Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соблюдение принципов справедливости в условиях культурного многообразия




Несправедливость как источник межкультурных конфликтов

Когда между двумя группами вспыхивает конфликт, каждая из сторон стремится обвинить другую в несправедливости. Лейнг и Стефан (Leung & Stephan, 2000) детально проанализировали вопрос о том, как ощущение несправедливости спо­собствует углублению арабо-израильского конфликта и китайско-британского

конфликта, касающегося передачи Гонконга под управление Китая. Культурные различия часто мешают взаимопониманию и приводят к недоразумениям, что со­здает препятствия для межкультурных контактов. Кроме того, Карневале и Лейнг (Carnevale & Leung, в печати), проанализировав литературу, касающуюся меж­культурного ведения переговоров и заключения сделок, пришли к выводу, что обычно в таких ситуациях не достигается оптимальный результат. Так, Бретт и Окумура (Brett & Okumura, 1998) исследовали межкультурные и монокультурные переговоры, которые вели японские и американские испытуемые. В процессе меж­культурных переговоров взаимопонимание сторон, касающееся приоритетов дру­гой стороны, было не столь полным, и достижение взаимовыгодных результатов не таким успешным, как при монокультурных переговорах. В нашем обзоре было освещено много культурных различий, касающихся восприятия справедливости, китовые могут быть причиной глубоких межкультурных конфликтов. Мы считаем, что кросс-культурное понимание является ключом к предотвращению разруши­тельных межкультурных конфликтов, которые питает ощущение несправедливо­сти. Хотя проблемы справедливости иногда и стоят в центре внимания материа­лов кросс-культурных образовательных программ (например, Cushner & Brislin, 1996), они, безусловно, заслуживают более широкого освещения. Лейнг и соав­торы (Leung et al., в печати) считают, что из-за недостаточной кросс-культурной подготовки работников китайского происхождения из Гонконга, а также тайцев и японцев, которые работают на совместных предприятиях на территории материко­вого Китая, местные жители считают их менее порядочными, чем работников запад­ного происхождения или выходцев из других азиатских стран, несмотря на то что они ближе знакомы с культурой материкового Китая. Вероятно, только широкая подго­товка в области культурных различий, касающихся справедливости, поможет пред­ставителям разных культур избежать взаимных обвинений в несправедливости.

Есть множество причин, по которым культуры вступают в контакт друг с другом, и самой распространенной формой межкультурного контакта является совместная работа. Управление в условиях культурного многообразия является популярной темой научных исследований (см., например, Chemers, Oskamp & Costanzo, 1995; Сох, 1993; Henderson, 1994; Jackson & Ruderman, 1995). Соблюдать справедливость в таких условиях совсем не легко, и мы рассматривали многочисленные культур­ные различия в восприятии справедливости, которые, казалось бы, делают эту за­дачу почти невыполнимой. Представители разных культур могут, к примеру, от­давать предпочтение разным подходам к разрешению конфликтов. Уэлдон, Джен, Чен и Ванг (Weldon, Jehn, Chen & Wang, 1996) обнаружили, что на американско-китайских совместных предприятиях китайцы для разрешения межкультурных конфликтов обычно используют методы непрямого воздействия (например, идут к начальнику, выносят обсуждение проблемы на собрание), в то время как амери­канцы в случае межкультурного конфликта предпочитают непосредственное об­ращение к его участникам.

Лейнг и Квонг (Leung & Kwong, в печати) проанализировали множество кон­фликтов, касающихся вопросов справедливости, которые часто случаются на совместных предприятиях в Китае, поскольку китайцы и их зарубежные партне­ры имеют разные взгляды на справедливое управление трудовыми ресурсами. Нам не много известно об эффективных путях преодоления проблем, которые порож­даются культурными различиями в восприятии справедливости. Эта сфера, без со­мнения, требует более пристального внимания в ходе будущей научно-исследова­тельской работ1 ы. Одним из перспективных направлений является подготовка тех, кому приходится иметь дело с межкультурными конфликтами, и обучение их посредничеству и консультированию при решении проблем, касающихся культур­ных различий в восприятии справедливости.

При соблюдении принципов справедливости в условиях культурного многооб­разия есть и еще одна проблема. Хорошо известно, что группы имеют предубежде­ния в отношении мы-группы, которые ведут к тому, что членам мы-группы дается более высокая оценка и предоставляется большее количество ресурсов, чем членам они-группы. Тсуи и О'Рейли (Tsui & O'Reilly, 1989) обнаружили, что демографи­ческие различия между начальником и подчиненным, в том числе расовые, связа­ны со снижением эффективности (по оценке начальства), с меньшей личной рас­положенностью начальства к подчиненным и к тому же повышает ролевую нео­пределенность подчиненных. Проанализировав литературу по межкультурному содействию (interculturalhelping), Кросби, Бромли и Саксе (Crosby, Bromley & Saxe, 1980) пришли к выводу, что люди более охотно оказывают помощь представите­лям одной с ними этнической группы, чем представителям иных этнических групп. Лейнг и Моррис (Leung & Morris, 2001), кроме того, утверждают, что культурные группы могут обнаруживать этноцентрическую предрасположенность к справед­ливости, считая свои предпочтения и методы принятия решений более справедли­выми. Так, Артур, Доверспайк и Фуэнтес (Arthur, Doverspike & Fuentes, 1992) обнаружили, что представители национальных меньшинств считают процедуру найма персонала, при которой представителям национальных меньшинств пре­доставляется преимущество, более справедливой, чем представители националь­ного большинства.

Пепитон и Л'Арман (Pepitone & L'Armand, 1997) приводят сведения о том, что и в США, и в Индии соответствие между валентностью результата, достигнутого индивидом, и его оценкой как человека воспринимается как проявление справед­ливости. Иными словами, если хороший человек получает позитивный результат, а плохой человек получает негативный результат, это воспринимается как прояв­ление справедливости. Эта так называемая гипотеза сбалансированной валентно­сти при восприятии справедливости получила подтверждение и в Корее (Hong, 1997). В соответствии с данным предположением, по сведениям Ли, Пепитона и Олбрайта (Lee, Pepitone & Albright, 1997), и китайцы, и американцы считают, что хорошие люди должны получать более позитивные результаты, чем плохие. Хотя принципы справедливости требуют, чтобы хорошие люди получали позитивные результаты, предрасположенность по отношению к мы-группе и этноцентрическая предрасположенность к справедливости могут сделать оценку членов они-группы

как хороших людей проблематичной. Подход с точки зрения сбалансированной валентности не гарантирует готовности допустить получение позитивного резуль­тата представителями иной культурной группы.

Позднее Тайлер и соавторы (Huo, Smith, Tyler & Lind, 1996; Tyler, Boeckmann, Smith & Huo, 1997) на основе модели справедливости с точки зрения ценности группы предложили выход из этого положения. Они считают, что процессы со­циальной категоризации определяют, в какой мере принципы справедливости представляют собой механизм регулирования межгрупповых контактов. Если две группы считают Друг друга «чужими», то на первый план выступают личные инте­ресы, а в процессе межгруппового контакта определяющую роль играет индивид. Если же две группы считают друг друга «своими», то более значимой становится справедливость межличностных отношений и нормы справедливости превращают­ся в фактор, который объединяет две разные группы. Эта работа подчеркивает важ­ность сверхзадачи и общей идентичности для соблюдения принципов справедли­вости в условиях культурного многообразия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.