Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологическое развитие происходит неравномерно в разные периоды




Итак, о закономерностях!

Основные закономерности психофизиологического развития:

Л.С. Выготский выделил так называемые стабильные и критические возрастные периоды, называя их «возраст­ными кризисами».

Стабильный период характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные обнаружива­ются скачкообразно в виде новообразований в организме и психике человека.

Критические (относительно короткие во временном от­ношении) периоды отличаются значительными изменени­ями в физическом и психическом развитии человека. Воз­растные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой в результате каче­ственных преобразований в сфере его социальных отно­шений, деятельности и сознания.

В детском возрасте принято выделять (хронологические границы условны):

1) «кризис первого года жизни»;

2) «кризис трех лет»;

3) «кризис шести-семи лет»;

4) «подростковый кризис».

• Развитие человека интенсифицируется при наличии вы­раженных перспектив и адекватных условий. Такие перс­пективы и условия можно и должно создавать. Очень важ­но при этом учитывать положения концепции Л.С. Выгот­ского о зонах развития, суть которых состоит в том, что ребенок обнаруживает две зоны развития:

зону актуального развития (это наличествующие воз­можности ребенка, его сегодняшний день и ступенька в день завтрашний);

зону ближайшего развития (это тот горизонт, к которо­му ребенок осознанно или неосознанно стремится, и достигнув который, он обнаруживает новый уровень горизонта...).

Постановка реальных, достижимых перспектив, опре­деление целей, осуществление которых потребует прило­жения усилий, - одна из важнейших задач воспитания.

Каждая стадия развития человека характеризуется определенным типом ведущей деятельности; переход от одной стадии к другой обусловлен изменением типа веду­щей деятельности. Напоминаем, что к ведущим типам де­ятельности в разные этапы возрастного развития ребенка можно отнести:

эмоционально-непосредственное обще­ние младенца со взрослыми

орудийно-предметная деятельность ребен­ка раннего возраста

сюжетно-ролевая игра дошкольника

учебная деятельность в младшем школь­ном возрасте

деятельность общения в процессе обу­чения, совместного труда у подростков

профессионально-учебная деятельность в юности

Смена ведущей деятельности обусловлена возникно­вением новых потребностей и мотивов, изменением по­ложения ребенка в системе его отношений с другими людьми.

Основные закономерности духовного развития

Между возрастом человека и темпами духовного раз­вития существует обратно пропорциональная зависимость:

по мере взросления человека темп его духовного развития

замедляется.

Ш.А. Амонашвили в этой связи пишет: «...Процесс раз­вития тех или иных функций, как и всей системы задат­ков в целом, ограничен во времени — наступает время, когда та или иная функция, а затем последовательно все остальные функции исчерпывают отпущенный природой на каждую из них лимит времени и они, так сказать, вык­лючаются, гаснут практически насовсем и безвозвратно»79.

Духовное развитие человека во многом обусловлено осо­бенностями его психофизиологического развития и наобо­рот.

Степень духовного развития человека детерминируется широтой его внешних связей и отношений, многообразием

деятельности.

Духовное развитие людей протекает неравномерно, что

обусловлено врожденными предпосылками, характером внутренних психических процессов, степенью активности личности, направленной на самосовершенствование, осо­бенностями воздействия внешних факторов.

79 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1995. — С. 85.

• ДЕВОЧКА - ДЕВУШКА, МАЛЬЧИК - ПОДРОСТОК - ЮНОША:

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ



«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки? Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти девчонки?..» —

звучит вопрос в незамысловатой, но с точки зрения пе­дагогики весьма грамотной детской песенке, вопрос, на который каждый человек, имеющий дело с детьми, при­зван найти ответ.

«Мальчики - люди и девочки — люди. Значит, между ними нет разницы.

Так говорят одни.

— Неправда. Девочки спокойнее, послушнее, порядоч­нее, прилежнее, деликатнее.

Так говорят другие.

—... Мальчики веселые, не наскучат, они не обижают­ся, искреннее, больше их все занимает, легче убедить.

— У девочек сердце мягче.

— Вовсе нет, мальчик охотнее поможет, услужит.

— Неправда.

И они спорят и никак не могут согласиться».

Этот диалог — извечный спор на всегда волнующую взрос­лых тему - воспроизводит в одной из своих замечательных книг «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» пе­дагог-гуманист, детский врач, писатель Януш Корчак80.

«Так кто же лучше, мальчики или девочки?» — поды­тоживает полемику автор, доказывая в ходе своих после-

80 Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых// Корчак Я. Педагогическое наследие. — М., 1991. — С. 224.

Ill

дующих размышлений, что спор о том, кто лучше, — бес­предметен: они такие, какие есть, в чем-то похожие, во многом отличающиеся друг от друга — эти мальчики и девочки. Что касается сходства, здесь более или менее ясно, а вот чем они отличаются?..

Попробуем ответить на этот, казалось бы, совсем не­сложный вопрос, опираясь на те - увы! - скудные сведе­ния, которые содержатся в специальной литературе, ре­зультаты педагогических наблюдений и на наш с вами жизненный опыт — все мы когда-то (одни раньше, другие позднее) были мальчиками и девочками, общались со сво­ими сверстниками и, наверное, пытались понять: а чем же они отличаются — мальчики и девочки?

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

• Структуру личности человека:

его анатомо-физиологические, психические, социальные свойства и качества.

• Движущие силы и закономер­ности развития человека и формирования его личности.

• Половозрастные и индивиду­альные особенности детей и подростков, специфику их проявления в разных социальных ситуациях развития.

• Внутренние и внешние факторы развития человека, осо­бенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности, педагогически целесообразно использовать методы исследования.

Таблица 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.