Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь между половым развитием и представлением о собственном телесном и духовном облике




Обзор

Рассказ о сексуальности подростков мы хотим предварить коротким анекдотом, который довольно точно отражает суть проблемы.

Отец: "Мне кажется пришло время поговорить о сексе"

Сын: "Конечно, папа. Что бы ты хотел узнать?"

   
     

Заметим, однако, что эта шутка не совсем верна: на самом деле подростки не знают всего, что им нужно знать о сексе, хотя многие из них ведут себя так, словно знают все. Более того, располагая неполной, недостоверной и неправильно понятой информацией, многие подростки чувствуют себя неловко, когда дело доходит до секса. Четырнадцатилетний подросток может переживать от того, что не умеет целоваться взасос, шестнадцатилетних подростков беспокоит вопрос, как приступить к половому акту, почти всех волнует мысль: "Нормальна ли моя половая жизнь?" Под рассчитанной на окружающих позой искушенного в сексе человека подросток нередко скрывает собственную тревогу и неуверенность.

В процессе формирования сексуальности подросток задумывается над множеством вопросов и решает вполне конкретные проблемы:

1) он хочет знать, как меняется его внешность по мере взросления, как он выглядит в глазах окружающих и каков он на самом деле;

2) он познает собственное тело, его половые потребности и реакции;

3) у него формируется представление о самом себе как о существе определенного пола, он начинает играть свою половую роль, приобретает уверенность в правильности собственной половой ориентации;

4) он учится любить и вступать в интимные отношения;

5) у него формируется собственная система сексуальных ценностей.

При обсуждении всех этих проблем следует помнить, что нет одинаковых подростков. Выводы из наблюдений за сексуальностью 13-летней девочки неприменимы к 17- или 18-летним девушкам. Больше того, 13-летние подростки тоже разные. Отличаясь по степени физической зрелости, они точно так же отличаются по степени эмоционального развития. Подростки, принадлежащие к разным социальным слоям (или даже к одному слою, но живущие в разных городах), зачастую подвержены влиянию совершенно разных культурных традиций и представлений. В сочетании с другими факторами (социально-экономическими и религиозными), а также той или иной моделью половой роли, это обусловливает специфический характер проявления и выражения формирующейся сексуальности.

   
     

Подростки младшего возраста любят собираться группами, тогда как в более старшем возрасте отдается предпочтение более романтичному времяпрепровождению вдвоем.

Детям подросткового возраста хочется выглядеть привлекательными. Это желание имеет самое непосредственное отношение к тому, как они воспринимают собственное тело, какой его образ они сами для себя создали. Хорошо это или плохо, но мы живем в обществе, для которого ценность личности нередко измеряется степенью внешней привлекательности. Подростки, находящиеся под сильным влиянием средств массовой информации, очень быстро начинают это осознавать.

Кем бы вы ни были: мужчиной или женщиной, вы вероятно вспомните, обращаясь мыслями к отроческим годам, как стояли перед зеркалом и рассматривали свое лицо, боясь заметить на нем прыщик, искали изъяны в своей фигуре, как вас волновали ваши рост, вес и телосложение. Весьма печально, но даже многие взрослые чересчур заняты собственной внешностью. "Не слишком ли мал мой рост? Не слишком ли я толстая(ый)? неуклюжая(ый)? некрасивая(ый)?" В подростковом возрасте озабоченность внешним видом переходит все доступные рамки. Пятнадцатилетний мальчик, у которого еще не начался подростковый рывок роста, может быть на 15 см ниже средней девочки из своего класса, а 14-летняя девочка может весить 65 кг при росте 165 см. Страдания от сознания собственной неполноценности делают их робкими и застенчивыми. "Как я выгляжу?" - обычно для подростка более серьезный вопрос, чем для взрослого человека. Как замечает Зигель (Siegel, 1982, стр. 538):

"В этом возрасте практически любая и все вместе взятые физические особенности становятся предметом самого пристального внимания и изучения.

Это время, когда подросток любой ценой стремится избежать непохожести на других и когда нежелательное физическое отклонение от стандарта угрожает насмешками, поддразниванием и отторжением общества сверстников".

Одна из причин такой концентрации внимания на собственной внешности состоит в том, что подросток еще до конца не ощутил себя личностью, поэтому для него вопросы: "Как я выгляжу?", "Каким другие видят меня?" тождественны вопросу: "Что я из себя представляю?" Другая причина в том, что большинство подростков еще не выработали достаточно широкой концепции самооценки на основании собственных достоинств, личностных особенностей и характера взаимоотношений с окружающими, которая могла бы служить противовесом мнению о собственной непривлекальности.

Озабоченность подростка по поводу своей внешности усугубляется тем, что в процессе полового созревания происходит непрерывный рост тела, почти необъяснимым образом изменяются его размеры, форма, очертания. Девочки-подростки остро ощущают развитие молочных желез, не только наблюдая за их увеличением у.себя, но и сравнивая собственные параметры с тем, что они видят у подруг и знакомых. (Мальчики тоже замечают рост молочных желез у девочек-сверстниц и иногда сравнивают их размеры у одноклассниц; отчасти по этой причине чрезмерное развитие бюста вызывает у девочек такое же чувство неловкости, как и его малые размеры.) Внимание мальчиков-подростков на развитии собственных половых органов не столь заострено, поскольку последние не столь заметны. Однако они сами и их товарищи оценивают степень мужской зрелости по росту, развитости мускулатуры, наличию волос на лице и понижению тембра голоса. Подросткам, которые медленно развиваются физически, слишком хорошо знакомо чувство страха перед раздевалкой для мальчиков, где им приходится обнажать и выставлять тело на обозрение сверстников, подвергаясь насмешкам из-за отсутствия волос на лобке или недостаточно развитых мышц. Связанная со всеми этими явлениями озабоченность по мере психического и физического развития в большинстве случаев постепенно исчезает, однако в раннем периоде отрочества описанные проблемы по понятным причинам имеют первостепенное значение (Simmons, Rosenberg, 1975). В конце концов, переживания в связи с представлениями о собственном теле вполне логичны, коль скоро существует прямая связь между физической привлекательностью и социальным статусом в сообществах подростков (Kleck, Richardson, Ronald, 1974; Daniel, 1982; Chernin, 1985).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.