Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие стандартизации и сертификации, их правовые основы




 

Основополагающая роль в обеспечении качества продук­ции принадлежит техническому нормированию и стандарти­зации товаров, работ и услуг. Правовые основы техниче­ского нормирования и стандартизации в Республике Бела­русь определены Законом от 5 января 2004 г. «О техническом нормировании и стандартизации». Действие Закона о стандартизации распространяется на:

- органы государственного управления;

- юридических и физических лиц, в том числе индиви­дуальных предпринимателей Республики Беларусь;

- иностранных юридических лиц и иностранных граждан;

- лиц без гражданства;

- иные субъекты правоотношений, которые в установ­ленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (субъекты технического нормирования и стандартизации).

Статья 1 Закона о стандартизации определяет понятия технического нормирования и стандартизации.

Под техническим нормированием понимается деятельность по установ­лению обязательных для соблюдения технических требо­ваний, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или ока­зания услуг.

Стандартизация - это деятельность по установлению тех­нических требований в целях их всеобщего и многократ­ного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуа­тации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг (ст. 1 Закона о стандартизации).

Целью технического нормирования и стандартизации яв­ляется обеспечение:

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

- повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- единства измерений;

- национальной безопасности;

- устранения технических барьеров в торговле;

- рационального использования ресурсов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Рес­публики Беларусь, Государственным комитетом по стандар­тизации Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государствен­ными органами в соответствии с законодательством Рес­публики Беларусь.

Государственное регулирование технического нормирования и стандартизации включает в себя:

— определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стан­дартизации;

— формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними госу­дарственных стандартов;

— установление единого порядка разработки и утверж­дения технических регламентов, технических кодексов, госу­дарственных стандартов, технических условий;

- координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

— утверждение технических регламентов, государствен­ных стандартов;

— установление порядка официального издания техни­ческих регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих тех­нических регламентах, технических кодексах, государствен­ных стандартах и технических условиях;

— установление порядка официального толкования по воп­росам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.

К видам технических нормативных правовых актов в об­ласти технического нормирования и стандартизации в со­ответствии со ст. 15 Закона о стандартизации относятся:

А) технические регламенты;

Б) технические кодексы;

В) стандарты, (в том числе государственные стандарты и стандарты организаций);

Г) технические условия.

Кроме перечисленных технических нормативов и стан­дартов в Республике Беларусь применяются международные и межгосударственные стандарты, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь, правила, нормы и рекомендации применения которых, устанавливает Государственный комитет по стандартиза­ции Республики Беларусь.

Статья 1 Закона о стандартизации раскрывает понятия всех видов технических нормативных правовых актов в об­ласти технического нормирования и стандартизации.

Так, под техническим регламентом понимается техниче­ский нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязатель­ные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, произ­водства, эксплуатации (использования), хранения, пере­возки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущест­ва и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продук­ции и услуг относительно их назначения, качества или без­опасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается,

Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безо­пасностью продукции, процессов ее разработки, производ­ства, эксплуатации (использования), хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормиро­вания, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.

В техническом регламенте могут также содержаться:

- правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта тех­нического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для под­тверждения соответствия;

- правила маркировки объектов технического норми­рования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;

- требования к порядку осуществления государствен­ного надзора за соблюдением технических регламентов.

При разработке технических регламентов в качестве ос­новы могут использоваться соответствующие международ­ные и межгосударственные стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жиз­ни, здоровья и наследственности человека; охраны окру­жающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республи­ки Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического норми­рования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического рег­ламента и наименование разрабатывающего его республи­канского органа государственного управления.

Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опуб­ликования.

В соответствии со ст. 17 Закона о стандартизации технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Требования утвержденного технического регламента яв­ляются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осу­ществления мероприятий по обеспечению соблюдения тре­бований технических регламентов., но не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования инфор­мации об их утверждении, за исключением случаев, преду­смотренных законодательством.

При изготовлении продукции на экспорт, если условия­ми договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническим регламентами, применяются условия договора, если они не противоречат требованиям законодательства.

Технический кодекс - технический нормативный право­вой акт, разработанный в процессе стандартизации, содер­жащий основанные на результатах установившейся прак­тики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или ока­занию услуг.

Технический кодекс разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реали­зации и утилизации продукции или оказания услуг, требо­вания которых основываются на результатах установившей­ся практики. Они вводятся в действие после их государст­венной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официаль­ного опубликования информации об их государственной регистрации.

