Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метаморфозы правопонимания в русле большевистской политики 2 страница




Среди сторонников психологической теории права названы Рейснер, Энгель, Ильинский, юридического и этического нормати­визма — Попов-Ладыженский, Сургуладзе, Нанейшвили, Галанза, теории социальных функций права — Гойхбарг, Вольфсон и др. В числе адресатов критики значился и журнал "Право и жизнь", призывавший, по словам авторов резолюции, к "абстрактной за­конности", что "было равносильно призывам повернуть под этим

1 Резолюция I Всесоюзного съезда марксистов-государственников и правовиков по докладам Е. Пашуканиса и Я. Бермана. С. 150.

2 Там же.

3 Там же. С. 144.

272 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

лозунгом от диктатуры пролетариата к буржуазной демократии, к пресловутому "правовому" государству"1.

В резолюции были указаны направления борьбы и в отрасле­вых юридических науках. В области уголовного права — это "бур­жуазно-социологическая школа права, подкрашенная под марксизм" (Исаев, Пионтковский, Трайнин, Чельцов-Бебутов, Паше-Озерский), а также "откровенная буржуазно-юридическая догматика и смено-веховщина" (Люблинский, Жижиленко, Полянский, Ширяев при "поддержке коммунистов" Ширвинда и Канарского)2. В сфере меж­дународного права, согласно резолюции, господствовали реакцион­ные учения буржуазных теоретиков (Грабарь, Сабанин, Ключни­ков) и, кроме того, под марксистской фразеологией получила рас­пространение точка зрения мелкобуржуазного радикализма (Коро­вин и др.). В земельном праве проповедовалась народническая идея "крестьянского права" (Розенблюм), в трудовом праве развива­лись "буржуазно-юридические тредюнионистские и меньшевист­ские теории" (Варшавский, Каминский)3.

В качестве примера отрыва теории от практики, схоластики и формализма в теории права указывалась позиция Стальгевича.

В русле тогдашней политики и идеологии резолюция первого съезда ориентировала советских юристов на превращение теории советского права в "орудие борьбы на практике за генеральную линию партии"4. В связи с вступлением в период социалистическо­го строительства по всему фронту юридическая наука была при­звана "служить делу коренной реконструкции советского права во всех его областях"5. Предстоял переход "от товарообмена к продук­тообмену, к непосредственному планированию всего народного хо­зяйства"6, а вместе с тем и преодоление "пережитков буржуазной формы права" нэповского времени.

Однако и после I съезда марксистов-государственников и пра­вовиков какого-то единого подхода и тем более "генеральной ли­нии" в правопонимании не было. Споры между различными кон­цепциями (и прежде всего — Стучки и Пашуканиса) продолжа­лись и даже усиливались и ужесточались.

На критику в свой адрес, прозвучавшую на съезде и в резолю­ции съезда, Стучка ответил статьей "Мой путь и мои ошибки"7, в которой он, наряду с признанием некоторых недостатков и просче­тов своего подхода, критикует взгляды Пашуканиса и его сторон-

l

1 Там же. С. 146.

2 Там же.

3 Там же. С. 147.

4 Там же. С. 150.

5 Там же.

6 Там же.

7 Стучка Я. Мой путь и мои ошибки // Советское государство и революция права, 1931, № 5—6. С. 67—97.

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

ников, занимавших в то время доминирующие позиции в теории права и юридической науке в целом. Стучка при этом высказывает сожаление, что "теперь Пашуканис, "перекаявшись", отказался от своей весьма ценной работы, которой он довести последовательно и с пользою до конца не хотел или не сумел"1.

Критиковал Стучка Пашуканиса и за то, что он, приспосабли­ваясь к изменяющимся обстоятельствам, одновременно разворачи­вал политико-идеологическую критику против сторонников иных подходов и стал применять "просто нехорошие приемы полемики против товарища"2.

