Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ I 3 страница. 3. В чем проявляется плюрализм современной психологии?




3. В чем проявляется плюрализм современной психологии?

4. Кто автор общей теории систем и каковы перспективы ее

использования в психологии?

ГЛАВА II

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

И ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Ключевые слова

Психика, душа, внутренний мир, способ

и аппарат построения внутреннего мира.

Нейродинамика и психодинамика.

Физическая и психическая реальности.

Физиология и психология активности.

Обитая психология, частные и специальные

психологические науки. Предмет

общей психологии

2.1. Что такое психика, душа, внутренний мир

Интуитивные представления о человеке и его внутреннем

мире имеют давность, соотносимую с появлением первого чело-

века, поскольку образы, мысли, чувства, составляющие содержа-

ние внутреннего мира, даны человеку как бы изначально, в фор-

ме более или менее ясно осознаваемого житейского опыта. Уже

маленький ребенок способен оценить свои желания, сопоставить

их с настроением родителей и просить о чем-либо или воздер-

жаться, дождавшись более благоприятной ситуации.

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

Как это становится возможным? Объяснение очевидно: обра-

зы и мысли, содержание психики, внутреннего мира позволяют

ребенку понять себя, ситуацию, настроение родителей и в резуль-

тате эффективно организовать свое поведение, т. е. действовать со-

знанием — не импульсивно, а сознательно.

Более того, проблески сознания есть уже у высших животных

в форме различения себя и других, а также проектирования и по-

строения действий в плане образа до их физического исполнения.

Что касается первых людей, то они, оставаясь природными сущест-

вами, уже осознавали себя и как индивиды, и как члены некоей груп-

пы, противостоящей окружающей природе и другим группам, бу-

дучи объединенными общими потребностями и обязанностями.

По мере все более ясного осознания этого у людей развива-

лись познавательные потребности и способности по их удов-

летворению. Познание мира и себя в мире, разумеется, в самых

примитивных формах, надо признать одной из первых духовных

потребностей. Уже на ранних фазах антропогенеза они надстрои-

лись над инстинктами и потребностями тела.

Методом проб и ошибок, с фиксацией памятью результатов

этих проб и ошибок люди учились обеспечивать свою безопас-

ность. На смену автоматическому, рефлекторному реагированию

на факторы среды пришло сознание, сначала смутное, а затем все

более ясное.

Хотя первые формы сознания были примитивны и малоэф-

фективны, но опыт, индивидуальный и групповой, делал свое дело.

Сознательное поведение медленно, но верно брало верх над бес-

сознательным. Как показал 3. Фрейд, этот процесс не закончился

и в наше время. И современный человек, воистину человек ра-

зумный (Homo sapiens), не всегда разумен. И в нас продолжают

бурлить инстинкты, страсти, неосознаваемые или смутно созна-

ваемые мотивы, внося существенные коррективы в наше само-

чувствие и поведение.

Тем не менее час пробил. Уже на заре развития человечества

появились зачатки теоретического мышления. Еще не беря в рот

тот или иной плод, первобытный человек начал представлять

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

себе возможные последствия, используя для этого прогноза как

личный опыт, так и знания своих сородичей.

Так родился мир представлений, т. е. настоящий внутрен-

ний мир, отличный от внешнего. Вне пещеры могла бушевать гро-

за, а в душе счастливой матери, кормящей ребенка, были покой,

блаженство, ощущение счастья и безопасности.

Появление внутреннего мира, относительно независимого как

от внешнего, так и от нейродинамики, от состояния собствен-

ного тела, — это бесценный дар природы. Насекомые лишены

психики, и потому они — тупиковая ветвь эволюции. Высшие мле-

копитающие, напротив, стали предками человека. Именно пси-

хика, внутренний мир явили собой мощнейшее орудие прогрес-

са в форме эволюции в животном мире и социальной истории

в мире людей.

