Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия эффективности педагогического общения




Почему общение является средством воспитания? Потому что используя общение, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя соотношение функций, можно изменять настроение воспитанника, его отношение к предметам и явлениям, обога-

щать его знания, развивать мышление, изменять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целенаправленно развивать определенные черты характера, качества личности.

Успех использования в воспитании этого инструмента зависит от выполнения определенных требований (условий). В самом об­щем виде они сформулированы А.А.Бодалевым:

1) общение становится педагогически эффективным, если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим прин­ципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.;

2) если общение сопровождается воспитанием отношения к че­ловеку как высшей ценности;

3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других лю­дей и обращения с ними (Личность и общение. - М., 1983).

А.В.Мудрик обращает внимание учителей на необходимость подготовки школьников к общению. В содержание подготовки следует включить доступные знания теоретического характера и выработку умений общения. Для этого следует проводить бесе­ды на такие темы, как, например: «Я, мы, они», «Как вести себя в...», «Определение себя в мире», «Человек среди людей» и др. Каждый учитель независимо от того, какой предмет он препода­ет в школе, должен заботиться о развитии свободного владения речью учащимися. С этой целью нужно проводить дискуссии, обсуждения, ролевые игры, а для усвоения стандартных приемов общения - собрания с их организационными правилами-ритуалами. Важно также вырабатывать умения различать виды общения (ролевое, партнерское, в группе и др.), чувствовать ме­ру доверительности, определять характер отношения собеседни­ка, его состояние и т.д. От всего этого зависит успешность об­щения, сила его воспитательного воздействия (Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. - С. 93).

Исследователи отмечают следующие общие черты успешного общения с учащимися, характерные для мастеров педагогиче­ского труда:

-личностная открытость детям, способность дать понять уче­никам, что учитель не столько учитель, сколько человек;

- умение организовать общение «от ученика»: от его мыслей, чаяний, настроения;

- умение поставить себя на место ребенка, познать его вообще и в данной ситуации;

- принятие воспитанника как полноправного партнера по об­щению, как человека, равного по социально-психологическим па­раметрам;

- терпение, чуткость, способность к сопереживанию, искренняя заинтересованность в судьбе воспитанника;

- широта познаний, разнообразие интересов и умение их ис­пользовать в общении с воспитанниками;

- умение внушить воспитаннику сознание его значительности.

А.В.Кан-Калик выделил до десятка различных отрицательных моделей общения педагогов с учащимися, в частности такие, как общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание. Понимание их сути поможет воспитателю избежать весьма рас­пространенных ошибок.

Интересна в этом плане характеристика людей, ориентирую­щихся на неравные отношения в общении, данная в уже упоми­навшейся книге Э.Шострома «Анти-Корнеги, или Человек-манипулятор».Не будем ее рассматривать, обратим лишь внима­ние на то, каковы некоторые причины сознательного или чаще неосознанного установления таких отношений: знание причин помогает в преодолении их следствий.

Во-первых, это то, что человек никогда не уверен в себе полно­стью, учитель - в том числе. Он знает, что успех его деятельности зависит и от деятельности учеников. Поэтому он старается добить­ся, чтобы ученики делали то и так, как он считает правильным. За­интересовать всех и всегда невозможно. Отсюда - устрашение.

Во-вторых, человек хочет, чтобы все его любили, чтобы не бы­ло людей, которые плохо к нему относятся (из тех, во всяком слу­чае, с кем ему постоянно приходится общаться). Для учителя это прямо связано с его профессиональными качествами. Добиться признания, одобрения своих учеников - важная задача для любо­го учителя, даже если он это и скрывает. Гипертрофирование это­го требования к себе или желания быть таким порождает заигры­вание с учениками.

В-третьих, человек не доверят другим людям, особенно в усло­виях так называемых рыночных общественных отношений. Он боится полной откровенности и даже просто откровенности в от­ношениях с людьми и учениками в том числе. Это заставляет его выдерживать дистанцию в общении.

В-четвертых, человек не может изменить все в своих интересах, учитель, тем более, не может создать себе и детям желаемые усло­вия для жизни, общения. Понимание этого может вызывать неуве­ренность и даже отчаяние, а следствием могут быть самые разнооб­разные способы ухода от гуманистического решения проблем - и официальность в общении, и установление дистанции, и демонстри­рование безразличия, и заигрывание, и устрашение.

Н.Е.Щуркова формулирует следующие общие правила плодо­творного общения:

- формирование чувства Мы с воспитанниками;

- установление личностного контакта с детьми;

- демонстрация им собственной расположенности;

- показ ярких целей совместной деятельности;

- подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;

- постоянное проявление интереса к своим ученикам;

- оказание и просьба помощи'.

Обратимся, наконец, к правилам общения, сформулированным еще в 30-е гг. XX в. американским психотерапевтом и бизнесме­ном Дейлом Карнеги. Они и сейчас представляют исторический интерес и не только для бизнесменов, но и для воспитателей. Вот некоторые из этих правил (в сокращенном виде), сформулирован­ные на основе учета того, что ждет собеседник от партнера: 1) ис­кренне интересуйтесь собеседником; 2) улыбайтесь, будьте рады общению и не скрывайте этого; 3) обращайтесь к собеседнику по имени; 4) умейте слушать, поощряйте собеседника говорить о се­бе; 5) говорите о том, что интересует собеседника; 6) искренне внушайте собеседнику сознание его значимости; 7) хвалите за ма­лейший успех; 8) уважайте мнение собеседника; соглашайтесь, становитесь на его точку зрения; пусть собеседник думает, что ваша (эта) мысль принадлежит ему2.

В этих рекомендациях, как и в других, хорошо заметно главное условие успеха педагогического общения как средства воспитания:

оно должно быть общением воспитанника с воспитателем (собе­седник должен говорить о себе, разговор должен быть об интере­сующем собеседника, в общении утверждается значимость собе­седника и т.д.), деятельностью воспитанника, управляемой и на­правляемой воспитателем.

Вопросы и задания

1. Рассмотрите схему 7 классификаций педагогического общения. Опреде­лите основания, по которым различные виды общения разделены на типы, стили, на прямое и опосредованное.

2. Вспомните, какие средства используются в общении для передачи ин­формации.

3. Назовите четыре функции общения.

Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980. - Разд. 2..

1См.: Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993. -

С. 20-23. 2 См.: Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1990.

Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы

философии. - 1979. - № 8.

Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1987. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. Шуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.,

1993.

Схема 7

Глава VIII УЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.