Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ III 1 страница




.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

У здорового младенца и маленького ребенка легко наблюдать

калейдоскоп сменяющихся процессов и кратковременных состоя-

ний. Вот он улыбается и блаженствует, а вот он уже плачет и него-

дует. С возрастом значительно чаще появляются все более длительно

сохраняющиеся состояния, сначала эмоционально-вегететивные,

потом психомоторные и, наконец, перцептивные.

По мере развития перцептивных процессов ребенок получа-

ет возможность длительнее рассматривать что-либо и прислуши-

ваться. Так создаются предпосылки для трансформации восприя-

тий в представления. Мимолетные восприятия оставляют следы

в мозгу и психике. Более основательные и длительные по време-

ни восприятия создают основу для более фундаментальных пред-

ставлений памяти, а на их основе далее появляются и представ-

ления фантазии.

Продуктом представлений и мышления является новое зна-

ние как результат творчества. Поэтому перцептивные состояния

перерастают в созерцательные, затем интеллектуальные, мнеми-

ческие, эмоциональные, волевые и нравственно-психологические.

Процесс творчества обращен не только «вперед», в форме анти-

ципации, но и «назад», поскольку он через апперцепцию обога-

щает и разовое восприятие, и более длительные перцептивные

состояния.

8.3.3. Перцептивные состояния

Перцептивные состояния играют большую роль во многих ви-

дах профессиональной деятельности. В качестве примера укажем

на такие специализации, как «впередсмотрящие», или «слухачи» на

флоте, наблюдатели постов ВНОС (воздушного наблюдения, опове-

щения и связи), операторы РЛС, диспетчеры электростанций и др.

Состояния перцептивной и интеллектуальной внимательно-

сти органичны и совершенно необходимы для педагогического

процесса. При этом немалую роль играет их устойчивость и уп-

равляемость как со стороны учащихся, так и учащих.

На качество перцептивных состояний решающее влияние

оказывает апперцепция. Впервые она изучена В. Вундтом. Даже

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

сам фактор длительности, обусловливающий переход единично-

го восприятия в перцептивное состояние, в решающей мере за-

висит от апперцепции, т. е. опыта личности и ее состояния.

Конкурировать с апперцепцией в обсркдаемом вопросе может

только направленность личности, в частности профессиональная. Тем

не менее одна направленность, не подкрепленная психологическим

опытом личности, не может обеспечить нужной длительности, ин-

тенсивности и результативности перцептивных состояний.

Особой формой перцептивно-созерцательных состояний яв-

ляются медитация и другие специальные состояния, практикуе-

мые в мистических и религиозных системах. Искусственно огра-

ничивая сознательный контроль и вызывая фазовые состояния

коры больших полушарий мозга, можно на уровне между вос-

приятием и представлением заставить адепта (скажем, дона Хуа-

на) «видеть» смерть как нечто предметно-реальное, расположен-

ное слева от наблюдателя.

Таков же механизм многих других перцептивных состояний,

наивно подаваемых как якобы новый шаг в научном познании

природы нормального человеческого восприятия.

Перцептивные состояния еще в большей мере, чем процес-

сы, не являются просто отражением свойств мира, пусть даже

сколь угодно «активным», как написано во многих учебниках.

Отражение как цель восприятия присутствует лишь в частном

случае познания ради познания, свойственного, например, науке.

В абсолютном большинстве других случаев жизни целью вос-

приятия является не отражение и даже не познание как таковое,

а ориентировка в мире с целью более успешных действий в нем.

Это существенно иная цель.

Если бы белый медведь, действия которого описал полярный

радист Э. Кренкель и проанализировал психолог П. Гальперин, не

боялся себя демаскировать, то он не только не прикрывал бы ла-

пой свой черный нос, но просто не увидел бы, что его нос черный,

а фон вокруг — белый. Эту картину он целенаправленно увидел

и целенаправленно использовал, чтобы не остаться голодным из-

за неудачной охоты. Точно так же профессор психологии А. Р. Лу-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

рия увидел вывеску «Обеды», хотя на ней было написано «Обувь».

Мы видим не то, что видит наш глаз, а то, что надо увидеть,

чтобы иметь возможность удовлетворить свои потребности. Наше

восприятие, как и вся психика, изначально субъективно. Оно слу-

жит не отражению чего-либо как самоцели, а ориентировке в це-

лях субъективно значимой оценки ситуации, принятия решения

и управления процессами его реализации в целях удовлетворе-

ния сиюминутной или отдаленных потребностей.