Пример архитектора и пчелы стал привычным и потерял ост-

роту. Между тем он заслуживает серьезного, вдумчивого осмысле-

ния. И это потому, что человек, в данном случае архитектор,

с помощью психики получил возможность действовать, не действуя,

рисовать, не рисуя, не тратя бумагу и краски, не выслушивая кри-

тики, не затрачивая материальных и социальных ресурсов, сам ре-

шать, как и из чего будет возведен дом, словом, он может миними-

зировать ошибки и их последствия, развиваться как индивид, как

личность, как субъект деятельности и как профессионал.

Пример с архитектором универсален. В принципе, так ведет

себя любой человек, например летчик, причем даже в аварийной

ситуации при жесточайшем дефиците времени. Раньше, чем дей-

ствовать органами управления машиной, он должен воспринять

показания приборов, мысленно построить информационную мо-

дель ситуации, принять и мысленно осуществить решение (и его

варианты!), оценить результаты и лишь потом — действовать фи-

зически.

Специальными исследованиями установлено, что других, т. н.

молниеносных реакций не бывает. Их внешняя молниеносность

на самом деле есть результат предварительной психологической

работы (по упомянутой выше схеме). Без этой преднастройки ра-

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

циональных молниеносных действий не осуществить, могут быть

лишь истинно импульсивные и потому — ошибочные. Рациональ-

ные действия, ведущие к успеху, — это всегда результат работы

психики, а не рефлексов и инстинктов.

Автоматизацию действий надо разрабатывать, но при этом они

не должны отрываться от высших регуляторных центров. В пси-

хологии труда есть понятия полезной автоматизации и вредных

автоматизмов. Между ними большая, принципиальная разница.

Чем сложнее навык, тем необходимее его психологическая, а не

чисто физиологическая регуляция.

Решая задачи сначала во внутреннем, психологическом пла-

не, субъект упражняется путем «повторения без повторения»

(Н. А. Бернштейн). Мысленно оценивая варианты путем их сличе-

ния с нужным результатом, мысленно внося коррективы и вновь

оценивая результат, субъект совершенствует свои решения, свою

квалификацию.

Если активность пчелы автоматическая, то творчество архитек-

тора человеческое, т. е. опосредованное его внутренним миром, поз-

воляющим как угодно преобразовывать образы и логические струк-

туры, не боясь неудач и ошибок. Только это дает полную творческую

свободу и перспективы безграничного совершенствования.

Как конкретно возникли эти замечательные возможности

у высших животных, как они радикально усовершенствовались

на уровне человека — это большие, сложные и до конца не иссле-

дованные проблемы, но сам факт появления психики в филоге-

незе и его революционное значение очевидны.

Первое теоретическое осмысление природы психики имело

место в форме понятия души. Душа (дыхание) по-гречески «псю-

хэ», наука — логос, отсюда название нашей науки — психология,

то есть наука о душе. Соотношение понятий «психика» и «душа»

менялись. Иногда они были синонимами, иногда нет. Было вре-

мя, когда понятие души использовалось только религиями и в жи-

тейском обиходе, а ученые предпочитали термин психика.

Из истории философии и культуры известно, что со времен

Аристотеля душа рассматривалась как носитель активного нача-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ла, как атрибут жизни. Мы и сейчас, в быту и в литературной речи,

различаем живые тела, организмы как одушевленные существа

и неживые предметы как неодушевленные.

Существенно заметить, что именно такое словоупотребление

присуще и для Библии. Причем эволюция терминов подлинного

текста Ветхого Завета позволяет утверясдать, что в ней отражено

понимание связи между телом и душой живого человека. Так, более

древний термин «нефеш» употребляется по отношению к одушев-

ленному телу, а существенно более поздний — «нешама» — толь-

ко к духу. Значение термина «руах» — промежуточное, переход-

ное от нефеш к нешаме.

По Аристотелю, душа построена иерархически. В душе чело-

века он различает три уровня — низший, растительный, средний,

животный и высший, разумный (собственно человеческий). Свое-

образное понимание многоуровневости души, с различиями уров-

ней по степени свободы от неживого субстрата (тела) находим

и у средневекового ритора Михаила Пселла.

Понимание души как многоуровневого образования очень

рано начало конкурировать с представлением о противоборстве

в душе разных ее сторон и прежде всего аффекта и интеллек-

та, сердца и ума.

