Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Л. Особенности дидактических процессов 2 страница




Именно поэтому особую значимость приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная цель преподавания физи­ческой культуры. Цель учебного предмета определяет параметры ожидаемого результата; обусловливает формирование соответству­ющего содержания образования и совместно с последним порож­дает такие дидактические процессы, которые своим функциони­рованием гарантируют перевод содержания образования в элемен­ты структуры личности и достижение результатов преподавания физической культуры. Цель предмета объединяет в целое ранее раз­розненные и недостаточно взаимосвязанные составляющие науч­но-методических основ школьной физической культуры.


Цель предмета «Физическая культура» — выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежу­точных и текущих результатов учебно-воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, моти­вации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тен­денцией на взаимосодействие учителя и учащихся.

Учителя физической культуры испытывают затруднения в воп­росах анализа целевого компонента педагогической системы пре­подаваемой дисциплины. Во-первых, они не могут конкретно сфор­мулировать цель предмета. В качестве таковой считают «укрепле­ние здоровья учащихся», «повышение уровня физической подго­товленности», «воспитание всесторонне развитых людей», «гар­моническое развитие школьников», «развитие двигательных ка­честв», «развитие двигательных способностей», «физическое со­вершенствование учащихся» и т. п.

Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая куль­тура» свидетельствует, с одной стороны, о широте возможностей данной учебной дисциплины воздействовать на развитие личности учащейся молодежи, что в принципе общепризнано, с другой — о значительных пробелах в формировании целеполагающего компо­нента педагогической деятельности учителя. Обоснованность этой позиции подтверждается такими затруднениями учителей физиче­ской культуры, как формулирование цели школьного звена наци­ональной (общероссийской) системы физического воспитания и неумение дифференцировать ее по формам организации физиче­ского воспитания учащихся образовательных школ. Есть основание полагать, что последнее и есть один из основных субъективных факторов, обусловливающих недостаточную эффективность учеб­но-воспитательного процесса по физической культуре в школе.

Данное предположение подтверждают исследования сформи­рованное™ и характера проявления на практике частнодидакти-ческих умений учителей физической культуры. Во-первых, доку­менты перспективного (годового) и оперативного (на семестр, триместр, четверть) планирования не содержат конкретно сфор­мулированных целей учебно-воспитательного процесса по физи­ческой культуре. Во-вторых, установлена преемственность учеб­ного материала, содержащегося в документах перспективного, опе­ративного и текущего планирования. Вместе с тем обнаружены значительные, в большинстве случаев не совпадающие с плано­выми расхождения между мнимой целью учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентировался в учебном году или его периодах и реальными результатами, достигнутыми в конце соответствующих циклов педагогической деятельности. В-треть­их, содержание, средства, методы обучения, формы его органи­зации слабо взаимосвязаны с теми целями предмета, на которые указывали учителя в ходе анкетного опроса и бесед.


Причины, обусловившие эти дидактические затруднения, свя­заны со скудностью конкретной информации в учебниках и учеб­ных пособиях по обсуждаемой проблеме. Информация представ­лена с акцентом на формирование и закрепление знаний о значи­мости физической культуры для реализации идеологических уста­новок государства в подготовке подрастающего поколения к тру­довой и оборонной деятельности.

Действительно, важно актуализировать социальный заказ го­сударства в области образования и физического воспитания для будущих специалистов физической культуры. Вместе с тем у буду­щих педагогов физической культуры необходимо формировать умение описывать общественные цели обучения и воспитания в терминах педагогики. Здесь нужны умения перевода социального заказа общества в педагогическую цель по конкретному учебному предмету.

До настоящего времени все еще нет единых общепринятых подходов к описанию и конкретизации обсуждаемых целей. Ко­нечной целью физического воспитания населения страны в боль­шинстве формулировок целей национальных систем физического воспитания называются формирование гармонически развитых лю­дей, развитие отдельных сторон личности, формирование вида воспитанности или культуры подготовки к трудовой и оборонной я деятельности, развитие комплекса показателей психофизическо­го состояния, подготовка к реализации политических притязаний правящих партий, оздоровление населения, физическое совер­шенство, удовлетворение потребности общества в развитии фи­зических способностей, профилактика негативного воздействия внешней среды на организм человека и социальная адаптация лич­ности, подготовка к службе Родине и семье, содействие индиви­ду в развитии его личностных качеств и т.д.

