Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Беседа 85,86,88—91 7 страница




нашли широкое применение после войны в бизнесе и государ-

ственных структурах.

Второй этап — этап массового применения психологических

методик на производстве -— начался с первых разочарований. Ока-

залось, что работники, принятые но рекомендациям психологов,

ничем не лучше тех, кто был принят без тестирования. Более того,

было доказано, что под прикрытием научных методов иногда скры-

валась дискриминация эмигрантов, людей другого цвета кожи.

Преодоление этих недостатков основывалось на изучении тре-

бований рабочих мест к человеку (Job Analysis) и понимании того,

что нужно стремиться к соответствию между ними и способнос-

тями претендента на должность.

Самым известным исследованием этого времени, безуслов-

но, является Хоторнский эксперимент, названный так по имени

захолустного городка близ Чикаго, в котором тогда располагался

завод компании Вестерн Электрик, В ходе многолетних экспери-

ментов здесь выявили, что социальные факторы, такие как не-

формальные отношения между членами группы, отношение к ним

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

других работников, сам факт участия в эксперименте, оказыва-

ют существенное влияние на производительность труда.

Следующий этап тесно связан со Второй мировой войной, по-

явлением новых видов вооружений, предъявивших повышенные

требования к человеку. Прежде всего речь идет о летчиках и, со-

ответственно, об авиационной психологии. Снова, как и после

Первой мировой войны, разработанный психологами инструмен-

тарий нашел широкое применение в мирной жизни, в частно-

сти, в области человеко-машинных систем.

Важнейший теоретический вклад внес Курт Левин (К. Lewin),

бежавший от Гитлера в США и разработавший там в рамках шко-

лы групповой динамики технику и методологию проведения конт-

ролируемого лабораторного эксперимента для исследования

сложного группового поведения. Он ввел в научный и практиче-

ский оборот тематику, остающуюся актуальной на протяжении

полувека: стиль лидерства и его влияние на поведение членов груп-

пы; групповые нормы и психологическое давление группы; обра-

зование, развитие и распад малых групп; методы проведения груп-

повых дискуссий и т. д.

В 50-е и, особенно, 60-е годы XX в. на развитие индустриально-

организационной психологии за рубежом (российские проблемы

мы обсудим ниже) влияли как технологические изменения, так

и движение за равные гражданские права. В психологию пришли

маркетинговые идеи: как организации лучше обслужить клиента,

как сделать пребывание на работе комфортным для работника, как

определить миссию организации среди себе подобных.

Параллельно нарастала критика бездумного использования

психологических тестов на производстве и в сфере образования,

прямого обслуживания интересов владельцев в ущерб наемным

работникам. В США она завершилась слушаниями в Конгрессе

в 1954—1955 гг., на которых обсуждался вопрос о запрете исполь-

зования психологических методов в организациях. К счастью, здра-

вый смысл возобладал, был найден компромисс, состоявший в стро-

гой регламентации их применения на основе «Технических

рекомендаций по применению психологических тестов и диагно-

стических техник» и «Этических принципов для психологов».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Нововведениями этого этапа стали появление центров оцен-

ки, усиление интереса к трудовой морали, удовлетворенности

трудом, мотивации персонала. Выкристаллизовались девять ос-

новных теорий, лежащих в основе современной индустриаль-

но-организационной психологии (некоторые из них, к сожале-

нию, по-прежнему доступны россиянам только в кратком

изложении):

1) Врума(Угоот,1964);

2) Портера и Лоулера (Porter, Lawler, 1968);

3) Аткинсона (Atkinson, 1964);

4) Локке (Locke, 1968);

5) Херцберга (Herzberg, 1966);

6) Маслоу (Maslow, 1954);

7) Мак-Грегора (McGregor, 1960);

8) Дракера (Drucker, 1954);

9) Скиннера (Skinner, 1953).

Наконец, индустриально-организационная психология офор-

милась и в организационном плане: в 1973 г. в США возникло

SIOP (Society for Industrial and Organizational Psychology) —

Общество индустриальной и организационной психологии, сегод-

ня объединяющее тысячи психологов из разных стран мира, в том

числе и автора этих строк.