Видное место эта проблема занимает не только в научной, но

и в житейской психологии, а также в культуре и искусстве. Ее остро-

та и актуальность — одна из причин того мощного и неутихающего

резонанса, который психоанализ получил в XX и, надо думать сохра-

нит в XXI в. У Фрейда она обозначена как конфликт эго и супер-эго.

Опять отдадим должное Аристотелю. Построив четкую

иерархическую модель души, он в то же время пишет: «Душа

отличается растительной способностью (вместо уровня появи-

лась «способность»!), способностью ощущения, способностью

размышления и движения. А есть ли каждая из этих способно-

стей душа или часть души, и если часть души, то так ли, что каж-

дая часть отделена лишь мысленно (logo) или также простран-

ственно, — на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие

же вызывают затруднения».

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

Удивительно глубокие мысли! Прошли тысячелетия, а они не

устарели даже в деталях. По-прежнему прав Аристотель, задолго

до Декарта уловивший разницу между мысленными и простран-

ственными различиями компонентов психики, а также между

вертикальными и горизонтальными связями и взаимодействия-

ми внутри того, что он в духе времени называл душой.

Советские словари определяли психику как свойство высо-

коорганизованной материи, являющееся особой формой отра-

жения субъектом объективной реальности. При этом обязатель-

но подчеркивалась активность этого отражения. И не случайно:

без этого добавления определение теряет смысл.

Оставим в стороне философский аспект этого определения и оце-

ним его научное содержание. Несомненно, отражение в его субъек-

тивной форме как модель, картина мира, более того, как своеобраз-

ное «удвоение мира без удвоения», в психике присутствует. Однако

оно является лишь первым этапом психического процесса.

Отражение ведь нужно не само по себе, а для управления ак-

тивностью организма и личности, направленной на решение задач

жизнедеятельности. На допсихическом уровне развития существо-

вали лишь две системы саморегуляции — гуморальная и нервная

(функционально объединенные в одну—нейрогуморальную). Вер-

шина эволюции допсихического периода—жизнедеятельность на-

секомых, например пчелы, ювелирно строящей свои ячейки.

На основе нейрогуморальной регуляции функций в ходе эво-

люции возник третий уровень — психика. Ее формальное отли-

чие — дальнейшее разнесение ситуации во времени восприятия

и реагирование на нее. И ранее, на предыдущем этапе эволюции,

центральные задержки были тем длительнее, чем сложнее было

поведение. Вершина этих задержек — интеллектуальное состоя-

ние задумчивости, образно представленное в известной скульп-

туре Родена «Мыслитель».

Поскольку восприятие ситуации не самоцель, но этап на пути

жизнедеятельности, оно существенно зависит не только от внеш-

ней, объективной ситуации, но и от состояния, намерений и ка-

честв субъекта Эта закономерность исследована давно, еще В. Вунд-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

том, и получила название апперцепции. То есть активность про-

цесса восприятия столь велика, что может ставить под сомнение

саму цель: то ли отражения, то ли активного «неотражения» по

формуле: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не

скажу».

Тем более не является отражением (как угодно активным!) сле-

дующий уровень-компонент в строении психики — представле-

ния. Представления — четвертый уровень-компонент в онтогене-

тически складывающейся структуре психики человека. По схеме,

принятой в системно-генетической психологии, и представленной

на рис. 5, всего в развитой психике 27 уровней. Как видим, уже

с третьего, с восприятий, роль собственно отражения резко пада-

ет (а в представлениях фантазии, на четвертом уровне, снижается

до нуля).

Таким образом, определение психики как отражения сущест-

венно неполное и потому неприемлемое. Кроме философских со-

ображений, оно опирается на так называемую рефлекторную

природу психики, в свою очередь выросшую на основе рефлек-

торной теории природы нервной системы.

После появления физиологии активности (Н. А. Бернштейн

и др.) и это основание для понимания психики как отражения ста-

ло некорректным. Рефлексы регулируют функции мозга и тела, но

не порождают их. Ни дыхательный центр, ни центры сердечного

автоматизма изначально не порождены рефлексами. Весьма изящ-

но и деликатно этот вопрос осветил С. Л. Рубинштейн, когда писал

о рефлексах в физиологии и о рефлексии в психологии.

