Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологического исследования 2 страница




доведенных до стадии суицида, и большой группы благополуч-

ных в этом отношении людей.

Примерно то же самое сделано и по другим шкалам этой

группы. Всего проверялось около 700 человек. Все шкалы раз-

рабатывались эмпирически. Задания по шкале «мужествен-

ность-женственность» отбирались в учетом частоты ответов

мужчин и женщин. Высокие показатели по этой шкале озна-

чают преобладание интересов, типичных для одного из полов.

Добавленная позднее шкала социальной интроверсии строи-

лась на ответах двух контрастных групп студентов колледжей,

отобранных на основе экспериментальных показателей по тес-

ту на интровертированный и экстравертированный типы лич-

ности.

Начало методике положили С. Хатауэй и Мак-Кинли в 1942 г.

Впоследствии активное участие в разработке дополнительных

шкал приняли у. Дальстром, Г. Уэлш, Л.Дальстром и другие.

Сама методика формировалась без специальной теоретичес-

кой основы и строилась преимущественно на основе обобще-

ния эмпирических данных. Из множества дополнительных

шкал в настоящее время используются 200, кроме 10 основ-

ных и 3 вспомогательных.

В качестве примера дополнительных шкал можно назвать

такие: учебные пособия (Гауф), фактор старения (Брозек), ал-

коголизм (Хемптон), тревога (Розен), явная тревога (Ж. Тей-

лор), самоконтроль (Куадра), цинизм (Котри), преступность

(Гауф), доминирование (Гауф, Мак-Кинли, Мил), эпилепсия

(Ричарде), устойчивость структуры личности (Беррон), общая

плохая приспособляемость (Уэлш), враждебность (Кук, Мид-

лей), аморальность (Харрис, Лингоуа), альтруизм (Пеппер,

Стронг) и др.

Особенностью этих шкал является недостаточная валидность

и нескорректированная зависимость от социальных условий и осо-

бенностей выборки. Эти шкалы представляют серьезный интерес

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

с точки зрения их практической значимости, а из-за плохой адап-

тации они не всегда дают приемлемый результат.

Еще один недостаток MMPI обусловлен размером и репре-

зентативностью нормативной выборки. Стандартные показате-

ли, по которым строятся коды профилей, получены на основе вы-

полнения теста первоначальной контрольной группой взрослых,

набранных из жителей города Миннеаполиса.

Подобная нормативная выборка выглядит совершенно не-

адекватно при сравнении с национальными выборками. Однако

если удовлетворять условию репрезентативности, выбирая дос-

таточно однородный социальный состав, зависимость от разме-

ра резко снижается, т. е., с точки зрения общенациональных осо-

бенностей, выборка в 700 человек явно недостаточна, в то время

как сравнительно небольшая выборка в 25—50 испытуемых —

школьников или студентов — может оказаться вполне репрезен-

тативной для конкретной популяции.

В сущности, MMPI является клинической методикой, надле-

жащая интерпретация которой требует значительного психоло-

гического опыта. Грамотная статистическая обработка данных,

определяющая стандартные нормы и шкалы, воспринимается

лишь как средство, облегчающее работу психолога. Основные

клинические шкалы имеют достаточно хорошие стандарты

и позволяют проводить формализованные процедуры перевода

сырых баллов в стандартные. Что же касается дополнительных

шкал, то для их стандартизации необходимо проведение допол-

нительных исследований на основе различных репрезентатив-

ных выборок.

Становится понятно, почему в американских инструкциях

к тестам написано, что ответственность за интерпретацию ре-

зультатов тестирования несет не разработчик теста, а тот, кто

его использует. Следовательно, тест нельзя применять автома-

тически. Каждый раз необходима критическая оценка ситуации

тестирования, особенностей теста и мониторинг его результа-

тов. Валидность и надежность теста надо постоянно проверять

и перепроверять.

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

Резюме 3-й главы

Наряду с законами и теориями, для понимания природы пси-

хики необходимы также принципы, являющиеся формой обоб-

щения законов и теорий и инструментом решения основных за-

дач науки. Подчеркивая значение принципов, физик С. И. Вавилов

говорит даже о «физике принципов». В этом же смысле можно

говорить и о «психологии принципов».

