Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ I 4 страница. Тем не менее возрастная психология давно и прочно воспри-




Тем не менее возрастная психология давно и прочно воспри-

нимается всеми психологами как самостоятельная наука. Отли-

чие предмета возрастной психологии от общей вполне конкрет-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

но и состоит в том, что ребенок, юноша или девушка с позиций

возрастной психологии изучаются не только и не столько с точки

зрения формирования их психики, сколько как люди определен-

ного возраста.

Конечно, пятилетний ребенок через год станет шестилетним,

но сегодня, когда он ходит в детский сад или занимается с роди-

телями, очень важно понимать его сегодняшние интересы, по-

требности и возможности, вне зависимости от того, что было ему

свойственно год назад и станет актуальным еще через год.

Именно это чисто практическое соображение делает возраст-

ную психологию самостоятельной наукой, со СВОИМИ теориями

и практическими рекомендациями, необходимыми всем, кто об-

щается с детьми и юношами разного возраста.

Педагогическая психология. Предмет педагогической психоло-

гии — исследование психики учащегося и учащих в динамике про-

цессов научения и обучения и разработка мероприятий по опти-

мизации и гуманизации процесса учения. Не следует думать, что

вся педагогика — это прикладная психология, но нельзя и пред-

ставить себе развитие педагогики без учета рекомендаций педаго-

гической психологии.

Особо тесные связи существуют между педагогической и об-

щей психологией. Научение как стихийный жизненный процесс

равно занимает обе науки, а все, что связано с обучением, с учеб-

ным процессом, — это прерогатива в основном педагогической

психологии.

Психология труда. Предмет психологии труда можно сфор-

мулировать как исследование внутренней картины труда в целях

ее оптимизации и гуманизации. Связи психологии труда с общей

психологией также тесны и органичны. Например, в советской

психологии деятельность идентифицировалась с психической ак-

тивностью вообще. Соответственно, деятельностный подход стал

едва ли не единственным в общепсихологической теории.

В современной российской психологии наряду с деятельност-

ным развивается личностный подход и отдается должное проб-

лемам общения. Тем не менее проблемы человеческой деятель-

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

ности, особенно трудовой и профессиональной, остаются в цент-

ре внимания.

Широта и глубина психологических проблем трудовой деятель-

ности и запросы практики привели к вычленению из психологии

труда нескольких самостоятельных наук, таких как инженерная

психология, эргономика, техническая эстетика, авиационная и кос-

мическая психология.

Много общих проблем у психологии труда с педагогической

психологией, психологией спорта и другими науками. К их числу

относятся проблемы навыков, упражнения, утомления, стрессо-

устойчивости и пр.

Медицинская психология. В еще большей мере, чем психоло-

гия труда, достаточно разветвленную группу наук представляет

собой современная медицинская психология. Это — клиническая

психология, патопсихология, нейропсихология, психогигиена,

психология здоровья и др. Некоторые подробности изложены

в специальном разделе 16-й главы нашего учебника.

Социальная психология. Предметом социальной психологии

является исследование психологии личности в неразрывной связи

с межличностными отношениями в группах — реальных и фор-

мальных, больших и малых. Более подробно о ней говорится

в разделе о социальном интеллекте, в 13-й главе. Как и другие частные

психологические науки, социальная психология развивается и впол-

не самостоятельно, и в тесном взаимодействии с общей психологией.

Наш список заведомо неполон, он имеет целью дать читате-

лю лишь самую общую ориентировку в современной психоло-

гии как системе психологических наук. Система эта живая, под-

вижная, она меняется в зависимости от процессов роста каждой

из наук, ее составляющих, их взаимодействия и быстро растущих

потребностей общества и государства в психологической опти-

мизации и гуманизации всех сторон жизни.

2.2.3. Специальные психологические науки

Если науки среднего яруса в нашей схеме являются как бы

есественным продолжением общей психологии в ее приложениях

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

к разным возрастам и жизненным обстоятельствам, то науки внеш-

него яруса по своему происхождению являются результатом пе-

ресечения психологии с непсихологическими науками и специаль-

ными сферами жизни, например инженерным, военным делом,

юриспруденцией, спортом и т. д.