Под этими "нехорошими приемами" Стучка прежде всего имел в виду обвинения в его адрес со стороны Пашуканиса за защиту в теории права и практике работы Верховного суда РСФСР принципа эквивалентного возмещения ущерба при лишении имущества. По­литико-идеологическая острота этой проблемы обусловлена тем, что речь фактически шла об имуществе раскулачиваемых крестьян и нэпманов. В этом ключевом вопросе Стучка (при всех неизбежных в тех условиях оговорках, исключениях и т. д.) отстаивал принцип эк­вивалента. Пашуканис же в духе тогдашней практики выступал за безвозмездное изъятие соответствующего имущества и расценивал соблюдение принципа эквивалента применительно к кулакам и нэп­манам как искажение классовой линии и отход от содержащейся в ст. 1 и 4 ГК РСФСР 1922 г. политической установки по ограничению и вытеснению капиталистических элементов. "В статьях 1 и 4, — ут­верждал Пашуканис, — заключалась прямая, ясная политическая директива, состоящая в том, что мы допускаем частнособственниче­ские отношения, частный оборот, ибо этого в данный момент требова­ло развитие производительных сил, но никаких абсолютно частных прав мы не признаем, никаких ius utendi et abutendi3 мы не призна­ем, никакой бессрочной неприкосновенности мы не гарантируем. Эту установку искажали комментаторы в духе кулацкой реставрации"4.

Подобные нападки Пашуканиса были направлены прежде всего против Стучки, который воспринял их как обвинения его "в прямой контрреволюции"5. Но съезд не поддержал этих обвинений. И те­перь, считал Стучка, Пашуканис должен либо заявить о своей ошиб­ке, либо дать "конкретные факты моей якобы классово-вредной работы в Верхсуде, так как иначе я вправе объявить его злост­ным клеветником"6.

1 Стучка П. Мой путь и мои ошибки. С. 79.

2 Там же.

3 Право пользования и распоряжения — формула правомочий собственника. * Пашуканис Е. Основные проблемы марксистской теории права и государства (Док­лад на. I Всесоюзном съезде марксистов-государственников и правовиков) // Со­ветское государство и революция права, 1931, № 1. С. 33.

5 Стучка П. Мой путь и мои ошибки. С. 77.

6 Там же. С. 82.

274 Раздел ГО. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Но Пашуканис не только не отказался от своих обвинений, а, напротив, стремился усилить их, акцентируя внимание на "связи" (на самом деле — мнимой) теории эквивалента с остро критиковав­шимся в то время "бухаринским законом" трудовых затрат. "Зада­ча советских юристов, — поучал Пашуканис "хитростям" непри­менения принципа эквивалента к "врагам", — состояла не в том, чтобы устанавливать универсальный и всеобщий принцип возмезд-ности, а в том, чтобы сделать максимально гибким применение ГК, приспособляя его к каждой данной стадии наступления на капита­листические элементы"1.

Эта подмена права соображениями политической конъюнкту­ры и целесообразности по существу была оправданием беззако­ний. Пашуканис, правда, пытался оправдаться: мол, он не за "на­плевательское отношение к закону", а лишь "против юридизации классовой борьбы, против того, чтобы делать из закона фетиш, про­тив попытки всю политику пролетариата рассматривать через приз­му закона"2. Но тут, как говорится, что в лоб, что по лбу. И приве­денная полемика об эквиваленте — практическое тому подтвер­ждение.

2. Новое "правопонимание" в отраслевых науках

Общетеоретические споры о правопонимании по-своему пре­ломлялись и развивались в отраслевых юридических науках.

Так, разделяя тезис Пашуканиса о "критическом пересмотре буржуазных конструкций", на которых, по его оценке, строилась теория советского административного права, С. Берцинский пред­лагал вообще отказаться от понятия "советское административное право" и соответствующую отрасль именовать "советским управ­лением"3.

Отказ от административного права обосновывал и Н. Челяпов: "Выделение административного права в особую "науку" об отноше­ниях между государством и гражданином основано на том противо­положении личности и общества, личности и государства, которое является характерным для буржуазного индивидуалистического мышления. В советской государственной системе, как организацион­ной форме диктатуры пролетариата, нет места ни противоположе­нию центральных и местных органов власти (несмотря на имеющие место в литературе попытки возродить эти отрыжки буржуазных концепций), ни противоположению гражданина и государства"4.

1 Пашуканис Е. Вынужденный ответ // Советское государство и революция права, 1931, № 5—6. С. 101.

2 Там же. С. 102.

3 Берцинский С. К вопросу о методологии советского управления // Советское госу­дарство и революция права, 1930, № 10. С. 22.

4 См. там же.

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

Цель такого подхода состояла в оправдании неправовой прак­тики диктатуры пролетариата и административно-приказных отношений между политико-властными структурами и людьми, в отрицании правосубъектности индивида в сфере советского управ­ления.