Понимание психики как отражения есть следствие неумения

раскрыть внутренние источники активности нервных и психи-

ческих процессов и стремления искать их вовне, во внешнем мире.

На самом деле и нервные, и психические процессы суть процес-

сы активные, а не реактивные. И в этом все дело. Активность

организма и личности изначальны, это свойство живого, а регу-

ляторные, в том числе рефлекторные, процессы вторичны.

Имплицитно (за кулисами) проблемы определения психики

явно просматривается сложнейшая философская и научная проб-

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

лема соотношения нервных и психических процессов. Это так

называемая психофизическая, или психофизиологическая, проб-

лема. Ее нерешенность — еще одна причина появления обсуж-

даемого определения психики как отражения.

Ее решение в духе взаимодействия, предложенное Декартом,

не нашло конкретного обоснования, а концепция параллелизма

явно несостоятельна, поскольку тянет за собой признание психи-

ки эпифеноменом Остро и справедливо критикуется редукцио-

низм (сведение психики к нейродинамике). Поиски новых путей

решения психофизиологической проблемы чаще неубедительны.

На современом уровне знаний представляется удовлетвори-

тельным решение проблемы определения психики на основе сис-

темного подхода Он позволяет рассмотреть ее как систему, не

накладывая никаких дополнительных ограничений. В качестве

системы может быть рассмотрен любой объект, интересующий

исследователя.

Психика как система имеет свою структуру, функции, исто-

рию возникновения и развития. Она сама, а не ее функции (ма-

нипулятивные, интерактивные или рефлексивные), должна быть

определена. Если говорить о высших формах психики, о психике

человека и высших животных, то она может быть определена как

способ и аппарат построения внутренней картины мира, как

средство саморегуляции функций организма и личности (у че-

ловека) в целях выживания и преобразования мира вещей, людей

и идей.

Ключевые слова в этом определении — способ и аппарат. Ап-

паратом психики являются мозг и тело в целом. Любая иная по-

зиция приводит к «безмозглой» психологии и в наше время не-

приемлема. Как именно аппарат обеспечивает порождение

психики — вопрос не просто сложный. Он принадлежит к веч-

ным проблемам, таким как происхождение Вселенной, жизни

и человека. Тем не менее на каждом этапе развития цивилиза-

ции и культуры на него приходится отвечать.

В рамках нашего определения это вопрос о втором ключевом

слове — о способе порождения и функционирования психики,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

т. е. о законах и механизмах психических явлений. На эти вопро-

сы отвечает все содержание учебника. Собственно, определение

психики — это и есть заведомо несостоятельная попытка изло-

жить содержание курса в немногих словах. Но и без определе-

ний нам, учащим и учащимся, не обойтись. Они помогают не

сбиться с пути, последовательно изучая известные науке факты

и обобщающие их теории.

Подведем итоги наших попыток ответить на вопросы: что та-

кое психика, душа и внутренний мир. Психика животных и чело-

века есть третья, высшая форма саморегуляции (после гумораль-

ной и нервной). Все эти три формы в их функциональном единстве

обеспечивают процессы взаимодействия органов тела, внутрипси-

хические процессы, а также и взаимодействие организма и лично-

сти (у человека) как целого с физической и социальной средой.

Психика как результат развития в фило- и онтогенезе стро-

ится как иерархическая (т. е. многоуровневая) система. Развитие

психики в онтогенезе идет по трем векторам: как результат взаи-

модействия с вещами (манипулятивный компонент), людьми

(интерактивный компонент) и собственным внутренним содер-

жанием (рефлексивный компонент). С учетом протопсихики

плода, строение психики взрослого человека представлено всеми

четырьмя компонентами, показанными на рис. 6, стр. 103. Из них

первый, базовый, порожден изначальной жизненной биологиче-

ской активностью, а три остальных развиваются как результат

и механизм взаимодействия организма и личности с миром, в ходе

которого реализуются имеющиеся потребности и формируются

новые, являющие собой источник продолжающейся нервно-пси-

хической активности и дальнейшего развития психики (ее ново-

образований и структур).

