Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Успешный человек – это, прежде всего, сильная личность. 1 страница




ПРИНЦИП ПРОЙДЕННЫХ СТУПЕНЕЙ

Соломон

Соломон

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ

ФИЗИЧЕСКИЙ

МОРАЛЬНЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

Жизненные цели

Жизненные цели и мечты

Состояние здоровья и стиля жизни студентов

Уровни продуктивности педагогической деятельности специалистов ФКиС

Качества специалистов ФКиС

Высшей степенью культуры специалиста ФКиС, её проявлением в реальной жизни является профессиональное мастерство, которое представляет собой синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, умений и навыков, эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности специалиста позволяет ему успешно решать многообразные профессиональные задачи.

 
 


Рис. 8. Необходимые качества профессионально-педагогического мастерства специалиста ФКиС.

Все профессионально важные навыки подразделяют на пять компонентов (рис.8).

Гностический компонент включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о цели и задачах системы и средствах их достижения, о состояниях объектов и субъектов педагогического взаимодействия на различных стадиях решения педагогических задач, о психологических особенностях учащихся и педагогов. Он также включает умения извлекать новые знания из исследования собственной деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой учебной и научно-методической информации.

Проектировочный компонент включает действия, связанные с изучением тенденций развития образовательной практики и определением направлений коррекции функционирования педагогической системы, умения осуществлять планирование (стратегическое, тактическое, оперативное), рассчитанное на уменьшение разрыва между наличными результатами и искомыми, т.е. потребными обществу.

Конструктивный компонент связан с отбором средств, форм и методов педагогического воздействия, их композиционным построением и последующей экспериментальной проверкой в учебно-воспитательном процессе.

Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений как по вертикали (между руководителями, педагогами и учащимися), так и по горизонтали (между руководителями системы, между педагогами, между учащимися), мотивированием участников педагогического процесса к занятиям предстоящей деятельностью, проникновением в их внутренний мир.

Организаторский компонент включает действия по реализации педагогического замысла в конкретной организации личностного взаимодействия во времени и пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, правил и предписаний, которым педагогический процесс должен удовлетворять в направлении достижения запланированного результата.

Не менее важным компонентом мастерства является индивидуальный профессиональный стиль деятельности специалиста. Это совокупность своеобразных мыслей и действий работника, отличающихся от других специалистов.

Стиль учебно-воспитательной работы педагога неповторимо индивидуален, его ощущают на себе занимающиеся. Оптимальный стиль характеризуется убежденностью в мировоззренческой позиции, стремлением к постоянному совершенствованию, разнонаправленностью положительных отношений к делу, к самому себе, к занимающимся. Вступая в психолого-педагогическое взаимодействие с людьми специалисту важно проявлять:

- перцептивные способности — умение заглянуть во внутрен­ний мир человека, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение с которым он пришел на занятие;

- экспрессивные способности — речь, мимика, жесты, пантомимика. Для специалиста ФКиС важно ярко, образно, ли­тературно правильно и четко пользоваться словом. П.Ф.Лесгафт писал, что учитель физкультуры должен владеть словом много луч­ше, чем учитель словесности;

- суггестивные способности — умение внушить интерес к занятиям физической культуры, красоте движений. Специалиста, обла­дающего такой способностью, занимающиеся ждут с удовольствием, радо­стью и с интересом выполняют его задания;

- стрессоустойчивость — умение педагога управлять своими эмоциями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять вы­держку, терпение и спокойствие в критических ситуациях;

- эмпатию — способность сопереживать, сорадоваться и огорчаться; сопричастность к успехам и недостаткам человека, желание ему помочь и поддержать;

- аттракцию (от лат. «притяжение») – способность обладать притягательной силой, очаровывать окружающих людей, быть обязательным, открытым;

- рефлексию – это осознание себя, своего психического состояния, способность видеть себя со стороны и чувствовать, как тебя оценивают другие люди;

- артистичность – способность точно изображать различные образы и чувства.

Кроме этого важными составляющими профессионального стиля специалиста являются:

Внешний вид

1. Осанка (спина прямая; умение сидеть прямо и свободно, руки свободно лежат на столе; подтянутость, собранность).

2. Одежда (аккуратность; скромность; цветовая гармония; соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы; соответствие моде; чувство меры в выборе украшений).

3. Грим (умеренность). Учитывая занятия в зале, бассейне…

4. Прическа (аккуратность, практичность).