"Индивид, — замечает Берцинский в своих обоснованиях пре­имуществ неправовых отношений между органами диктатуры про­летариата и отдельными людьми, — перестает быть тем единст­венным фокусом, который реагирует на всякое действие государ­ства, воспринимая его только как понуждение, в связи с чем самая грань между его сферой деятельности и сферой деятельности госу­дарства начинает стушевываться. А если эта грань стушевывается, то вопрос о том, выходит или не выходит государство из своей правовой сферы, связано ли государство правовыми рамками, т. е. законом, также теряет свое значение, а следовательно, подрубают­ся основания буржуазного "правового" государства, теряют свое значение и элементы, составляющие правовую сферу индивида — субъективные публичные права"1.

Советскому строю, утверждал Берцинский, "чужда система публичных субъективных прав", поскольку она попросту "излишня в условиях обобществления важнейших средств производства, ибо достигнут переход от формального провозглашения свобод к фак­тическому обеспечению и пользованию реальной свободой массой трудящихся"2. Для обеспечения пользования "свободами" в этих условиях не нужно никаких субъективных прав: достаточно лишь надлежащего выполнения госаппаратом своих функций. Из нужды, таким образом, делается добродетель, а невозможность права вы­дается за его ненужность.

Отмечал Берцинский и несовместимость права и плана, в силу чего развитие социалистического планирования означает "вытесне­ние правового регулирования методом регулирования технического"3.

С переходом от права к организационно-техническим нормам Берцинский связывал и господство принципа целесообразности при применении насилия. Отвергая "буржуазный" принцип эквивалент­ности взысканий соответствующим правонарушениям, он с удовле­творением констатировал, что "в советском государстве эти насиль­ственные мероприятия также дефетишизируются, выступая как меры социальной защиты, применяемые не по принципу пропор­циональности нанесенному ущербу, а в зависимости от целесооб­разности той или иной меры"4.

Весь этот административный восторг по поводу голого наси­лия Берцинский изображает как освобождение классового господ-

1 Там же. С. 37.

2 Там же. С. 38. Там же. С. 39. 4 Там же.

276 Раздел HL Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ства пролетариата от "идеологического покрова" правовых форм. Настал, мол, долгожданный момент, "когда общественные отноше­ния начинают сбрасывать с себя правовую форму, оголяя классо­вую борьбу"1.

Но это "сбрасывание" правовой формы, поучает Берцинский, нельзя (как это делает, например, A.A. Пионтковский) смешивать с кризисом правовой формы в буржуазном государстве, поскольку "такая точка зрения не может не привести к тому, чтобы в конеч­ном счете фашизм смешать с большевизмом"2.

Отсутствие правосубъектности индивида в условиях советской системы управления отмечали и другие административисты. Так, Кобалевский, касаясь субъективных прав индивида на свободу, невмешательство и т. д., отмечал, что "эта категория субъективных прав ограничена принципом диктатуры пролетариата", а "гаран­тии от произвола администрации есть лишь нечто сопутствующее данному виду административной деятельности" и зависят от цели поддержания революционного порядка3.

Неправовой характер отношений между советским государст­вом и индивидом оправдывал и Евтихиев. "В советском праве, — писал он, — не существует противоположения государства и лич­ности, как равноценных величин. В советском праве, в соответст­вии с его коммунистическими основами, интересы личности зани­мают подчиненное государству положение"4.

Острые дискуссии о правопонимании в области уголовного права велись, в частности, по вопросу об эквиваленте (т. е. правовом прин­ципе равенства) между преступлением и наказанием.

Эта проблема особенно актуализировалась в связи с реформой уголовного законодательства. Защита принципа эквивалентности расценивалась тогдашними теоретиками и практиками уголовной политики как "правый оппортунизм"5. В названной резолюции, в частности, говорилось: "Отказ от решительного преодоления экви­валентного характера уголовно-судебной репрессии при наличии объективных предпосылок к этому означает... ревизию основ мар­ксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата в переход­ный период"8.

При этом авторы резолюции не делали тайны из того, что от­каз от принципа эквивалента открывал дорогу к массовому произ­вольному насилию и террору. "Усложнение и обострение классовой

l

1 Там же.

2 Там же. С. 40.

3 См.: Кобалевский А. Советское административное право. Харьков, 1929. С. 130.

