Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические источники социологии Дж. Ст. Милля




Краткая биография Дж. Ст. Милля

Индуктивная социология Джона Стюарта Милля

Джон Стюарт Милль (1806—1873) — философ, логик, теоретик политического и экономического либерализма — по праву счита­ется основоположником английского позитивизма.

Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне, в семье известного ученого Джеймса Милля.

Огромное впечатление на юного Милля произвело чтение в 1821—1822 гг. произведений Бентама. В начале 20-х гг. ХГХ столетия семнадцатилетний Милль основал «Общество утилитарианистов», в котором обсуждались этические и политические проблемы. В эти же годы он публикует свои первые работы. В 1823 г. ученый посту­пил на службу в Ост-Индскую компанию, в которой проработ&т до 1858 г.

В 1837 г. Милль познакомился с первыми томами «Курса пози­тивной философии» О. Конта. В 1841—1847 гг. Милль ведет ожив­ленную переписку с Контом. В дальнейшем, однако, в отношениях обоих мыслителей наступает охлаждение, вызванное нападками английского либерала на теократические проекты Конта.

В 1866—1868 гг. Милль был членом палаты общин, примы­кая к левому крылу партии либералов, возглавляемой Гладстоном. Потерпев поражение на новых выборах, Милль отошел от обще­ственной деятельности.

Умер Милль 8 мая 1873 г. в Авиньоне.

* * *

Основные труды, «Система логики силлогистической и ин­дуктивной» (1843; русский перевод 1914), «Основания политичес­кой экономии с некоторыми из их применений к общественной философии» (1848; русский перевод 1981), «Размышления о пред­ставительном правлении» (1861; русский перевод 1907), трактат «О подчинении женщины» (1861), «Утилитарианизм» (1863; рус­ский перевод 1900), «Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 133

главных философских вопросов, обсужденных в его творениях» Л 865; русский перевод 1869), «Огюст Конт и позитивизм» (1865; русский перевод 1867), трактат «О свободе» (1869), трактат «Опыты о религии» (1874), «Автобиография» (1886).

Джон Стюарт Милль был сыном Джеймса Милля — известно­го историка, психолога, сподвижника утилитариста И. Бентама.

В возрасте 20 лет Дж. Ст. Милль, разочаровавшись в традици­онно утилитаристских взглядах своего отца, пережил «душевный кризис». В «старом» утилитаризме1 Джеймса Милля Милля-млад-шего не устраивали наднациональный, неисторический, сугубо рассудочный его характер, а также концепция морали, основанная исключительно на эгоистических интересах личности.

Утилитаристская система морали, по мнению ученого, пре­небрегала тем внутренним и совершенно бескорыстным нравс­твенным чувством, которое от природы заложено в хороших лю­дях. Высшей добродетелью Милль считал «самопожертвование ради общего блага», и именно на этой гуманистической основе он попытался «обновить» утилитаризм в своей социально-фило­софской доктрине. Необходимо отметить, что важным элементом в ней стала последовательная «доработка» принципов этического утилитаризма И. Бентама.

Милль обратился к творчеству поэтов У. Вордсворта и С. Кольриджа2, к теориям немецких философов-идеалистов, а также к идеям К. Сен-Симона и О. Конта.

Он пропагандировал, критиковал и переосмысливал мето­дологические идеи контовского позитивизма и, подобно Конту, вошел в историю социологии, как «проектировщик» новой обще­ственной науки (которую называл то социологией, то политичес­кой наукой, то политической этологией, то просто социальной

1 Утилитаризм (или философский радикализм) — философия либеральных
и Радикальных группировок буржуазии, занимавшая с конца XVIII в. ведущее
положение среди различных течений английской мысли. Виднейший предста­
витель — И. Бентам, который выдвигал принцип пользы в качестве основы всех
Человеческих поступков и действий.