Все это полностью относится к перцептивным состояниям,

переживаемым субъектом в данный момент. Тем более неумес-

тен термин «отражение», когда речь идет о состояниях более

высоких уровней — с 13-й по 18-й.

8.4. Созерцательные, интеллектуальные

и мнемические состояния

Процессы и состояния первых трех уровней порождены непо-

средственным взаимодействием субъекта с физическим миром Это

небольшая часть от числа всех взаимодействий человека с миром.

Их львиная доля является не непосредственно физическими, а мыс-

ленными, психологически опосредованными взаимодействиями.

Примитивные непосредственные «восприятия» есть и у насе-

комых, но у них нет внутренней картины (модели) мира, которая

есть у высших животных и у человека. В ее основе лежат не только

восприятия, но и представления Это понимал уже Аристотель.

Понимали это и другие, более близкие нам по времени мыс-

лители, например Б. Спиноза. Вот как он описывает процесс по-

знания. «Некоторые вещи находятся в нашем уме, а не в приро-

де, и, таким образом, они являются нашим собственным

созданием (выделено намиЕ. Г.) и служат для отчетливого по-

нимания вещей. Под ними мы разумеем все отношения (отнюдь

не отражения), касающиеся различных вещей, и мы называем

их мысленными сущностями».

Таким образом, мысленные сущности, т. е. образы и мысли,

считает Спиноза, создаются, строятся психикой человека, а не

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

возникают, как какие-то копии или отражения. Нет никаких осно-

ваний пытаться строить всю психологию как функцию отражения.

8.4.1. Созерцательные состояния

На основе представлений как процесса формируются соот-

ветствующие состояния, которые логично назвать созерцатель-

ными, поскольку активность субъекта при этом направлена не во-

вне, а как бы в глубину собственной психики, прежде всего в виде

следовых процессов, связывающих восприятия с представле-

ниями.

Таких процессов несколько. Этапными можно считать по-

следовательные и эйдетические образы. Последовательные обра-

зы, как явления по преимуществу физиологические, подчиняют-

ся простейшим законам индукции, перспективы и контраста.

Длительное восприятие черного квадрата порождает последова-

тельный образ в виде белого квадрата, красная фигура порожда-

ет последовательный образ зеленого цвета и т. д.

Возникая на короткое время, последовательный образ исче-

зает и появляется вновь, уже на меньшее время, и так продолжа-

ется до полного затухания. Все эти явления хорошо объясняются

свойствами нервных клеток и протекающими в них физико-

химическими процессами.

Иное дело — эйдетические образы. Они также зависят от

нейродинамики, но не только. Прежде всего они много сложнее

и содержательнее, чем последовательные образы. Эйдетик (чело-

век, которому свойственно наличие эйдетических образов) долго

видит воспринятую картинку. Если ее убрать и спросить, что на

ней было изображено, то, в отличие от человека с обычным вос-

приятием, он не будет ничего вспоминать. Он просто посчитает,

например, число окон, если они были изображены. Для него это

естественно, поскольку он продолжает их видеть мысленным

взором.

Когда эта картинка начнет оживать и преобразовываться, то

это будет уже не эйдетический образ, а настоящее представле-

ние памяти. Что касается созерцания, то это следующая ступень-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ка онтогенеза психики, по сравнению с простым представлени-

ем. Созерцание — это процесс активного преобразования через

представления, за которыми стоит личность созерцателя.

Состояние созерцания — проективное. Два эйдетика совер-

шенно одинаково запомнят одну и ту же картинку. Но перейдя

на следующую ступеньку, в состояние созерцания, они увидят

череду существенно разных картин, вызывающих разные мысли

и переживания.

Созерцательные состояния охватывают людей на вернисаже,

при долгом рассматривании открытого пламени или водной по-

верхности. Это не познавательный процесс как таковой. Это свое-

образная внутренняя активность развитой личности. Человек с бед-

ной фантазией и инертной психикой не склонен К созерцанию.

На вернисаже ему скучно. Напротив, человек душевно богатый

получает наслаждение даже от, казалось бы, бедных деталями по-

лотен.