5. Мимика (выражение доброжелательности, спокойствия; уверенности (но не самоуверенности); взгляд при общении направлен на собеседника; эмоциональная выразительность; соответствие выражения лица характеру речи, с которой выступает).

6. Пантомимика (жесты уместны, ограничены, естественны; походка упругая, ритмичная, легкая; движения гибкие, размеренные, непринужденные; отсутствие скованности в движениях; сдержанность в движениях, отсутствие суетливости и нервозности; умение бесшумно вставать и садиться).

Культура общения

Соблюдение спокойного, доброжелательного тона в общении, умение слушать собеседника; умение задавать вопросы; умение анализировать выступление; умение первому установить контакт с другим человеком; умение понять другого человека; умение ориентироваться в сложившейся ситуации общения; стремление к установлению зрительного контакта (вы смотрите на собеседника (аудиторию); умение видеть и понимать реакцию слушателей; умение заинтересовать, увлечь выступлением, рассказом, сообщением: владение свободным, связанным произнесением речи перед слушателями без опоры на конспект; внешний вид выражает готовность и желание общаться, вести беседу, выступать и т.д.; умение передавать свое отношение к сообщаемому.

Культура речи

Грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударений; терминологии, лексическое богатство, выразительность, образность речи; техника речи (полетность, звонкость голоса; гибкость голоса, богатство интонации; правильно выбранная сила голоса; четкая команда (отсутствие гнусавости, шепелявости и др.).

 

Для успешной профессиональной деятельности специалисту ФКиС важно иметь хорошо развитые личностные качества как морально-волевые, так и нравственные.

К морально-волевым качествам относятся: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стрем­ление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают способность выполнять свои обязанности, несмотря на возникающее чувство дискомфорта; сдержанность (выдержка) как способность по­давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со­бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни­мание на важной деятельности, несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини­мальным временем принятия решения в значимой для человека ситуа­ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ­ственности за принимаемое решение.

Не менее важно для специалиста иметь очень четкую мировоззренческую позицию, чтобы быстро и без колебаний различать добро и зло, важное и второстепенное. Также честность, честолюбие, доброта, милосердие, открытость помогут наиболее эффективно выполнять свои должностные обязанности и строить отношения как вертикальные отношения (с руководством и подчиненными), так и горизонтальные (с коллегами).

 

Важно усвоить, что деятельность каждого специалиста (педагога), в зависимости от ее результативности, можно отнести к одному из следующих уровней:

1) репродуктивный – умеет пересказать другим то, что знает сам;

2) адаптивный – умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории слушателей;

3) локально-моделирующий – владеет стратегиями формирования у учащихся системы знаний, умений, отношений по отдельным частностям (отдельным задачам, отдельным разделам программы и др.);

4) системно-моделирующий знания – владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков, умений по курсу дисциплины в целом;

5) системно-моделирующий творчество – владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к нравственной устойчивости, самообразованию, самоорганизации, самоконтролю, т.е. к саморазвитию в новых, неконтролируемых условиях. Педагогов, которых относят к этому уровню продуктивности, можно считать достигшими вершин профессионализма. Но мало достичь профессионализма, нужно уметь удержаться на его вершине. А удержаться можно лишь неустанно совершенствуясь, развиваясь дальше, т.е. находясь в постоянном движении.

Профессиональное творчество – это искусность нахождения новых нестандартных способов решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

Можно выделить три вида творчества в педагогической деятельности (продуктивное, малопродуктивное, непродуктивное), в зависимости от того на какой результат (промежуточный или конечный) она ориентирована.

Продуктивным является такое педагогическое творчество, при котором в центре внимания находятся способы подготовки обучающихся к жизни и дальнейшей деятельности, способы обучения самообразованию, самоорганизации, самоконтролю.

Малопродуктивным является такое педагогическое творчество, которое ориентировано лишь на формальное соблюдение правил, инструкций, предписаний и стандартов, диктуемых органами управления образования.

Непродуктивным является такое творчество, во главу которого педагог ставит самовыражение, самоутверждение, карьеру, саморекламу, его собственные перспективы роста на педагогическом поприще. Такой педагог как бы горит, не зажигая своих учащихся.

