Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ III 5 страница




ям снижения стрессового характера ситуации, и чрезмерное, или

неуместное уменьшение двигательной активности, снижающее

эффективность пассивно-защитного поведения. Принято разли-

чать первичное и вторичное пассивное реагирование. Первичное

возникает с самого начала экстремального воздействия, которое

субъективно оценивается как невозможное, непонятное, неверо-

ятное. Вторичное пассивное реагирование сменяет имеющуюся

стрессогенную активизацию поведения. Это происходит вслед-

ствие чрезмерной длительности стрессора или при его многократ-

ном повторении. Следовательно, пассивное вторичное реагиро-

вание при достаточной продолжительности и силе стрессора

возникает практически у всех людей, т. е. и у тех, кто пытался

активно устранить стрессор, и у тех, кто намеревался его пере-

ждать. Однако при этом пассивное реагирование не является уни-

версальным проявлением человека при длительном стрессе: оно

может охватить одни функции и не затронуть другие [4].

Активность и пассивность поведения при стрессе определя-

ются сочетанием внутренних и внешних факторов. К внутрен-

ним относятся врожденная предрасположенность человека к ак-

тивному или пассивному реагированию в критических ситуациях,

а также субъективный опыт столкновения с подобными пробле-

мами.

Внешним фактором, определяющим активность адаптивного

поведения, является экстремальность стрессора, которая зависит от:

Глава IX. Сложные психические состояния

1) субъективной оценки опасности стрессора для целостно-

сти субъекта;

2) степени субъективной значимости стрессора;

3) степени неожиданности стрессора;

4) близости действия стрессора к крайним точкам субъек-

тивной шкалы «приятно-неприятно»;

5) продолжительности действия стрессора при сохранении

его субъективной значимости [4].

Таким образом, проявление той или иной формы адаптив-

ной активности определяется «совокупным сочетанием индиви-

дуальной предрасположенности субъекта к активному либо пас-

сивному реагированию и реализующей эту предрасположенность

экстремальностью стрессора, которая также субъективно, осо-

знанно или бессознательно, оценивается реагирующим на нее

индивидом» [4].

Что касается целесообразности и предпочтительности той или

иной формы реагирования, то, несмотря на комплексное сочета-

ние внешних и внутренних, врожденных и приобретенных, осоз-

наваемых и неосознаваемых, индивидуальных и коллективных

компонентов, полезными для индивида в плане решения задачи

преодоления стрессовой ситуации являются оба защитных меха-

низма. Важным является избирательное использование той или

иной тактики: так, при сильных, но кратковременных стрессо-

рах более целесообразно активное защитное реагирование, тог-

да как пассивная тактика более эффективна в ситуациях, экстре-

мальность которых создается длительностью, а не силой

воздействия. Вместе с тем, с точки зрения эгоцентричности

субъекта (его самотождественности и целостности), предпочти-

тельным является активное реагирование, поскольку оно служит

для субъекта источником благоприятных сигналов о его потен-

циальной успешности в овладении стрессором.

9.3.2. Вегетативный блок

Выделяют «обслуживающую», регулирующую и превентивно-

защитную вегетативную активность.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вегетатика обслуживает психическую сферу, все, что проис-

ходит в психике, базируется на физиологических механизмах. При

этом психика как бы управляет вегетатикой. Их взаимодействие

призвано обеспечить оптимальный режим психической деятель-

ности. В некоторых случаях вегетатика может принимать на себя

функции, которые условно рассмотрим как управляющие. Кро-

ме того, вегетатика и выполняет защитные функции. При стрес-

се, в ожидании опасности, т. е. превентивно, они могут резко уси-

ливаться, становиться весьма заметными как для самого субъекта,

так и для окружающих. В отличие от защитного поведения (аг-

рессии или бегства), которое у человека в той или иной мере конт-

ролируется сознанием и направлено на удаление опасного фак-

тора, вегетативная защита непосредственно не контролируется

сознанием и характеризуется широким набором защитных реак-

ций, таких как экскреторно-эвакуаторная активность (рвота,

потливость, слюноотделение, «медвежья болезнь»), сердечно-сосу-

дистая, регенераторная и т. п.

