Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телевидение и жестокость




Теория

Нативистские теории. Некоторые этологи считают, что агрессив­ность свойственна всем животным, включая человека, и это связано с необходимостью занять территорию и защищать ее. Существует, по-видимому, очень мало обществ, в которых ненависть и агрессивность отсутствовали бы полностью (Eibl-Eibesfeldt, 1974).

Однако чаще всего агрессивность животных проявляется в ритуализированной форме со стороны доминантных особей (в жизни волков, например, можно наблюдать, как в знак подчинения один волк под­ставляет горло под клыки своего более сильного сородича). По мнению Лоренца (Lorenz, 1969), у людей теперь дело обстоит иначе, так как они создали действенные виды оружия, от лука и ружья до атомной бомбы. Это оружие, убивающее на расстоянии, которое позволяет не дожидать­ся, пока произойдет такое выяснение отношений, как у волков.

Фрейд тоже предварительно сформулировал теорию, согласно ко­торой агрессивность – врожденное свойство. По его мнению, челове­ческое существо несет в себе тенденцию, которую он назвал «инстинктом смерти», толкающую человека к разрушению и саморазрушению.

Мотивационная и эмоциональная активация 291

Эти два автора полагают, что такой инстинкт разрушения можно преодолеть только путем всемерного развития общения между от­дельными людьми, социальными группами и различными культурами.

Центрапсихические теории. Некоторые авторы бихевиористской ори­ентации, напротив, полагают, что врожденной является не сама агрес­сивность, а тот факт, что она представляет собой возможный ответ на помеху или на боль.

Доллард и Миллер (Dollard, Miller, 1939) выдвинули идею, что индивидуум, которому помешали действовать, испытывает тем боль­шую досаду (фрустрацию), чем больше он стремился к достижению какой-то цели. Его реакция на помеху выражается тогда в агрессивных действиях по отношению к тому объекту или человеку, который ему препятствует. Это можно назвать «гипотезой фрустрация à агрессив­ность».

Что же касается связи между болью и агрессивностью, то она была выявлена (Azrin et al., 1965) в эксперименте с крысами. Крыса, помещен­ная в клетку с другой крысой, атаковала ее каждый раз, когда через пол клетки пропускали ток. Однако ничего подобного не происходило, если крыса находилась в клетке совсем одна. Исследователи отметили также, что чем сильнее был ток и чем чаще его пропускали, тем сильнее была и агрессивная реакция.

Но несмотря на то, что эти гипотезы очень заманчивы и позволяют объяснить многие факты, тем не менее совершенно очевидно, что не все особи реагируют агрессией на фрустрацию или боль и что агрессивность не обязательно связана с этими моментами, хотя часто бывает и так. И если правдоподобно, что в основе человеческой агрессивности лежит врожденная предрасположенность, то вполне вероятно также, что обуче­ние и жизненный опыт индивидуума в значительной степени влияют на ее проявление.

Нейробиологическая теория. Карли (Karii, 1982) предложил гипотезу, которая отвергает идею, представленную в двух предшествующих груп­пах теорий, - идею о единой агрессивной мотивации, в основе которой лежит один определенный комплекс физиологических механизмов.

Карли провел многочисленные наблюдения над крысами, убиваю­щими мышей, и пришел к выводу, что такое поведение, как и многие другие формы поведения, подвержено влиянию как внешней обстановки, так и предшествующего опыта животного. Один лишь факт изменения окружающих условий может на некоторое время снизить агрессивность у такой крысы. К тому же если двух крыс, убивающих мышей, посадить в одну клетку, то только одна из них - более сильная - будет бросаться на мышей, находящихся в той же клетке. С другой стороны, если крысята росли вместе с мышами, то во взрослом состоянии агрессивность по отношению к мышам у них почти отсутствует. Напротив, если крысята росли в условиях, где им приходилось конкурировать между собой за пищу, то из них вырастало значительно больше крыс-убийц (хотя они не поедали убитых мышей).

292 Глава 6

Таким образом, по мнению Карли, любое агрессивное поведение зависит как от состояния животного в данный момент, так и от прошлого опыта. Именно эти два фактора и придают сенсорной инфор­мации ее «энергизирующие» и «направляющие» свойства

Теория социального обучения. По мнению таких теоретиков, как Бандура (Bandura, 1973), большинство особенностей нашего поведения развивается в основном путем подражания моделям. Этот автор по­лагает, что если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за свою агрессивность, это уменьшит проявления агрессивности у ребенка. Таким образом, по представлениям сторон­ников этой теории агрессивность – продукт самого обыкновенного обучения. Она развивается, поддерживается или уменьшается просто в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для агрессивного человека.

Какова же во всем этом роль телевидения?

Вот уже около 20 лет, в основном в Северной Америке, не ослабевает интерес к роли телепередач с демонстрацией актов насилия1. Фельзенталь (Felsenthal, 1976) попытался сгруппировать данные различных исследователей, связав их с тремя гипотезами, которые в свою очередь связаны с рассмотренными выше теориями.

