Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В тезисах, дефинициях, иллюстрациях 85 страница




1) гетерогенные ядра кристаллизации чувств - обусловленные воздействием среди, авторитетов, коллективных нормативных принципов;

2) автономные ядра кристаллизации - связанные с самостоятельным пересмотром этических, религиозных и эстетических оценок, принимаемых или отвергаемых личностью достаточной степени зрелости.

«ЯДРО Я» - бессознательная часть Я.

ЯЗЫК - система знаков, служащая средством человеческого общения, деятельности мыслительной (-> мышление), способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - носитель общественного сознания.

С позиций материализма, исторически основой появления языка служит деятельность совместная людей. Язык существует и реализуется через речь.

ЯСНОВИДЕНИЕ - получение знаний о некоих событиях без использования известных органов чувств или логических суждений.

ЯТРОГЕНИЯ -> иатрогения.

ЯЩИК ЧЕРНЫЙ - модель описания, основанная на сопоставлении наблюдаемых реакций объекта на внешние воздействия при отвлечении от анализа его внутреннего устройства. Проще говоря, так именуется любой объект, живой или неживой, рассматриваемый как нечто «непрозрачное»: о нем и о его внутреннем содержании можно судить, только оказывая на него некие воздействия (подавая сигналы на вход «ящика») и наблюдая его реакцию (считывая сигналы с выхода «ящика»). Понятие предложено У. Р. Эшби и относится к числу основных в кибернетике: любую биологическую систему (организм) можно представить в виде «ящика черного». Анализируя поведение такой модели и сравнивая его с поведением биологической системы, можно сделать ряд выводов о последней. Наглядный пример использования в психологии моделей типа «ящика черного» - эксперименты и их интерпретация в бихевиоризме.

Учебное пособие для педагогических учебных заведений

Рекомендовано Министерством общего и профессиональ­ного образования РФ в качестве учебного пособия для сту­дентов учебных заведений, обучающихся по педагогичес­ким специальностям.

СОДЕРЖАНИЕ К читателю...................................................................  
Тема 1. Предмет и задачи педагогики.........................  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал...............  
Литература по теме.............................................  
Тема 2. Методология и методика педагогического исследования............  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал...............  
Литература по теме.............................................  
Тема 3. Человек? Личность: источники и факторы развития.........................  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал..............  
Литература по теме..........................................  
Тема 4. Внутренние факторы развития человека........  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал................  
Литература по теме..............................................  
Тема 5. Деятельность и общение -способы бытия и факторы развития человека..  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал.................  
Литература по теме...............................................  
Тема 6. Семья и становление личности........................  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал.................  
Литература по теме...............................................  
Тема 7. Коллектив как фактор социализации личности.............................................:...  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал.................  
Литература по теме...............................................  
Тема 8. Воспитание как фактор социализации личности.................................................  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал.................  
Литература по теме...............................................  
Тема 9. Педагогический процесс...................................  
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практических занятиях  
Проблемно-аналитический материал.................  
Литература по теме...............................................  

 

 

Педагогическое общество России Москва-1999

ББК 74.002 С50

СМИРНОВ В.И. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА в тезисах, дефини­циях, иллюстрациях. — М.: Педагогическое общество России, 1999. -416с.

Настоящее пособие предназначено для студентов педагоги­ческих учебных заведений.

Книга построена нетрадиционным способом и излагает со­держание общей педагогики в тезисах, дефинициях и иллюст­рациях, содержит материал для самостоятельного изучения пе­дагогических проблем, перечень доступной литературы.

Рецензенты:

Белкин Август Соломонович, доктор педагогических наук, про­фессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государ­ственного педагогического университета.

Загвязинский Владимир Ильич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной педаго­гики Тюменского государственного университета, академик РАО.

Ответственный за выпуск Кобылко А.В.

Корректор Денисьееа Т. И.

Компьютерная верстка Кузнецов Г.А, Яковлев Ю.С:

Издательская лицензия ЛР № 030840 от 22.07.98 г.

Подписано в печать 20.12.98 г. Формат 84х108/р Бумага офсетная. Гарнитура ТаймсЕТ. Усл. печ. л. 26. Тираж 5000 экз. Заказ № 9/V

ISBN 5-93134-025-4

© Смирнов В.И.. 1999 © Педагогическое общество России, 1999

УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Автор надеется на то, что предлагаемое пособие помо­жет вам в изучении общей педагогики — весьма сложной, но вместе с тем чрезвычайно и принципиально важной области педагогического знания.

Наше время знаменуется мощным подъемом педаго­гического творчества: педагоги-ученые, педагоги-прак­тики ищут пути и способы создания воспитательно-об­разовательных систем, обеспечивающих условия для раз­вития человека, реализации его сегодняшних и завтраш­них жизненных целей и потенциалов, удовлетворяющих ожидания семьи и общества.

