Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходная ситуация. О становлении социологии




Социология Тенниса

О становлении социологии. Появление науки об обществе, на­зываемой социологией, свидетельствовало о саморефлексии буржу­азного общества, охарактеризованной Максом Вебером понятием «расколдовывание». Само слово «общество» в современном пони­мании появилось лишь в буржуазную эпоху. Голландский социолог Гудсблом (GQudsblom) показал, в частности, что античные понятия «polis», «societas», «civitas» не имели того значения, которое прида­ется понятию «общество» сегодня. Только начиная с XVI в. по мере развития общественных отношений складывается представление об обществе как о структуре, объединяющей все социальные связи, и, позднее — в социологии — как о самом широком образовании, в состав которого могут входить люди. Немецкий социолог Теннис принадлежал к теоретикам, стремившимся создать строгую систе­му социологических понятий, в которой ключевая роль отводилась понятию «общество». Вместе с тем он пытался типологически и генетически описать конститутивные элементы европейского мо­дерна.

Ситуация в общественных науках. Один из основателей соци­ологической науки, Теннис начал свою деятельность в то время, когда в Германии еще не было ни академической социологии, ни социологических дискуссий. Богатое наследие социальной мыс­ли прошлого — раннебуржуазные теории «естественного права» и «общественного договора», просветительские представления об обществе, основанном на рациональном обмене между индивида­ми, идеи французских энциклопедистов, английских экономистов-классиков, шотландских философов-моралистов, классическая немецкая философия, труды Маркса — оказало незначительное


300 История социологии

влияние на становление академической социологии в Германии. Все эти традиции, например в трудах Макса Вебера, почти не иг­рают роли или рассматриваются лишь в специальных исторических исследованиях. Теннис в этом отношении является исключени­ем, поскольку с начала своей научной деятельности обращается к идеям теоретиков «общественного договора» и к наследию пред­ставителя классической политэкономии Адама Фергюсона, а в ис­следовании «Общность (община) и общество» Теннис обращается к трудам Маркса.

Теория общественного договора соединяется у Тенниса с во­люнтаристской философией Шопенгауэра: воля человека рассмат­ривается в качестве фундамента социальной жизни, наличие со­циальных связей объясняется субъективными желаниями, стрем­лениями и намерениями людей. Обращение к ранним научным традициям позволяет говорить о труде Тенниса как связующем звене между социологией XIX и XX вв. Социологическая теория Тенниса оказалась переходной. Она не была прямым продолжени­ем теории естественного права и политической экономии, скорее их отзвуком, но и не стала частью современного социологического мышления, а лишь его предвестником.

Исходные посылки социологии Тенниса. Большое влияние на постановку исходного вопроса Теннисом оказала волюнтарист­ская философия, исходившая из того, что социальные связи обус­ловлены волей отдельных индивидов. Такая постановка вопроса свидетельствовала не только об ориентации Тенниса на особое философское направление XIX в., нашедшее воплощение в фи­лософии Шопенгауэра и нигилистской философии Ницше, но и о следовании им традициям теорий «естественного права» и «общественного договора». «Воля» для Тенниса — это не столь­ко противоречивое понятие в философии Шопенгауэра и Ницше, содержащее деструктивное представление о жизни и мире как бес­смысленной «воле к власти», сколько обозначение идеи единения членов общества. Такое представление об условиях мирного обще­жития граждан свидетельствовало о близости исходных посылок социологии Тенниса теориям английских материалистов XVII в. (прежде всего Томаса Гоббса и Джона Локка). После Тенниса по­нятие воли в социологии станет обозначением конститутивного фактора общества, описание которого схоже по содержанию с по­нятием «субъективно имевшийся в виду смысл» действия у Вебера-Теннис же находился еще в ситуации, когда сосуществовали самые


СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ



разные линии толкования понятия воли, восходившие к разным философским традициям и историческим представлениям. С этим связана ббльшая многозначность и бблыпая смысловая нагрузка социальной субъективности по сравнению с той, что наблюдается в современных социологических теориях социального действия.

К представлениям о договорном происхождении социальных связей обращались наряду с Теннисом и другие социологи того времени. Так, например, Эмиль Дюркгейм дополнил их аналити­ческими составляющими, подпадающими под понятие «недого­ворные элементы договора», за которым скрывались норматив­ные и культурные основы общества. Особенность подхода Тенниса состояла в том, что он стремился в одном объяснении соединить субъективный момент обобществления с объективными механиз­мами становления капитализма (позднее ту же попытку предпри­нял Парсонс). При этом Теннис обращался к ранней буржуазной философии и договорным теориям, в частности опирался на труды английского исследователя права второй половины XIX в. Генри Мэна. Содержавшиеся в работах Г. Мэна понятия статуса и конт­ракта послужили концептуальной основой ключевых понятий его (Тенниса) социологии. Теннис разделяет субъективный подход вместе с большинством создателей академической социологии (в частности с Вебером), но в отличие от них сосредоточивается не на развитии понимающей социологии, основанной на толковании субъективных смыслов социального действия (хотя понятие воли не противоречит такому подходу), а на анализе дихотомических категорий общности и общества, полагая возможным построение логически строгой системы социологических понятий, позволя­ющей создать аналитическую классификацию общественных от­ношений. Позднее этой дихотомией пользовались авторы разных социологических теорий и в зависимости от конкретных исследо­вательских задач. Чтобы понять идеи Тенниса, следует исследовать его теорию с учетом особенностей его времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.