Различие это условно. Педагогическая психология тоже воз-

никла на пересечении психологии и педагогики. Однако оно по-

лезно и исторически оправдано. Педагогическая психология на-

столько тесно взаимодеиствет с общей, что их не всегда можно

разделить. Иное дело — инженерная психология. Она — дисцип-

лина инженерная, проектировочная. Ее цель — решение инже-

нерных задач методами и средствами психологии.

Дадим краткую характеристику некоторым специальным

психологическим наукам.

Инженерная психология. Предметом инженерной психоло-

гии является техническое проектирование, но не всякое, а такое,

которое предусматривает учет так называемого человеческого

фактора, в том числе возможностей психики человека по распоз-

наванию информационных моделей и работе с органами управ-

ления эргатическими (то есть человеко-машинными) системами.

Инженерная психология и близкие ей науки — эргономика и тех-

ническая эстетика — сформировались после Второй мировой вой-

ны в прямой связи с возросшей сложностью техники и появлени-

ем специфических проблем управления ею.

Военная психология. Предметом военной психологии являет-

ся разработка психолого-педагогических рекомендаций по орга-

низации боевой подготовки войск в целях сохранения жизни, пси-

хического здоровья, повышения стрессоустойчивости и в целом

боеспособности войск. В настоящее время психологическая под-

готовка военнослужащих стала самостоятельным разделом боевой

подготовки.

Авиационная и космическая психология. Предметом авиацион-

ной и космической психологии является оптимизация нервно-

психической сферы летного и наземного состава в авиации и кос-

монавтике. Авиационная психология имеет богатые традиции.

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

В СССР она оставалась единственной сферой деятельности пси-

хологов труда в 1936—1956 гг. В авиационной психологии пер-

вой возродилась в конце пятидесятых годов практика психологи-

ческого профессионального отбора и динамического наблюдения

за летным составом. В настоящее время традиции авиационной

психологии широко используются российскими психологами при

разработке проблемы психологии здоровья.

Юридическая психология. Предмет юридической психологии —

использование психологических знаний для оптимизации и гума-

низации многообразной практической деятельности правоохрани-

тельных органов. Более подробно некоторые аспекты юридической

психологии описаны в разделе главы 16-й.

Психология спорта. Предмет психологии спорта — теория

и практика психологического обеспечения физкультуры и спорта.

Психология спорта принадлежит к числу наиболее разработан-

ных и традиционных специальных психологических наук, внося-

щих весомый вклад в общепсихологическую теорию.

Математическая психология. Предмет математической психо-

логии — построение математических моделей психических явлений.

Этими краткими примерами ни в коем случае не исчерпывает-

ся список специальных психологических наук, да он и не существу-

ет в завершенном виде. Жизнь порождает все новые науки и сферы

человеческой деятельности, и очень многие из них органично свя-

заны с психологией. На соответствующих пересечениях, как мы

уже поняли, формируются все новые психолого-непсихологические

науки. Их значение велико и будет возрастать, как для общей пси-

хологии, так и для других наук и сфер жизнедеятельности челове-

ка. Связано это с тем, что прогноз академика В. И. Вернадского

о грядущей психозойской эре, по-видимому, сбывается.

2.3. Предмет общей психологии

Мы ознакомились с предметом многих психологических наук.

Можно ли в связи с изложенным говорить о предмете психоло-

гии в целом или речь должна идти только о предмете каждой из

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

множества психологических наук? Ответ такой. О предмете пси-

хологии в целом можно и нужно говорить постольку, поскольку

психика животных и человека изучается множеством других наук,

таких как зоология, психиатрия, юриспруденция, и др.

В отличие от них, предметом психологических наук является

исследование законов порождения и функционирования психики

как явления sui generis, а не одного из проявлений жизни в ряду

многих — болезней, правонарушений и т. д.

Предметом других наук, изучающих психику, является не она

сама по себе, а чаще всего поведение, которым управляет психика.

