Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель ФК в школе




Будущий учитель физической культуры в школе должен представлять себе те проблемы, которые сейчас присутствуют в процессе физического воспитания школьников.

1. Вполне здоровыми в 1-й класс поступает только около 15% детей. До школьного возраста «опустились» многие болезни, которые ранее были типичны только для взрослых. И среди них такие, как гипертония, атеросклероз, сердечные заболевания, ухудше­ние зрения, болезни опорно-двигательного аппарата (например, плоскостопие, сколиоз и др., которыми страдают 50% детей).

2. Отставание у школьников уровня силовых способностей. Большинство мальчи­ков не могут подтянуться на перекладине более одного-двух раз, а девочки не в состоянии отжаться лежа в упоре на полу. Около 70% призывников не могут выполнить стандартные нормативные тре­бования (программы вузов и школы).

3. Значи­тельно выросло количество детей и подростков (в том числе и де­вочек), курящих, употребляющих алкоголь и наркотики.

4. Продолжаются поиски наиболее рациональных форм организации занятий физическими упражнениями, управле­ния физическим развитием учащихся, совершенствования его со­держания и методов. Одной из важнейших проблем является не­обходимость увеличения времени на занятия физическими уп­ражнениями в урочных и неурочных формах.

5. Материально-техническое обеспечение занятий не во всех школах отвечает современному и даже достаточному уровню. Одни школы имеют вполне приличные спортивные залы, инвентарь, оборудование, спортивные площад­ки и даже стадионы, плавательные бассейны. Другие в этом пла­не мало что имеют и испытывают большие затруднения.

6. Наконец, не в каждой школе администрация серьезно, по государственному, относится к работе в области физической куль­туры. И это во многом зависит от учителей физической культуры, от их авторитета, мастерства, компетентности, упорства и органи­заторских способностей.

7. У многих школьни­ков, особенно в старших классах, не сформирована потреб­ность в занятиях физическими упражнениями. Многие школьники всеми правдами и неправдами стараются освободиться от занятий по физкультуре, порой делая это с со­гласия родителей. Хотя, по существу, нет таких болезней, при ко­торых были бы действительно противопоказаны физические упражнения. Все зависит от правильного выбора средств, методов и форм занятий применительно к данному заболеванию или врож­денному физическому недостатку.

Социальная ценность труда учителя физкультуры в школе заключается в том, что он стоит на страже сохранения и укрепле­ния здоровья детей, тех детей, из которых впоследствии вырастут рабочие, крестьяне, служащие, ученые, врачи, инженеры, воен­ные. Здоровье будет основой их жизнедеятельности, профессио­нальных успехов, оно позволит им хорошо трудиться, создавать собственную материально-финансовую базу, богатство нации, надежно охранять страну и спокойствие народа.

Сложность, особенность, и в известном смысле, противоре­чивость педагогического процесса, состоит во взаимодействии личностей учителя и ученика, ее изменчивости и вариативности, многозначности педагогического воздействия на учащегося, кото­рое зависит от объективных (задач, содержание обучения) и субъективных (личностные качества учеников) причин. При этом нельзя не учитывать того, что учащийся не просто пассивно вос­принимает воздействие педагога, но и сам активно действует, ос­ваивая или отторгая информацию, полученную от учителя. Сле­довательно, результат деятельности педагога зависит не только от его отношения к детям, но и их отношения к нему, а через него и к тому предмету, который он преподает.

Деятельность учителя физической культуры в школе, как и вся педагогическая деятельность, носит творческий характер. Это проявляется в том, что помимо необходимости выполнять стан­дартные виды работы (например, вести уроки в соответствии с расписанием), он должен постоянно решать усложняющиеся за­дачи, неожиданно возникающие проблемы, искать и находить но­вые, оригинальные решения в ходе учебной и воспитательной ра­боты, использовать новые методы, методические приемы и сред­ства. Другими словами, у него всегда существует возможность, а зачастую и необходимость, отойти от стереотипов, шаблонов.

Перед учителем физической культуры в школе стоят более сложные и многочисленные задачи, чем перед любым его коллегой – учителем-предметником. Тот должен вооружить ученика зна­ниями в области своего предмета (математики, химии, биологии и т.п.).

Учитель же физической культуры на своих уроках обязан в комплексе ре­шить 3 группы задач по формированию человека.