В рамках современных научных представлений психика — это

наиболее емкое, родовое понятие. Оно несколько шире, содер-

жательнее, строже и конкретнее, чем понятие души. Душа с этой

точки зрения — это не вся психика, а преимущественно ее выс-

ший уровень. Душевность — это человеческое отношение к лич-

ности. Еще более высокий уровень — духовность. В религиях это

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

близость к Богу. В нерелигиозном контексте к духовности ближе

всего совесть, нравственность.

2.2. Система психологических наук

В предыдущем разделе мы рассмотрели вопросы, связанные

с понятиями психики, души и внутреннего мира. При этом мы

имели в виду преимущественно психику взрослого нормального

человека (т. е. не душевнобольного и не ребенка). Не все люди от

природы оснащены зрением и слухом или потеряли их в резуль-

тате перенесенных заболеваний. Не одинакова психика у здоро-

вого и больного человека, у младенца и подростка и т. д.

Кроме того, психология взаимодействует со многими други-

ми науками и обслуживает практику — педагогическую,

медицинскую, инженерную и т. д. Все это привело к тому, что

современная психология (равно как физика и другие фундамен-

тальные науки) является не одной наукой, а целой системой наук,

объединенных общими принципами и методами исследования

(рис. 1, стр. 48).

Специальные психологические науки

Рис 1. Система психологических наук

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В центре сферы психологии как системы наук расположена

общая психология. Вокруг нее группируются остальные, как это

показано на рис. 1. Дадим им всем краткую характеристику.

2.2.1. Общая психология

Основы общей психологии закладывались веками и тысяче-

летиями в трудах выдающихся мыслителей. Несмотря на реши-

тельное отделение научной психологии от философии в конце

XIX в., общепсихологические знания невозможно сформулиро-

вать в отрыве от традиционных методологических и философ-

ских проблем.

Это положение отражено на схеме в форме пересечения фи-

лософских и собственно психологических знаний. С философией

тесно связаны такие главы психологии, как природа психики,

предмет психологии, проблема метода, психофизиологическая

проблема, и другие.

При этом философское и конкретно-научное решения пси-

хологических проблем не повторяют друг друга и не сводятся

одно к другому, хотя и связаны друг с другом. Например, фило-

софский и общенаучный принцип развития хотя и принимается

психологией, но также и преобразуется в ней за счет его конкре-

тизации.

Происходит это потому, что психология, в отличие от фило-

софии, изучает не всеобщие закономерности развития природы

и общества, а конкретные проблемы возникновения и развития

мира психических явлений. Эта конкретика в ее полном объеме

не занимает философа, но совершенно необходима психологу.

Потому методологические проблемы общей психологии, как это

наглядно показано на схеме, составляют как бы часть, компонент

общей психологии. Они необходимы, но недостаточны для науч-

ного осмысления природы психики и предмета психологии.

К сожалению, все советские психологи (и не только советские)

в той или иной мере грешили, принимая философские решения

психологических проблем за окончательные, тем самым спокой-

но прекращая собственно научный поиск. Нередко и этого не тре-

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

бовалось. Достаточно было сослаться на цитату из Ленина, и все

становилось предельно ясно, например понимание психики как

отражения (см. выше).

Примерно так же складываются отношения с математикой.

Мерой зрелости любой науки является степень ее математиза-

ции, и психология не составляет исключения. С первых шагов

своего развития научная психология старалась учитывать коли-

чественный аспект психического явления.

Очень рано был сформулирован основной психофизический за-

кон. Прочное место в психологии занимает проблема абсолютных

и дифференциальных порогов восприятий и ощущений и т. д. Со-

временная психология рассматривает каждое психическое явле-

ние как качественно-количественную определенность.

Например, способности — это результат развития качествен-

ных особенностей психики человека — мыслительных, психомо-

торных, перцептивных и других. Тем не менее оценка способно-

стей отдельных людей всегда количественная: одного человека мы

признаем более, а другого менее способным (в рамках качествен-

но однородной группы способностей).

