Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное развитие и его факторы




История социологии

Развитие социальных систем

Изучение развития, или эволюции, социальных систем (об­щества, его подсистем и отдельных институтов) и выявление °бцщх законов, которым оно подчинено, находится в центре




внимания Спенсера и проходит красной нитью через всю его со­циологию. Значимость этого аспекта настолько велика, что в ис­тории социологической мысли прочно закрепилось определение спенсеровской социологии как «эволюционистской». В работе «Основания социологии» Спенсер помимо всего прочего разра­ботал сложную, многофакторную модель общественного разви­тия и выделил основные структурные закономерности развития социальных систем.

И общественное развитие, и развитие явлений низшего по­рядка Спенсер рассматривал как результат совокупного действия естественных сил (или «факторов»). Общества как особые сверх­органические образования возникают на базе взаимодействия биологических организмов, причем это взаимодействие всегда происходит в природной среде. Общая картина взаимодействия сил, влекущего за собой развитие социальных явлений, выглядит, с точки зрения Спенсера, следующим образом: индивиды и их взаимодействия находятся под определенным влиянием среды; индивиды при определенных условиях соединяются в социаль­ные агрегаты, и свойства этих агрегатов в значительной степени определяются свойствами составляющих их единиц; устойчивые агрегаты оказывают обратное влияние на индивидов, а соединен­ные усилия людей, объединенных в агрегаты, преобразуют среду, изменяя характер ее влияния как на самих индивидов, так и на образуемый ими агрегат. Каждое звено в этой цепи взаимовлияний может продуцировать спонтанные изменения, оказывая влияние на все другие ее звенья; каждое такое изменение нарушает сущес­твующее в цепи относительное равновесие и запускает во всех ее звеньях ответные изменения, направленные на восстановление равновесия.

В целом общественное развитие выглядит, в представлении Спенсера, следующим образом: «Для всей совокупности обществ развитие может считаться неизбежным конечным результатом вза­имодействия внутренних и внешних факторов, имевшего место на всем протяжении неопределенно долгих периодов времени... Общественный организм... претерпевает постоянные видоизмене­ния, пока не придет в равновесие с окружающими его условиями, после чего продолжает существовать без дальнейшего изменения его структуры. Когда окружающие условия претерпевают какие-


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 181

либо изменения... всякое такое изменение вызывает соответству­ющее изменение в социальной структуре»1.

В гл. II «Оснований социологии» Спенсер разработал более подробную классификацию факторов общественных явлений, раз­делив их на две большие группы — первичные и вторичные — и выделив в них далее отдельные подгруппы факторов.

Первичные факторы были подразделены на внешние (неорга­нические и органические условия природной среды) и внутренние (свойства индивидов, образующих общество). Внешние факторы включают климат, почву, флору и фауну; внутренние — физические способности индивидов («степень силы, активности и выносливос­ти»), их эмоциональный склад и темперамент, а также умственные способности («степень развития ума» и «свойственные ему направ­ления мысли»).

Вторичные (или производные) факторы — это те факторы, ко­торые возникают как результат самого общественного развития и обретают со временем относительную самостоятельность. В этой группе Спенсер выделил пять подгрупп факторов.

1. Прогрессивные изменения среды, вызываемые деятельностью обществ. Экономическая деятельность вызывает изменения в раз­личных факторах среды: климате и состоянии почвы (например, вследствие мелиорации), флоре (например, вырубка лесов, замена дикой растительности полезными сельскохозяйственными культу­рами), фауне (истребление диких животных, разведение домашних животных). Измененная таким образом окружающая среда стано­вится фактором дальнейшего общественного развития.

2. «Возрастание объема общественного агрегата, сопровожда­ющееся обыкновенно и возрастанием его плотности». Возрастание численности и плотности населения в обществе создает основу для развития сложных форм сотрудничества, все более сложного разде­ления труда, развития средств сообщения и коммуникации, разде­ления общества на классы и иные подгруппы, совершенствования управления и «промышленного аппарата» и т.д. Эти производные факторы приобретают со временем самостоятельное значение. Например, развитие сложных форм сотрудничества и разделения труда интенсифицирует воздействие общества на природу.

3. Взаимное влияние, оказываемое обществом (в том числе отде­льными его институтами) и индивидами друг на друга. С одной сто­роны, общество и институты оказывают принуждающее влияние нэ индивидов, заставляя их соответствовать своим требованиям;

1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. I—II. СПб., 1898. С. 60.



История социологии


с другой — индивиды оказывают воздействие на общество и инс­титуты, пытаясь изменить их в соответствии со своими желаниями и потребностями.

4. «Надорганическая среда», т.е. состояние соседних обществ и характер взаимодействия с ними. Например, агрессивность со­седних обществ может вызывать в данном обществе развитие во­енного аппарата, изменения в формах управления, ориентацию экономики на соседние нужды и т.д.

5. Искусственные (или надорганические) продукты. В эту катего­рию, которую Спенсер определял как «неживую часть самого обще­ства», или его «добавочную среду», включались: (а) «материальные приспособления и орудия», т.е. техника; (б) язык; (в) накопленное знание, принимающее в развитых обществах форму науки; (г) ком­плекс обычаев, закрепленный отчасти в правовых системах (отчас­ти в мифологии, теологии, космогонии, идеологии, общественном мнении, этикете, церемониях и т.п.); (д) широкая категория так называемых «эстетических продуктов» (одежда, музыка, драма, архитектура, литература и т.д.).

Каждое социальное явление в конкретном обществе в кон­кретный момент времени является, с точки зрения Спенсера, результатом совокупного воздействия конкретной суммы факто­ров, исторически повлиявших на его возникновение и развитие. А потому объяснение того или иного социального факта должно достигаться — в идеале — не посредством спекулятивного ма­нипулирования абстрактными понятиями, а путем тщательного отслеживания его происхождения и тех конкретных историчес­ких влияний, которые его сформировали. Иначе говоря, каждый факт должен изучаться в конкретном контексте его становле­ния.

Вместе с тем в общественном развитии и соотносительной значимости разных факторов имеются, по мнению Спенсера, оп­ределенные тенденции.

1. Прежде всего в ходе эволюции изменяется роль внешних факторов. Если на ранних стадиях сама возможность существова­ния общества зависит от условий природной среды, то на высоких стадиях развития общество, располагающее необходимыми знани­ями и техническими средствами для преобразования природной среды, приобретает относительную независимость от нее.

2. Если на ранних стадиях, в условиях суровой зависимости от среды, общества вынуждены бороться за существование, дабы обеспечить себя необходимыми для жизни ресурсами, то на высо-


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 183

ких уровнях развития вместе с ослаблением зависимости от среды уменьшается и значимость фактора борьбы за существование.

3. Чем выше уровень общественного развития, тем большее значение приобретают вторичные (производные) факторы, кото­рые существенно изменяют действие всех первичных факторов. Особенно возрастает роль «добавочной среды» надорганических продуктов, которая «становится под конец даже более важна, чем первоначальная» 1.

При наличии общей эволюционной тенденции к прогрессу, в случае каждого конкретного общества она не действует автома­тически; и на каждой ступени развития, как отмечал Спенсер, в равной степени возможны регресс и застой. В частности, даже на самых высоких ступенях развития внезапные изменения (например, стихийное бедствие) могут вызвать резкие изменения в соотноше­нии факторов, резко повысив роль факторов низшего порядка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.