На современном этапе в развитых странах мира индустриальные

и организационные психологи действуют в строго очерченных за-

коном рамках, используя валидные и надежные, проверенные на

практике инструменты, соответствующие статистическим стан-

дартам и требованиям.

Точно так, как при разработке проблем дифференциальной

психологии, психологам пришлось придумать факторный ана-

лиз, новые требования к тестам привели к появлению новой

статистической техники, названной мета-анализом.

Как междисциплинарная дисциплина, индустриальная и орга-

низационная психология последовательно укрепляла связи с со-

циологией, юриспруденцией, экономикой и связью (Интернетом,

информационными технологиями).

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

Теоретический итог развития молодой науки подведен в «Спра-

вочнике по индустриально-организационной психологии», вы-

шедшем несколькими изданиями в США и, увы, не переведен-

ном до сих пор на русский язык.

Российские индустриальные и организационные психологи шли

своим, особым и тернистым путем. Известный психолог Н. Д. Леви-

тов выделяет в развитии отечественной психологии труда (промыш-

ленной психологии) два этапа: «психотехнический» (примерно

с 1925 г. до 1936) и «современный» (с начала пятидесятых годов до

наших дней).

В 1921 г. в Москве под председательством В. М. Бехтерева —

ученого мирового уровня — состоялась I Всероссийская инициа-

тивная конференция по научной организации труда (НОТ).

К 1925—1927 гг. психотехника выделилась в отдельную отрасль пси-

хологии. Были организованы многочисленные лаборатории (в том

числе и в Саратове), генерировалось огромное количество плодо-

творных идей, ею занимались талантливые молодые люди.

Однако, как видится со значительного временного расстоя-

ния, дифференциальный подход психотехников и педологов,

работавших в сфере образования, не мог не прийти в проти-

воречие с уравнительными принципами социализма. Поста-

новление ЦК ВКП(б) 1936 г. с жутким названием «О педоло-

гических извращениях в системе Наркомпросов» положило

конец первому этапу развития психологии труда в России. Ла-

боратории были разгромлены, психологи лишились возмож-

ности заниматься любимым делом, некоторые из них завер-

шили жизнь в ГуЛАГе.

Выше мы видели, что аналогичные по содержанию проблемы

обсуждались и в США. У них есть объективные причины — это

несовершенство психологического инструментария, естественное

недоверие людей к тирании тестов, определяющих их судьбу. Увы,

итог дискуссий оказался разным и, как показало время, не в нашу

пользу. Последствия партийного решения 1936 г., использован-

ной тактики выжженной земли не преодолены до сих пор и при-

вели к большому отставанию от других стран.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Второе рождение психологии труда в России приходится на

начало 50-х гг. Оно во многом связано с потребностями военно-

промышленного комплекса и, прежде всего, авиационной

и космической отраслей. Российские психологи внесли достой-

ный вклад в изучение психологии летчика и космонавта в состоя-

ниях невесомости, при ориентации в кабине корабля и за его

пределами, методов отбора и обучения специалистов.

Постепенно психологи вернулись на промышленные пред-

приятия, в сферу образования и обслуживания, развернули рабо-

ту по профориентации и профотбору, изучению удовлетворен-

ности трудом и психологического климата коллективов. Однако

эта работа держалась в основном на энтузиазме исполнителей

и не предполагала наличия действенной обратной связи в виде

повышения производительности труда, улучшения его оплаты,

роста объема продаж, понижения отсева учащихся, уменьшения

числа увольнений с работы или опозданий, сокращения числен-

ности «несунов» и хищений, увеличения безопасности труда.

Психологи занимались своим любимым делом, а производ-

ственники — своим, «давали план». Неудивительно поэтому, что

с наступлением «перестройки» и началом затяжного экономи-

ческого спада индустриальные психологи и социологи одними из

первых лишились работы, как люди, совершенно не нужные на

производстве.

Экономический кризис в России продолжается, и конца ему,

к сожалению, не видно. На наших глазах возникают новые отно-

шения собственности, устанавливаются новые связи между вла-

дельцами, хозяевами и наемными работниками, полным ходом

идет информатизация производства и повседневной жизни лю-

дей, реклама преобразует ее. По-прежнему участие индустриаль-

ного и организационного психолога в этих процессах, мягко го-

воря, несущественно.