В отличие от них, для психологии исследование поведения не са-

моцель, а средство, путь познания законов, по которым строится

внутренняя картина мира. Именно по этой причине в схему строе-

ния системы психологических наук мы не включили поведенче-

ские науки, хотя некоторые их них, и прежде всего бихевиоризм,

играли и продолжают играть определенную роль в психологии.

Это же можно сказать, например, о психиатрии. Совершен-

но очевидно, что теория психологических состояний была бы су-

щественно неполной без знаний о психотических состояниях, на-

копленных в психиатрии. Тем не менее никто не пытается

включить психопатологию и психиатрию в число психологиче-

ских наук. Более того, как мы видели, в состав медицинской пси-

хологии входит отдельная наука — патопсихология, которая не

сливается с близкими ей психопатологией и психиатрией.

Предмет психологии в целом (как системы наук) ближе все-

го к предмету общей психологии, и потому мы далее обсудим

именно этот принципиальный вопрос.

Уже рассмотренная нами схема строения общей психологии

позволяет заключить, что в этот предмет необходимо включить

как психические явления sui generis, так и основные аспекты их

генезиса и интерпретации — биологические и физиологические,

социальные, математические и философские. Попробуем это сде-

лать.

В контексте нашего изложения мы будем исходить из корот-

кого и конкретного определения психики как «значимого пере-

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

живания». Примерно так начинает свое изложение проблемы

природы психического и С. Л. Рубинштейн. Он пишет: «...два ас-

пекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаи-

мопроникновении, — это переживание и знание. Моментом зна-

ния в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему

миру. Переживание — это первичный, прежде всего психический

факт как кусок собственной жизни...».

И далее: «Переживания человека — это субъективная сторо-

на его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути

личности. Таким образом, понятие переживания выражает осо-

бый психический аспект сознания... он всегда наличен в каждом

реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаи-

мопроникновении и единстве с другим моментом — знанием,

особенно существенным для сознания».

И еще: «Каждый акт сознания сопровождается более или ме-

нее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознан-

ных переживаниях, — так же, как более смутная, но часто очень

интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний резони-

рует в сознании».

Итак, психика — это значимые переживания. Чем старше,

проще психическое явление, тем меньше в нем «удельный вес»

знания и больше роль переживания. Что такое переживание? Пе-

реживание — это форма проявления жизнедеятельности, в ко-

торой неразрывно связаны собственно психические, душевные,

и телесные (физиологические) компоненты. Более подробно мы

об этом будем говорить в главе об эмоциях. Сейчас отметим лишь

то принципиальное обстоятельство, что любое психическое яв-

ление есть явление психофизиологическое.

Соответственно, самая простая эмоция — это явление по пре-

имуществу физиологическое, телесное, и чем выше эмоция, т. е.

чувство, тем она сложнее по составу, по насыщенности значения-

ми и смыслами и менее тесно, менее непосредственно связана

с телом.

Возвращаясь к рис. 1, скажем: физиологический компонент

психики как переживания нельзя изучать в отрыве от биологии,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

а значения и смыслы, также составляющие содержание психи-

ки, — в отрыве от законов социальной жизни. Однако психиче-

ское явление как структура, как целостность не сводится по зако-

нам своего функционирования ни к физиологии, ни к социологии.

Тем не менее можно и нужно отличать физиологический компо-

нент психической структуры от социального (как это и показано

на рис. 1).

Математический аспект психологии, как мы уже установили,

необходим, поскольку любое психическое явление есть качествен-

но-количественная определенность,

Остается оценить философский аспект психологического по-

знания. Сделаем это, рассмотрев пути решения психофизиоло-

гической проблемы. Наиболее остро она была поставлена фило-

софом и ученым Рене Декартом (1596—1650).

И до настоящего времени эта проблема не имеет общеприз-

нанного решения. Все имеющиеся — концепции взаимодействия

духа и тела, психофизиологического и психофизического парал-

лелизма и поиска третьего пути — вызывают острую критику у не-

согласных.

В рамках системного подхода есть обходной путь. Психика

как система есть целостность, компонентами которой являются

анатомо-физиологический аппарат и психологический способ по-

строения внутренней картины мира.