9.3.3. Когнитивный блок

Принято считать, что стресс негативно влияет на когнитивные

(познательные) процессы. Однако не следует забывать, что стресс

может и благоприятно изменять их течение, в частности, такого

процесса, как мышление. Можно считать целесообразным подраз-

деление изменений мышления при стрессе на три типа [4]:

1) активизация мышления субъекта с адекватным отраже-

нием действительности в сознании (активизация дискур-

сивно-логического мышления и возникновение инсайтных

форм мышления, т. е. мыслительного «озарения»);

2) гиперактивизация мышления (появление навязчивых

мыслей и образов; мнительность; бесплодное фантазиро-

вание и гипернастороженность, проявляющаяся в бес-

соннице и боязливости);

3) «уход» от решения стрессогенных проблем (решение побоч-

ных, «замещающих» проблем, не имеющих отношения к дан-

ной ситуации, или уменьшение активности мышления).

Глава IX. Сложные психические состояния

9.3.4. Социально-психологический блок

Любой человек, хочет он того или нет, испытывает на себе влия-

ние своего социального окружения и, шире, социальной и пред-

метной среды. При стрессе меняется отношение к окружающему

миру, в том числе к миру людей, особенно при действии физиче-

ских, физиологических стрессоров, так и в результате контактов

с людьми, характер общения которых изменен стрессом.

Целесообразно использовать три уровня анализа изменения

общения как субсиндрома стресса. Первый (мегауровень) дол-

жен охватывать анализ взаимодействия людей в их общении на

протяжении больших отрезков времени, сопоставимых с продол-

жительностью жизни поколений, с учетом так называемого

«стресса жизни», т. е. изменения особенностей личностных ха-

рактеристик и показателей здоровья, возникающих под влияни-

ем длительных социальных, биологических и физических стрес-

соров, действующих локально на группу людей или на широкие

слои населения [4]. Второй уровень анализа (метоуровень) отно-

сится к анализу отдельных актов общения людей при стрессе

с учетом индивидуально психологических, характерологических

особенностей каждого, а также с учетом специфики действую-

щего стресс-фактора. Микроуровень — третий уровень анализа

изменения общения при стрессе — касается изучения отдельных

сопряженных элементов общения.

Характер и динамика изменения общения при стрессе обус-

ловливаются спецификой стрессогенной ситуации, индивидуаль-

но-психологическими и личностными особенностями взаимодей-

ствующих людей, а также социокультурными, национальными,

этническими, религиозными нормами, принятыми в обществе,

к которому принадлежат участники взаимодействия. Вместе с тем

выявлены общие закономерности динамики общения при дли-

тельном стрессе, в частности, связанные с развитием межлично-

стных отношений [4].

Первой стадией является так называемое ориентировочное

«замирание», когда человек, попадающий в стрессовую ситуацию,

как бы замирает, затаивается, присматривается к окружающим,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

чтобы оценить перспективу своих дальнейших контактов с ними.

Для этой стадии характерно снижение активности общения.

Вторая стадия характеризуется увеличением интенсивности

общения, даже у тех, кому не свойственны активные формы об-

щения вне стрессогенных условий. Целью интенсификации об-

щения является установление индивидуального ролевого статуса.

Третья стадия может быть связана с необходимой или вы-

нужденой помощью партнеру, при этом возникает, как правило,

более тесное общение. Вынужденная помощь активизирует адап-

тационные резервы как у того, кто помогает, так; и у того, кому

помогают, т. к. и тот, и другой ощущают собственную ценность.

Четвертая стадия связана со стабилизацией ролевого статуса,

которая может происходить как на фоне негативных, так и по-

зитивных эмоциональных проявлений.

Пятая стадия развития общения при стрессе может сопро-

вождаться как увеличением его активности, так и уменьшением.

В первом случае в разных условиях могут преобладать компонен-

ты межличностного взаимодействия либо консолидирующие

группу (принятие на себя роли лидера или поддержка лидера,

принятие ответственности на себя, дружелюбие), либо дезорга-

низующие ее (конфронтация с лидером, отчуждение от инте-

ресов группы, уклонение от ответственности). При уменьшении

активности общения (во втором случае) возможен, во-первых,

«уход» от общения, возникающий в результате снижения мо-

тивации и способности к нему, во-вторых, «когнитивное ниги-

лирование», при котором нарастает неприязнь к партнеру. При

этом дальнейшее развитие «нигилирования партнера» чрева-

то возникновением склонности к агрессии, направленной на

себя — аутоагрессия (суицид) — или на партнера. В-третьих,

при уменьшении активности общения возможно появление

самоотчужденности, характерным признаком которой явля-

ется снижение значимости собственной личности и мнения ок-

ружающих, и, в-четвертых, появление самоуглубленности, при

котором происходит усиление интериоризации мыслительной

активности.

