Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение женщины




Культурные практики, оказывающие влияние на поведение полов

Теория тендерной схемы

Не так давно сформировалась модификация теории когнитивного развития и тео­рии когнитивного научения, теория тендерной схемы (Bern, 1981; Liben & Signorella. 1980, 1987; Signorella, Bigler & Liben, 1993). Схема представляет собой комплекс-представлений, которые используются для организации информации, фильтрации новых сведений и направления когнитивной деятельности. Теория тендерной схе­мы предполагает, что тендерный приоритет в рамках конкретной культуры слу­жит основой для организации информации (Jacklin, 1989) Впрочем, это предполо­жение не получило достаточных подтверждений в культурах за пределами США.

В этом разделе более подробно рассматриваются различные аспекты влияния куль­туры на поведение полов, которое коротко упоминалось в предыдущих разделах данной главы: положение женщины, разделение труда по половому признаку, ре­лигиозные установки и ценности, экономические факторы и участие в политиче­ской деятельности.

Этнографические данные говорят о том, что положение женщины включает мно­жество параметров, среди которых — экономические показатели, социальный авто­ритет, автономия, престиж и идеологические параметры (Mukhopadhyay & Higgins, 1988; Quinn, 1977). Детерминанты асимметричности статуса мужчины и женщи­ны включают роль женщины при продолжении рода, вторичные половые призна­ки, более высокий уровень силы и агрессивности мужчин, разделение труда по половому признаку, сложность общественных отношений (Веггу, 1976; Ember, 1981), социализацию, образование и религиозные верования.

Разделение труда по половому признаку

В том, что считается свойственным мужчине, а что — женщине, возможны культур­ные вариации, однако в литературе отмечаются два момента, которые можно считать культурными универсалиями: в какой-то мере, любое общество связывает опреде­ленные черты и определенные виды работ с принадлежностью к определенному полу (R. H. Munroe & Munroe, 1975/1994); ни в одном обществе женщина не имеет более высокого статуса, чем мужчина, а обратное явление достаточно широко распростра­нено (Hoyenga & Hoyenga, 1993; Population Crisis Committee, 1988; Whyte, 1978). Д'Андрад (D'Andrade, 1966) проанализировал этнографические сведения, касающи­еся выполняемой работы, по 244 обществам и обнаружил, что мужчины занимаются охотой, работой с металлом, изготовлением оружия и дальше удаляются от дома, тогда как женщины отвечают за припасы и приготовление пищи, ходят за водой, за­ботятся об одежде и изготавливают вещи, которые используются дома. Женщин])! участвуют в деятельности, связанной с воспитанием детей и уходом за ними (Brown, 1970; Segal, 1983), а мужчины берут не себя обязанности, связанные с воспитанием детей лишь в 10 % из 80 обследованных культур (Katz & Konner, 1981).

Снижение детской смертности и рождаемости уменьшили долю времени, кото­рую в жизни женщины занимает воспитание детей. Стало возможным разделить рождение и воспитание детей (Huber, 1986), что позволило женщинам работать вне дома. Однако работа по найму не исчерпывает экономический вклад женщины в семейную жизнь (Dixon, 1978).

Занимаясь исследованием тенденций по 56 странам в период с. 1960 по 1980 год, Джейкобе и Лим (Jacobs & Lim, 1992) обнаружили, что женщины испытывают со­кращение профессиональных возможностей и рост сегрегации. Любопытно, что рост валового национального продукта на душу населения и повышении образова­тельного уровня женщин обнаруживает позитивную связь с сегрегацией по поло­вому признаку, а доля женщин в общей численности работающего населения и уровень рождаемости обратно пропорциональны. По сравнению с мужчинами, женщины, как и прежде, подвергаются экономической дискриминации и получают более низкую зарплату, чем их коллеги-мужчины, которые занимают аналогичные должности (Ottaway & Bhatnagar, 1988). Женщины предпочитают традиционно женскую работу, а также такую, которая обеспечивает более широкие возможно­сти общения с людьми, тогда как мужчины предпочитают более высокооплачива­емую работу, которая открывает перспективы продвижения по службе (Loscocco & Kalleberg, 1988; Mullet, Neto & Henry, 1992).

Даже в обществе, в котором женщины представляют собой значительную часть общей рабочей силы, не произошло соразмерного снижения доли обязанностей женщин по ведению домашнего хозяйства (Population Crisis Committee, 1988). В США, Швейцарии, Швеции, Канаде, Италии, Польше и Румынии основная часть домашней работы выполняется женщинами, безотносительно к требованиям, ко­торые предъявляет к ним профессиональная деятельность (Calasanti & Bailey, 1991; Charles & Hopfinger, 1992; Lupri, 1983; Vianello et al., 1990; Wright, Shire, Hwang, Dolan & Baxter, 1992). Наличие детей и большого дома связывается с уменьшением доли мужского участия в работе по дому, Тем не менее во всех странах представите­ли «синих воротничков» придерживаются более традиционных взглядов на разде­ление труда между полами. Это значит, что более эгалитарные взгляды появляются при более высоком образовательном и социальном статусе (Vianello et al., 1990).

Неравенство полов, однако, не исчезает полностью с расширением возможно­стей женщин при выборе работы или с повышением уровня образования. В четы­рех западных странах (США, Великобритании, Германии и Австрии) Н. Дэвис и Робинсон (N. J. Davis & Robinson, 1991) обнаружили, что люди с достаточно высо­ким уровнем образования и женщины, у которых были работающие мужья, оказа­лись менее расположены к тому, чтобы предпринимать усилия для уменьшения неравенства между полами, чем население с более низким уровнем образования и женщины, которые не имели мужчины-кормильца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.