Ищут. Часто находят. Нередко обнаруживают ошибоч­ность избранного пути.

Практика показывает, что попытки решения образо­вательных и воспитательных задач через внедрение уни­версальных и всемогущих методов, приемов, средств (А.С. Макаренко называл это «педагогическими фокусами») су­щественных результатов не дают, а порой приводят и к негативным последствиям. Очевидно, что удается достичь желаемого только педагогам, руководствующимся в своей деятельности научными знаниями, в основе которых ле­жит накопленный, систематизированный и апробирован­ный педагогической теорией и практикой опыт.

Можно с уверенностью сказать, что успех в педагоги­ческом поиске обусловлен, во-первых, глубоким пони­манием того, как и вследствие чего происходит развитие человека, каков характер формирующих влияний наслед­ственности, различных факторов окружающей природной и социальной среды, деятельности и общения, воспита­ния и самовоспитания; во-вторых, знанием основных про­тиворечий, закономерностей и принципов процесса вос­питания. Это понимание и эти знания можно приобрести при изучении общей педагогики.

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие имеет ряд особенностей:

• Учебный материал пособия, отражающий утвердивши­еся в науке, существенно общие для всех авторов и ав-

•горских коллективов подходы, суждения, определения, педагогические выводы, отобран на основе сравнитель­ного анализа содержания используемых в настоящее время в педагогических учебных заведениях учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, фило­софии воспитания и образования.

• При освещении проблем дискуссионного характера, автор пытается представить различные научные взгляды, трак­товки, в большинстве случаев преднамеренно отказы­ваясь от комментариев и оценок, полагая, что читатель на основе детального изучения источников и литерату­ры, а также с помощью преподавателей педагогики су­меет сам разобраться в сути дискуссии и определит свое отношение и свою педагогическую позицию.

• Пособие построено в форме лаконичного тезисного из­ложения учебного материала с тем, чтобы, во-первых, рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых пе­дагогических проблем; во-вторых, стимулировать чи­тателя к самостоятельному активному поиску доказа-тельс1в, подтверждающих истинность или ложность предлагаемых суждений; в-третьих, дать возможность читателю на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников.

• С целью создания условий для обобщения учебного ма­териала, иллюстрирования причинно-следственных связей и зависимостей педагогических фактов и явле­ний, отражения их внутренней структуры автор пред­лагает схемы и таблицы, выражая надежду на то, что они достаточно конкретны и понятны.

• В пособии используется большое количество рисунков, которые призваны в сочетании с текстом усилить ак­тивность восприятия учебного материала и несколько снизить утомляемость, неизбежно возникающую при чтении больших текстовых блоков. С этой же целью вво­дится художественное оформление отдельных частей текста, выделение цветом, применяются различные сим­волы.

Рассматривая развитие педагогической речи читателя как важную задачу, автор рекомендует составление краткого педагогического словаря, в который предла­гается включать не только уже готовые дефиниции, но и определения, сформулированные студентами само­стоятельно или на практических занятиях в группе. Ин­тересным и полезным будет знакомство с этимологией слова, именно поэтому в тексте часто встречается руб­рика «К слову! Толковый этимологический словарь». Этимологический материал также целесообразно вклю- • чить в ваш краткий педагогический словарь.

Каждая тема — основная структурная единица посо­бия — завершается комплексом заданий для самостоя­тельной работы и научно-педагогическими текстами, выполняющими две функции:

• тексты раскрывают и комментируют тезисы основ­ной части пособия;

• тексты служат основой для анализа и осмысления педагогической информации как в рамках самосто­ятельной работы, так и на практических занятиях.

Выбор текстов обусловлен желанием познакомить с труднодоступными материалами и, по мере необходи­мости, представить противоречивые педагогические подходы, побуждая тем самым читателя к разносто­роннему рассмотрению изучаемой проблемы, к выбору собственной позиции.

В содержание самостоятельной работы включены за­дания, связанные с известными литературными персо­нажами: читателю предлагается охарактеризовать их ин­дивидуальные и половозрастные особенности, проана­лизировать или спрогнозировать социально-педагоги­ческую ситуацию их развития; персонажи знакомы практически всем — это создает условия для группово­го взаимодействия и диалога. Ряд заданий для самосто­ятельной работы ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе и вузе.

• Предлагаемое пособие может быть использовано при изучении не только курса общей педагогики, но и дру­гих педагогических дисциплин, а также при обобще­нии всего цикла психолого-педагогической подготов­ки и в практической деятельности.

В течение нескольких лет автор вместе со своими кол­легами — преподавателями кафедры педагогики НТГПИ ведет курс общей педагогики, тематическая направлен­ность которого соответствует проблематике данного учеб­ного пособия. Накопленный опыт позволяет рекомендо­вать следующий учебно-тематический план курса «Об­щая педагогика»:

Автор выражает искреннюю признательность своим друзьям, единомышленникам и коллегам А.А. Сиялову и С.А. Ноздрину, замечательным Учителям, академикам Бел­кину А.С. и Петрову Ю.П. за помощь в подготовке этого пособия.