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов­. Разработка и утверждение их, а также официальное издание осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Стандарт - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе со­гласия большинства заинтересованных субъектов техниче­ского нормирования и стандартизации и содержащий техни­ческие требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

В Республике Беларусь существуют два вида стандартов это государственный стандарт Республики Беларусь, который утверждается Госу­дарственным комитетом по стандартизации Республики Бе­ларусь, а в области архитектуры и строительства — Мини­стерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, и стандарт организации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Государственные стандарты основываются на современ­ных достижениях науки, техники, международных и меж­государственных (региональных) стандартах, правилах, нор­мах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффек­тивными для обеспечения.

Существуют стандарты в области:

- национальной безопасности;

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

- охраны окружающей среды, рационального использо­вания природных ресурсов и энергосбережения;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назна­чения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

- требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

- требования к правилам приемки и методикам конт­роля продукции;

- требования к технической и информационной совмес­тимости;

- правила оформления технической документации;

- общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;

- требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее произ­водства, эксплуатации (использования), хранения, пере­возки, реализации и утилизации или оказания услуг;

- термины и определения, условные обозначения, метро­логические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами тех­нического нормирования и стандартизации проектов го­сударственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубли­кованы. Опубликование проектов государственных стандар­тов осуществляется в официальных изданиях Государст­венного комитета по стандартизации Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитек­туры и строительства - в официальных изданиях Минис­терства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Срок рассмотрения проектов государственных стандар­тов — не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

Утвержденный государственный стандарт вводится в дейст­вие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта — не ранее 60 кален­дарных дней со дня официального опубликования инфор­мации о его государственной регистрации.

Государственные стандарты являются добровольными для применения (ст. 20 Закона о стандартизации).

Государственные стандарты могут использоваться в ка­честве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то его положения становятся обязательными для соблюдения.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предпринимате­ли и распоряжаются ими по собственному усмотрению, причем их технические требования распространяются толь­ко на юридическое лицо или индивидуального предпри­нимателя, их утвердивших.

Государственные стандарты и стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических рег­ламентов.

Технические условия — это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила прием­ки и методы контроля.

Технические уа?о<?мя разрабатываются и утверждаются юри­дическими лицами или индивидуальными предпринимате­лями на продукцию (услугу), предназначенную для реали­зации и вводятся в действие в сроки, ими утвержденные.

Технические умобия не должны противоречить требова­ниям технических регламентов.

В целях информационного обеспечения и применения субъектами хозяйственной деятельности в своей хозяйст­венной деятельности технического нормирования и стан­дартизации постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2004 г. № 781 утверждено Положение о Национальном фонде технических нормативных право­вых актов в области технического нормирования и стандар­тизации. В содержание Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического норми­рования и стандартизации входят официально изданные технические регламенты, технические кодексы, междуна­родные, межгосударственные (региональные) и государ­ственные стандарты, а также информация о технических нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию, а также иные документы, предусмотренные актами законодательства [!06].

Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг

Правовые основы оценки соответствия установлены Зако­ном Республики Беларусь от 5 января 2004 г. «Об оценке соот­ветствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандарти­зации^, который определяет правовые и организационные основы оценки соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной по­литики при осуществлении оценки соответствия (далее -Закон об оценке соответствия) [59].

Под сценкой соой?йм?с/иеыя настоящий Закон об оценке соответствия понимает деятельность по определению соот­ветствия объектов оценки соответствия требованиям техни­ческих нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Целями оцеякм соо/нее/истмемя являются следующие:

- обеспечение защиты жизни, здоровья и наследствен­ности человека, имущества и охраны окружающей среды;

- повышение конкурентоспособности продукции (услуг);

— создание благоприятных условий для обеспечения сво­бодного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономиче­ском, научно-техническом сотрудничестве и международ­ной торговле.

Государственное регулирование и управление в области оценки соответствия осуществляется Президентом Респуб­лики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Респуб­лики Беларусь и иными государственными органами в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь.

В качестве обмклкм, которые проходят оценку соо/иее/истя-еыя требованиям законодательства о стандартизации, вы­ступают: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реали­зации и утилизации продукции; оказание услуг; система 172

управления качеством; система управления окружающей средой; компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции; профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг; иные объекты.

Статья 7 Закона об оценке соответствия определяет суо*бек-/иы, принимающие участие в процедуре оценки соответст­вия. Ими являются: Республика Беларусь в лице уполномо­ченных государственных органов; аккредитованные органы по сертификации; аккредитованные испытательные лабо­ратории (центры); заявители на аккредитацию; заявители на подтверждение соответствия.

Оценка соответствия качества продукции (работ, услуг) осуществляется в виде оклре&//ноцым и

В свою очередь под яккр^мтяцыем Закон об оценке соот­ветствия понимает вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении ис­пытаний продукции.