4 Евтихиев А.Ф. Основы советского административного права. Харьков, 1925. С. 4—5.

5 См., например: Резолюция по докладу "Правый оппортунизм и реформа УК", единогласно принятая партколлективом слушателей ВЮК // Советское государст­во и революция права, 1930, № 10. с Там же. С. 150.

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

борьбы, — подчеркивали они, — требует в настоящее время от советского суда применения самых разнообразных и чрезвычайно гибких методов борьбы с классовыми врагами, стремящимися со­рвать социалистическое строительство, отнюдь не останавливаясь перед их прямым подавлением и уничтожением (террор)"1. Что же касается "колеблющихся элементов из среды самих трудящихся", то их, по мнению упомянутого партколлектива, "необходимо при­нудительно воспитывать к дисциплине"2.

Аналогичную позицию в вопросе о реформе УК занял и I Все­союзный съезд марксистов-государственников и правовиков3. В со­ответствующей резолюции съезда отвергались не только "эквива­лентность и дозировка в уголовной политике" (за такую позицию выступал, в частности, Винокуров), но и вообще сам принцип уго­ловной ответственности по закону. Правый уклон, согласно Н.В. Крыленко и резолюции по его докладу, проявляется "в либе­ральном понимании и истолковании революционной законности, что, в частности, в применении к уголовной политике означает протас-кивание явно или искусно завуалированного буржуазно-лицемер­ного принципа: "нет преступления, нет наказания без указания о том в законе"4.

Левый уклон, соответственно, усматривался в мелкобуржуаз­ном радикализме в сфере уголовной политики, в "недооценке рево­люционной роли советского уголовного права, пролетарского суда как органа подавления классовых врагов" и т. д.6 Иначе говоря, левые радикалы, по мнению более прагматичных авторов резолю­ции, не осознали, что революционное насилие можно осуществлять и с помощью советского уголовного права и пролетарского суда. Так сказать, они сгоряча недооценили репрессивный потенциал "пе­режитков" буржуазно-правовых форм и институтов в надлежащих руках. Само использование буржуазно-правовых форм, по откро­венному признанию участников съезда, является "орудием проле­тарской диктатуры"6.

Объявляя собственно правовые принципы (ответственность по закону, за конкретный состав преступления, при соблюдении прин­ципа эквивалентности между преступлением и наказанием и т. д.) отжившими элементами буржуазной формы права, авторы резо­люции как раз в отрицании этих форм видели существо советского уголовного права: "право переходного периода в своем развитии

1 Там же. С. 149. * Там же.

См.: Резолюция I Всесоюзного съезда марксистов-государственников и правови­ков по докладу тов. Крыленко // Советское государство и революция права, 1931, № 4. С. 129—133. 1 Там же. С. 128.

Там же. С. 130.

Там же. С. 132.

278 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

должно представить процесс преодоления этих буржуазных эле­ментов"1.

"Правовые формы" подверглись революционным атакам и на Всесоюзном совещании по подготовке кадров советского строитель­ства и права2. "На первый план, — отметили участники совеща­ния, — при решении любого вопроса выдвигаются соображения хо­зяйственной целесообразности и обеспечение нормального функ­ционирования и развития планового социалистического хозяйства"3.

Подвергнув критике различные "уклоны", совещание пришло к выводу, что и при подготовке кадров в области советского строи­тельства и права следует руководствоваться рецептом Кагановича, высказанным им на XVI съезде ВКП(б): "Выход в том, чтобы луч­шие элементы из специалистов перевоспитать, привлечь на свою сторону, выгнать негодных и вредных, расстрелять, выслать в Со­ловки тех, кто занимается вредительством, и поставить взамен них наши пролетарские кадры"4.

Борьба против права на "правовом фронте" неумолимо уже­сточалась. И в теории, и на практике.

3. Декларация "социалистического права"

Победа социализма требовала нового осмысления проблем го­сударства и права.

В этих условиях Пашуканисом была выдвинута концепция "со­циалистического права". Отправляясь от положений о том, что в стране построено в основном "бесклассовое социалистическое об­щество", он в докладе на теоретической конференции Московского правового института (3 апреля 1936 г.) призвал к развертыванию исследований "о роли социалистического государства, о роли со­циалистического советского права"5.

