Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое человек. И что такое личность.




Человек - величайшее произведение природы, порожденное органической эволюцией на планете Земля. Человек — замечательный результат социально-куль­турной эволюции: только Человек обла­дает уникальной способностью самопоз­нания и саморазвития, познания и пре­образования окружающего мира.

Человек — самое сложное явление из всех существую­щих на планете Земля и уже потому самый интересный предмет познания и самопознания. Мы многое знаем о человеке, но еще больше не знаем. И вам — будущим пе­дагогам - предстоит продолжить бесконечный путь по­знания Человека и одновременно участвовать в его сози­дании, которое невозможно без Знания — глубокого, раз­ностороннего Знания Человека.

«Педагогика — наука о воспитании человека — раскры­вает сущность, цели, задачи и закономерности воспита­ния, его роль в жизни общества и развитии личности64».

«Объектом педагогики является целенаправленный про­цесс формирования личности...65^.

«Предметом педагогики является исследование сущнос­ти ^взви/пия и формирования человеческой личности...66».

Формирование — процесс становления личности чело­века...

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В четырех фразах мы обна­руживаем пять словосочетаний, близких по значению, но отличающихся друг от друга по словарному составу: воспи­тание человека, развитие личности, формирование личнос­ти, развитие и формирование человеческой личности, ста­новление личности человека. Существуют и другие лекси­ческие конструкции: развитие человека, социализация лич­ности, образование человека (личности) и т.п.

Может сложиться впечатление, что приведенные по­нятия являются синонимами, т.е. тождественны. Но так ли

это?

м Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 979. 65 Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. •

М., 1986.-С.35. " Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990. - С. 27.

Вспомним определения понятий развитие, формирова­ние, социализация, воспитание, которые мы приняли с вами при изучении материала первого раздела:

РАЗВИТИЕ — процесс количествен­ных и качественных изменений в орга­низме, психике, интеллектуальной и ду­ховной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управ­ляемых и неуправляемых факторов.

ФОРМИРОВАНИЕ - процесс ста­новления личности человека в ре­зультате объективного влияния наслед­ственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (личности) - ус­воение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, соци­альной общности, группе, и воспроизвод­ство им социальных связей и социально­го опыта.

ВОСПИТАНИЕ - процесс целе­направленного формирования лич­ности в условиях специально органи­зованной воспитательной системы.

Как явствует из приведенных определений, понятия «развитие, формирование, социализация, воспитание» не

тождественны.

Не тождественны и понятия «человек и личность» — вы об этом уже знаете из курса психологии. Однако позво-

лим себе напомнить их значение — это поможет нам в конечном счете разобраться в том, что же является объек­том и предметом воспитания.

Гуманитарная парадигма47 в человековедении предла­гает изучение человека в его целостности и специфике, но вместе с тем допускает утвердившееся в философии, психологии, педагогике разведение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

В ВАШ «КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ»

ЧЕЛОВЕК — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее со­бой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

ИНДИВИД (от лат. individuum - неделимое, особь) — человек как целостный неповторимый представи­тель рода с его психофизиологическими свойствами, вы­ступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

ЛИЧНОСТЬ - человек как субъект отношений и со­знательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризую­щая человека как члена общества.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляет­ся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной,

47 Парадигма (от греч. paradigma - пример, образец) - в данном случае:

теория (или модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потреб­ностях и способностях человека.

• Человек как биологическое существо и как индивид - неповторимый представитель че­ловеческого рода - предстает перед нами прежде всего в своих природных, биологи­ческих особенностях, оставляющих предпо­сылку и условие его социального развития. Знание биологических законов, которыми обусловлены физические и физиологичес­кие изменения в человеке, изучение его природных свойств позволяют педагогам ус­тановить закономерные связи между вос­питанием и развитием, обеспечить приро-досообразность содержания, форм и мето­дов воспитания.

Руководствуясь приведенными выше определениями, можно сделать следующие выводы:

• Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

развивающимся самосознанием, яв­ляющимся основой формирования ум­ственной активности и самостоятельно­сти личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на по­знание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;

активностью — стремлением выйти за пределы реа­лизованных возможностей, за рамки ролевых предписа­ний; расширить сферу деятельности;

наличием «Я-образа» — системы представлений чело­века о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве са­моуважения, уровне притязаний и т.д.;

направленностью — устойчивой системой мотивов: по­требностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;

способностями, свойствами и качествами, обеспечи­вающими успешность в выполнении определенной дея­тельности;

^характером, представляющим собой совокупность ус­тойчивых индивидуальных свойств человека, обуславли­вающую типичные для него способы поведения и эмоци­онального реагирования.

• Человек — личность как социальное су­щество, представляя собой высшую цен­ность, ради которой осуществляется раз­витие общества, в гуманистической фи­лософии, педагогике и психологии оп­ределяется как:

• носитель и выразитель социальных ценностей, опы­та, норм, установок, культуры и ролей;

• субъект совместной деятельности и общения;

• цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ: На основе сопоставления поня­тий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» психологи утверждают:

«Взаимоотношение между индивидом как продуктом ан­тропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исто­рический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.