Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы воспитательного процесса




«Первая закономерность: воспитание ребенка соверша­ется только на основе активности самого ребенка во вза­имодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка...

Говоря об активности ребенка, мы должны представ­лять, что она существенным образом зависит от его моти­ваций. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что явля­ется для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образова­ния и воспитания. Образование направлено на формиро­вание общей культуры человека. При этом происходит раз­витие индивида, приобретающего социальный опыт, фор­мирующего комплекс необходимых знаний, духовных спо­собностей. Рассматривая процесс образования и воспита­ния как единый, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя зна­ния, человек развивается; развиваясь, он стремится к рас­ширению сферы своей деятельности и общения, которая в свою очередь требует новых знаний и умений...

Третья закономерность предполагает целостность вос­питательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, делает другое, призывает к ак­тивности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиво­речивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

При этом осуществляется педагогическое регулирова­ние социального взаимодействия, означающее непосред­ственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образо-

реализацию личностно значимых целей в со­вместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их воз­растной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной зада­че: формированию целостного человека (развитию инди­видуальности ребенка и его социализации). Такой подход к организации воспитательной работы предполагает реа­лизацию следующих условий:

— каждый педагог должен работать на общую цель: не со­действовать, а именно обеспечивать достижение общей цели;

— комплексное решение задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке:

— единство воспитания и самовоспитания, образова­ния и самообразования. При этом необходимо обеспечить установление связей между элементами педагогической си­стемы: информационных (обмен информацией), органи-зационно-деятельностных (методы совместной деятельно­сти), коммуникативных (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация этой закономерности предполагает взаи­модействие социальных институтов в организации воспи­тательной работы, направленной на развитие сущност-ных сфер человека, характеризующих образ его жизнедея­тельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей.

Перечисленные закономерности определяют принци­пы воспитательного процесса и выражают основные тре­бования к содержанию, определению форм и методов вос­питательной работы.

Принцип гуманистической ориентации воспитания тре­бует добровольности включения ребенка в ту или иную дея­тельность, наличия у него цели — доступной, понятной, осоз­нанной; доверия ребенку в выборе средств и способа дости­жения поставленной цели, веры в возможности каждого ре­бенка и его собственной веры в возможность достижения поставленных задач.

Реализация этого принципа предполагает отход от при­вычного, прежде удобного для всех принципа мероприя-тийной организации воспитательной работы. Реализация этого принципа ориентирует на учет всего диапазона ин­дивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогаще­ния и возвышения, пробуждения новых интересов.

Этот принцип требует также обеспечения свободы со­вести, вероисповедания и мировоззрения, участия в дру­гих общественных и политических организациях и движе­ниях, не противоречащих конституционным и нравствен­ным нормам; упрочения норм уважительного отношения к каждому человеку.

Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, чтобы дети, осознавая свою соци­альную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Для того, чтобы наступила социальная зрелость, необ­ходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдание от невозможности легкого достижения собственных целей.

Этот принцип предполагает подготовку ребенка к слож­ным и далеко не всегда гуманным отношениям, так назы­ваемому «социальному закаливанию». Он предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют воле­вого усилия для преодоления негативного эмоционально­го воздействия окружающей среды, для выработки опре­деленных способов этого преодоления, адекватных инди­видуальным особенностям человека...

Социальное закаливание требует: диагностирования волевой готовности к системе социальных отношений;

создания условий для самореализации учащихся в этих отношениях через комплекс социальных проб; стимули­рование самопознания учащихся в этих отношениях; оп­ределения своей позиции и способа адекватного поведе­ния в различных ситуациях; самоанализа и вариативного проектирования своего поведения в сложных жизненных си­туациях.

Принцип интеграции и дифференциации совместной де­ятельности педагогов и учащихся предполагает развитие ини­циативы и самостоятельности детей, делегирование им пол­номочий и ответственности при соответственном росте ответственности педагогов перед детьми. В основе этого принципа — определение общих целей педагогов и уча­щихся, организация их совместной деятельности на ос­нове взаимопонимания и взаимопомощи...

Принцип эвристической среды означает, что в школе и в социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в кол­лективе.

Этот принцип требует также создания условий для вы­бора учащимися форм участия в учебной и внеучебной де­ятельности, для поддержки различных инициатив, направ­ленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и учащихся»280.

Рожков М.И., БайбородоваЛ.В., Вульфов Б.З и др. Возвращение вос­питания//Учительская газета. - 1997. - № 48. - С. 11-12.

• ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. — 496с.

Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика:

Учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344с.

Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Мате­риалы экспериментального курса; Часть 1. — Екатерин­бург: Уральский госпединститут, 1992. - 73 с.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекци­ях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. — М., 1997. - 288 с.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Вос­питание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. — М.: Новая школа, 1996.-160 с.

Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образо­вания // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. - М.; Педагоги­ка, 1982. - С. 270-652.

Леднев В. С. Содержание образования: сущность, струк­тура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высшая шко­ла, 1991.-224 с.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное посо­бие. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М.: Просвещение, 1981.-208 с.

Макаренко А. С. Методика организации воспитательно­го процесса// Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. — М., 1983.-T.I.-С. 267-329.

Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. - М., 1984. - Т. 3. - 512 с.

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского вос­питания (лекции / / Пед. соч.: В 8 т. — М., 1984. — Т. 4. — С. 123-203.

• Новое педагогическое мышление /Под ред. А.В. Пет­ровского. — М.: Педагогика, 1989. - 280 с.

Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания. // Антология педагогической мысли Рос­сии первой половины XIX в. - М., 1987. - С. 259-264.

• Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Роспе-дагентство, 1996. - 604 с.

• Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просве­щение, 1983. - 608 с.

• Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

• Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. — М.: Пе­дагогика, 1987. — 544 с.

Подласый И,П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1996. — 432с.

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт попу­лярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М.: Новая школа, 1996. — 160 с.

Редкин П.Г. На чем должна основываться наука воспи­тания // Антология педагогической мысли России пер­вой половины XIX в. - М., 1987. - С. 373-385.

Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. — М.: Педаго­гика, 1989. - 352с.

Сухомлинский ВА. Сердце отдаю детям // Сухомлинский ВА Избр. пед. соч.: В 3-х т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 25-226.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа// Сухо­млинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. — М., 1979. — Т. 2. — 384 с.

Харламов И. Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Высшая школа, 1990. — 512 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.