И в заключение хотелось бы привести слова русского педагога П.Г. Редкина о том, каким требованиям должна отвечать педагогика: «Живая, как сама жизнь, педагогика должна возбуждать мышление во всяком, кто только при­вык мыслить. Общие ее положения должны быть не об­щие места, а, так сказать, темы для рассуждений. Правда, воспользоваться правилами, излагаемыми в педагогике, может вполне только тот, кто сам их в себе снова переос­мыслит; оценит же их и оправдает только человек с дос­таточным запасом опытных сведений, соединяющий взгляд всесторонний, глубокий, светлый'».

Автор был бы рад, если бы предлагаемое пособие ока­залось способным возбудить мышление в людях, решив­ших посвятить себя великому и трудному делу воспитания детей, в людях, соединяющих «взгляд всесторонний, глу­бокий, светлый».

Редкий П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Анто­логия педагогической мысли России перовй половины XIX в. - М., 1987. -С. 375.

Таблица 1

№ п/п   Тема   Всего часов   Лекции   Практ. занятия   Самосто­ятельная работа  
  Предмет и задачи педагогики Методология и методика педагогических исследований          
  Человек=»личность: источники и факторы развития            
  Учет индивидуальных, половозрастных особенностей и со­циально-педагогической ситуации развития ребенка в учеб­но-воспитательной работе            
  Внутренние факторы развития человека     ^        
  Деятельность и общение - способы бытия и факторы раз­вития человека            
  Семья и становление личности     1      
  Коллектив как фактор социализации личности          
  Роль воспитания в формировании личности          
  Педагогический процесс: структура, содержание, организация          
  Инновационные воспитательно-образовательные системы          
               

 

Примечания:

1. В учебно-тематический план и в целом в содержание курса «Общая педагогика» не включена тема «Личность и профессионально-педагогическое мастерство педагога», так как этот материал рассматривается в курсе «Введение в педагогическую профессию».

2. Количество часов и формулировка тематики практических занятий определяются учебным планом и решением кафедры.


ТЕМА1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

• вы станете участниками давнего спора о том, что же такое педагогика:

наука? искусство? технология?

• узнаете о том, что составляет

объект и предмет педагогики, каковы ее основные функции и задачи;

• выявите систему взаимодействия педагогической науки и педагогической практики;

• определите место педагогики в системе антропологических наук и ее структуру;

• начнете составлять вашу малую педагогическую энциклопедию — краткий педагогический словарь;

• выполните ряд заданий для самостоятельной работы.

• ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?... И (!) ИСКУССТВО

ПЕДАГОГИКА — «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности2».

ПЕДАГОГИКА — «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение3».

«Наука о воспитании...» — так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

2 Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 979. 'Педагогическая энциклопедия, т. 3. — М., 1966. — С. 281.

СУЩЕСТВУЮТ, ОДНАКО, И ИНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ...

Таблица 2

Педагогика — это искусство — утверждают одни   Педагогика — это наука — настаива­ют другие   Педагогика — это и наука, и искусство, и технология — считают третьи  
«...Ни политика, ни медицина, ни педагогика не мо­гут быть названы науками.., а толь­ко искусствами... ...Искусство, ко­нечно, может иметь свою теорию; но теория искусства — не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отноше­ний, но предписы­вает правила для практической дея­тельности...4» (Ушинский К.Д.)   «Лишь идея, а не техника и не та­лант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической на­уки, может суще­ствовать педагоги­ка5». (Блонский П.П.) Педагогика — при­кладная наука. На­ука «не о сущем, а о должном», ис­следующая не то, что есть, а то, как необходимо посту­пать. Это наука «об искусстве деятель­ности6». (Гессен С.И.)   «Полное и система­тическое изложение теории воспитания, т.е. правил и мето­дов, относящихся к воспитанию, назы­вается наукою вос­питания или педаго-гикою; употребле­ние же теории вос­питания на самом деле составляет пе­дагогическое искус­ство7». (Ободовский А.Г.) «Искусство осно­вано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — за­канчивается, что­бы затем все нача­лось сначала8». (Беспалько В.П.)  

4 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2т. — М, 1974. — T.I.С. 229-230.

5 Блонский П.П. Курс педагогики. - М., 1916. - С. 4.

6 См.: Гессен С.И. Основы педагогики, Введение в прикладную филосо­фию.-М., 1995.—С. 23.

7 Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науки воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.). - М., 1987. - С. 261.

8 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989. — С.5.

К СЛОВУ! ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ПЕДАГОГИКА - (греч. paidagogike от pais(paidos) — дитя и ago — веду) — наука о воспи­тании человека; буквально: ДЕ-ТОВОДСТВО или ДЕТОВОЖ-ДЕНИЕ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.