Глава IX. Сложные психические состояния

9.3.5. Травматический стресс

Травматический стресс является особой формой общей стрес-

совой реакции, это переживание особого рода, результат особого

взаимодействия человека и окружающего мира [5, 6, 7, 8]. Трав-

матические события резко отличаются от всего того, что было

в прошлом опыте индивида, отличаются как необычностью, вне-

запностью, а иногда бессмысленностью и несправедливостью про-

исходящего, так и глубиной и силой переживаний. Травматиче-

ский стресс возникает тогда, когда ситуация (а точнее, личностная

значимость для субъекта) перегружает адаптационные, психоло-

гические и физиологические возможности, разрушая при этом

защиту личности и вызывая психическую травму. При этом дале-

ко не каждое стрессовое событие способно вызвать травматиче-

ский стресс. Чтобы стрессовая ситуация стала травматической,

она должна, во-первых, осознаваться субъектом как таковая и,

во-вторых, нарушать, изменять, а иногда и разрушать привыч-

ный образ жизни и образ мира [5]. Психотравмирующими явля-

ются не любые сильные или потрясающие переживания, а лишь

такие, которые могут быть причиной определенной клинической

патологии [9].

В последнее время подход к оценке травматичности пере-

житой ситуации был несколько смягчен. В качестве травмати-

ческих теперь признаются любые ситуации (необязательно все-

гда «выходящие за рамки человеческого опыта»), в которых

человек участвовал непосредственно как свидетель, если они

были связаны с восприятием смерти или реальной ее угрозы,

тяжелых травм и страданий других людей (или своей собствен-

ной), испытывая при этом интенсивный страх, ужас или чув-

ство беспомощности [6, 8, 10].

Кроме того, поскольку детерминантами психического состо-

яния являются не только сами ситуации (события) и их личност-

ный смысл для субъекта, но и индивидуально-психологические,

характерологические особенности личности, то важно учитывать

и этот фактор. Ведь известно, что одна и та же стрессовая ситуа-

ция может почти не затронуть одного человека и вызвать травму

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

у другого. Следовательно, как мы уже указывали в теории пси-

хических состояний, значима не сама по себе ситуация (хотя в трав-

матическом стрессе она, безусловно, важна), а ее личностный конк-

ретный смысл для данного индивида.

Проанализировав особенности травматического стресса, опи-

санные в Международной классификации психических наруше-

ний [5], и используя теорию психических состояний А. О. Прохо-

рова [11], согласно которой любое психическое состояние может

описываться с точки зрения его влияния на психические процес-

сы, физиологические реакции, поведение и переживание, можно

выделить следующие симптомы травматического стресса:

1) связанные с особенностями протекания психических про-

цессов;

2) с особенностями протекания физиологических реакций;

3) поведенческие симптомы;

4) симптомы травматического стресса, вызванные пережи-

ваниями субъекта.

В травматическом стрессе отмечается регрессия, примитиви-

зация всех психических процессов и резкое снижение качества

их протекания. Особенно при этом страдает память (вплоть до

полной амнезии) и нарушается внимание, главным образом его

антипирующая функция и такое свойство, как концентрация.

Возрастают иллюзии и нарушается мышление, увеличивается

количество ошибок при решении когнитивных задач. Оценка

реальности становится менее эффективной, мощность объектив-

ного критического подхода ослабевает, мышление становится

спутанным и иррациональным [12].

Что касается физиологических изменений, то среди симпто-

мов этого блока можно указать возникновение реакций, напо-

минающих или символизирующих травматическое событие:

спазм в желудке, головных болей и т. п. [5].

Информативными и значимыми являются поведенческие

симптомы. В посттравматическом состоянии человек стремится

избежать всего того, что хоть как-то связано с пережитой трав-

мой (разговоров, места или людей, напоминающих о травме) [5].