Исторически и логически выстраивается цепочка философ-

ских, общенаучных и более конкретных принципов, актуальных

для психологии. В этом ряду наиболее важными являются такие

философские и общенаучные принципы, как принцип эволюции,

детерминизма и др.

К собственно психологическим относятся принципы ассо-

циации, гештальта, интроспекции и некоторые другие. Систем-

но-генетическая психология строится на основе трех взаимо-

связанных принципов. К их числу относятся: 1) принцип

целостности и структурности; 2) активности; процессуальное™

и 3) функциональногенетической иерархии психологических

структур.

Все многообразие методов психологии укладывается в прос-

тую схему. Следует различать три основных метода — беседу,

наблюдение и эксперимент, их совокупность как исследова-

тельский модуль и методические цепочки от каждого из них

в виде дополнительных и специальных методических приемов

и множества конкретных методик, в том числе тестов (рис. 2,

стр. 94).

В комплексе этих методов, методических приемов и конкрет-

ных методик находит свое выражение «метод психологии в един-

ственном числе», как его понимал С. Л. Рубинштейн.

Вопросы для самопроверки к 3-й главе

1. Назовите основные философские и общенаучные принци-

пы, актуальные для психологии. Что такое «физика принципов»

и нужна ли «психология принципов»?

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2. Расскажите о трех принципах системно-генетической пси-

хологии.

3. В чем заключается проблема метода в психологии?

4. В чем достоинства беседы, наблюдения и эксперимента как

методов психологии и какие ограничения свойственны каждому

из них? Что такое исследовательский модуль?

5. Проблема тестов в советской и мировой психологии.

6. Расскажите о принципах теоретического анализа психо-

диагностических методик.

ГЛАВА IV

ПСИХИКА КАК БОЛЬШАЯ, ОТКРЫТАЯ,

ЖИВАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Ключевые слова

Психологическая таксономия.

Уровни-компоненты психики и связи между

ними. Девять уровней процессов, состояний

и интегральных психологических образова-

ний. Процессы: первичные, вторичные

преобразовательно-познавательные

и центрально-регуляторные.

Метод психологического портрета (МПП)

4.1. Психика как система,

ее структуры, компоненты и элементы

Общая теория систем, основы которой были заложены Л. Бер-

таланфи и развиты впоследствии Н. Винером, М. Месаровичем,

Р. Акоффом, Р. И. Кругликовым и многими другими, оказалась

перспективной для описания и психических явлений, свойств, ти-

пов, в том числе личности.

Для адекватной возможности приложения теории систем в пси-

хологии личности целесообразно обратиться к ее исходным поня-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тиям и определить ее характеристики. Это связано с тем, что мно-

гие авторы большинства работ — ученые-психологи, так или иначе

обращающиеся к прикладным возможностям систем, — часто

не делают различия между структурой и системой. Кроме того,

метод качественных рассуждений, глубоко укоренившийся в пси-

хологии, не всегда позволяет увидеть формализованные момен-

ты систем.

Начнем со структуры. Структура какого-либо образования

(различной системы сложности) — общее понятие. В нее вклю-

чаются геометрические, кинематические, механические, физиче-

ские и морфологические аспекты. Прежде всего это свойство

объекта в основном эпифеноменологического характера, несмот-

ря на то что в числе элементов структуры могут быть и различ-

ные характеристики внутренних свойств. Структура может иметь

отношение к форме, особенностям движения и модальности точ-

ки зрения, на основе которой задается ее понятие. Элементы, свя-

зи и функции структуры не могут быть объединены в целое, т. к.

ее строение условно и целиком зависит от базы, положенной в ос-

нову ее построения, и этих оснований (необязательно согласую-

щихся между собой) — неопределенное множество.