Этим философская проблема не решается, полная научная яс-

ность не достигается. Дело в том, что системный подход «ниже»

философии и «выше» научной конкретики. И все же мы получа-

ем инструмент для логического анализа многих аспектов психо-

физиологической проблемы как методологической, философской

и в то же время «внутренней» для понимания структуры психи-

ки и общей психологии (рис. 1, стр. 59).

Такой подход позволяет отказаться от определений психики

как отражения, как действия, как ориентировочной деятельно-

сти и многих других. Психика зарождается как значимое пере-

живание, развивается и в своих вершинных проявлениях остает-

ся таковой.

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

Соответственно, предмет общей психологии формулируется как

исследование происхождения, развития, строения и функ-

ционирования психики взрослого нормального человека. Строение

психики человека представлено на рис 5 (стр. 120) и 6 (стр. 124).

Резюме 2-й главы

При изучении любой науки важно различать ее объект и пред-

мет. Так, география и геодезия имеют один объект изучения —

Землю. Однако предметом геодезии является только форма Зем-

ли. И это очень важно. Любая отрасль знания, претендующая на

право называться самостоятельной наукой, должна иметь свой

предмет изучения, отличающийся от других, родственных наук.

Все психологические науки имеют один общий предмет изу-

чения — психику, а не поведение, но каждая из системы психо-

логических наук имеет и свой особый предмет изучения. С этой

точки зрения, бихевиоризм и другие поведенческие науки толь-

ко исторически принадлежат психологии. В перспективе они все

более будут отдаляться от психологии, ибо имеют свой предмет

изучения, а именно — поведение.

Современная психология представляет собой систему наук,

в которой центральное место принадлежит общей психологии.

Предмет общей психологии — исследование возникновения,

развития, строения и функционирования психики нормального

взрослого человека.

К ней тесно примыкают более частные психологические на-

уки, а с другими, непсихологическими науками непосредственно

взаимодействуют специальные психологические науки — юри-

дическая, инженерная психология и многие другие, перечень

которых будет расти.

Психика — это функциональный орган саморегуляции

организма и личности, не просто ориентировочной деятель-

ности, а саморегуляции как во время ориентировочной, так и по

ходу исполнительской деятельности, а далее и по ее завершении.

Как нервная регуляция на самом деле является нейрогумораль-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ной, так психическая является психофизиологической (рис. 4,

стр. 93, 5, стр. 99).

Процессы психической саморегуляции — внутренние, они

осуществляются в рамках внутренней картины мира и лишь по-

том экстериоризируются, проявляются внешне, физически и со-

циально значимыми действиями. Потому действие не может быть

единицей психического.

Динамика протекания процессов во внутренней картине мира

детерминирована нейродинамически (снизу) и (извне) физиче-

скими и социальными законами среды, но не абсолютно, в частно-

сти, и потому, что эти две силы могут противоборствовать между

собой.

В итоге психика относительно независима, автономна и от

нейродинамики (дух может быть сильным при слабости нервной

системы), и от среды (субъект может действовать вопреки об-

стоятельствам и даже себе во вред, например изверившись во всем

и не желая следовать никаким резонам, по формуле: никто мне

не указ, я сам хозяин своего здоровья и жизни).

Такое поведение может быть неадекватным (например, при-

знаком психического нездоровья), а может быть адекватным и ге-

роическим, например сознательно жертвенное поведение воина

или спасателя, или любящего, или верующего человека.

Эта центральная задержка, внутренние психические процес-

сы — свидетельство нового, ценнейшего приобретения снача-

ла эволюции животного мира, а затем и социального бытия че-

ловека.

Вопросы для самопроверки ко 2-й главе

1. Что общего и в чем различия понятий: психика, душа и внут-

ренний мир?

2. Почему общая психология занимает центральное место

в системе психологических наук?

3. Чем отличается общая психология от частных наук «сред-

него яруса»? Назовите предмет психофизиологии, психологии тру-

да и медицинской психологии.

Глава II. Система психологических наук и предмет общей психологии

4. Приведите пример специальной психологической науки.