Большинство формулировок целей национальных систем фи­зического воспитания, содержащиеся в публикациях, учебниках и учебных пособиях, отличаются многоцелием и многозвенно­стью выражения конечных результатов. Все это существенно за­трудняет осознание конечного результата функционирования на­циональной системы физического воспитания теми конкретными субъектами, усилиями которых эти цели должны быть достигнуты. У субъектов управления данным аспектом деятельности государ­ства формируется представление о формальности целевой уста­новки, ее нереальности, убеждение в необязательности ее дости­жения. Это порождает формализм в работе руководителей в обла­сти физической культуры и спорта.

Абстрактность цели национальной системы физического вос­питания на высшем уровне управления этим процессом обуслов­ливает серьезные затруднения в определении целей ее звеньев, в частности школьного звена.


4.2. Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации

Цель национальной системы, будучи выразителем социально­го заказа государства и общества в данной области и одним из основных источников целеполагания физического воспитания учащихся сферы общего образования, не может быть трансфор­мирована в формы, допускающие их отождествление. Поэтому необходимо описание образовательных и воспитательных целей терминами педагогики. Уже упоминалось, что в разных концепту­альных подходах к модернизации физического воспитания школь­ников предпринимаются попытки переосмыслить целевую ори­ентацию данного звена в плане перевода данной проблемы в рус­ло разумного плюрализма, конкретности и реальности. Цель пред­мета «Физическая культура» была четко обозначена еще во вре­менном государственном образовательном стандарте. Несмотря на это, цель учебного предмета продолжают отождествлять с целью школьного звена национальной системы физического воспитания.

Обе цели взаимосвязанные, производные от целей более высо­кого уровня организации и функционирования национальных сис­тем образования и физического воспитания. Первая, будучи произ­водной от цели педагогического явления более широкого масшта­ба, не может быть описана в выражениях, допускающих ее иденти­фикацию со второй. Требуется более углубленное исследование цели как категории дидактики школьной физической культуры.

Цель изучается с разных позиций: как категория философии, как элемент системного познания явлений и предметов реальной действительности. Общепедагогическая интерпретация цели встре­чается в трудах отечественных ученых-педагогов. В теории и мето­дике физического воспитания цель и целеполагание все еще не привлекли соответствующего их роли внимания ученых. Могут быть рассмотрено определение исходных понятий: цель национальной си­стемы физического воспитания, цель звена национальной системы фи­зического воспитания, цель формы организации физического воспита­ния (предмета «Физическая культура» и внепредметных форм), цель конкретного цикла учебно-воспитательного процесса (11 — 12-летнего), ступени школы, учебного года, его периодов, системы уроков, посвященных теме, урока физической культуры, т.е. научное обо­снование понятийно-терминологического аппарата проблемы. Не­обходимо решить и такие вопросы, как роль, значение, место и функции цели в циклах технологии учебного процесса по данной дисциплине; обоснование требований к формулированию и конк­ретизации педагогической цели, разработка процедуры собствен­но целеполагания с определением его источников, взаимосвязей педагогических целей и задач по вертикали и горизонтали управ­ления учебным процессом по физической культуре.


Научно-теоретическая разработка обозначенных и других воп­росов цели и целеполагания затруднена еще и тем, что цель школь­ного звена национальной системы физического воспитания не един­ственный детерминант цели предмета «Физическая культура» и других форм организации занятий по физической культуре в шко­ле. Значимым источником целеполагания на этом уровне выступает цель общего среднего образования, ставшая предметом разногласий и дискуссий, поиска и обоснования новых ориентиров.

Формирование всесторонне развитой личности с гармониче­ским сочетанием духовного богатства, моральной чистоты и фи­зического совершенства традиционно рассматривались как цель общеобразовательной школы. Реформы социально-экономических и политических устоев государства и демократизация обществен­ной жизни расширили диапазон суждений по проблеме.

В этих условиях крайне важно разобраться в исходных понятиях и терминах, определить их сущность. Они настолько взаимосвяза­ны, что нельзя определить одно без выяснения сущности другого. Первое понятие — «цель национальной системы физического вос­питания». Родовое понятие по отношению к предыдущему — по­нятие «цель воспитания».

Попытки определить цель воспитания были предприняты еще А. С. Макаренко. Он писал: «Я под целью воспитания понимаю,. программу человеческой личности, программу человеческого ха­рактера, причем в понятие характера я вкладываю все содержа­ние личности, т.е. характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — реши­тельно всю картину человеческой личности». Однако все еще не сформулировано общепринятое понимание признаков, отражаю­щих сущность целей воспитания. Одни видят сущность цели воспи­тания в диагностично описанных параметрах личности. Другие — в идеализированных представлениях, отражающих целевую установ­ку, предпочитают конкретизированные и персонифицированные описания педагогических целей. Третьи считают, что одним из инвариантных признаков цели служит образ будущего результата с описанием перечня знаний, умений, навыков и качеств лично­сти, которые должны быть сформированы у воспитуемых в учеб­ных заведениях конкретного типа. Очевидно, что в данном случае речь идет о целях воспитания, реализуемых на различных уровнях национальной системы образования.