Глава IX. Сложные психические состояния

Кроме того, у субъекта выражено снижение интереса к тому, что

раньше занимало, он становится равнодушным ко всему, его нич-

то не интересует. Появляется чувство отстраненности, отчужден-

ности от других, ощущение одиночества и трудность, даже невоз-

можность установления близких отношений с другими. Можно

указать две причины такого поведения. С одной стороны, это ощу-

щение собственного уникального опыта, и в связи с этим окружаю-

щие воспринимаются как скучные, ничего не понимающие в жиз-

ни. Именно поэтому жертвы так тянутся друг к другу (Союз

ветеранов афганской войны, чеченской войны и т. п.) [5, 7]. По их

мнению, только человек, испытавший подобное, может понять их

[5]. С другой стороны, психическая реальность может совпадать

и с социальной: жертва не всегда вызывает сочувствие окружаю-

щих, иногда, наоборот, она может вызвать и агрессивные реак-

ции [6, 8]). Кроме того, люди начинают сторониться пострадав-

шего, как бы боясь заразиться от него несчастьем (дети

Чернобыля, СПИД) [5]. Среди поведенческих эффектов выделя-

ются также речевые нарушения, злоупотребление лекарствами

и алкоголем, снижение уровня энергетического обеспечения по-

ведения, возникновение странных манер и нетипичных (нехарак-

терных) поведенческих черт [12].

Что касается симптомов, связанных с трансформациями эмо-

циональной сферы, особенностями переживаний, то можно отме-

тить следующее. Травматическое событие упорно переживается

вновь и вновь. Это проявляется в виде воспоминаний, кошмарных

снов, появления иллюзий и галлюцинаций [5]. Характерным симп-

томом является актуализация чувства вины, в итоге человек как бы

«застревает» в прошлом. У людей, переживших психическую трав-

му, чувство вины возникает в трех видах: как вина за воображае-

мые грехи; за то, что не сделал; как вина «выжившего» [5].

Кроме того, отмечается актуализация интенсивных негатив-

ных переживаний при столкновении с чем-то, напоминающим

травматическое событие, возрастает болезненная мнительность,

ослабевают моральные и эмоциональные ограничения, появля-

ются депрессия и беспомощность, самооценка резко падает.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Среди состояний, центральным звеном которых является психо-

травмирующее переживание, можно назвать следующие: состоя-

ние неудовлетворенности, тоски, подавленности (субдепрессив-

ные), тревоги, страха, беспокойства, неуверенности,

беспомощности (состояние фобического круга), эмоциональной

напряженности, а также иные сложные совокупности, возникаю-

щие при наличии внутреннего конфликта, столкновении инди-

вида с непомерными препятствиями и трудностями.

Вопросы для самопроверки по 9-й главе

1. Почему все сложные психические состояния правильно на-

зывать психофизиологическими?

2. Что такое быстрый и медленный сон?

3. Как связаны гипноз и внушение?

4. В чем различие понятий «монотония», «усталость», «утом-

ление», «переутомление»?

5. Что означают понятия «стресс», «стрессор»?

6. Как проявляется психологический стресс?

Список литературы к п. 9. 3

1. Селье Г. Стресс без дистресса. М, 1979.

2. Селье Г. Очерк об адаптационном синдроме. М, 1960.

3. Селье Г. На уровне целого организма. М, 1966.

4. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. М, 1983.

5. Черепанова Е. И. Психологический стресс. М, 1997.

6. Зеленова М. £., Аазебная Е. О., Тарабрина Н. В. Психологи-

ческие особенности посттравматических стрессовых состояний

у участников войны в Афганистане // Психологический журнал.

Т. 18. №2.1997.

7. Маклаков А. Г. Проблемы прогнозирования психологиче-

ских последствий локальных военных конфликтов // Психоло-

гический журнал. Т. 19. № 2.1998.

8. Аазебная Е. О., Зеленова М. Е. Военно-травматический стресс:

особенности посттравматической адаптации участников боевых

действий // Психологический журнал. Т. 19. № 2.1999.

Глава IX. Сложные психические состояния

9. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотера-

пия семьи. СПб, 1999.

10. Тарабрина Н. В., Аазебная Е. О. Синдром посттравматиче-

ских стрессовых нарушений: современное состояние и пробле-

мы // Психологический журнал. Т. 13. № 2.1992.

11. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний.

М, 1998.

19. Фонтана А,. Как справиться со стрессом. М, 1995.

Литература к п. 9.1

1. Исторически в электроэнцефалографии сон без сновиде-

ния называется «медленноволновым сном», сон со сновидения-

ми — «парадоксальным сном», а гипнотическое состояние —

«гипнотическим сном».

2. Труетт Аллисон и Доменик Сикчетн из Иельского универ-

ситета обнаружили, что в среднем хищники видят сны намного

чаще, чем их жертвы, которые, напротив, с большей вероятно-

стью спят без сновидений.