Все прежние интерпретации Пашуканисом положений Маркса и Ленина о буржуазном "равном праве" при социализме (на первой фазе коммунизма) со всей очевидностью исключали возможность признания "социалистического права". И поэтому он, критикуя ранее другие толкования советского права (как права пролетарского и т. д.), адресовал своим оппонентам довольно каверзный вопрос: "почему вы не предлагаете назвать это право социалистическим?"6.

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

1 Там же. С. 133.

2 См.: Резолюция Всесоюзного совещания по подготовке кадров советского строи­тельства и права (6 января 1931 г.) // Советское государство и революция права, 1931, № 2. С. 165—175.

3 Там же. С. 171.

4 Там же. С. 173.

5 Пашуканис Е. Государство и право при социализме // Советское государство, 1936, № 3. С. 4.

6 Пашуканис Е. Положение на теоретическом правовом фронте // Советское госу­дарство и революция права, 1930, № 11—12. С. 41.

Теперь же он, открещиваясь от своей прежней позиции, от концепции "буржуазности" всякого права и т. д. как "антимаркси­стской путаницы"1, начал толковать советское право как право со­циалистическое с самого начала его возникновения. "Великая со­циалистическая Октябрьская революция, — пояснял он, — нанес­ла удар капиталистической частной собственности и положила на­чало новой социалистической системе права. В этом основное и глав­ное для понимания советского права, его социалистической сущно­сти как права пролетарского государства"2.

Если раньше предстоящее завершение нэпа и победа социа­лизма для Пашуканиса означали конец права и переход к органи­зационно-техническим и планово-управленческим нормам, то те­перь ликвидация многоукладности хозяйства, по его утверждению, "не начало какого-то отмирания права, а наступление того перио­да, когда содержанием советского социалистического права и в го­роде и в деревне стали однотипные социалистические производст­венные отношения"3. И вплоть до полного коммунизма сохраняется социалистическое государство (в виде диктатуры пролетариата) и социалистическое право (в виде принудительных требований и ус­тановлений диктатуры пролетариата — "права социалистического государства"), "ибо только в высшей фазе коммунизма люди нау­чатся работать без надсмотрщиков и без норм права"4.

Под "социалистическим правом" как "орудием политики проле­тариата"6 Пашуканис теперь в духе советского легизма фактически имеет в виду систему "норм права", устанавливаемых органами дик­татуры пролетариата. Показательно в этой связи настойчивое акцен­тирование Пашуканисом внимания именно на нормах права (что ра­нее он квалифицировал как проявление буржуазного нормативизма), подчеркивание им в новых условиях "необходимости нормы права и аппарата принуждения, без которых право ничто"6. Характерно и то, что "социалистическое право" Пашуканис понимал как "право социа­листического государства". Говоря при этом об усилении государст­венной власти, под "государством" он прежде всего имел в виду аппарат власти и принуждения. "Социалистическое общество, — от­мечал он, — организовано как общество государственное"7. И чтобы выдать все это за достижение диктатуры пролетариата, он голослов­но утверждал, будто "деятельность самого государственного аппара­та есть в то же время и общественная деятельность"8.

1 Пашуканис Е. Государство и право при социализме. С. 8. ! Там же.

3 Там же. С. 8.

4 Там же. С. 7.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

" Там же. С. 6.

280 Раздел Ш. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

Эти и сходные утверждения свидетельствуют о том, что в вы­двинутой Пашуканисом концепции "социалистического права" по существу предвосхищались основные положения той легистской, властно-нормативной (или т. н. "узконормативной") концепции пра­ва, которую несколько позже взяли на вооружение, по-своему мо­дифицировали и навязали всем Вышинский и его окружение.

Идеи признания и защиты "системы советского социалистиче­ского права", "социалистического правопорядка" и т. д. развива­лись и в последующих публикациях Пашуканиса (вплоть до его ареста и казни в 1937 г.)1.

В духе времени "учение т. Сталина о всемерном укреплении государственной власти" он восхваляет как "одно из величайших достижений марксистско-ленинской теории", служащее "важней­шим теоретическим введением к новой советской Конституции" и дающее "конкретный ответ о путях движения к высшей фазе ком­мунизма"2.

В связи с декларативными положениями сталинской консти­туции 1936 г. он говорил о "принципе верховенства закона", о по­требности в "общих нормах закона" и т. п., одновременно (с опорой на Ленина) отвергая объективно необходимые условия и предпо­сылки такого верховенства закона — разделение властей, отделе­ние власти законодательной от исполнительной и т. д.