Целями осуществления йккреды/иацмм являются:

- подтверждение компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации;

- обеспечение доверия изготовителей (продавцов) и по­требителей продукции (услуг) к деятельности аккредито­ванных органов по сертификации и аккредитованных ис­пытательных лабораторий (центров);

- создание условий для взаимного признания резуль­татов деятельности аккредитованных органов по сертифи­кации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.

Порядок осуществления аккредитации устанавливается ст. 21 Закона об оценке соответствия в Системе аккредита­ции Республики Беларусь, которую осуществляет Государст­венный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Заявители на аккредитацию обязаны:

- выполнять требования Системы аккредитации Рес­публики Беларусь;

— создавать должностным лицам Государственного ко­митета по стандартизации Республики Беларусь необходи­мые условия для выполнения работ по аккредитации.

Положительные результаты аккредитации удостоверяют­ся а/ити^с/иамам акяре^и/иацым, который удостоверяет компе­тентность юридического лица в выполнении работ по под­тверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации), который выдается аккредитованным органам по сертификации и ак­кредитованным испытательным лабораториям (центрам) Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.

77од/и<?ерж&яы^ соо/нб^ис/изыя — это вид оценки соответ­ствия, результатом осуществления которого является до­кументальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных право­вых актов в области технического нормирования и стандар­тизации.

соо/иее;ис;н#мя осуществляется в целях:

— удостоверения соответствия объектов оценки соответ­ствия требованиям технических нормативных правовых ак­тов в области технического нормирования и стандартизации;

— содействия потребителям в компетентном выборе про­дукции (услуг).

Подтверждение соответствия может носить обяза/нмьяьш или йэброеольиый характер.

Обязательное яо&иеерж&иые соо/нее/исжемя осуществ­ляется в формах; сбязатимьном сер/яы^бикацым и &кларнр<%а-ныя соо/несуистеия.

Сер/иы^мка^мя — это форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертифи­кации (ст. 1 Закона об оценке соответствия).

Обязательное подтверждение соответствия осуществляет­ся в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтвержде­нию соответствия в Республике Беларусь. Реализация данной продукции (работ, услуг) без наличия документов об оценке соответствия запрещается.

Порядок проведения обяза/пальмом с^р/ииз&икацмм закреп­лен в ст. 28 Закона об оценке соответствия. Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем.

также предусматривается постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 сентября 1993 г. № 635 «О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и ус-луп- с целью осуществления защиты отечественных потреби­телей от некачественной и небезопасной продукции [91]. Критериями при формировании перечня объектов, под­лежащих обязательному подтверждению соответствия в Рес­публике Беларусь, являются:

- потенциальная опасность продукции, услуг, деятельно­сти персонала и функционирования иных объектов оцен­ки соответствия для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды;

- несовместимость технических средств отечественного и иностранного производства.

К категории такой продукции относятся те товары, кото­рые ввозятся из-за границы и производятся в Республике Беларусь, например: товары народного потребления, пище­вые продукты, товары для детей, парфюмерно-косметиче-ские средства и др.

Порядок ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь продукции, подлежащей обязательному подтверж­дению соответствия, устанавливается постановлением Госу­дарственного таможенного комитета Республики Беларусь и Комитета по стандартизации, метрологии и сертифика­ции при Совете Министров Республики Беларусь от 8 июня 2005 г. № 38/25 «Об условиях перемещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтвержде­нию соответствия^ [147].

Под &клармрояаимам подтверждения соответствия по­нимается форма подтверждения соответствия, осуществ­ляемого изготовителем (продавцом) (ст. 1 Закона об оценке соответствия).

Декларыроеаяме соо/ие^яс/иемя осуществляется заявите­лем на подтверждение соответствия только в отношении продукции одним из следующих слосойзе;

- путем принятия декларации о соответствии на осно­вании собственных доказательств;

- путем принятия декларации о соответствии на основа­нии собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Схемы подтверждения соответствия при обязательной сертификации и декларировании соответствия устанавли­ваются соответствующим техническим регламентом, а в слу­чае, если схемы подтверждения соответствия в нем не уста­новлены либо технический регламент отсутствует, — техни­ческим нормативным правовым актом в области технического нормирования и стандартизации, утвержденным Государст­венным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

В результате проведения обязательной сертификации и декларирования соответствия, если схемой подтвержде­ния соответствия обнаружится необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

Оплата работ по подтверждению соответствия осуще­ствляется заявителем.

Добровольное подтверждение соответствия осуществ­ляется в форме &збро<?о.яьиой сбр/имфмкоцым.

/Тобробольяая сер/иы^мкя^ыя осуществляется аккредито­ванным органом по сертификации по инициативе заяви­теля на подтверждение соответствия на основе договора.