Будем исходить из очевидного разумным людям: России пред-

стоит вступить на путь, которым идут другие страны, принять учас-

тие в глобальном рынке Земли, научиться сотрудничать с людьми

иной культуры и цвета кожи, образования и воспитания.

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

А значит, у индустриальных и организационных психологов есть

повод для оптимизма — без работы они не останутся.

16.2. Клиническая психология

В комплексе наук о человеке клиническая психология, с одной

стороны, реализует связь теоретических и практических областей

человекознания, а с другой — непосредственную связь с мировоз-

зрением и философским осмыслением человеческого бытия.

Клиническую психологию в наиболее общей форме сегодня

можно определить как прикладную отрасль психологической

науки, преследующую следующие цели:

— изучение психических факторов, влияющих на развитие

болезней, их профилактику и лечение;

— изучение влияния тех или иных болезней на психику;

— изучение психических проявлений различных болезней

в их динамике;

— изучение характера отношений больного человека с окру-

жающей его микросредой;

наконец, разработку и изучение психологических методов

воздействия на психику человека в целях лечения и сохра-

нения его здоровья.

В настоящее время разработанными являются такие разде-

лы, как нейропсихология и патопсихология.

Нейропсихология (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова)

развивалась в тот период, когда неврология стала особенно отчет-

ливо ощущать необходимость в новых, дополнительных приемах

исследования больного; в методах, позволяющих получить значи-

тельно большую информацию о нарушениях, вызванных очаго-

вым поражением мозга.

Известно, что невропатолог обладает относительно ограни-

ченными возможностями исследования больного. Исследование

чувствительности, рефлекторной сферы, тонуса и движений поз-

воляет ему описать ряд очень четких и полностью надежных сим-

птомов. Однако зоны больших полушарий, непосредственно свя-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

занные с этими процессами, составляют лишь сравнительно не-

большую часть головного мозга. Едва ли не две трети мозговой

коры — ее вторичные и третичные зоны — определяют органи-

зацию сложных форм психической деятельности. Их поражение

ведет не к нарушению чувствительности и движений, тонуса

и рефлекторной сферы, а к дезорганизации сознательной деятель-

ности человека, принимающей различные формы в зависимости

от расположения и размера патологического очага.

Именно это обстоятельство вызвало острую необходимость

в разработке новых экспериментально-психологических методов,

позволяющих более детально изучить изменения психологических

процессов, возникающих при поражении указанных зон коры

мозга, описать их различные формы.

Отечественная нейропсихология рассматривает психологи-

ческие процессы как сложные формы деятельности, включающие

в свой состав движущие мотивы и цели. Есть все основания счи-

тать, что эти функциональные системы осуществляются целыми

ансамблями совместно работающих зон мозговой коры и бли-

жайшей подкорки, каждая из которых вносит свой вклад в тот

или иной вид психологической деятельности.

Нарушение каждого сложного психического процесса может

возникнуть и в результате поражения глубинных структур мозга

(функционального блока, обеспечивающего тонус коры и устой-

чивости мотивов), и отдельных зон коры, обеспечивающих полу-

чение информации от органов чувств, ее анализа и синтеза. На-

конец, причиной этих нарушений может быть поражение лобных

отделов мозга, дающих возможность создавать сложные устой-

чивые программы поведения и обеспечивать контроль за выпол-

няемыми действиями. И только детальное описание особенно-

стей этих нарушений (иначе говоря — квалификация симптома)

дает возможность решить вопрос о локализации очага, вызвав-

шего нарушение. Основную цель нейропсихологии, т. о., можно

определить как задачу квалификации симптома.

Одной из важнейших задач клинического нейропсихологи-

ческого исследования является разработка методов восстанови-

тельного обучения с ее применением в практической работе по

реабилитации больных с локальным поражением мозга. Нейро-

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

психологическое исследование позволяет также подойти к оцен-

ке эффективности лечения в условиях динамичного наблюдения

до и после операции, а также при медикаментозном, рентгено-

терапевтическом и других методах лечения больных с локальным

поражением мозга (при опухолях, травмах, кровоизлияниях, анев-

ризмах и т. д.). Вместе с тем результаты нейропсихологического

диагностического исследования могут использоваться и при оцен-

ке трудоспособности больного, степени его инвалидизации и со-

ставления прогнозов о возможностях трудовой и социальной реа-

билитации.