Классический пример — квадрат Малевича и вообще абст-

рактная живопись. Доказано, что простые геометрические фигу-

ры будят разные ассоциации и проекции. Другой пример —

классическая музыка. Если это цикл «Времена года», все просто,

но если это симфония, то она будит многие, сильные и разные

чувства и мысли — достаточно названия и небольшого намека,

чтобы у подготовленного слушателя разыгралась фантазия.

В частности, поэтому восприятию произведений искусства

надо учить. А эффект обучения неоднороден, индивидуально свое-

образен. Созерцательные состояния духовно обогащают людей.

В этом одно из их предназначений. Другое немаловажное след-

ствие погружения в созерцательное состояние — это избавление

от суетности бытия.

Если физические упражнения нужны для борьбы с моното-

нней и гиподинамией, то созерцательность необходима для борь-

бы с бессмысленной суетой будней, погоней за сиюминутной вы-

годой. Обращение к Богу для верующего также есть погружение

в созерцание высшей справедливости, высшей духовности с це-

лью приобщения к ней и духовного самосовершествования.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

Как все психические процессы и состояния, созерцательность

сложна по своему составу. В ее «ткани» — и эмоции, и эхо психо-

моторики, и представления памяти и фантазии, а также более

или менее ясные мысли, рожденные ситуацией созерцания. По-

тому прекрасная картина, как и музыка, будит прекрасные мыс-

ли и намерения, облагораживая зрителя и слушателя.

8.4.2. Интеллектуальные состояния

Интеллектуальные состояния, сензитивный период развития

которых наступает вслед за созреванием механизмов созерцания,

отличаются тем, что они существенно более рациональны, упо-

рядочены и доказательны, менее произвольны.

Пятилетний ребенок прекрасно и быстро мыслит, сочиняет

стихи и неологизмы, фонтанирует выдумкой и интеллектуальной

активностью. Все это прекрасно известно и отмечено такими ува-

жаемыми авторами, как Л. Н. Толстой и К. И. Чуковский. И тем не

менее надо признать, что в пять лет еще не созрели анатомо-физи-

ологические и психические механизмы состояний ни 10—13-го,

ни тем более 14-го уровня, т. е. мыслительные.

Если И. П. Павлов двадцать лет обдумывал свою книгу о фи-

зиологии условных рефлексов, то никакому вундеркинду сколь-

ко-нибудь длительное, непрерывное думание не по силам. Воз-

можность долго и неотступно обдумывать что-либо приходит

к человеку (если вообще приходит) не сразу, не вдруг, но лишь

после того, как сформируются состояния нижележащих уровней.

Интеллектуальные состояния, как стало ясно после Фрейда,

отнюдь не являются монополией сознания. Бессознательному

присуща своя логика. Сколь длительны разовые неосознаваемые

интеллектуальные состояния, судить трудно. Но в целом обдумы-

вание жизненных ситуаций может идти очень долго — днями,

месяцами и годами, одновременно и попеременно на сознатель-

ном и неосознаваемом уровнях.

На глубину и длительность состояний, в том числе интеллек-

туальных, большое влияние оказывают свойства нервной систе-

мы, темперамент и характер.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Так, флегматик склонен думать долго, не утомляясь и не пре-

сыщаясь процессом думания. Меланхолик, напротив, быстро ис-

тощаем. Холерику трудно удерживать детали, а сангвиник скло-

нен сокращать длительность интеллектуальных состояний (при

легкости возврата к ним после перерыва).

При прочих равных условиях достижение функций 15-го уров-

ня (интеллектуальных состояний) — это важный показатель жиз-

ненной и профессиональной зрелости человека, одно из его про-

фессионально важных качеств (ПВК).

По сравнению с эмоциональными, интеллектуальные состоя-

ния менее энергоемки и скорее вызывают явления психологи-

ческого насыщения и физиологического утомления. Обусловле-

но это свойство более высоким нейродинамическим уровнем,

обеспечивающим их функционирование.

Главным носителем интеллектуальных функций являются клет-

ки коры больших полушарий мозга. А они, как писал И. П. Павлов,

суть весьма «бдительные сигнальщики» и потому не приспособле-

ны для длительного, непрерывного функционирования.

8.4.3. Мнемические состояния

Мнемические — это всеуровневые процессы и состояния.

Каждое психическое явление целостно, а важнейшим механиз-

мом целостности является фиксация элементов, т. е. память.