Сейчас особенно широко стали говорить о новом, творческом или диалектическом стиле профессионального мышления, признаком которого называют внимание к альтернативным точкам зрения, диалогичность, плюрализм, гибкость, диалектичность, усиление в нем роли не только внешних, но и внутренних «мыслительных» технологий. В одной и той же жизненной ситуации, в одной и той же сфере профессиональной деятельности два разных специалиста, соответственно с различными типами профессионального мышления, могут осуществлять разную профессиональную деятельность. К примеру, в педагогической деятельности, вследствие разного уровня подготовленности специалистов к проявлению мыслительных способностей (анализ, синтез, обобщение, перенос), связанных с анализом педагогической ситуации и принятием решения, у одних из них деятельность будет высокопродуктивной, у других – менее продуктивной, а у третьих - непродуктивной, т.е. не приводящей к искомому результату.

Перестраивается мышление, прежде всего, у работников самых способных, чувствительных к тенденциям развития педагогической отрасли и самого общества. Менее «продуктивные» педагогические работники, имеющие завышенную самооценку, не видят тенденций развития своего «производства», коллектива и своего собственного.

Макаренко и Сухомлинский оказались замечательными педагогами не в силу своих единичных особенностей (один – холерик, другой – меланхолик; один склонен к «взрывам», другой – к «бережной эволюционности»), а в силу тех всеобщих оснований, которые обнаружились в неповторимой педагогической палитре каждого, в силу того, что они сумели «заземлить» великие гуманитарные идеи века на конкретных отношениях взрослых и детей.

Важнейшим критерием уровня продуктивности педагогической деятельности является владение искусством формирования яркой индивидуальности и личности каждого учащегося, с которым педагог имеет дело.

 

 

Тема 5 ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

Возрастные особенности студентов

Студенческая пора в жизни человека - это период перехода от юности к зрелости, когда заканчивается биологическое разви­тие, это период завершения создания биологической и интеллек­туальной базы для жизни и продуктивной трудовой деятельности, период расцвета его духовных и физических сил.

В период студенческого возраста практически заверша­ется физическое развитие, наступает этап относительной стабилизации. Возраст 18-25 лет является спокойным периодом роста и развития организма. Приросты длины тела уменьшаются, темпы развития в ширину увеличиваются. Позвоночник становится более прочным, грудная клетка продолжает развиваться. Продолжают увеличиваться различия между юношами и девушками в пропорциях тела и функциональных параметрах работоспособности. Мышцы эластичны и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу приближаются к мышцам взрослого. Опорно-двигательный аппарат готов выдерживать значительные статические напряжения и длительную работу. В этот период завершается развитие центральной нервной системы. Совершенствуется деятельность головного мозга. Нервные процессы подвижны, но возбуждение еще преобладает над торможением. Можно отметить, что оптимизация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем приводит к повышению работоспособности, выносливости к работе средней и умеренной мощности.

В студенческом возрасте завершается формирование познавательной сферы, повышается способность понимать структуру движений, воспроизводить и дифференцировать движения, выполнять двигательные действия в целом. Возрастающие возможности познавательной деятельности активно влияют и на становление мировоз­зрения, потребность устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать явления и факты.

Кроме того, у молодых людей в этот период более выражено проявляются волевые качества.

Наиболее значимыми психологическими чертами следует считать ниже­следующие (М.Я. Виленский, 1993).

Самопознание — первая предпосылка активности раз­вивающейся личности. Не осознав себя, не сопоставив себя с другими, не оценив своего «я», человек не способен к самооценке и самопознанию. Самопознание выражается в стремлении определить «кто есть кто». Познает студент в самом себе различные качества личности (волю, характер, способности), мысленно рассуждает о своем поведении и действиях, соотносит их с повелением других людей, со­измеряет свои успехи и неудачи, больше задумывается над своим внешним видом. Оценка самого себя происходит в основном тремя способами: студент сравнивает себя с мыс­ленным или реальным идеалом; дается самооценка на ос­нове достигнутых результатов, сопоставляется мнение о самом себе с мнением старших товарищей или друзей.

Самоутверждение, которое проявляется в потребности утвердить себя, занять определенную позицию в группе, в дружеской компании. Оно может проявиться через не впол­не осознанное, а потому ложное стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание оригинальностью по-"ведения, через негативизм, «смелость» прямолинейных ут­верждений. Самоутверждение может быть причиной поло­жительного или отрицательного поведения студента.

Самостоятельность как стремление быть независимым, испытать'свои силы, характер. Это ставит перед необходимо­стью выполнять самостоятельные действия в сложных ситу­ациях. Он может болезненно реагировать на действия тех, кто «посягает» на его самостоятельность. Но вместе с тем он тянется к людям опытным, понимающим его стремления.