Потребность экспериментальной психологии в адекватных

методах количественной обработки результатов так велика, что

для ее нужд не только используются общестатистические мето-

ды, но и создаются новые, например факторный анализ. Тем не

менее никакая редукция психического явления к его модели не-

возможна. Содержательный ответ на любой вопрос в психоло-

гии может дать только качественное исследование (с количествен-

ным аспектом или без него).

Исследования математических проблем психологии составля-

ют не только один из аспектов общей психологии, но ведутся и как

относительно самостоятельные, как предмет специальной науки —

математической психологии. Она показана на схеме в третьем

«ярусе», в числе наук, возникших на их пересечении с психологи-

ей. В данном случае — на пересечении математики и психологии.

Именно пересечения имеют в виду авторы, когда пишут о «сты-

ках» наук. На стыке может возникнуть разве что забор. Творчество

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

начинается не на стыке идей, а на их пересечении, когда одна проб-

лема одновременно решается с двух сторон.

Аналогичным образом так же складываются взаимоотноше-

ния психологии с биологией (особенно физиологией) и социоло-

гией (см. схему). В соответствии с данным ранее определением,

психика есть способ и аппарат построения внутренней картины

мира. Аппаратом психики является нейродинамика, которая изу-

чается физиологией.

В точном смысле слова, любое психическое явление на самом

деле есть явление психофизиологическое, т. е. включает в свой со-

став определенные физические процессы мозга (хотя к ним од-

ним не сводится). Именно поэтому в состав общей психологии

входит и физиологический компонент.

Психофизиологические исследования — не только компонент

общепсихологических, они составляют также предмет самостоя-

тельной науки — психофизиологии.

Еще Аристотель понимал, что человек — «животное общест-

венное». Современная наука не мыслит исследования психики

человека как феномена индивидуального, поскольку она зарож-

дается и развивается в общении с другими людьми и вне меж-

личностных отношений не существует. Потому общая психоло-

гия не мыслится в отрыве от социологии, что и показано на схеме.

Социальный аспект психики — психология общения — ис-

следуется не только в рамках общей психологии, но и является

предметом самостоятельной, специальной науки — социальной

психологии.

Показан на схеме и центральный, собственно психологиче-

ский компонент общей психологии. Это важно, так как обще-

психологические закономерности не сводятся ни к философским,

ни к математическим, ни к физиологическим, ни к социальным,

хотя и связаны с ними в единое целое. Понять и принять описан-

ную структуру общепсихологического знания непросто из-за ее

сложности. Однако эта сложность не искусственная, не надуман-

ная. Она достаточно точно соответствует «психологическим реа-

лиям».

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

2.2.2. Частные психологические науки

Общая психология — это наука о психике взрослого нормаль-

ного человека Однако в задачи психологии входит изучение пси-

хики и детей, и больных, и психологических законов научения

и обучения, трудовой деятельности и многого другого. По мере

вычленения новых конкретных предметов исследования созда-

ются новые частные и специальные психологические науки. Это

процесс неизбежный и прогрессивный. Система психологических

наук открыта для расширения.

При любых расширениях числа психологических наук рабо-

тает одно обязательное правило: все они опираются на общую

психологию и в то же время влияют на нее, обогащая новыми

знаниями. В связи с этим есть еще одно определение общей пси-

хологии — как науки, концентрирующей основные достижения

всех других психологических наук. Эти определения не исключа-

ют, а дополняют друг друга.

Дадим краткую характеристику некоторым частным психо-

логическим наукам.

Психофизиология. Кроме отмеченного ранее принципиаль-

ного значения психофизиологического подхода, для этой науки

важна и ее методическая оригинальность. Если в общепсихоло-

гическом исследовании могут использоваться физиологические

параметры, например показатели психомоторных или вегетатив-

ных функций, а могут и не использоваться, то для психофизиоло-

гии это является правилом. Именно совместное применение как

психологических методик (тестов), так и физиологических (преи-

мущественно электрофизиологических — ЭЭГ, ЭКГ, электроней-

рограмм и др.) составляет основную особенность з>той науки.

Возрастная психология. Предмет возрастной психологии так-

же не вполне оригинален. Генетический подход, т. е. исследова-

ние истории становления психики в онтогенезе, вполне вписыва-

ется в проблематику общей психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.221 сек.