При добровольной сертификации заявитель на подтверж­дение соответствия самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нор­мирования и стандартизации, на соответствие которым осу­ществляется добровольная сертификация, и определяет но­менклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенкла­туру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в техни­ческих нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на данный объект оценки соответствия.

Положительные результаты лодт&брж&н <?мя удостоверяются сер/иыб&ыкя/нам соо/нее/ис/неия или фы/07/ио.м ко.мя^иея;нног;им, выдаваемыми аккредитованным органом по сертификации заявителю на подтверждение соответствия, либо зарегистрированной аккредитованным органом по сертификации &ю!йраци^й о гоо/пе^/нст<?ыы, при­нятой заявителем на подтверждение соответствия.

соо/нзе/ястнзмя — документ, удостоверяю­щий соответствие объекта оценки соответствия требова­ниям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Сер/нмфмк<7т ко.мпе;нея7ннос;им — документ, удостоверяю­щий профессиональную компетентность физического лица (далее — персонал) в выполнении определенных работ, услуг.

,<?ел:.яо/?яцмя о соо?и<?е/нс/н;?мм — документ, в котором из­готовитель (продавец) удостоверяет соответствие произ­водимой и (или) реализуемой им продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области техни­ческого нормирования и стандартизации.

При проведении оценки соответствия выдаются также знаки соответствия Системы аккредитации и Националь­ной системы соответствия Республики Беларусь.

Документы, подтверждающие соответствие объекта оцен­ки, выданные другими странами, будут действительны на тер­ритории Республике Беларусь, если они признаны Нацио­нальной системой оценки соответствия Республики Беларусь.

Правовое обеспечение единства измерений

Для контроля за соблюдением качества продукции не­обходимо обеспечить единство измерений различных ве­личин и параметров, применяемых к продукции, работам и услугам. Следовательно, необходимо обеспечить единство измерений для сопоставления их результатов, выполненных (произведенных) в разных местах, в разное время, с исполь­зованием разных средств и методов.

й?инс/н#о измерений — это состояние измерений, при кото­ром их результаты выражаются в единицах величин, уста­новленных законодательством, и погрешности измерений, известной с заданной вероятностью.

Законодательство, регламентирующее вопросы единства измерений, носит название законодательство о метрологии. Основным нормативным актом, призванным обеспечить интересы производителей (продавцов) и потребителей в от­ношении качества продукции, является Закон Респуб­лики Беларусь от 5 сентября 1995 г. «Об обеспечении единства измерений» [47].

При осуществлении измерений используются единицы величин Международной системы единиц величин, приня

 

Государственное регулирование цен и тарифов и его способы

 

Государственное регулирование цен и тарифов представ­ляет собой один из способов осуществления регулирова­ния и контроля за ценовой политикой, осуществляемой субъектами хозяйственной деятельности, со стороны орга­нов государственной власти и управления.

Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:

- определение основ государственной политики в об­ласти ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий субъектов ценообразова­ния по установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного вос­производства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действую­щего порядка ценообразования, установленных нормати­вов и регулируемых цен (тарифов).

В соответствии со ст. 394 ГК Республики Беларусь в преду­смотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Статья 1 Закона о ценообразовании определяет ценообра­зование как процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного за­конодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществ­ляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

Под регулированием ценообразования понимается воздейст­вие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законо­дательных, административных, бюджетно-финансовых и дру­гих мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Государственное регулирование ценообразования про­исходит на основе двух форм регулирования:

- прямого (административного);

— косвенного (через воздействие на ценообразующие фак­торы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики).

Субъектами государственного регулирования цен и тари­фов являются:

- Президент Республики Беларусь. Круг правомочий Пре­зидента Республики Беларусь в области регулирования госу­дарственной ценовой политики определен Конституцией Республики Беларусь;

- Министерство экономики Республики Беларусь. При нем образован департамент ценовой политики с правами юридического лица (Положение о департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь утверждено постановлением Министерства экономики Рес­публики Беларусь от 16 августа 2002 г. № 194 [125]};

- другие республиканские органы государственного управ­ления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;

- областные и минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и рас­порядительные органы в пределах полномочий, предостав­ленных им законодательством, осуществляют прямое регу­лирование цен (тарифов) путем установления:

- фиксированных цен (тарифов);

- предельных цен (тарифов);

- предельных торговых надбавок (скидок) к ценам. Пре­дельная торговая надбавка (скидка) — ограничение к регу­лируемой цене, устанавливаемое государственными орга­нами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения;

— предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф). Предельный норматив рента­бельности — устанавливаемый предельный показатель отно­шения прибыли к затратам, выраженный в процентах;

- порядка определения и применения цен (тарифов). Положение о порядке формирования и применения цен и та­рифов утверждено постановлением Министерства эконо­мики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 [123];

- декларирования цен (тарифов). Декларирование цен (та­рифов) — регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рын­ках республики, в соответствующих государственных орга­нах, осуществляющих регулирование ценообразования;

- установление предельных индексов изменения цен (тарифов). Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» [77] предусмотрен такой способ государственного регулирования цен (тарифов) (далее - Указ от 19 мая 1999 г. № 285). Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком ежегодно устанавливает и по мере необходимости пере­сматривает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на тер­ритории Республики Беларусь.