Однако УРОВЕНЬ мнемических процессов и состояний, ин-

тегральных образований существенно не одинаков. Процессы

памяти на первом уровне примитивны, по мере подъема по «лест-

нице» уровней они становятся все сложнее и достигают наиболь-

шей тонкости, дифференцированное™ и совершенства на выс-

шем, 27-м уровне, уровне нравственного чувства.

Мнемическое состояние как компонент входит в состояния

всех уровней, но лишь с 15-го уровня они становятся самоцен-

ными, а не только входящими в состав мыслительных процессов.

Приведем примеры. Первое сентября. Студент (студентка)

на лекции. После летнего перерыва очень трудно сосредоточить-

ся на учебном материале. На память приходят веселые летние

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

денечки, просторы Волги и песок пляжа, шутки, смех, розыгры-

ши друзей. Нужно усилие воли, чтобы переключить внутренне

направленное внимание на окружающую реальность — учебную

аудиторию, голос лектора, собственные записи.

Другой пример. Экзамен. Взят билет. Поначалу вопросы би-

лета пугающе трудны. Однако после некоторого раздумья вклю-

чается память. Некоторые студенты «видят» мысленным взором

нужные страницы учебника, «слышат» голос лектора. Состояние

припоминания углубляется, вопрос проясняется, наступает спо-

койная уверенность и как итог — пятерка в зачетке.

Разумеется, мнемические состояния, как и все иные, неодно-

родны по своему составу. Наряду с памятью, активизируются

мышление и эмоции, воля и даже психомоторика (морщится лоб,

напрягаются мышцы тела), чаще бьется сердце, поднимается дав-

ление крови.

Тем не менее по его главной функции — в данном случае при-

поминанию учебного материала — описанное состояние мы уве-

ренно назовем мнемическим. Высшие формы памяти интегри-

руют все познавательные процессы и состояния. Более того,

хорошая или плохая память выступает в роли интегрирующих

факторов личности в целом.

О человеке, лишившемся рассудка, говорят, что он «потерял

себя», «забыл», потерял свое прошлое. В определенном смысле

память — это и есть личность. А формирует личность череда мне-

мических состояний, от рождения и до зрелого возраста.

Состояния 10—15-го уровней функционируют как единое це-

лое, обеспечивая протекание самых сложных, длительных и от-

ветственных познавательных актов.

От уровня к уровню растут сложность и индивидуальное свое-

образие состояний. Каждое состояние (как и процесс) само себя

регулирует. Это возможно, поскольку изначально простейший

психический процесс трехкомпонентен. А именно: в основе лежит

эмоционально-вегетативный компонент, а в «ткани» любого пси-

хического процесса присутствуют элементы памяти и внимания

(как механизма избирательности). Межуровневое регулирование

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

также укладывается как бы само собой, за счет имеющихся верти-

кальных и горизонтальных связей всех 27-ми уровней-компонен-

тов друг с другом. Однако этих связей недостаточно, чтобы обеспе-

чить наиболее тонкие процессы регулирования.

Как и на уровне процессов, на уровне состояний форми-

руются специальные центрально-регуляторные состояния 16—

17-го уровней.

8.5. Эмоциональные, волевые

и нравственно-психологические состояния

как механизмы саморегуляции личности

8.5.1. Эмоциональные состояния

Эти состояния представлены на рис. 5, стр. 99 как 16-й уро-

вень-компонент второй подсистемы. В чем состоит основная функ-

ция состояний этого уровня? Они суть центрально-регуляторные

состояния, санкционирующие или запрещающие активность ни-

жележащих уровней. Интеллектуальный компонент эмоциональ-

ного состояния этого уровня делает переживание осмысленным

и определенным образом ориентированным. Как справедливо пи-

шет С. Л. Рубинштейн, «переживание отношения (выделено

намиЕ. Г.) человека к окружающему составляет богатую и яр-

кую сферу человеческих чувств».

Еще более, чем процессы, эмоциональные состояния сложны

и противоречивы, например «...в ревности страстная любовь ужи-

вается со жгучей ненавистью».

В. Вундт отметил характерную динамику эмоциональных со-

стояний — смену напряженности и разрядки, возбуждения и по-

давленности. Эмоциональные состояния, равно как и волевые, по-

рождаются потребностями тела и духа.