Да и сами понятия "закон", "нормы закона", "социалистиче­ская законность" в трактовке Пашуканиса лишены своего правово­го смысла и представлены лишь как политические средства выра­жения и реализации директив правящей большевистской партии, которая, по его словам, "никогда не делала фетиша из незыблемо­сти закона"3. Пашуканис прямо и откровенно отмечает, что ядро закона — это "руководящие указания партии"4.

Вслед за Пашуканисом сходные представления о "социалисти­ческом праве" были развиты и в статье его сторонника М. Доценко. "Исходными теоретическими положениями для теории советского социалистического права, — утверждал он, — являются работы классиков марксизма, особенно работы Ленина и Сталина"5. Со­гласно новой версии (Пашуканиса и Доценко), советское право с первых дней пролетарской революции было социалистическим пра­вом по его целям, задачам, направлению. "С победой социализма в городе и деревне, — продолжает Доценко эту новую легенду, —

Глава 2. "Правовой фронт" социализма

1 См.: Пашуканги: Е. Сталинская Конституция и социалистическая законность // Советское государство, 1936, № 4. С. 23, 28; Он же. Советское социалистическое право // Большевик, 1936, № 22. С. 20—32.

2 Пашуканис Е. Сталинская Конституция и социалистическая законность. С. 19.

3 Там же. С. 23.

4 Там же. С. 27.

s См.: Доценко М. Советское социалистическое право // Советское государство,

1936, № 3. С. 30.

советское право превращается в социалистическое не только по своему направлению, задачам и целям, не только потому, что оно оформляет захват, развитие и укрепление хозяйственных высот и исходит из пролетарского государства, но и потому, что оно явля­ется выражением победившей социалистической экономики, ору­дием ее закрепления и формой регулирования социалистического общества по пути его развития к полному коммунизму. Это есть высший этап развития социалистического права, и это право будет крепнуть и развиваться, пока не будет завершен переход ко второй фазе коммунизма, где отомрут и право и государство"1.

В контексте нового подхода Пашуканис и Доценко стали выда­вать буржуазное "равное право", которое применительно к социа­лизму предсказывали Маркс и Ленин, уже за "социалистическое право". При этом они, среди прочего, обходили деликатный вопрос: почему же классики допустили такой непростительный "промах", назвав социалистическое право буржуазным. Вместо этого Пашу­канис и Доценко обрушились с критикой на всех тех авторов (осо­бенно — на Стучку), кто до них не сумел в положениях классиков о буржуазном "равном праве" усмотреть право социалистическое и иначе толковал несостоявшееся предсказание, ставшее загадкой сфинкса для всей марксистско-ленинской теории права.

Концепция "социалистического права" была в условиях побе­ды социализма (на путях насильственной коллективизации, ликви­дации кулачества и вообще "капиталистических элементов" в горо­де и деревне и, в конечном счете, социализации всех средств про­изводства в стране) естественным продолжением представлений о наличии какого-то небуржуазного (пролетарского, советского) пра­ва. Ликвидация нэпа, а следовательно, и допущенного при нэпе урезанного частного сектора и соответствующего буржуазного пра­ва означала, что советское право вместе с буржуазным правом нэ­повского периода (т. е. единственным действительным правом за советское время) "очищается" от всякого права вообще и оказыва­ется лишь совокупностью принудительно-приказных установлений и норм диктатуры пролетариата, "ядро" которых состоит из пар­тийных директив. Других норм при победившем социализме не было и, как показал последующий исторический опыт, не может быть.

Социализм (да и вообще вся эпоха диктатуры пролетариата, за исключением нэпа с урезанным буржуазным правом) оказывал­ся строем без права — вопреки доктринальному представлению об "отмирании" права (вместе с "полугосударством" диктатуры про­летариата) при полном коммунизме. И хотя этот полный комму­низм все более удалялся, другой будущности и других ориентиров развития у социализма (согласно доктрине и тогдашним представ­лениям) не было и в тех социально-исторических условиях не мог-

' Там же. С. 39.

282 Раздел III. Марксистская доктрина и социалистическое правопонимание

ло быть. Оставалось лишь по аналогии с трактовкой диктатуры пролетариата в качестве "социалистического государства" тракто­вать нормативные установления диктатуры пролетариата как "со­циалистическое право".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.