Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о социальной динамике




В основу своего теоретического обоснования идеи обществен­ного развития Конт положил понятие человеческой природы. Он выдвинул несколько тезисов, главный из которых утверждает, что в природе человека изначально заложено социальное чувство, благодаря которому становится возможным само существование человеческого общества. Давая характеристику социальному чувс­тву, Конт отмечал, что оно не однородно, а включает умственные, нравственные и эстетические способности. Рассмотрев роль каж­дой из них в развитии социального чувства, он заключил, что раз­витие умственной способности является определяющим в развитии всего социального чувства, а следовательно, и общества в целом.

Объясняя механизм интеллектуальной эволюции, французс­кий философ утверждал: «Каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три раз­личных теоретических состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; состо­яние научное, или положительное»2. Эта последовательная смена теологического, метафизического и позитивного фазисов в лю-

1 Конт О. Дух позитивной философии. С. 40.

2 Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С. 4.


СОЦИОЛОГИЯ ФРАНЦИИ 61

бом идейном развитии должна стать, по Конту, определяющей и в общественной истории, поскольку для него уровень интеллекта (разума, духа) есть показатель человеческого развития вообще1.

Первой стадией развития человеческого разума является те­ологическая стадия. Ей в наивысшей степени присущи поиски абсолютного знания и первопричин. Вторую стадию Конт оп­ределяет как метафизическую, или абстрактную, которой также присущи попытки познания первопричин и сущностей. Но если теологическое мировоззрение провозглашает непосредственное вмешательство высшего Творца, который управляет миром, то ме­тафизический образ мышления заменяет волю разумного Деятеля действиями сущностей, или абстракций. Конт считал, что на вто­рой стадии человеческой истории сохраняются все основные при­нципы первой, поэтому он не усматривал существенной разницы между ними, полагая, что метафизическая стадия необходима как переходная от теологической к позитивной. «Теология и физика так глубоко несовместимы друг с другом, — писал Конт, — и по­нятия их так радикально противоположны друг другу, что, прежде чем отказаться от одних, чтобы пользоваться исключительно дру­гими, человеческий ум должен был некоторое время прибегать к переходным понятиям, носящим смешанный характер и потому способным содействовать постепенному переходу. Таково естест­венное назначение метафизических понятий, так как сами по себе они не приносят никакой действительной пользы»2.

Критикуя метафизический и теологический способы мышле­ния, Конт тем не менее подчеркивает, что до определенного вре­мени они оправдывают себя. В этом смысле теологический метод соответствует младенческому состоянию ума. Но когда этот метод стремится упрочить младенческое состояние, тем самым он начи­нает мешать дальнейшему прогрессу. Тогда на смену ему приходит метафизический способ мышления, который «оказывается всегда перед неизбежной альтернативой: либо стремиться в интересах порядка к тщетному восстановлению теологического состояния, либо, дабы избежать угнетающей власти теологии, толкать об­щество к чисто отрицательному положению»3. Развитие данного противоречия в конечном счете приводит к тому, что дальнейшее

1 Согласно Конту, каждой из названных ступеней эволюции человеческого
интеллекта присущи определенные материальные, нравственные, эстетические
Уровни развития общества и соответствующие им политические организации.

2 Конт О. Курс положительной философии. Т. 1. С. 78.

3 Конт О. Дух позитивной философии. С. 15.



История социологии


существование метафизического способа мышления становится «вредным». Его заменяет позитивный метод, который, постепенно овладевая умами, становится господствующим.

Таким образом, присутствие метафизической ступени в зако­не трехстадийного развития демонстрирует невозможность резкого перехода в форме скачка от теологии к науке и показывает целесо­образность постепенного перехода от одной стадии к другой.

Положительная стадия развития человеческого разума и че­ловеческого общества вообще характеризуется господством поло­жительного метода. Позитивная стадия является завершающей в связи с тем, по мнению Конта, что позитивная политика, возник­новение и существование которой возможно только на данной стадии развития, предоставляет человечеству систему принци­пов, реальное осуществление которых приведет к установлению гармонии порядка и прогресса, что является высшей и конечной целью развития человеческого общества.

Приняв закон трех стадий в качестве основного закона обще­ственного развития, Конт старается доказать его с помощью кон­кретной истории. Но во всем многообразии исторических фактов его интересуют только те, с помощью которых французский фи­лософ и социолог надеется обосновать свой «великий социологи­ческий закон», игнорируя остальные факты как второстепенные и незначительные. В последнем томе «Курса» автор прямо пишет, что еще в молодости быстро собрал материалы, которые казались ему подходящими для его великого предприятия, «всеобщий дух» которого он уже «сознавал»1.

Закон трех стадий выступает в учении Конта в роли стержня теории общественного прогресса или социальной динамики, так как с его помощью предпринимается попытка раскрыть механизм социального развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.