Самоопределение, связанное с поиском своего нравствен­ного идеала, определение для себя социальных ценностей, жизненного призвания, выбор профессии, наконец, созда­ние семьи. В студенческом возрасте быстрыми темпами развиваются, дифференцируются склонности, специальные способности человека.

Юношеский максимализм свойственен значительной ча­сти студентов 1-2 курсов. Он обычно выражен стремлени­ем сделать больше, чем реально возможно, действовать по принципу «Все — или ничего». А горячность зачастую мешает правильно оценить собственные возможности. Ус­тремленность, порыв в работе при первой неудаче могут перерасти в разочарование, потерю веры в свои силы.

Стремление к коллективности и дружескому общению, к опоре на мнение товарищей также является отличитель­ной чертой студенчества. В практике имеют место случаи ложного понимания сущности коллективного: ложное то­варищество, круговая порука, групповой эгоизм.

Энтузиазм, романтизм и общественная активность характерны для студентов. В них заключены благоприят­ные возможности укрепления высоких нравственных ка­честв.

Характеризуя студенческий возраст, следует подчерк­нуть вопрос о самовоспитании. К этому студентов обязы­вают самостоятельное планирование бюджета времени, средств, выполнение требований учебного процесса и др. Перед преподавателями вузов стоит задача — вооружить студентов основами самовоспитания, в чем, собственно, и состоит смысл вузовского воспитания.

Следует отметить, что обучение в вузе - это время, когда в основном заканчивается неспециальное физкультурное образо­вание в организованных формах и человек должен воспитать в себе потребность в занятиях двигательной деятельностью в ин­тересах собственного здоровья и высокой работоспособности.

Особенности адаптации студентов

Адаптация в социологическом понимании - это приобщение личности к определенным видам социальной деятельности, к но­вым условиям в конкретной социальной среде. Этот процесс как специфический момент в развитии и становлении личности сту­дента имеет особое значение потому, что в ходе адаптации важно уметь быстро и безболезненно приспособиться к новым требова­ниям и социальным функциям, к культуре, нормам и формам по­ведения.

Другими словами, эффективность адаптации, степень ее безболезненности в значительной мере зависит от мотивации учения студента.

В процессе адаптации происходит творческое приобщение студентов к их будущей специальности, устанавливаются осоз­нанные связи, строятся жизненные планы в той области деятель­ности, которую они избрали для себя.

Основными формами процесса адаптации студентов яв­ляются следующие:

· формальная адаптация, касающаяся приспособления студентов к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней ее требованиям; связана с преодолением но­визны в процессе обучения, новыми методами и организацией обучения, отсутствием навыков самостоятельной работы, боль­шим объемом самостоятельной работы и т.п.

· социально-психологическая - приспособление к сово­купности социальных отношений, к конкретной среде группы, кур­са, факультета и к новой культурной среде; к условиям жизни, нормам поведения в студенческом коллективе, непривычный режим деятельности, к новизне большого города и осо­бенностями самостоятельной жизни в отрыве от семьи (для при­езжих), необходимостью самостоятельного ведения бюджета и преодолением возможных материальных трудностей, самообслу­живанием, неумением рационально использовать и распределять время и т.п.

· дидактическая адаптация - приспособление студентов к новым формам, методам и организации учебной работы в выс­шей школе;

· профессиональная адаптация - приспособление сту­дента к своей будущей специальности и связанным с ней функци­ям. Она связана с неумением увидеть педагогическую на­правленность самого процесса обучения: непониманием, что нуж­но учиться работать с людьми, воспитывать в себе организатор­ские навыки, что необходимо совмещать учебную, спортивную, научно-исследовательскую и общественно-политическую дея­тельность, что процесс формирования будущего специалиста на­чинается с самого первого дня обучения в институте. Эти трудно­сти переживаются студентами не день и не два, а недели, месяцы и больше. Однако по истечении определенного времени студент приспосабливается к новым условиям, и все его силы расходуют­ся уже только на получение знаний.

Здоровье студентов и факторы, влияющие на него

Диплом о высшем образовании - это своего рода знак каче­ства, свидетельство многосторонней подготовки молодого чело­века к его профессиональной и общественной деятельности. А студенческая жизнь - самая яркая, богатая и романтическая пора в жизни человека. Эти годы надо уметь ценить и прожить пра­вильно, с большой пользой для себя и для общества и помнить - потерянного не вернешь. Особенно это касается утраченного здоровья.