Понятие системы тесно связано с понятиями функции, связей,

интегральностью и целями. Система — это множество взаимодейст-

вующих элементов, каждый из которых прямо или косвенно влия-

ет на другие. Два любых фактора этого множества не могут быть

независимыми. Элементы системы (в силу простоты не являющие-

ся системами) в связных совокупностях могут образовывать под-

системы. Подсистемой может считаться связное множество элемен-

тов. Их минимальное количество определяется функцией той

подсистемы, которую они образуют. Теоретически это могут быть

и два взаимосвязанных элемента, и любое другое число.

В зависимости от целей и функций, необходимых для их дос-

тижения, система может иметь в качестве элементов целые под-

системы, в которых есть свои связные совокупности элементов.

Понятие функции связано с движением, как любое измене-

ние в пространстве или во времени, или и в том и в другом од-

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

новременно. Важнейшей характеристикой функции системы яв-

ляется цель. Это некоторое состояние системы, в которое она

перейдет через посредство функционирования. В его основу по-

ложено прохождение через множество состояний, выбор конк-

ретного состояния с критериями и его поиск. Система меняется

целеустремленно, независимо от того, заложена ли эта целеустрем-

ленность имманентно или ею управляют извне. Целеустремлен-

ность, наличие критериев, поиск, сравнение, идентификация и пе-

редача управляющих воздействий в соответствующие функции

тесно связаны с информацией и ее преобразованием.

Аля любой системы характерно наличие существенных свя-

зей между ее элементами. Они в конкретной системе превосхо-

дят по мощности (в смысле теории графов) связи этих элементов

с элементами, не входящими в данную систему. Это некоторое

интегративное качество, присущее системе в целом, но не свой-

ственное ни одному из ее элементов в отдельности или подсисте-

ме. Отсюда следует, что система не сводится к простой совокуп-

ности элементов, а представляет собой новое качество. Системы

могут быть открытые и закрытые (условно). Открытая система

взаимодействует с другими системами окружающего мира, ус-

ловно имеет вход и выход (рис. 3).

/ / / М

Рис. 3. Общая схема системы

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Здесь {a^aj — два любых элемента системы, (оц — коэффици-

ент связи между ними, fj — функция 1-й подсистемы, F — целепо-

лагающая функция всей системы, п —общее количество элемен-

тов, х, — хт — внешние воздействия на вход системы, Y, — функция

выхода, продукция, текущие состояния системы, М — внешние

воздействия из окружающей среды, оказывающие косвенное

влияние на состояние системы. фс — коэффициент обратной свя-

зи, передающий информацию с выхода на вход системы для срав-

нения степени удаленности от цели). Эта информация оказывает

влияние на fj, корректируя изменение таким образом, чтобы сис-

тема приближалась к цели, а не удалялась от нее.

Воздействия х и выходные параметры Y имеют в своем со-

ставе элементы информации, вещества и энергии, первоначаль-

но отсутствовавшие в системе. В ней они преобразуются таким

образом, что, хотя на выходе Y эти элементы и присутствуют, их

соотношение меняется. Сложная система способна к динамиче-

скому изменению как части своих элементов, связей между ними,

так и изменению своего окружения через выходную функцию

Y; Поскольку система преобразует информацию, в ней должны

быть подсистемы ее хранения и выдачи, т. е. память. Кроме того,

целеустремленное изменение системы требует и наличия интел-

лектуально-подвижных подсистем.

Воздействия М не имеют характера прямой адресации на вход

системы, они проникают в нее или независимо от приема воздей-

ствия, необходимого для непосредственного движения к цели, или

могут быть специально организованы окружающей средой, так-

же играющей роль системы, но посторонней. Это либо стохасти-

ческие и случайные (климатические и физические и др.) воздей-

ствия, не имеющие целенаправленного характера (имеется в виду

отсутствие посторонней воли), либо специально организованные

действия внешних подсистем, оказывающие стимулирующее или

мешающее влияние на целеустремленное движение рассматри-

ваемой системы.

Естественно полагать, что полное описание системы и ее функ-

ций требует как качественных, так и количественных характе-

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

ристик. Достаточно сложный общенаучно законченный принцип

системного описания уже нашел свое применение в методологи-

ческих и инженерно-психологических работах. Представляется

перспективным применение системных аналогий для интеграль-

ного описания психики такой сложной категории, как личность.