Как и регуляторные процессы 7—8-го уровней, регуляторные

состояния управляют телесными и психическими функциями не

непосредственно, а через механизмы внимания — непроизволь-

ного и произвольного. Например, депрессивное состояние через

механизмы внешне и внутренне направленного внимания гасит

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

всякую активность. Бодрое и тем более гипоманиакальное состо-

яние, напротив, лишает сна и усталости, активизируя сразу все не-

рвно-психические структуры и обмен веществ в организме. Боль-

ной не спит сутками.

В состоянии аффекта разрушаются многие барьеры, снижа-

ются критика и интеллектуальный контроль. Именно поэтому

так называемый физиологический аффект признается в суде об-

стоятельством, смягчающим вину подсудимого и дающим право

на снижение строгости наказания за содеянное.

В патологии (а «физиологический» аффект только называется

физиологическим, являясь на самом деле формой патологии) лишь

гротескно подчеркивается то обстоятельство, что эмоциональное

состояние управляет всеми формами активности и в норме. В ка-

честве примера укажем на безудержность холерика. Это свойство

темперамента обусловлено особенностями протекания эмоцио-

нальных состояний всех уровней (начиная с первого и до 16-го).

Мощным стимулом формирования эмоциональных состояний

является музыка. Ни веселье, ни раздумья, ни боевое возбуждение

в человеческой практике не обходятся без песни и танца, без адек-

ватного данной задаче музыкального сопровождения. Это давно

понято и использовано шаманами и колдунами. Эта же законо-

мерность «взята на вооружение» и в цивилизованном обществе.

Как и эмоциональный процесс (и в еще большей мере), эмо-

циональное состояние несет совершенно определенное интеллек-

туальное содержание. Яркий пример последнего времени — ост-

рые политические дебаты по поводу старого-нового гимна

СССР-России, музыка которого накрепко срослась со старым со-

ветским текстом. Может быть, со временем новые слова столь

же органично сольются с музыкой в новое эмоционально-интел-

лектуальное целое, но суть дела от этого не меняется: музыка гимна

не может быть нравственно и интеллектуально нейтральной.

Все психические состояния всех уровней представляют осо-

бый интерес для психологии, поскольку именно они, а не про-

цессы и свойства личности являются непосредственным объек-

том экспериментально-психологического исследования. Выводы

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

психолога-диагноста, касающиеся как процессов, так и интеграль-

ных образований, также базируются на оценке, ибо только со-

стояния можно исследовать сиюминутно и непосредственно. Та-

ким образом, с точки зрения психодинамики, первичны не

процессы, а состояния. Многократно и устойчиво фиксируя одни

и те же параметры эмоциональных, психомоторных и мнеми-

ческих состояний, можно уже логически судить о свойствах про-

цессов, темпераменте, характере и других индивидуально-психо-

логических качествах исследуемого.

Что касается теории эмоции, то она пока не создана. Класси-

ческая гипотеза Джемса-Ланге, пытающаяся объяснить природу

эмоции как следствие физиологических процессов, в частности,

вегетативных, давно и убедительно дискредитирована Кенноном

и другими авторами.

Альтернативная точка зрения советских психологов, декла-

рированная С. Л. Рубинштейном, звучит так: «Теория и класси-

фикация эмоций должна... исходить... не из...анализа эмоциональ-

ного переживания или физиологического изучения механизмов

эмоционального процесса, а из тех реальных взаимоотношений,

которые лежат в основе эмоций».

Вряд ли такая альтернативная постановка вопроса уместна.

«Ткань» эмоционального состояния все же психофизиологической,

а не социальной природы. Скачок от физиологии к социальным

отношениям и игнорирование эмоций психофизиологической ре-

альности, не сводимой ни к тонусу сосудов, ни к социальным от-

ношениям, нельзя признать обоснованными.

Непонятно, почему теория эмоций не должна исходить из ана-

лиза переживания как феномена одновременно физиологическо-

го, телесного, так и душевного и духовного. Откуда такой запрет?

Приемлемый вариант теории эмоций, на наш взгляд, дает кон-

цепция СГП. В ее рамках эмоция — это первичный психический

процесс, как бы «камбий», из которого в онтогенезе вырастает

все многоэтажное здание психики, являющейся не чем иным, как

значимыми переживаниями.