В начальную школу приходит большое количество детей с отклонениями в состоянии здоровья. Еще больший процент таких школьников покидает ее после окончания. Соответственно боль­шое количество абитуриентов, поступающих в вузы, также имеют значительные отклонения в состоянии здоровья. Среди болезней молодежи наиболее распространены такие, как гипертония, ишемическая болезнь сердца, остеохондрозы, нарушения опорно-двигательного аппарата, неврастения, болезни органов зрения. По данным научных исследований, на 1-й курс поступает всего 3-5% студентов с хорошим физическим развитием, с неудовлетво­рительным - более 29%. Остальные имеют слабое (38%) и по­средственное (29%) физическое развитие. Но в нашем вузе состояние здоровья студентов при поступлении на значительно более высоком уровне. Дело в том, что все абитуриенты проходят специализированную медицинскую комиссию, которая не позволяет студентам, имеющим слабое здоровье вообще обучаться в академии физической культуры.

Но, зачастую, состояние здоровья студентов физкультурных вузов тоже ухудшается в свя­зи с нерегулярным и неполноценным питанием, нарушением ре­жима отдыха и учебного труда, высокой учебной нагрузкой, стрессами во время соревнований. Особенно это обостряется в период зачетно-экзаменационных сессий, а в некоторых вузах - в период произ­водственных практик и преддипломного проектирования.

Здоровье молодёжи – это будущее здоровье страны. Не случайно И.И.Брехман (1990) писал: «Именно здоровье людей должно служить главной "визитной карточкой" социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства. С этих позиций формирование системы сохранения и укрепления здоровья должно стать определяющим направлением деятельности государства».

Так что же такое здоровье?

Наиболее приемлемой рассматривается формулировка Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».

Современная наука о здоровье человека выделяет несколько составляющих этого понятия:

Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Духовное здоровье – это способность чувствовать духовные ценности и взаимодействовать с ними, любить, творить добро, созидать нравственно чистые эстетические творения.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленного потребностями биологического и социального характера.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Хочется особо подчеркнуть, что духовная составляющая является собственно человеческой компонентой здоровья, отличительной сущностью человека от иных живых существ. Переход к духовной деятельности даст вам власть не над природой и другими людьми, а над самим собой, своим телом и душой для использования их на благо себе и другим людям, обществу.

Эксперты ВОЗ в 80-х гг. предыдущего столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, в 1994 г. Межведомственная комиссия охране здоровья населения Совета безопасности РФ определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (табл.2):

Таблица 2

Факторы влияющие на здоровье

Сфера влияния факторов Факторы, укрепляющие здоровье Факторы, ухудшающие здоровье
Генетические (15-20%)   Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям
Состояние окружающей среды (20 - 25%)   Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки
Медицинское обеспечение (10 -15%)   Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноцен­ная медицинская помощь Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание
Условия и образ жизни (50 -55%)   Рациональная организация жизне­деятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия

 

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ – вид жизнедеятельности, способствующий сохранению и увеличению здоровья. Снижает воздействие отрицательных факторов на организм.

 

НОЖ – вид жизнедеятельности способствующий угнетению жизненно важных функций организма и снижению потенциала и ухудшению здоровья. Увеличивает отрицательное влияние факторов на организм.

 

 

Наши предки жили в тесном контакте, общении с при­родой и работали синхронно природным ритмам — вста­вали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Естествен­но, что каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Человек, занимаясь тяжелым физи­ческим трудом, хорошо осознавал, что он сам должен по­заботиться о восстановлении своего здоровья.

Сегодня человеку продолжает казаться, что здоровье также постоянно, как электро-, водоснабжение, что оно будет всегда, т.к. забота о нем переложена современнос­тью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны поставлять здоровье, как продукты, товары, ус­луги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья.

Несмотря на все расширяющуюся сферу медицинско­го обслуживания, ее широкомасштабные мероприятия — стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым фор­мам физической культуры, увеличению числа медперсо­нала, клиник, больниц, наконец, курортов, домов отды­ха и т.п. — количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. И загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний человека играют в этом далеко на последнюю роль. Однако обще­известно, что главной и самой серьезной причиной являет­ся нерациональный образ жизни, неоптимальное исполь­зование сегодняшних достижений в науке о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возмож­ностях.

Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит, в конечном счете, к развитию так называемых болезней цивилизации.

Новая парадигма здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М.Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя».

Здоровый образ жизни как система складывается из всех этих основных взаимосвязанных и взаимозаменяемых компонентов. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека. Еще Сократ говорил, что "тело не более отдельно и независимо от души".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.