В чем специфика наук этого внешнего уровня и их значение для

прогресса психологии?

5. Перечислите пять компонентов, из которых складывается

содержание общей психологии (рис. 1, стр. 59).

6. Сформулируйте предмет общей психологии. Почему по-

ведение, деятельность, общение и другие формы жизнедеятель-

ности, являясь объектом изучения в психологии, не составляют,

тем не менее ее предмета?

ГЛАВА III

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ

И ПРОБЛЕМА МЕТОДА

Ключевые слова

Философские, общенаучные принципы

и принципы, психологии. Три принципа

системно-генетической психологии (СГП):

целостности и структурности, активности

и процессуальности, системно-генетической

иерархии психологических структур. Методы

психологии: основные, дополнительные

и специальные. Беседа как один из основных

методов. Исследовательский модуль.

3.1. Философские, общенаучные

и конкретно-научные принципы психологии

3.1.1. Что такое принцип?

Принципы (от лат. principium — начало, основа) и методы

науки конструируются в соответствии с тем или иным понима-

нием ее предмета. Поскольку предмет психологии человека мы

определили как исследование его внутреннего мира, то и прин-

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

ципы и методы следует сформулировать так, чтобы они работали

на решение этой основной задачи.

Сложность, многоуровневость и многокомпонентность струк-

туры психики предопределяют необходимость при выборе прин-

ципов психологии исходить как из традиций философии, так и на-

уки, прежде всего таких смежных с психологией наук, как

математика, биология и социология (рис. 1, стр. 59).

Что такое принцип в философии и науке? Философ О. С. Разу-

мовский так отвечает на этот вопрос: «В объективном мире,

в природе в частности, никаких принципов нет. Они существуют

как идеальное в нашем теоретическом мышлении, но имеют объек-

тивное содержание, т. к. они суть отражения реальных закономер-

ностей, имеющих место независимо от нашего сознания».

И далее он приводит слова выдающегося советского физика

С. И. Вавилова: «Физика принципов несокрушима: принципы мо-

гут обобщаться, несколько изменяться, дополняться, но рушить-

ся полностью они не могут, поскольку они суть выражение пря-

мого опыта».

Эти оценки сути и роли принципов науки, данные филосо-

фом и физиком, удивительно точно соответствуют истории ста-

новления принципов психологии. Коротко рассмотрим эту исто-

рию и проанализируем соотношение философских, общенаучных

и принципов самой психологии. Если не принять такого разгра-

ничения, то количество принципов, используемых в психологии,

разрастется до неопределенно большого числа.

К числу важнейших философских принципов, актуальных для

психологии, относятся принципы развития, целостности, систем-

ности и др.

Из общенаучных принципов существенно важны для психо-

логии многие, в т. ч. принципы детерминизма и эволюции.

Как видим, даже в физике (см. выше высказывание С. И. Ва-

вилова), чьи законы суть обобщение результатов прямого опы-

та, есть смысл говорить о физике принципов, т. е. о попытках

аксиоматического построения теории физических явлений, опи-

рающейся не на все многообразие конкретных законов, а на

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

более ограниченное число принципов типа принципа сохра-

нения.

Для психологии, которая лишена возможности прямого фи-

зического измерения исследуемых психологических структур, не-

обходимость использования принципов особенно велика.

3.1.2. Принципы психологии

История научной психологии демонстрирует впечатляющую

серию попыток аксиоматического построения ее теории с опо-

рой на минимальное число принципов.

Первая такая попытка была сделана в русле ассоционизма. Ос-

новоположники научной психологии В. Вундт и Г. Эббингауз, вос-

принявшие естественно-научную традицию, активно использова-

ли принцип ассоциации для объяснения экспериментальных

лабораторных фактов, добытых с помощью интроспекции. На этом

же принципе основывались классические экспериментальные ла-

бораторные исследования процессов мышления, запоминания и со-

хранения, выполненные Г. Эббингаузом.

Фундаментальная роль ассоциации в психологии и высшей

нервной деятельности нашла убедительное подтверждение в тру-

дах школы И. П. Павлова, а их практическое значение подчерк-

нуто разработкой методик «якорения» в современном нейро-линг-

вистическом программировании.