1. Образовательные задачи (овладение учащимися двига­тельными умениями, навыками; вооружение их специальными знаниями в области физической культуры). В своей практической деятельности он должен будет руко­водствоваться школьной программой, проводить занятия по гим­настике, плаванию, лыжам, спортивным играм (волейболу, фут­болу, баскетболу, ручному мячу). И по каждому из указанных видов он должен уметь достаточно грамотно и технически правиль­но показать технику выполнения различных движений и подоб­рать правильные методы и методические приемы для освоения движений и действий. Это определяется требованиями учебной программы по физической культуре в школе.

2. Оздоровительные задачи (использование физических упражнений, естественных сил природа режима дня для укрепле­ния здоровья и повышения умственной и физической работоспо­собности).

3. Воспитательные задачи (всестороннее и гармоничное развитие личности учащихся, их трудовое, нравственное, эстетическое воспитание, формирование мотивации вести здоровый образ жизни).

Помимо учебно-воспитательной работы непосредственно на уроках преподавателю приходится проводить турпоходы, праздники, встречи. Часто возникает необходимость что-то нари­совать, сфотографировать или сыграть на каком-либо музыкаль­ном инструменте, научить детей танцевать.

Формированию таких способностей помогает участие сту­дентов, будущих учителей, в студенческой самодеятельности, вы­ступления на вечерах и праздниках.

Другими словами, учитель физической культуры воздейст­вует на учащегося в целом, на все его стороны - на физическую, интеллектуальную, психическую. Если учитель физкультуры достаточно умен, грамотен и образован, относится с душой, заинтересованно к сво­ей благородной деятельности, он становится любимцем детей и авторитетом среди родителей, у своих коллег - учителей пред­метников.

Хочется отметить, что по сравнению с другими учителями-предметниками учитель физической культуры испытывает более тяжелую моральную (несет ответственность за жизнь и здоровье детей), сенсорную и физическую нагрузку (шум, постоянно перемещающиеся в пространстве дети, команды громким голосом, непосредственный показ упражнений, проведение уроков на улице в холодное время года и т.д.).

Помимо непосредственной учебно-воспитательной работы учитель физической культуры в школе должен заниматься хозяй­ственной работой, приобретать и ремонтировать инвентарь и оборудование, спортивную форму, строить и поддерживать в удовлетворительном состоянии спортивные площадки и места для занятий, заниматься организаторской и административной деятельностью. Осуществлять и поддерживать связь с родителя­ми, спонсорами, администрацией школы, физкультурным руково­дством района, города. Он должен умело и грамотно планировать учебно-методическую, спортивную, воспитательную работу и осу­ществлять контроль за их выполнением.

Мастерство учителя быстро растет за счет широты образова­ния. Ему помогает его общая культура и образованность, владе­ние своими профессиональными знаниями, умениями, навыками, чувство неудовлетворенности результатами своей работы, накап­ливающийся опыт и умение анализировать свои успехи и ошибки.

Преподаватель кафедры физического воспитания в вузе

Деятельность специалистов по физической культуре в учебных заведениях (вузах, техникумах, СПТУ, школах и других высших и средних учебных заведениях) имеет много общего. Вместе с тем, есть и различия, специфические особенности в разных по уровню и характеру учебных заведениях.

Общим является, прежде всего, учебная, воспитательная, а также и организационная работа.

Учебная работа осуществляется согласно Учебной про­грамме, по расписанию два раза в неделю по одному часу. На ее подготовку и проведение у преподавателя уходит 55-60% всего служебного времени. Кроме того, преподаватель осуществляет и научно-исследовательскую работу.

Преподаватели кафедр в процессе своей деятельности ре­шают комплекс образовательных, воспитательных, оздорови­тельных, организационных задач. К числу их относится воспита­ние потребности в регулярных занятиях физическими упражне­ниями, формирование знаний в области теории физической куль­туры, ее структуры, содержания, средств, методов, форм органи­зации занятий. К сожалению, далеко не все студенты обладают такими знаниями и имеют такие потребности. Многие относятся к физической культуре, равнодушно, а некоторые - негативно.

Молодой специалист, окончивший любой (не физкультурный) вуз, должен владеть необходимым в жизни объемом теоретических сведений и практических умений, навыков для грамотного использования средств физической культуры, для укрепления собственного здоровья и совершенствования своих физических способностей. Эти знания и его практический опыт пригодятся ему в тех случаях, когда у него возникает возможность или необходимость выполнять (на общественных началах или за вознаграждения) функции инструктора-методиста, судьи по спор­ту.