В последнее время нейропсихологические методы стали вне-

дряться во внеклиническую сферу, в частности, в анализ проблем

школьной неуспеваемости. Школьная неуспеваемость имеет мно-

гопричинную обусловленность. Затруднения в учебе могут быть

вызваны недостаточной сформированностью отдельных функцио-

нальных систем психики. Это может быть следствием внутрисе-

мейных отношений, плохими условиями жизни. Возникающие

вследствие этого трудности обучения могут иметь преходящий

характер, но в то же время их следует обязательно учитывать.

Другая причина — это минимальные мозговые дисфункции

(ММД), являющиеся следствием патологии беременности и ро-

дов, наследственных и экологических, перенесенные в раннем

детстве заболевания, черепно-мозговые травмы. По данным раз-

личных авторов, количество детей с ММД составляют 30 % в по-

пуляции.

Подобная декомпенсация обнаруживается и приводит к сбо-

ям в учебной деятельности не только (и не всегда) у детей 6—7 лет,

но и позднее — в возрасте 9 и 11—12 лет. В это время ребенок

сталкивается с резким возрастанием школьных нагрузок. Все это

требует специальной диагностической и коррекционной работы.

Патопсихология (Б. В. Зейгарник, С. Л. Рубинштейн, Ю. Ф. По-

ляков), возникшая на границах психологии и психиатрии, тесно

связана с созданием эксперементально-психологических лабора-

торий при психоневрологических клиниках в Петербурге, Моск-

ве, Харькове, Казани и формированием отечественной школы

патопсихологического эксперимента

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общая психопатология как раздел медицины изучает наибо-

лее типичные симптомы и синдромы болезненных состояний.

Патопсихология занимается исследованием структуры той или

иной формы нарушения психической деятельности, исследова-

нием закономерностей распада в их сопоставлении с нормой.

Разрушая психическую деятельность человека, болезнь изменяет

часто прежде всего личностный компонент, мотивационную сфе-

ру, эмоциональные проявления, ценностные ориентации. Материал

патологии позволяет подойти ко многим теоретическим вопросам,

их опосредованному строению, проблемам смены ведущей дея-

тельности, целеобразования.

Качественный анализ, возможность ретроспективного анализа

жизненного пути человека до болезни (анамнез), с одной стороны,

и возможность прослеживания текущей жизни больного, с другой,

позволяют выявить некоторые условия формирования и разви-

тия конкретной жизнедеятельности индивида и вскрыть зако-

номерности его мотивационно-потребностной сферы. Так, напри-

мер, исследования некоторых форм деградации личности больных

алкоголизмом показали, каким образом ситуативно возникаю-

щие мотивы могут при определенных условиях переформиро-

ваться в устойчивые патологические влечения (Б. С. Братусь,

1974). Исследование больных нервной анорексией, проведен-

ные М. А, Каревой (1975), показали, как при определенных жиз-

ненных условиях у девушек-подростков может возникнуть анти-

витальная деятельность — целенаправленное голодание вплоть

до нарушения жизненных функций. В ряде работ эксперимен-

тально показано, что формирование «аномальной личности»

у больных шизофренией происходит вследствие сужения круга

мотивов, разрыва их смыслообразующей и побудительной функ-

ций (М. М. Коченов, 1970,1972).

Нередко в качестве механизма личностных изменений вы-

ступает нарушение подконтрольности поведения, критической

оценки собственных поступков (Б. В. Зейгарник, 1962, Е. Т. Соко-

лова, 1989). Решение традиционных для условий психиатриче-

ской клиники задач связано прежде всего с дифференциальной

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

диагностикой, оценкой структуры и степени нервно-психичес-

ких расстройств, диагностикой психического развития, оценкой

динамики нервно-психических нарушений и учетом эффектив-

ности терапии, экспертными задачами.