3. Sagan С. «The Dragons of Edem». Coronet books, H/S, 1977.

4. По имени ученого, впервые заявившего об этих состояниях

животных (Kircherie).

5. Аанилевский В. Я. Единство гипнотизма у человека и жи-

вотных. СПб, 1891.

* Оказывается, что во время «быстрого сна» определенный

участок варолиевого моста изменяет активность «центра локо-

моции», который простирается от варолиева моста дальше вниз

вдоль ствола мозга и не дает центру локомоции активировать не-

рвные структуры спинного мозга, ответственные за реципрок-

ное (т. е. попеременное) движение конечностей.

6. R. Drucker- Colin, Mario Shkurovich, M. H. Chase. «The Functions

of Sleep». Academic Press, Inc., 1979.

7. Гроф С. За пределами мозга. (Пер. State University of New-

York Press.) M., 1993.

8. См. выше.

9. Аюбуа П. О психотерапии. Вып. II. М.: Наука, 1911.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

10. Дюбуа П. Влияние духа на тело. СПб.: изд. «Литературно-

медицинского журнала», 1907.

11. Гримах. А. П. Моделирование состояний человека в гипно-

зе. М.: Наука, 1978.

12. Руководство по психотерапии. Ташкент: «Медицина», 1979.

13. Кипецкий М. А. Внушение и мы. М.: «Знание», 1983.

14. Rapport sekret... (deBALLY). In: BERTRAM.) A., 1826.

15. FariaJ. С De la cause du sommeil lucide, Reimpr. Avec pref.

et introd. parle Dr D. G. Delgado. Paris, 1906.

16. Bernheim I. Hypnotisme, suggestion, psychotherapie. Paris,

1891.

17. Шсрток А. Непознанное в психике человека. М.: «Про-

гресс», 1982.

Дополнительная литература к п. 9.1

1. Фрейд 3. Психология бессознательного // «О сновидении».

М.: «Просвещение», 1990.

2. Гримах А. П. Моделирование состояний человека в гипнозе.

М.: «Наука», 1978.

3. Бирман Б. Н. Экспериментальный сон. Материалы к вопросу

о нервном механизме сна нормального и гипнотического / под

ред. акад. И. П. Павлова. С, 1925.

4. Теппервайн К. Высшая школа гипноза. Гипноз — самогип-

ноз. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

5. Саган К. Драконы Эдема. М., «Знание», гл. VI, 1986.

6. Современная теория сновидений. Сборник по психологии. /

под ред. Фландерс С. М.: «Рефл-бук», 1999.

Человек как индивид,

личность,

индивидуальность

и проблемы прикладной

психологии

 

ГЛАВА X

ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА)

Ключевые слова

Сангвиник, холерик, меланхолик,

флегматик. Эргичность, пластичность,

темп, эмоциональная чувствительность

Многообразию человеческого поведения в различных жизнен-

ных ситуациях мы обязаны своеобразному сочетанию различных

подструктур нашей личности: эмоциям, воле, характеру, интел-

лекту, отношениям, мотивам и т. п. Темперамент — одна из та-

ких подструктур. Понятием «темперамент» определяют совокуп-

ность динамических и эмоциональных характеристик личности.

В число динамических характеристик включают такие, как ско-

рость возникновения психических процессов и их устойчивость

(к примеру, скорость мышления, устойчивость внимания), пси-

хический темп и ритм, подвижность (скорость смены психиче-

ских реакций). Динамические характеристики определяют энер-

гетический уровень поведения: интенсивность, скорость, темп.

К числу эмоциональных характеристик поведения относят такие

свойства, как импульсивность, эмоциональную возбудимость,

реактивность, силу эмоций, тревожность и др.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Темперамент — это одна из наиболее длительно изучаемых

психологических категорий. История исследования темперамента

насчитывает более 2,5 тыс. лет. Термин «темперамент» в научный

обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н. а).

В переводе с латинского «темперамент» обозначает «надлежащее

соотношение частей». Гиппократ развивал учение о том, что тем-

перамент определяется соотношением, пропорцией четырех

жидкостей в организме: крови, слизи, желчи и черной желчи. Пре-

обладание крови соответствует сангвиническому темпераменту

(сангвис — кровь (лат.), слизи — флегматическому (флегма —

слизь (греч.), желчи — холерическому (холэ — желчь (греч.), чер-

ной желчи — меланхолическому (мелана холэ — черная желчь

(греч.). В темперамент Гиппократ включал как физиологические,

так и психологические черты. Типология Гиппократа — первая

в истории науки классификация темпераментов.