Гипотеза модели. Она опирается на теорию социального обучения, о которой только что шла речь и согласно которой жестокие герои фильмов (в том числе мультипликационных) служат моделями для реальной жизни (McCarthy et al, 1975). Тогда для уменьшения жесто­кости важно было бы, по мнению сторонников этой теории, сократить число сцен насилия и заменить их лучше сценами, демонстрирующими сотрудничество между людьми.

Гипотеза катализатора. Согласно этой гипотезе, жестокие сцены служат стимулом для появления импульсов агрессивности у определен­ного рода лиц, у которых эти сцены как бы отключают тормоза (по принципу катализатора, присутствие которого способно ускорять хи­мическую реакцию).

Гипотеза катарсиса. Эта гипотеза основана на результатах ряда исследований (Kdplan, Singer, 1976, Gorney et al, 1977), которые, напро­тив, указывают скорее на то, что демонстрация ребенку сцен насилия вызывает у него уменьшение агрессивности при виде таких сцен про­исходит ослабление агрессивной напряженности – своего рода катарсис. Если вначале они усиливали степень активации организма (вызывали учащение ритма сердца и дыхания), то в конце концов чувствительность к сценам жестокости уменьшается, что сопровождается понижением физиологических реакций, а также безразличием к актам жестокости, на которые было бы естественно реагировать 1.

В 1969 г таких передач было примерно 9 из 10, в 1981 г меньше, но все же 2 из 3.

1Возможно, именно этим объясняется безразличие, обычно проявляемое свидетелями сцен насилия на станциях метро крупных городов (см гл 11)

 

 

Итак, спор еще далеко не решен. Даже если некоторые эксперты Национального института психического здоровья США пришли в 1982 году к выводу, что показ сцен насилия способствует развитию агрес­сивности у любителей таких зрелищ, все-таки полученные до сих пор данные следует, по-видимому, рассматривать пока лишь как свидетельство наличия корреляции (см гл 3), а не обязательно причинно-следственной связи. В конце концов насилие, представленное в вымышленных ситуациях, - это всего только отражение жизненных представлений со­временного общества, а не причина этих представлений.

Литература

Общие работы

Лгпп N Н R Hutchmson R R McLaughhn R (1965) "The Opportunity for Aggression

as an Operant Reinforcer during Adversive Stimulation", Journal of Experimental

Analysis of Behavior, n° 8, p 171 180 Bandura A 1973 Aggression A social learning analysis, Englewood Cliffs, New

Jersey, Prentice-Hall DollardJ DoobLW Miller N E Monrer О Н Sears R R 1939 Frustration and

aggression, New Haven Ydle University Press Elbl-Eibesfeldt I 1972 Centre 1'agression, Pans, Stock Eron L D (1982) "Parent-child interaction, television violence, and aggression of

children", American Psychologist, n° 37, p 197 211 Felsenthai N 1976 Orientations to mass communication, Chicago Science Research Association

294 Глава 6

Gomey R., Loye D., Steele G. (1977). "Impact of dramatized television entertainment on

adult males", American Journal of Psychiatry, n° 134, p. 170-174. Kaplan R. M., Singer R.D. (1976). "Television violence and viewer aggression: д

reexamination of the evidence", Journal of Social Issues, n° 32, p. 35-70. Kar/i P., 1982. Neurobiologie des comportements d'agression, Paris, PUF. Kluver H., Вису Р.С. (1937). "Psychic blindness and other symptoms following

bilateral temporal lobectomy in rhesus monkey", American Journal of Physiology

n° 119, p. 352-353,

Lorenz K., 1969. L'agression: une histoire naturelle du mal, Paris. Flammarion. Mark V.H., Ervin F.R., 1970. Violence and the brain. New York, Harper and Row. McCarthy E.D., Langner T.S., Gersten J. C., Eisenberg J.G., Orzeck L. (1975). "The

effects of television on children and adolescents: Violence and behavior disorders",

Journal of Communication, n° 25, p. 71-85. National Institute of Mental Health, Television and behavior: Ten years of scientific

progress and implications for the eighties, Washington D. C., Author, 1982. Smith D., King M., Hoebel B.G. (1970). "Lateral hypothalamic control of killing:

Evidence for a cholinoreceptive mechanism", Science, n° 167, p. 900-901.

Цитированная литература

Bandura A., 1969. "Social learning theory and identificatory processus", in: D.A. Goslin

(Ed.), Handbook of socialization theory and research, Chicago, Rand McNally. Bancroft J. (1981). "Hormones and human sexual behavior", British Medical Bulletin, n'

37, p. 153-158.