Развитие концепции реабилитации в медицине дополнило за-

дачи медицинской психологии исследования личности, социальных

позиций больного в целях получения данных для проведения рабо-

ты по психокоррекции и реабилитации больных. Процесс реабили-

тации при этом не должен ограничиваться относительно узкими

рамками мероприятий, имеющих своей целью восстановление от-

дельных функций. Этот процесс понимается (М. М. Кабанов) как

системная деятельность, направленная на восстановление личного

и социального статуса больного особым методом, главное содержа-

ние которого состоит в опосредовании через личность лечебно-вос-

становительных воздействий и мероприятий.

Такое понимание реабилитации обусловило актуальность

разработки третьего, чрезвычайно важного раздела клинической

психологии, который может быть определен как психологи-

ческие основы психотерапии и реабилитации (М. М. Кабанов,

Б. Д. Карвасарский). Этому способствует экспансия психотера-

пии и ее методов во внеклиническую среду.

16.2.1. Психологические основы терапии

В современной литературе указывается четыре основные мо-

дели психотерапии:

— как метод лечения, влияющий на состояние и функцио-

нирование организма в сфере психических и соматических

функций, — медицинская модель;

— как метод, приводящий в действие процесс научения, —

психологическая модель;

— как метод манипулирования, носящий характер инст-

румента и служащий целям общественного контроля, —

социологическая модель;

— как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодей-

ствия между людьми, — философская модель.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Развитие психотерапии тесно связано с разработкой учения

о личности и закономерностях ее функционирования. Достаточ-

но отметить, что само становление взглядов на личность в психо-

анализе, экзистенциально-гуманистической психологии во мно-

гом основывалось на психотерапевтической практике.

В нашей стране развитие психотерапии связано с работами

одного из основателей отечественной медицинской психологии

А. Ф. Лазурского (1923). В дальнейшем это направление исследо-

ваний продолжено В. Н. Мясищевым, в работах которого раскры-

вается психологическая сущность отношений в структуре лично-

сти. Психология отношений в нашей стране является основой для

разработки учения о неврозах и патогенетической, личностно-

ориентированной (реконструктивной) психотерапии.

В работах Б. В. Зейгарник, ее учеников и сотрудников были

намечены несколько основных направлений анализа личности

с позиции психологии деятельности, вошедших в концепцию сис-

темы личностно-ориентированной психотерапии:

— характеристика преморбидной личности — сформирова-

ность иерархии мотивов, их широта, динамика, содержа-

ние ведущей деятельности;

— анализ основных противоречий, возникающих в развитии

личности заболевшего человека — внутри смысловой сис-

темы личности, противоречия между операциональной

и смысловой сторонами деятельности, несоответствие

между уже сложившимся представлением о себе и необ-

ходимостью его изменения в связи с болезнью и др.;

— характеристика основных перестроек личности, связанных

с болезнью; изменение иерархии мотивов, сужение их сфе-

ры, изменение опосредованности деятельности.

Разработка проблем общения и закономерностей восприя-

тия людьми друг друга важна для различных областей психо-

терапии, в особенности для групповой психотерапии, чтобы до-

биться эффективных методов «социально-психологического

тренинга», направленных на развитие коммуникативных и со-

циально-перцептивных способностей инвалида. Все это необхо-

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

димо для организации полноценного и продуктивного взаимо-

действия между людьми при решении лечебных, психологиче-

ских и психопрофилактических задач, поиска путей оптимиза-

ции взаимоотношений между врачом и другим медицинским

персоналом, с одной стороны, и пациентом, с другой (Б. Д. Карва-

сарский 1975, М. М. Кабанов 1978, В. А. Ташлыков 1984).

По мнению А. А. Бодалева, способность к общению характе-

ризует следующие моменты: во-первых, способность разбирать-

ся в людях и верно оценивать их психологию; во-вторых, адек-

ватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние

и, в-третьих, выбирать по отношению к каждому из них такой

способ обращения, который, не расходясь с требованиями мора-

ли, в то же время наилучшим образом отвечал бы их индиви-

дуальным особенностям.

Таким образом, психотерапия реализует имеющиеся дости-

жения психологии личности в решении практических задач.

