия, охватывающий процессы ощущения, памяти, сознательных и бессознательных ассоциаций между формой стимула и другими психологическими силами, которые таятся внутри индивида.

Роршах перечисляет следующие направления для оценки реакции людей на 10 чернильных пятен (р. 19).

1. Сколько было дано ответов? Каково время реакции, то есть как долго человек смотрит на фигуру перед тем, как ответить? Как часто он отказывается интерпретировать фигуру?

2. Была ли связана интерпретация только с формой фигуры или при восприятии учитывались цвет или движение?

 

 

3. Воспринималась ли фигура целиком или отдельными частями? Какие части были выделены и как они интерпретировались?

4. Что увидел субъект в данном изображении?

Интересно отметить, что Рор-шах рассматривал содержание интерпретации как наименее важный фактор в реакциях, проявленных человеком на чернильные пятна. В следующем разделе обобщаются наблюдения Рорша-ха, связанные с четырьмя установками, приведенными выше, в отношении большого числа людей, имевших различные психологические признаки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.