В то же время из-за недостаточной объяснительной силы

принципа ассоциации уже В. Вундт был вынужден ввести поня-

тие апперцепции, как синтетического акта сознания, а не меха-

нической суммы ассоциаций. Г. Эббингауз также писал об огра-

ниченности ассоцианизма и фактически далеко выходил за его

рамки, признавая целостность души.

Второй попыткой установления единственного объяснитель-

ного принципа в психологии можно считать интроспекционизм.

В рамках психологии сознания принцип интроспекции (букваль-

но — смотрения в себя) представлялся очевидным и самодоста-

точным. Если психические явления исчерпываются их непосред-

ственной представленностью в сознании, то самонаблюдение,

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

самооценка не только необходимы, но и достаточны для пони-

мания сути психических явлений.

Однако после Фрейда сведение природы психики только к яв-

лениям сознания стало невозможным. Соответственно, стало не-

возможным признавать интроспекцию главным и тем более един-

ственным способом изучения психики.

Неверна, однако, и другая крайность — игнорирование дан-

ных самонаблюдения как субъективных и ненаучных. Именно

такая позиция легла в основу поведенческих теорий и прежде

всего бихевиоризма, что привело со временем к их отчуждению

от магистрального пути развития теории психологии.

Следующая, более плодотворная, но не увенчавшаяся все же

полным успехом концепция опиралась на добротные эксперимен-

тальные данные, свидетельствующие о реальности и действенно-

сти принципа гештальта, т. е. целостности и структурности пси-

хики.

Это направление в науке подвергло убедительной критике эле-

ментаризм ассоциативной психологии, равно как и упрощенный

структурализм В. Вундта, пытавшиеся объяснять восприятия сум-

мой ощущений, а психику (сознание) в целом как простую сум-

му «кирпичиков»-компонентов.

После работ гештальт-психологов стало ясно, что любое пси-

хическое явление изначально целостно, и эта целостность не сво-

дится к суммарным свойствам частей. Напротив, свойства ком-

понентов зависят от свойств целого и взаимодействуют с ним как

с целостностью, а не только между собой.

Советские психологи (прежде всего Л. С. Выготский и С. Л. Ру-

бинштейн) высоко ценили гештальтизм, а его критика с их стро-

ны не всегда была только научной, поскольку инициировалась так-

же обязательным идеологическим ритуалом противостояния

«буржуазной» науке.

Тем не менее принцип гештальта оказался все же недостаточ-

ным, например, для понимания такого важнейшего феномена, как

развитие в мире психических явлений. Пытаясь продемонстри-

ровать универсальность принципа гештальта, К. Коффка издал

77

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

в 1921 г. книгу «Основы психического развития». В ней убеди-

тельно показано наличие фактора целостности как в физике, так

и в психике, как у животных, так и у человека.

Однако в контексте данной книги этот успех обернулся неуда-

чей. Найдя нечто общее между столь широким рядом явлений, ав-

тор не смог указать на различия. Но тогда непонятно, в чем состо-

ит развитие? Чем простые психические явления отличаются от

сложных, психика животных — от психики человека? Решить эти

вопросы в рамках гештальт-теории оказалось невозможным.

Критикуя за это Коффку, Л. С. Выготский развивает свою

концепцию развития, опирающуюся на такие понятия, как интер-

психика, интериоризация, структурные новообразования, и в це-

лом на культурно-историческую концепцию природы психики

человека

Резюмируя заслуги и слабости гештальт-теории в ее попыт-

ках понять процесс развития психики, надо сказать, что она сыг-

рала положительную роль, поскольку помогла преодолеть при-

митивные взгляды на развитие психики как на простое

накопление полезных действий на основе инстинктов, проб

и ошибок, ассоциаций и памяти.

В активности животных Келер, а за ним и Коффка, увидели

ориентировку в целостной ситуации и «полевое поведение». Это

был значительный шаг вперед в развитии психологической тео-

рии, в понимании некоторых механизмов развития психики в фило-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.