16.2.2. Психосоматическое направление

На выделение в качестве четвертого, самостоятельного раздела

клинической психологии претендует комплекс проблем, относя-

щихся к исследованию природы, методов лечения и предупрежде-

ния так называемых психоматических заболеваний (В. В. Никола-

ева, Е. Т. Соколова, А. Ш. Тхостов), значимость которых в структуре

заболеваемости населения постоянно возрастает.

Психосоматические заболевания не являются однородной груп-

пой. Основная группа психогенных заболеваний — неврозы — яв-

ляются главным образом реакцией личности на субъективно труд-

ную для нее ситуацию, поэтому для понимания их природы,

а следовательно, и организации системы лечения и профилактики

необходимо в большей мере учитывать условия внутрисемейного

воспитания и формирования личности.

В возникновении психосоматических заболеваний, например

ишемической болезни сердца, соотношение биологических и пси-

хологических механизмов куда более сложно. Нарушение систе-

мы отношений личности выступает здесь скорее в качестве про-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

межуточного звена, опосредующего для больного субъективное

восприятие, как правило, объективно трудной стрессовой ситуа-

ции. К психосоматическим заболеваниям относятся такие рас-

пространенные назологии, как бронхиальная астма, инфаркт

миокарда, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, язвен-

ная болезнь и др.

Практика соматической медицины выдвигает перед психо-

логией большой круг исследований, прежде всего касающихся

психологии личности. Знание личностных особенностей заболев-

шего человека необходимо клиницисту для определения прогно-

за заболевания, для выработки правильной тактики терапевти-

ческих воздействий.

Для этого необходимо решение целого ряда психологических

проблем: изменение ведущей деятельности; формирование но-

вой ведущей деятельности, замещающей прежнюю, изменен-

ную или распавшуюся в процессе заболевания, осознание своей

болезни. Всякое тяжелое (особенно хроническое) заболевание

ставит препятствия на пути реализации мотивов деятельности.

При этом для судьбы человека и для его заболевания небезраз-

лично, какая деятельность ограничивается — ведущая или под-

чиненная. Именно в момент тяжелого заболевания и выявляет-

ся в полной мере, какая по содержанию деятельность была

ведущей для человека.

Фундаментальной для данной области исследований остается

психосоматическая проблема, которая разрабатывается прежде

всего в русле психоаналитически ориентированных исследований.

Попытка построения объяснительной модели влияния пси-

хических факторов на развитие и течение соматических клини-

ческих синдромов в нашей стране была предпринята Ф. Б. Басси-

ным. Он считал, что происхождение и течение болезни зависят

от активности отношения человека к окружающему его миру,

к себе, к жизни в целом.

Центральным направлением таких исследований является по-

иск особого психического качества, являющегося фактором, пред-

располагающим к возникновению психосоматической патологии,

Глава XVI. Практическая психология в России и за рубежом

влияющим на течение и лечение заболеваний. Последней во вре-

мени попыткой подобного рода является выделение и описание

феномена алекситимии (В. В. Николаева, 1997).

Согласно имеющимся в литературе описаниям, для лиц с алек-

ситимией характерно особое сочетание эмоциональных, когни-

тивных и личностных проявлений. Эмоциональная сфера этих па-

циентов отличается слабой дифференцированностью. Они

обнаруживают неспособность к распознаванию и точному опи-

санию как собственного эмоционального состояния, так и дру-

гих людей. Когнитивная сфера лиц с алекситимией отличается

недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-дей-

ственного мышления над абстрактно-логическим, слабой функ-

цией символизации и категоризации в мышлении. Личностный

профиль этих пациентов характеризуется некоторой примитив-

ностью жизненной направленности, инфантильностью и, что осо-

бенно существенно, недостаточностью функции рефлексии, т. е.

возможности делать объектом анализа самого себя. Совокупность

перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму,

невозможности целостного представления собственной жизни,

дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям

и конфликтам в межличностных отношениях. Последнее усугуб-

ляется еще и тем, что на фоне низкой эмоциональной дифферен-

цированности у них в ряде ситуаций с легкостью возникают крат-

ковременные, но чрезвычайно резко выраженные в поведении

аффективные срывы, причины которых они сами плохо осозна-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.