Государственные органы, осуществляющие регулиро­вание ценообразования, вправе принимать решение о вы­боре конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в по­рядке, установленном законодательством.

Права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования

Статьями 12 и 13 Закона о ценообразовании определены основные права и обязанности субъектов хозяйствования в области ценообразования.

Субъекты хозяйствования имеют право:

- самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отно­шении их в соответствии с законодательством о ценооб­разовании не применяется государственное ценовое регу­лирование;

- обжаловать в установленном законодательством по­рядке решения, принятые в отношении их республикан­скими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными и распорядитель­ными органами, а также их должностными лицами с нару­шением законодательства о ценообразовании. Обжалова­ние в установленном законодательством порядке решений Не приостанавливает их выполнения.

В круг обязанностей субъектов хозяйствования входят следующие:

- выполнение решений государственных органов, осу­ществляющих регулирование и контроль за ценообразова­нием, принятых ими в пределах полномочий, установлен­ных законодательством;

- соблюдение установленного порядка ценообразования, а также порядка исчисления затрат, относимых на себестои­мость, учет в полном объеме включаемых в цену (тариф) налогов и других обязательных платежей, предусмотрен­ных законодательством, недопущение нарушений установ­ленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;

- представление соответствующим государственным ор­ганам, осуществляющим регулирование ценообразования, полной и достоверной информации, необходимой для уста­новления регулируемых цен (тарифов) и контроля за со­блюдением установленного порядка ценообразования.

Законодательство о ценообразовании предусматривает и иные права и обязанности субъектов хозяйствования.

В целях совершенствования порядка проведения внешне­торговых операций, устранения недобросовестной конку­ренции и оказания содействия продвижению продукции белорусских производителей на внешний рынок постанов­лением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 1999 г. № 478 «Об установлении регистрационной цены на экспортируемую продукцию собственного производства» субъектам хозяйствования Республики Беларусь предостав­лено право регистрации цен на экспортируемую продукцию собственного производства [97].

При экспорте продукции белорусского производства субъекты хозяйствования Республики Беларусь, не являю­щиеся ее производителями, обязаны применять на такую продукцию цены не ниже регистрационных цен. Это тре­бование не распространяется на продукцию, реализуемую на экспорт Белорусским концерном по материальным ре­сурсам в соответствии с решениями Совета Министров Республики Беларусь в порядке расчетов за поставленные в республику сырье и материально-технические ресурсы по ценам, определяемым по согласованию с производите­лями указанной продукции.

Экономически обоснованное повышение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Респуб­лики Беларусь, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяю­щих упрощенную систему налогообложения, отпускных цен на производимые товары (работы, услуги) может осуществ­ляться при условии соблюдения ими предельных индек­сов изменения отпускных цен (тарифов), установленных в соответствии с Указом от 19 мая 1999 г, № 285.

В случае невозможности соблюдения юридическими ли­цами и индивидуальными предпринимателями установлен­ных предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) они обязаны произвести регистрацию таких цен (тарифов) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Отпускные цены на новые товары (работы, услуги) подлежат обязательной регистрации в указанном порядке (п. 1.4 Указа от 19 мая 1999г. № 285).

В целях улучшения информационного обеспечения и конт­роля за уровнем цен Совет Министров Республики Беларусь обязал субъектов хозяйствования представлять информа­цию о ценах на производимые в Республике Беларусь то­вары, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения», а также товары, ввозимые из Российской Федерации, в Министерство экономики Республики Беларусь в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения в порядке, установленном этим министерством. Кроме того, субъекты хозяйствования обязаны в установленном порядке хранить решения своего органа (должностного лица) об установле­нии цен на производимые в Республике Беларусь товары, товары, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения», а также на вво­зимые из Российской Федерации товары, но не менее трех лет с даты принятия соответствующего решения (п.1 постанов­ления Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2000 г. № 852 «О некоторых мерах по улучшению информа­ционного обеспечения и контроля за уровнем цен»).

