Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентирован­ного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36




И. С. Кон,

психолог, социолог

Социализация и воспитание молодежи (выдержки из статьи) (1989 г.)

«Увеличение объема и значимости межпоколенных раз­личий неизбежно предполагает изменения содержания и стиля социализации детей и молодежи. Объем понятия «со­циализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспи­тание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются при­вить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как со­циализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответст­вующего общества.

Сталкиваясь с трудностями современного воспитания, многие представляют, что раньше все было проще, лучше и эффективнее. Однако стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, обще­ства. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотре­ния. Между прочим, некоторая рассогласованность целей и результатов воспитания — необходимое условие и пред­посылка исторического развития вообще. Если бы како­му-то поколению взрослых удалось сформировать детей целиком по своему образу и подобию, последующая ис­тория стала бы простым повторением пройденного.

Традиционные институты и методы воспитания были эффективны в передаче унаследованных от прошлого цен­ностей и норм, в частности, потому, что увязывались тесно с относительно неизменным способом ведения хозяйства, • экологическими условиями и социальной структурой. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспита­ния в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость.

Наряду е другими вопросами научно-техническая ре­волюция выдвигает перед обществом необходимость уточ­нить сами критерии эффективности воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной ра­боты прежде всего по тому, насколько им удалось пере­дать детям накопленные знания, умения, навыки, ценно­сти. Детей готовили к жизни в обществе, которое — это молчаливо предполагалось - в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне положение меняется. Социальные изменения - научно-технические, культурные, бытовые — настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается: сегодняш­ним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. По­этому и свою воспитательную работу мы должны оцени­вать не столько по тому, как нам удается передать моло­дым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и при­нимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Проблема эта является мировой, глобальной. Во всех странах социологи и экономисты констатируют колоссаль­ный разрыв между растущей стоимостью образования (уд­линение сроков обучения, рост его массовости, удорожа­ние его технических средств) и его недостаточной соци­альной эффективностью, а также между формальным, тех­ническим обучением, в ходе которого человек обладает некоей суммой знаний, и формированием культурной, творческой и социальной ответственности личности.

Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть прежде всего воспитанием самостоятельнос­ти, творческой инициативы и социальной ответственнос­ти, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде — да: самостоятельную, твор­ческую личность формирует самостоятельная, творческая деятельность, т.е. самостоятельность.

Это не голословное утверждение, а научно доказанный факт. Ученые разных стран разными методами и на разном материале установили: самоуправление, т.е. возможность

проявить инициативу, собственную мысль и независимость суждений в учебной деятельности, не только способствует развитию у школьников более творческого, гибкого, ори­гинального стиля мышления, но и повышает уровень их • общей социальной самостоятельности и активности, а также степень психологической устойчивости.

Та же закономерность действует в трудовой деятельно­сти взрослых. Чтобы труд, учеба или досуг помогали ста­новлению самостоятельной творческой личности, они дол­жны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, дея­тельность должна быть содержательно сложной, интерес­ной, требующей интеллектуального и эмоционального на­пряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой, воплощая тот принцип, который у нас сейчас провозгла­шен применительно к хозяйственной деятельности: жест­ко контролировать конечный результат, допуская вместе с тем широкие вариации в способах его достижения. Только при этих условиях личность эмоционально вовлекается в деятельность целиком и берет на себя ответственность за ее результаты. Напротив, чрезмерная опека, мелочный внешний контроль, нивелирующий индивидуальность, снижают уровень социальной ответственности и благопри­ятствуют формированию иждивенческих установок ум­ственного и социального потребительства. Перестройка экономики неотделима от демократизации и развития об­щественного самоуправления.

Общая черта всякого сложного индустриального обще­ства — множественность институтов и агентов социализа­ции, не складывающихся в жесткую иерархическую сис­тему и развивающихся по своим собственным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации их усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый из этих институтов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, конечно, не так»245.

245 Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи / В кн.: Новое педаго­гическое мышление / Под. ред. А.В. Петровского. — М., 1989. — С. 194-197.

• ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Закон Российской Федерации «Об образовании» //Бюл­летень Государственного комитета РФ по высшему об­разованию. - 1996. - № 2. - С. 2-60.

Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика:

Учебное пособие. — Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.

Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Мате­риалы экспериментального курса; Часть 1. — Екатерин­бург: Уральский госпединститут, 1992. — 73 с.

Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной пе­дагогики. (Курс лекций). Часть 1. - М.: Институт практи­ческой психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 319 с.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекци­ях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М., 1997. - 288 с.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.: Педа­гогика, 1982. - 80 с.

Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. -, 496 с.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Вос­питание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996.-160 с. Козлов И.Ф. Педагогический опытА.С. Макаренко. — М.:

Просвещение, 1987. - 159 с.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. —

М.: Прометей, 1992. - 528 с.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М.: Просвещение, 1981.-208 с.

Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса// Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. — М., 1983. - T.I. -С. 267-329.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1984. - Т. 3. - 512 с. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского вос­питания (лекции // Пед. соч.: В 8 т. — М., 1984. — Т. 4. — С. 123-203.

Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школь­ников. — М.: Педагогика, 1984. — 111 с. Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания. // Антология педагогической мысли Рос­сии первой половины XIX в. - М., 1987. — С. 259—264.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспед-агентство, 1996. - 604 с.

Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просве­щение, 1983. - 608 с.

Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищен­ко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. - М.: Пе­дагогика, 1987. — 544 с.

Подласый И. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. — 432 с.

Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунар-ской методики. — М.: Знание, 1990. - 80 с.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт попу­лярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Пет­ровского. — М.: Педагогика, 1987. — 240 с.

Редкий П. Г. На чем должна основываться наука воспи­тания // Антология педагогической мысли России пер­вой половины XIX в. - М., 1987. - С. 373-385.

Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в пси­хологию субъективности. Учеб. пособие. — М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школь­ников. - М.: Педагогика, 1986. - 136 с.

Сухошинский В.А. Рождение гражданина // Сухомлин-ский В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. - М., 1979. - Т. 1. -С. 267-538. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Высшая школа, 1990. — 512 с.

ТЕМА 9

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

• вы узнаете о том, что такое педагогический процесс, каковы его основные функции;

• выявите важнейшие закономерности и принципы органи­зации и осуществления педагогического процесса;

• определите его структуру;

• проанализируете основные компоненты педагогического процесса:

цель, задачи, содержание,

характер воспитательного взаимодействия участников, формы, методы, средства и условия организации и осуще­ствления;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.