2 Кольридж Самуэль Тейлор (1772-1834) и Вордсворт Уильям (1770-1850) —

^глийские поэты, представители романтизма. В философских взглядах «эволю-

онировали» от неоплатонизма к причудливой смеси из мистики и кантианс­тва.


134 История социологии

наукой или социальной экономией) и тонкий исследователь ме­тодологии и взаимоотношений обществоведческих дисциплин.

Заслугу в постановке этих проблем признавали за ним и его оппоненты, в частности неокантианец Г. Риккерт: «Джон Стюарт Милль первый сделал попытку создать систематическую логику наук о духе»1.

Однако, разделяя ряд философских и логических установок позитивизма Конта, Милль отвергал его социально-политическую доктрину, в которой усматривал систему духовного и политичес­кого деспотизма, игнорирующую человеческую свободу и инди­видуальность.

По своим философским воззрениям Милль относился к юмистско-берклианской группе идеалистов.

Для Милля, как для Д. Юма и Дж. Беркли, исходным пунктом являлся идеалистически трактуемый опыт. Материя, вещество не существует для Милля вне человека и его ощущений. Граница меж­ду субъективным и объективным, между «Я» и «не-Я», находится не вне, а внутри человеческого сознания. Объективное — это лишь нечто общее и прочное в индивидуальных состояниях сознания. Мир, таким образом, растворяется в совокупности человеческих восприятий, за пределы которых нельзя, да и не надо выходить. «О внешнем мире мы не знаем и не можем знать абсолютно ниче­го, кроме испытываемых нами от него ощущений»2 — таков вывод Милля.

Наиболее основательно свои философские взгляды ученый изложил в «Обзоре философии сэра Вильяма Гамильтона и главных философских вопросов, обсужденных в его творениях» (1865).

В этом труде Милль вплотную подходит к основной фило­софской проблеме о «веществе и духе», о «Я» и «не-Я», о внешнем мире и субъекте.

Следует подчеркнуть, что характер решения Миллем важней­ших вопросов о сущности взаимоотношений материи и сознания, субъекта и объекта во многом обусловил «психологизм» его кон­цепции общественных наук.

Являясь последовательным сторонником представителей ассоциативной психологии Д. Гартли и Дж. Милля, он идеалис­тически решает вопрос о сущности «индивидуального духа». Так,

1 Риккерт Г. Границы естественно-научного обоснования понятий. СПб.,
1904. С. 193.

2 Милль Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. СПб.,
1914.С. 54.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 135

сознание есть не что иное, как совокупность «серий» или «ря­дов» настоящих, прошлых и будущих психических переживаний. Подобно тому как понятие материи сводится ученым к «посто­янной возможности ощущений», так и понятие субъекта, носи­теля психических переживаний, трактуется им как «постоянная возможность чувствований».

Экономические взгляды Милля складывались под влиянием учения Д. Рикардо. Однако Милль подверг пересмотру ряд важней­ших положений классической политической экономии. Например, он «отошел» от трудовой теории стоимости Рикардо и предложил вульгарную теорию издержек производства. Стоимость товара, по его мнению, складывается из суммы, израсходованной на произ­водство этого товара, заработной платы и средней прибыли на нее. В отличие от Рикардо, который рассматривал прибыль как часть стоимости, созданной трудом рабочего, Милль считал прибыль сто­имостью, прибавленной к «стоимости труда». Эта добавочная стои­мость «служит вознаграждением за воздержание» капиталиста1.

Своеобразно трактуя идеи Рикардо, Милль вместе с тем эк­лектически сочетал их с учениями Т. Мальтуса (теория народона­селения), Ж. Сея (учение о кризисах), Н. Сениора (теория возде­ржания) и других экономистов.

Социально-политические воззрения Милля были близки к идеям просветителей. Так, его точка зрения о несомненной пользе участия граждан в общественной жизни совпадала, в частности, с воззрениями Ж.-Ж. Руссо. В своих рассуждениях о демократии и свободе ученый во многом разделял социально-политическую доктрину АТоквиля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.