Субъекты хозяйствования при определении уровня от­пускных цен (тарифов) на реализуемую продукцию (товары, работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (калькуляция с расшифровкой статей затрат) (п. 1 постановления Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен»).

Субъекты хозяйствования при формировании отпуск­ных (розничных) цен товары и тарифов на оказываемые услуги в обязательном порядке составляют плановые каль­куляции с расшифровкой статей затрат с учетом приня­той учетной политики. В течение действия установленной и согласованной отпускной цены плановая калькуляция не пересчитывается.

Импортеры обязаны обосновывать расчетами уровень формируемых ими отпускных цен на-поставляемые товары.

Субъекты хозяйствования (кроме импортеров), осуще­ствляющие торговую деятельность, экономические расчеты по обоснованию уровня взимаемых оптовых (торговых) надбавок не составляют (п. 4.1 Положения о порядке фор­мирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Бела­русь от 22 апреля 1999 г. № 43) [123].

Отпускные цены (тарифы), утвержденные руководите­лем предприятия-изготовителя, помещаются в прейску­ранты и хранятся на бумажных носителях. Отпускные цены (тарифы) согласовываются с покупателями в протоколах согласования цен, договорах на поставку продукции, если расчеты осуществляются по ценам, отличным от помещен­ных в прейскурантах на размер предоставляемой скидки, а также по разовым (индивидуальным) заказам (п. 4.2 Поло­жения о порядке формирования и применения цен и тари­фов, утвержденного постановлением Министерства эконо­мики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43) [123].

При поставке продукции (товара) в товарно-транспортных (товарных) накладных предприятия-изготовители запол­няют все предусмотренные этими документами реквизиты, а также обязаны делать ссылку на документ, являющийся обоснованием цены. При предоставлении покупателю скид­ки с отпускной цены предприятия-изготовите л и в товарно-транспортных (товарных) накладных указывают отпускную цену, по которой производится оплата за поставляемую продукцию (товары, работы, услуги), без указания предо­ставленной покупателю скидки с отпускной цены.

При поставке продукции (товаров) импортного произ­водства в товарно-транспортных (товарных) накладных субъекты хозяйствования, осуществившие их ввоз в рес­публику, указывают название страны, откуда ввезен товар, сформированную отпускную цену без выделения размера оптовой надбавки (кроме поставок товаров импортного производства, по которым установлен предельный уровень оптовой надбавки на всех участвующих посредников), и иные реквизиты, предусмотренные этими документами, в том числе обоснование цены. При поставке лекарственных пре­паратов импортного производства, закупаемых по прямым внешнеторговым контрактам, в товарно-транспортных (товар­ных) накладных субъекты хозяйствования дополнительно указывают страну-изготовителя и контрактную цену в ва­люте страны-изготовителя.

При поставке продукции (товаров) субъектами хозяйст­вования, осуществляющими оптовую деятельность, в товарно-транспортных накладных в обязательном порядке указы­ваются отпускная цена, сформированная в соответствии с правилами, установленными законодательством о цено­образовании, или импортер и размер взимаемой оптовой надбавки (наценки).

При поставке реимпортированных товаров в товарно-транспортных накладных субъекты хозяйствования в обяза­тельном порядке указывают все реквизиты, предусмотрен­ные этими документами, отпускные цены, установленные предприятием-изготовителем на день заключения договора реимпорта, и размер взимаемой оптовой надбавки (п. 4.3 Положения о порядке формирования и применения цен и та­рифов, утвержденного постановлением Министерства эконо­мики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43) [123].

Субъекты хозяйствования устанавливают и согласовы­вают с покупателями (заказчиками) отпускные цены (та­рифы) на продукцию (товары, работы, услуги), постав­ляемую на территории республики, в белорусских рублях (кроме продукции (товаров, работ, услуг), расчеты за кото­рую осуществляются в валюте).

Согласование (изменение) цен (тарифов) в иностранной валюте (условных единицах), в том числе с пересчетом в бело­русские рубли по текущему курсу Национального банка Республики Беларусь, не допускается, за исключением про­дукции (товаров, услуг), перечень которой устанавливается Министерством экономики Республики Беларусь (п. 4.4 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43) [123]. Но в соответствии с п. 1 ст. 298 ГК Республики Беларусь в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подле­жащая оплате в рублях сумма определяется по официаль­ному курсу соответствующей валюты или условных денеж­ных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1993 г. № 51 утверждено Положение о государст­венном контроле за соблюдением дисциплины цен [90].

Положение определяет основы государственного конт­роля за установлением и применением цен на продукцию (товары, услуги) предприятий, организаций и иных субъек­тов хозяйствования независимо от форм собственности (далее — субъекты хозяйствования). В сфере действия сво­бодных цен контролю подлежит также соблюдение порядка включения в них экономически обоснованных затрат.