Важной задачей неспециального физкультурного образова­ния в вузе является профессионально-прикладная физическая подготовка, которая направлена на развитие физических способ­ностей и двигательных навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности: противодействие неблагоприятным для здоровья условиям и характеру труда.

Учебные программы по физической культуре в настоящее время значительно децентрализованы, т.е. вузам предоставлена возможность корректировать содержание и формы занятий с уче­том местных и национальных традиций, материальной базы (наличие или отсутствие стадиона, плавательного бассейна, спортивного зала, лыжной базы), специализации вуза.

В этом плане большое значение имеет творчество препо­давателей, их инициатива и результаты научно-исследователь­ской работы, которой занимаются около 70% преподавателей.

Традиционным для научно-исследовательской работы (НИР) вузов является решение таких проблем как: улучшение учебно-методической работы, развитие физических способностей, повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовки, совершенствование форм организации занятий физи­ческими упражнениями, изучение взаимосвязей культуры и физи­ческой культуры, рекреационных форм занятий студентов физи­ческими упражнениями и др.

Значительное место в работе преподавателей занимает ор­ганизация досуга студентов, разумного проведения свободного времени, физическая рекреация. Это весьма важный раздел ра­боты, поскольку на состояние физического и психического здоро­вья студентов в значительной степени влияет гиподинамия и гипокинезия ("голод движений"), связанные с большими объемами умственной и психической нагрузки.

Многочисленные опросы, проведенные в различных вузах страны, свидетельствуют о том что около 80% студентов изъяв­ляют желание заниматься различными физическими упражнения­ми, играми именно в рекреационных формах. Для большинства студентов необходима своя, достаточно специфичная система проведения физкультурных мероприятий, обеспечивающая им ра­зумный физкультурный досуг. Это совокупность добровольно вы­бранных студентами физических упражнений, игр и развлечений на основе двигательных действий. Они удовлетворяют потребно­сти студентов в общении, активном отдыхе, оздоровлении, раз­влечении.

Благоприятные условия для физической рекреации имеются в летних и зимних студенческих спортивно-оздоровительных ла­герях, где можно проводить различные соревнования утренние зарядки, игры, походы. Как правило, в них отдыхает профессор­ско-преподавательский, лаборантский и технический состав со своими семьями, которые тоже вовлекаются в физкультурно-рекреационную деятельность.

Для успешной профессиональной деятельности и роста профессионального мастерства преподавателю необходимо тру­долюбие, целеустремленность, настойчивость и гибкость в дейст­виях, творчество и инициативность. Важно не останавливаться на достигнутом. Неудовлетворенность результатами своей работы -важный показатель творческих и интеллектуальных возможностей педагога. Отсутствие творчества и инициативы приводит к фор­мированию шаблонов, стереотипов, автоматизма.

Быстрейшей адаптации молодого преподавателя помогает хорошая организация его труда, которая предполагает постоян­ное и реальное планирование его времени (как служебного, так и личного),рациональное использование его, самоконтроль выпол­нения планов и результатов работы, самообразование, организа­цию и поддержание в порядке своего рабочего места дома и на кафедре. Важное значение в организации труда имеет умение со­четать различные виды трудовой деятельности, а также труд и отдых.

В организацию труда входит своевременное и достаточно полное укомплектование своей личной библиотечки учебно-методической и научной литературой.

Кроме самостоятельного изучения общей и специальной литературы, посещения театра, выставок, соревнований важными формами самообразования являются такие, как активное участие в методических заседаниях кафедры, семинарах, в различного рода конференциях, в разработке методических материалов, до­кументов. Регулярно, один раз в 4-6 лет преподаватели обучаются на факультетах повышения квалификации при физкультурных ву­зах.

Уровень культуры педагога, его интеллектуальную основу определяют его общее образование, постоянная и систематиче­ская работа по самообразованию, начитанность, осведомлен­ность в общекультурных, общепедагогических и специальных профессиональных вопросах. Все это служит необходимой каче­ственной основой для усвоения профессионально важной и необ­ходимой информации.

Культура педагога в значительной степени определяет его способность и возможность воспринимать и перерабатывать но­вые научные сведения, обеспечивает долгосрочность хранения и воспроизведения профессиональных знаний, способствует твор­ческому подходу к разработке новых методов работы, поиску и использованию нетрадиционных средств.

Способности учителя, как и любого другого специалиста, формируются только в процессе осмысленной, целеустремленной и хорошо организованной профессиональной деятельности. Только в этом случае способность перерастает в призвание, а призвание - в талант.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.