Цель такого уровня, как национальная система физического воспитания, не может быть чрезмерно конкретизирована, равно как и лишена информации об идеале личности. Полагаем, что под целью национальной системы физического воспитания следует по­нимать идеализированное представление об императивных1 парамет-

1 Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон.


pax социального заказа государства (общества) в сфере физического воспитания населения страны.

Формулировка цели — носитель конкретной информации об обоб­щенных признаках структуры личности, которые должны быть сформированы в процессе функционирования системы физичес­кого воспитания во всех звеньях. Параметры личности указаны соответствующими этапу общественного развития, связанными с социальным заказом в сфере образования. Такая цель выражает идейную направленность национальной системы физического вос­питания. Попытки полностью лишить цели таких сфер обществен­ной жизни, как образование, физическая культура, спорт, их иде­ологической ориентации, предпринимаемые в настоящее время, могут быть впоследствии переосмыслены. Государство и общество не могут не использовать образование и физическую культуру для защиты своих национальных интересов. Отсюда формулировки цели отечественной системы физического воспитания, когда конечный ее результат связывают с достижением физического совершен­ства человека как одной из сторон гармонии его личности, кор­ректны.

По мере перемещения вниз по вертикали иерархии целей дан­ная цель конкретизируется в соответствии с особенностями зве­ньев национальной системы и становится для них основным ис­точником целеобразования. Информация для целеобразования на уровне национальной системы исходит из общественной системы государства, из социального заказа.

Цель школьного звена национальной системы физического воспи­тания определяется как педагогически детерминированное (опреде­ляемое) представление о социально обусловленных инвариантных при­знаках результатов, на достижение которых ориентирован процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (уч­реждений общего образования).

Формулировка собственно цели данного уровня организации физического воспитания населения страны требует:

- ее связи с целевыми установками национальных систем об­разования и физического воспитания;

- диагностичности;

- деятельностного подхода;

- возможности дифференцирования на цели форм организа­ции физического воспитания школьников;

- конкретности, обусловливающей однозначность восприятия и осознания субъектами ее реализации (учителями, руководите­лями органов образования и физической культуры).

Возможной формулировкой цели школьного звена могло быть обеспечение должного уровня физического совершенства учащихся общеобразовательных школ. При этом важно знать параметры «должного уровня», на достижение которого ориентирован про-


цесс, для диагностики и управления им. Другой реальной для до­стижения и корректной целью может быть формирование физи­ческой культуры личности учащегося. Обе цели, на наш взгляд, реальны для достижения в результате взаимосвязанной работы на уроках физической культуры и во внеурочных формах организа­ции физического воспитания школьников.

Целевая ориентация форм организации физического воспита­ния в школе призвана отразить педагогически адаптированное пред­ставление об ожидаемых результатах реализации данного процесса с учетом специфики форм его организации в учреждениях общего образования: на уроках (предмет «Физическая культура»), физкуль­турно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, внеклассных формах организации занятий физической культурой и спортом и т.д. (рис. 2). Из множества возможных целевых устано­вок основополагающей выступает цель предмета «Физическая куль­тура». Эта цель выполняет функцию интеграции целей других форм организации физической культуры в школе.

Варианты формулировок были рассмотрены ранее в современ­ных концепциях модернизации теории и методики обучения пред­мету «Физическая культура».

Касаясь формулировок целей форм организации, наиболее приемлемыми могут быть:

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (содействовать рекреации и профилактике гипокинезии уча­щихся в режиме их учебы и отдыха);

внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом (содействовать достижению оптимального уровня двига­тельной подготовленности учащихся);

общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприя­тия (содействовать организации здорового досуга школьников, пропаганде физической культуры и спорта среди детей, подрост­ков, юношей).