Согласно Гиппократу, сангвиник отличается высокой актив-

ностью, богатой жестикуляцией. Он подвижен, впечатлителен,

быстро отзывается на окружающие события, относительно лег-

ко переживает неприятности.

Холерик характеризуется высоким уровнем активности; он

энергичен, резок и стремителен в движениях, импульсивен. В эмо-

циональных ситуациях проявляет несдержанность, вспыльчи-

вость, гневливость.

Меланхолику присущи низкий уровень активности и повы-

шенная эмоциональная чувствительность. Эти черты во многом

обусловливают эмоциональную ранимость, сниженный уровень

двигательной и речевой активности. Меланхолик замкнут, скло-

нен к глубоким внутренним переживаниям.

Флегматика отличает низкий уровень поведенческой активно-

сти: он медлителен, невозмутим, ровен, спокоен. Он испытывает

внутренний дискомфорт при попытке переключиться с одной

деятельности на другую. Флегматик склонен к постоянству в сфе-

ре чувств и настроений.

Типология темпераментов Гиппократа относится к разряду

гуморальных теорий, связывающих темперамент со свойствами

тех или иных жидких сред организма.

Глава X. Темперамент (психодинамика)

В новое время психологическая характеристика этих типов

темперамента впервые обобщена и систематизирована немец-

ким философом И. Кантом.

Органической основой темперамента Кант считал качествен-

ные особенности крови. Однако в его классификации наблюда-

ется смешение черт темперамента и характера. К примеру, санг-

винический темперамент Кант характеризует следующим

образом: «Этот человек достаточно добродушен для того, чтобы

оказать помощь другому, но он плохой должник и всегда требует

отсрочки». Характеристика холерика: «Холерик любит быть рас-

порядителем, организатором дела, но сам вести его не хочет. Гос-

подствующая его страсть — честолюбие. Он охотно берется за

общественные дела и любит громкие похвалы, блеск и т. д.» (1).

Очевидно, что приведенные психологические описания отража-

ют преимущественно характеристические черты личности.

В отличие от гуморальных теорий, рассматривающих в ка-

честве материального субстрата темперамента жидкую среду

организма, морфологические (конституциональные) теории в ка-

честве такового определяют особенности телосложения.

Теория темперамента Э. Кречмера, получившая распростра-

нение в 30—40 гг. XX в., строилась на изучении связи психических

особенностей человека с его конституцией. Он определял темпе-

раменты на основе выделенных им конституционных типов сло-

жения. Кречмер отмечал, что у больных, страдающих маниакаль-

но-депрессивным психозом (циклотимией), чаще встречается

пикническое телосложение: широкая грудь, коренастая, широ-

кая фигура, крупная голова, выступающий живот. У больных

шизофренией преобладает астенический тип конституции: длин-

ная и узкая грудная клетка, длинные конечности, удлиненное

лицо, слабая мускулатура, тонкие кисти, тонкий, лишенный жира

живот, худощавость. Пикническому конституционному типу, по

Кречмеру, соответствует циклоидный (циклотомический) темпе-

рамент. Для него характерна адекватная реакция на внешние сти-

мулы, стремление к общению, легкая приспособляемость к ок-

ружению. Циклоиду не свойственно противопоставление себя

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

окружающему миру, он «требует жизни для себя и дает жить

другим» (2).

Люди, принадлежащие к данному типу, принимают жизнь

такой, какая она есть. Они не являются людьми строгой последо-

вательности и продуманной схемы, «это практики, которые рань-

ше знакомятся с человеком и реальными возможностями, а за-

тем уже считаются с принципом» (2).

Среди личностей, принадлежащих к циклоидному типу, дос-

таточно редко, как полагал Кречмер, встречаются асоциальные ка-

чества. Такие определения, как «деятельный, экономный, предпри-

имчивый, солидный», наиболее типичны для описания сферы

деятельности циклоидов. Их дополняют также возможная бестакт-

ность, суетливость, склонность к смелым, но необдуманным пред-

приятиям и поступкам. Эмоции циклоида колеблются в диапазо-

не от веселого до грустного настроения. При этом каждый из

принадлежащих к данному типу имеет тяготение к одному из двух

полюсов эмоций — веселья либо грусти. Чувства циклоидов естест-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.22 сек.