Возможность и необходимость общесистемного подхода обо-

снованы следующими положениями.

1. Ни одна из теорий личности полностью не согласуется с ос-

тальными, но в каждой есть неоспоримые рациональные начала

и стремление представить личность как целое через выбранный

базис, т. е. необходимость системного подхода очевидна.

2. Личность — такое сложное образование, что по числу раз-

личных сфер, их характеристик, отношений, а также функциональ-

ных связей вполне сопоставима с ультрасложными системами.

3. Личность как интегральная характеристика человека со все-

ми присущими ему физическими, химическими, биологическими,

психическими и социальными признаками открыта в окружаю-

щий мир как для приема вещества, энергии и информации, так

и для отдачи их в физический и социальный мир. Она может вос-

принимать воздействия через органы чувств — интериоризуя то,

что ей нужно, но подвержена и тем воздействиям (часто вредным),

которые ей не нужны. Человек смотрит на красивый ландшафт,

любуется цветком, слушает музыку, читает книгу и т. д. Но он мо-

жет подвергаться воздействию слишком большой световой мощ-

ности от электросварки, отравляться химическими веществами, ис-

пытывать дискомфорт от громкого шума и т. п. Наряду с простыми

видами воздействий, личность встречается и со сложными, имею-

щими физиологический, психологический и социальный характер.

4. Человек воспринимает информацию, преобразует ее, запо-

минает и использует для целесообразных решений. Последние фор-

мируются с помощью когнитивных процессов, в которые обяза-

тельно входят анализ, синтез, сравнение, аналогии, классификации

и умозаключения. Каждое решение связано с целями личности. Сте-

пень оптимальности движения к цели анализируется с помощью

обратных связей. Для каждого случая есть свои критерии.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

5. Психические процессы, состояния, свойства и психические

особенности личности могут найти свое место в соответствую-

щих характеристиках системы.

Вернемся к общей схеме системы и посмотрим, как в ней мо-

гут найти свое место наиболее ярко выраженные психические яв-

ления. Поскольку в понятие «личность» входит человек со всеми

присущими ему физическими, психическими и социальными ха-

рактеристиками, прежде всего нужно говорить о структуре лич-

ности. Она определяет материальную и пространственно-времен-

ную конфигурацию того основания, на котором существует

и развивается психическая система личности. Рассматривая лич-

ность как целое, в ней можно выделить связанные между собой

подсистемы, реализующие психические функции. Эти функции оп-

ределяются динамикой связей элементов самих подсистем, иерар-

хическими связями между подсистемами и объективными зако-

нами внешнего мира. Поскольку сама личность также является

частью этого мира, она в него интегрирована своей структурной

подсистемой, материальным базисом

Поскольку структурная подсистема обеспечивает физическое

существование индивида и его связь с материальным миром, она

сама материальна и связана с определенной энергетикой. Пси-

хические же явления в принципе отличны от физиологических,

химических, физических и других материальных процессов, но

функционируют на их базе. Должна быть категория таких явле-

ний, которые обеспечивают связь материального и психическо-

го. На наш взгляд, это информационные процессы, пронизываю-

щие все подсистемы личности. Данное утверждение естественно

следует из того факта, что без информационного управления сис-

тема не может быть целеустремленной, а ее действия не будут

целесообразными и разумными. Понятие информации фундамен-

тально, как понятие самой материи, энтропии, хаоса и организо-

ванности. Она — атрибут материи, выступающий в пассивной

форме как отражение ее организованности (дезорганизованно-

сти), а в активной форме — как средство организации и дезорга-

низации. Информация полезна для системы, если ее примене-

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

ние при принятии решения способно уменьшить степень неор-

ганизованности системы в процессе ее движения к цели.