Это не физиологическое и не социологическое, а самостоя-

тельное психологическое понимание природы психики вообще

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

и эмоций в частности. Эмоция как психическое явление много-

слойна и многоуровнева. Чем проще эмоция, тем больше в ней

удельный вес биологии и физиологии. Чем выше, сложнее, душев-

нее и духовнее эмоция, тем больше в ней социального бытия че-

ловека, а не его физиологии. Став социальным, человек не пере-

стал быть существом также и биологическим. Эмоция — не

отношение, как часто пишут в учебниках, а переживание отно-

шения, в том числе и телесного, и душевного, и духовного.

В этой связи возникает вопрос — а можно ли духовность ис-

следовать средствами психологии? Ответы даются разные. Г. Эб-

бингауз считает, что можно и нужно. Другие психологи и осо-

бенно теологи склонны вывести проблему духовности из сферы

научного психологического рассмотрения.

Принимая позицию СГП, скажем: физиологию эмоций мож-

но и нужно изучать физиологическими методами, социологию —

социологическими. Психологическое изучение эмоций не сводит-

ся ни к одному из перечисленных, а имеет свои методы и свою,

психологическую (а не поведенческую) теорию эмоций как базо-

вого, фундаментального психического процесса sui generis. Пере-

живания бывают разного уровня — от эмоционально-вегетатив-

ного до нравственно-психологического, т. е. душевного и духовного.

Трехуровневый подход, включающий физиологический, соб-

ственно психологический и социальный аспекты исследования

природы эмоции, органично раскрывает все многообразие эмо-

циональной жизни человека. В рамках этого многообразия нахо-

дят свое место такие разные свойства эмоций, как их изначаль-

ная амбивалентность, энергетическая и регуляторная функции,

опять-таки разного уровня.

Что такое нравственно-психологические свойства личности? Это

ее нравственное чувство. Как видим, с простейшего эмоционально-

го состояния плода и младенца психика начинается, а заканчивается

высшими чувствами, глубоко человечными переживаниями.

Как конкретно реализуются регуляторные функции эмоцио-

нальных состояний? Через механизмы непроизвольного внимания.

Более подробно проблему внимания мы обсудим ниже, в п. 8.6.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Истоки эмоций лежат в телесных, а затем душевных и духовных

потребностях организма и личности. Те же потребности порожда-

ют и волю как центрально-регуляторный процесс и состояние. Эту

мысль С. Л. Рубинштейна позволительно уточнить. Потребность не-

посредственно волю (в отличие от эмоций) все же не порождает. Но

эмоция по мере ее насыщения все новым интеллектуальным содер-

жанием трансформируется в волю. Пролонгированное во времени

волевое усилие становится волевым состоянием.

8.5.2. Волевые и нравственно-психологические состояния

Как справедливо писал С. Л. Рубинштейн, «...вопрос о регули-

ровании человеческой деятельности в целом не решается одними

эмоциями; он ставит перед психологией проблему воли». И нрав-

ственности, добавим мы.

Решается она по-разному. С. Л. Рубинштейн, справедливо под-

черкивая связи воли с потребностями, эмоциями, психомотори-

кой и интеллектом, склонен, как и внимание, признать волю не-

коей стороной психики, а не самостоятельным и полноценным

психическим процессом. Наша позиция иная. Воля — это цент-

рально-регуляторный процесс 8-го уровня, а волевые состояния суть

17-й уровень-компонент (т. е. тот же 8-й уровень, но в подсистеме

состояний). Нравственно-ориентированное внимание как процесс

отнесено на рис, 5, стр. 120 к 9-му уровню, а состояние — к 18-му.

Соответственно, и внимание — это не только сторона психи-

ки, но и самостоятельный психический процесс. Непроизволь-

ное внимание — это процесс 7-го уровня, произвольное — 8-го,

а нравственно-психологическое внимание — 9-го. Состояния вни-

мательности и невнимательности отдельно на рис. 5 не показа-

ны, поскольку они как обязательный компонент входят в состоя-

ния всех трех высших уровней в качестве неизменного

исполнительного механизма.

Роль инструмента непосредственного регулирования «в руках»

эмоций играет непроизвольное внимание, а воли — произвольное.

Именно через внимание эмоциональные и волевые состояния ре-

гулируют все другие психические проявления на прочих уровнях.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

Заметим, что позиция С. Л. Рубинштейна не до конца последо-

вательна. Это видно из того, что глава о воле названа им «Волевые

процессы», а не «Волевая сторона психики». Тем самым объектив-

но сделан шаг к признанию динамического развития и дифферен-

цировки психики, в ходе которого та или иная сторона психики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.248 сек.