Органами контроля являются департамент ценовой по­литики Министерства экономики Республики Беларусь, отделы цен облисполкомов и Минского горисполкома, а также инспекторы по контролю за ценами в городах, райо­нах и районах городов.

Основными задачами этих органов являются:

— социально-экономический анализ формирования цен, их динамики, изменения структуры, соответствия реальным условиям производства и реализации продукции;

— проверка экономической обоснованности цен, пра­вильности оценки улучшения потребительских свойств про­дукции;

- проверка совместно с органами стандартизации соот­ветствия качества продукции ГОСТам, стандартам органи­заций и другой технической документации.

Органы контроля в соответствии с возложенными на них задачами:

- проверяют правильность установления и примене­ния субъектами хозяйствования цен (наценок, надбавок), порядок свободного ценообразования, оказывают им ме­тодическую помощь в этих вопросах;

- вносят в соответствующие органы управления пред­ложения о государственном регулировании цен в случаях необоснованного и чрезмерного их роста, снижения произ­водства продукции в натуральных показателях;

— дают субъектам хозяйствования обязательные для ис­полнения указания об устранении нарушений дисципли­ны цен, причин и условий, порождающих их;

- принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов, предусмотренных законодательством.

Должностные лица органов контроля имеют право:

— получать от министерств, ведомств, субъектов хозяйст­вования материалы и документы, необходимые для установ­ления, согласования и применения цен, а также объясне­ния должностных лиц по этим вопросам;

— беспрепятственно посещать (при наличии служебных удостоверений) министерства, ведомства, субъекты хозяй­ствования для осуществления контроля за установлением и применением цен;

— привлекать к проверкам соблюдения дисциплины цен специалистов министерств, ведомств, объединений, пред­приятий, организаций (с согласия их руководителей);

— давать обязательные для всех субъектов хозяйствова­ния указания об устранении нарушений дисциплины цен и причин, порождающих их;

- вносить в министерства, ведомства, субъекты хозяй­ствования предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении государственной дисциплины цен;

- принимать решения о применении к министерствам, ведомствам, субъектам хозяйствования экономических санк­ций за несоблюдение порядка установления и применения цен согласно действующему законодательству и вносить в со­ответствующие органы предложения по этим вопросам;

— направлять при выявлении признаков уголовно наказуе­мых действий материалы в правоохранительные органы.

Директор Департамента цен и его заместители, началь­ник отдела по контролю за соблюдением цен и тарифов, начальники отделов цен облисполкомов, Минского гор­исполкома и их заместители имеют право рассматривать Дела о нарушении дисциплины цен и налагать взыскания, предусмотренные ст.ст. 1441 и 1667 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [28] и дру­гими законодательными актами.

Должностные лица органов контроля при проверках соблюдения дисциплины цен устанавливают соответствие цен (наценок, надбавок), других показателей, указанных в товарно-сопроводительных, платежных документах, це­нам (наценкам, надбавкам) протоколов их согласования, деклараций, прейскурантов, иных нормативных докумен­тов по вопросам ценообразования.

В случае неправильного указания или неуказания субъек­тами хозяйствования в платежных документах необходимых реквизитов, что может привести к завышению цен (наценок), органы контроля вправе наложить как на поставщика (про­давца), так и на получателя (покупателя) продукции (товаров) штраф в размере 10 процентов стоимости продукции (товаров). Эти средства на основании решения органов контроля взыс­киваются финансовыми органами в доход соответствующего бюджета с предприятий и организаций в бесспорном поряд­ке, а с предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, в судебном порядке.

Взыскание с субъектов хозяйствования необоснованно полученной выручки и штрафов за нарушение дисциплины цен не освобождает их должностных лиц от ответственности, предусмотренной законодательством.

Должностные лица органов контроля обязаны ознако­мить с материалами проверок руководителей министерств, ведомств, субъектов хозяйствования. При несогласии с мате­риалами руководители должны изложить возражения и за­мечания в письменном виде.

Жалобы на действия должностных лиц органов контро­ля рассматриваются не позднее месячного срока со дня их поступления, а жалобы, требующие дополнительного изуче­ния и проверки, — до 45 дней.

Жалобы на органы контроля могут быть направлены в вышестоящий в порядке подчиненности орган, а при не­согласии с его решением - в суд. Решение о наложении административного штрафа обжалуется в порядке, опреде­ленном действующим законодательством. Подача жалобы не приостанавливает выполнения этого решения.

Неправильно взысканные в бюджет суммы возвращают­ся финансовыми органами на основании решений органов контроля, а также других органов, имеющих право прини­мать соответствующие решения, при условии, если с мо­мента зачисления этих сумм в бюджет по день вынесения решения не истек годичный срок.

Ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании

Экономические санкции за нарушение дисциплины цен содержатся в различных актах законодательства и в том числе в Законе о ценообразовании.

В соответствии со ст. 14 Закона о ценообразовании юри­дические и должностные лица, предприниматели несут ответственность за:

- нарушение установленных соответствующими госу­дарственными органами уровней регулируемых цен (тари­фов), завышение или занижение цен (тарифов), в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установ­ленного порядка их определения;

- применение свободных цен (тарифов), торговых над­бавок (скидок) на товары (работы, услуги), в отношении которых применяется государственное регулирование;

- нарушение установленного порядка исчисления за­трат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов);

- нарушение установленного порядка декларирования и применения цен (тарифов).

К субъектам хозяйствования, допустившим нарушения, предусмотренные указанной статьей, применяются санк­ции в виде взыскания в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценооб­разованием, и наложения штрафа в таком же размере.

В случае совершения тех же действий повторно в течение года в доход соответствующего бюджета взыскивается вы­ручка, полученная в результате завышения цен, либо сумма средств, недополученных в результате применения цен ниже установленных государственными органами, осуществляю­щими регулирование и контроль за ценообразованием, и на­лагается штраф в двукратном размере такой выручки (сум­мы средств). Указанные штрафы не подлежат уменьшению на сумму налогов и иных платежей в бюджет и внебюджет­ные фонды.

Руководители юридического лица и другие должност­ные лица, предприниматели за нарушение законодательства о ценообразовании несут иную ответственность в соответст­вии с действующим законодательством. Так, особенности от­ветственности юридических лиц и предпринимателей за нару­шение дисциплины цен также предусматриваются Указом от 19 мая 1999 г. № 285. В соответствии с п. 1.6 Указа от 19 мая 1999 г. № 285 превышение установленных предельных индек­сов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке влечет взыскание с юридического лица и индивидуального предпринимателя, за исключением индивидуального предпринимателя, уплачивающего еди­ный налог или применяющего упрощенную систему налого­обложения, в соответствующий бюджет дохода, полученно­го в результате превышения цен (тарифов), и наложение штрафа в двукратном размере полученного дохода.

Реализация товаров (работ, услуг) с нарушением уста­новленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсутствии экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), влечет наложение на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, за исключением индивидуального предпринимателя, упла­чивающего единый налог или применяющего упрощенную систему налогообложения, штрафа в размере до 30 про­центов стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (п. 1.7 Указа от 19 мая 1999г. №285).

Совершение юридическим лицом и индивидуальным пред­принимателем, за исключением индивидуального предпри­нимателя, уплачивающего единый налог или применяю­щего упрощенную систему налогообложения, нарушений, предусмотренных подпунктами 1.6 и 1.7 п. 1 Указа от 19 мая 1999 г. № 285, повторно в течение года после привлечения к экономической ответственности является основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица (пре­кращении деятельности индивидуального предпринима­теля) регистрирующим органом в порядке, предусмотренном законодательством (п. 1.8 Указа от 19 мая 1999 г. № 285).

Нарушение установленного порядка формирования и при­менения цен (тарифов) влечет наложение штрафа на долж­ностных лиц (руководителей юридических лиц) и инди­видуальных предпринимателей в размере до 40 базовых величин.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут наложение штрафа на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей в размере до 80 базовых величин (п. 1.9 Указа от 19 мая 1999г. №285).

Отсутствие экономических расчетов при определении уровня отпускных цен (тарифов) на реализуемые товары (работы, услуги) влечет наложение штрафа на должностных лиц (руководителей юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных пред­принимателей, уплачивающих единый налог или приме­няющих упрощенную систему налогообложения, в размере до 40 базовых величин (п. 1.10 Указа от 19 мая 1999 г. № 285).

Производство по делам об экономических правонару­шениях и применение вышеперечисленных санкций и на­ложение штрафов осуществляются органами Комитета го­сударственного контроля, департаментом ценовой поли­тики Министерства экономики, управлениями ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома в лице уполномоченных ими должностных лиц.

Кодекс Республики Беларусь об административных право­нарушениях также устанавливает меры административной ответственности субъектов хозяйствования за нарушение установленного порядка формирования цен. Так, нарушение установленного порядка формирования цен должностными лицами предприятий (организаций) и иных хозяйствующих субъектов влечет наложение штрафа в размере от одной до де­сяти минимальных заработных плат. То же действие, совер­шенное лицом, которое в течение года уже подвергалось административному взысканию за указанное нарушение, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных заработных плат (ст. 1441 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) [28].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.