Движение информации происходит по своим законам, но вся-

кое движение должно обеспечиваться энергетикой и носителя-

ми информации. В структурной подсистеме и энергетика, и но-

сители информации в общем известны: это — химические,

биохимические, электрохимические и электромагнитные явле-

ния в смене состояний рецепторных окончаний, нейронных це-

пей, нервных клеток коры больших полушарий. Биологическая

структура организации целенаправленного преобразования ин-

формации очень экономична в энергетическом отношении. Как

известно, живой мозг обеспечивает колоссальную переработку

информации при затрачиваемой мощности порядка 10—16 Вт,

но это, конечно, не предел. Дело в том, что одна и та же информа-

ция может быть преобразована при самых разных энергетиче-

ских мощностях. Сравните предложение, вытесанное на камне,

записанное на листе бумаги, или в ячейку памяти компьютера.

А единица информации, записанная в память человека, будет

обеспечена и вовсе мизерной энергией. Например, если учесть,

что кора больших полушарий имеет порядка 1010 нервных кле-

ток и что любая связь между парой нейронов может отражать

один бит информации, то оказывается, что связь между парой

нейронов обеспечена энергией не более 10~19 Вт. Это следует из

того, что если учесть одновременно работу 10 % всех нейронов,

одновременное взаимодействие их потребует включения поряд-

ка 1020 пар. То есть суть информации если и зависима от энерге-

тики и от носителя, то очень незначительно.

Отсюда можно сделать вывод о существовании внутрипсихи-

ческих подсистем и между ними энергетических и информаци-

онных связей, причем энергетика выше там, где необходимы про-

цессы жизнеобеспечения (управление функциями организма). На

основании сказанного выше можно предполагать, что для функ-

ционирования высших психических функций требуется ничтож-

но малая доля энергетики. Следовательно, если иметь в виду, что

информация может быть системообразующим фактором в лич-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ности, система должна быть в своей основе устойчива при весьма

ограниченных энергетических затратах. Это, безусловно, не от-

носится к структурной подсистеме, обеспечивающей исполни-

тельные функции организма на уровне грубых материальных

форм взаимодействия со средой.

Очевидно, что те процессы, которые сопровождают психиче-

ские явления, обладают чрезвычайно малой мощностью, практи-

чески не поддаются непосредственным измерениям на уровне со-

временной научно-технической базы психодиагностики. Даже самые

тонкие и точные измерения электроэнцефалограмм—это лишь из-

мерение физических процессов, косвенно отражающих сами пси-

хические процессы. Но и эти измерения не в состоянии уловить

значения изменений энергетики на уровне порядка 10~20 Вт. По-

этому основные способы психодиагностики связаны с регистра-

цией и анализом относительно грубых материальных форм кос-

венного проявления психических явлений: психофизических,

электроэнцефалографических и реакции испытуемых на тесты

и опросники. Возможности таких измерений могут быть улучше-

ны, если подходить к проблеме с позиций системного анализа

При этом не исключается и возможность дополнительных шкаль-

ных преобразований, облегчающих описание сложных подсистем

личности.

Как вариант укрупненного отражения связных совокупностей

свойств и процессов, определяющих деятельностную сторону лич-

ности субъекта труда, предлагается модель из 15 подсистем (рис. 4).

Sj — подсистема структурной организации, включающая в себя

телесную конституцию и ее материальное жизнеобеспечение. Осо-

бенности этой подсистемы определяют асимметрия полушарий моз-

га, половые различия, гормонально-катехоламинный обмен, высшая

нервная деятельность, морфологические свойства тела и т. д.

Эта подсистема «слишком» материальна, чтобы можно лег-

ко найти ее связи с чисто психическими свойствами личности.

Тем не менее эти связи есть, хотя и носят опосредованный ха-

рактер. Например, факторы темперамента, (по И. Канту, делятся

на темпераменты настроения и действия. Через них и осуществ-

Глава IV. Психика как большая, открытая, живая, развивающаяся система

ляются связи по схеме: деятельность > интеллект > воля > эмо-

ции > работа сознания (она всегда опирается на память) > при-

нятие решений и т. д. Для удобства условно назовем эту подсисте-

му — темперамент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.149 сек.