Bell A. P., Weinberg M.S. (1978). Homosexual) tes, Paris, Albin Michel, 1980. Biller H., Meredith D., 1975. Father power. New York, Doubleday. Blaffer Hrdy S., 1984. Des guenons et des femmes, Paris, Tierce. Bolles R.C„ 1974. "Cognition and motivation: Some historical trends", in: B. Weiner

(Ed)., Cognitive views of human motivation, New York, Academic Press. Brady J. V. (1958). "Ulcers in "executive" monkeys", Scientific American, n° 199,

p.95-100. Cantor J. R., Ziilman D., Bryant J. (1975). "Enhacement of experienced sexual arousal in

response to erotic stimuli trough misattribution of unrelated excitation". Journal of

Personality and Social Psychology, n° 32, p. 69-75. Chenard J. R., 1987. Les relaxations, Montreal, Presses de 1'Universite du Quebec. Davidson J. M., 1980. "The psychology of sexual experience", in: DavidsonJ.M. et

Davidson R.J. (Eds.), The psychobiology of conciousness, New York, Plenum

Press.

Deci E. L. 1975. Intrinsic motivation. New York, Plenum Press. Delgado J. M. R., 1979. Le conditionnement du cerveau et la liberte de 1'esprit, Bruxelles,

P. Mardaga, ed. Drake С. Т., McDougall D. (1977). "Effects of the absence of a father and other male

models on the development of boys' sex roles", Developmental Psychology,

n° 13, p. 537-538. Button D.C., AronA.P. (1974). "Some evidence for heightned attraction under

conditions of high anxiety", Journal of Personality and Social Psychology, n0 80.

p. 510-517. Fagot B.I. (1973). "Sex-related stereotyping of toddler's behaviors", Developmental

Psychology, n° 9, p. 429. Fisher C.D. (1978). "The eflects of personal control, competence, and extrinsic reward

systems on intrinsic motivation". Organizational Behavior and Human Perfor­mance, n° 21, p. 273-288.

 

Мотивационная и эмоциональная активация

ford C.S., Beach F.A., 1970. Le comportement sexuel chez 1'homme et 1'animal, Paris,

Robert Laffont. Friedman M.I., Stricker E.M. (1976). "The physiological psychology of hunger:

a physiological perspective", Psychological Review, n° 83, p. 401-431. Qoy R. И<, McEwen B. S., 1980. Sexual differenciation in the brain, Cambridge, Mass,

MIT Press. Grafenberg E. (1950). "The role of urethra in female orgasm", International Journal of

Sexology, n° 3 (3). Harlow H. F., HarlowM.K. (1966). "Learning to love", American Scientist, n° 54,

p. 244-272.

ffebbD.O., 1974. Psychologie, Science moderne, Montreal, HRW. Hetherington E. M. (1972). "Effect of father absence on personality development in

adolescent daughters". Developmental Psychology, n° 7, p. 313-326. Hite S., 1976. The Hite Report, New York, Bell books. Kelley H.H., Michela J.L. (1980). "Attribution theory and research", Annual Review of

Psychology, n° 31, p. 457-501.

Klaus M., Kennell J., 1976. Maternal infant-bonding, St-Louis, Mosby. Lindsav P. H., Norman D.A., 1980. Traitement de 1'information et comportement

humain, Montreal, Ed. Etudes vivantes Ltee. Mandler G., 1975. Mind and emotion. New York, Wiley. Marx et coil., 1975. London, Pergamon Press Ltd. Masters W.H., Johnson V.E., 1968. Les reactions sexuelles, Paris, Laffont. Nultin J., 1980. Theorie de la motivation humaine, Paris, P.U.F. Olds J., Milner P. (1954). "Positive reinforcement produced by electrical stimulation of

the septal area and other regions of the rat brain", Journal of Comparative and

Physiological Psychology, n° 47, p. 419-427. Robson K.S., Moss H.A. (1970). "Patterns and determinants of maternal attachment",

Journal of Pediatrics, n° 77 (6), p. 976-985. Schachter S., 1959. The Psychology of affiliation, Stanford, California, Stanford

UniversityPress. Schachter S., Singer J.E. (1962). "Cognitive, social and physiological determinants of

emotional state", Psychological Review, n° 69, p. 379-399. Selye H., 1974. Stress sans detresse, Montreal, La Presse. Selye H., 1975. Le stress de la vie, Ottawa, Lacombe. Solignac P., Serrero A., 1980, La vie sexuelle et amoureuse des Francaises, Paris, Ed.

Trevise. Sonderegger T.B. (1970). "Intentional stimulation and maternal behavior",АРА

convention proceedings, 78° congres, p. 245-246. Speisman J.C„ Lazarus R.S., Mordkoff A.M., Davidson L.A. (1964). "The Experimental

Reduction of Stress Based on Ego-Defense Theory", Journal of Abnormal and

Social Psychology, n° 68, P. 367-380. Valins S. (1966). "Cognitive effects of false heart rate feedback". Journal of Personality and Social Psychology, n° 4, p. 400-408. Weiss J.M. (1972). "Psychological factors in stress and desease", Scientific American, n° 226, p. 106.

Wiilmann F. (1983). "Culturally invariable properties of male homosexuality: Tentative conclusions from cross-cultural research", Archive of sexual Behavior, 12 (3).

Zillmann D., Katcher A.H., Milavsky B. (1977). "Excitation transfer from physical exercice to subsequent aggressive behavior", Journal of Experimental Social Psychology, n° 35, p. 587-596.

296 Глава 6

 

 

Материал для самопроверки




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.