Подробное описание целевой ориентации позволяет разрабо­тать систему целей каждой формы по ступеням общеобразователь­ной школы (начальная, основная, полная средняя школа с пос­ледующей дифференцировкой на цели года обучения (класса), периода учебного года (семестр, триместр, четверть), разделов учебных программ, тем конкретных уроков. Общая цель физиче­ского воспитания школьников, будучи дифференцированной по циклам технологии учебно-воспитательного процесса, формиру­ет системность педагогических процессов на всех уровнях их функ­ционирования; объединяет адекватные целям средства, формы, методы реализации целей от микроцикла—урока до большого мак­роцикла (11 — 12 лет). Учебно-воспитательный процесс по предме­ту «Физическая культура» во взаимосвязи с другими формами фи­зического воспитания, разработанный и реализуемый с учетом


реальных условий, способствует достижению его целей и выполне­нию социального заказа общества в этой области.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое цель? Какое отношение цель имеет к деятельности человека?

2. Дайте определение понятия «цель учебного предмета "Физическая культура"».

3. Какие функции выполняет цель преподавания дисциплины в педа­гогической системе учебного предмета?

4. Назовите источники, из которых выводится цель учебного предме­та «Физическая культура».

5. Каковы действующие в настоящее время формулировки педагоги­ческой цели предмета «Физическая культура»?

6. Перечислите основные требования к формулировке цели предмета «Физическая культура».


ГЛАВА 5

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

5Л. Роль содержания предмета «Физическая культура» в педагогической системе

Содержание образования в плане научно-теоретического его освещения и реализации в учреждениях общего образования при­влекает внимание отечественных ученых-педагогов уже более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков как революцион­ного периода, так и советской педагогики. Служит она предметом поисков и современных ученых.

Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педаго­гов по обсуждаемой проблеме составляет методологическую ос­нову подхода к содержанию образования по предмету «Физиче­ская культура».

Содержание образования рассматривается как:

- одна из категорий педагогики;

- инвариантный элемент педагогической системы области об­разования, учебного предмета, раздела, темы;

- фактор, отражающий потребности общества и запросы лич­ности в сфере образования;

- механизм (инструмент) реализации социального заказа го­сударства в данной области.

Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания об­разования применительно к предмету «Физическая культура» мо­жет основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как место в структуре педагогической системы школьной физической культу­ры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причаст­ность содержания образования к государственному образователь­ному стандарту (базовому, федеральному, и вариативному, регио­нальному, компонентам).

Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или аб­страктное освещение которых существенно затрудняет последую­щее обсуждение.


Во-первых, дадим определение понятию «содержание образо­вания» по предмету «Физическая культура» — это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний: двига­тельных и инструктивных умений, качеств личности; норм, тре­бований физической подготовленности и видов деятельности, си­стемное усвоение которой обусловливает достижение цели дан­ной дисциплины.

Во-вторых, содержание образования — это инвариантный и системообразующий элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникно­вении питается информационной энергией, исходящей от глав­ного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели.

В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в фор­мировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры — дидактических про­цессов. Будучи своеобразной структурной единицей состава со­держания общего образования, содержание образования по фи­зической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: кон­кретизации состава и структуры социального опыта, подлежаще­го системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Та­кой опыт составляет основу для использования физической куль­туры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» при­зван обеспечить перевод содержания образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструк­тивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых ка­честв, видов физкультурной деятельности.

Восприятие и осознание феномена содержания образования — проблема сложная. Эти процессы развертываются на разных уров­нях его представления.

На первом уровне возникает общетеоретическое понимание, где содержание образования фиксируется в виде обобщенного си­стемного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого под­растающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.

Лишь на втором уровне возникает информация (сведения) об определенных частях содержания, которые выполняют специ­фические функции в общем образовании. Здесь «проявляется» об­раз области образования «Физическая культура» и учебных пред­метов, через которые реализуется ее содержание.

Третий уровень — учебный материал, представляющий кон­кретные элементы состава содержания образования (знания, уме­ния, навыки и т.д.), которые бывают включены в курсы обучения по определенным учебным предметам.

Эти уровни в совокупности составляют содержание образова­ния (педагогическую модель социального заказа), которое пока лишь


проектируется, но еще не реализовано. Здесь содержание образова­ния задано как норма, которая будет материализована в дидакти­ческих процессах на последующих уровнях и функционировании. Основные факторы, определяющие содержание обра­зования предмета «Физическая культура»:

- социальный заказ государства национальным системам обра­зования и физического воспитания;

- состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;

- потребности личности в физическом самосовершенствова­нии, саморазвитии;

- идеал формируемой личности;

- потребности экономики и обороны страны;

- возможности государства для реализации формируемого со­держания образования и др.

5.2. Государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура»1

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражает идеал в этой сфере, учитывает, возможности реальной личности и системы образования по его достижению. Образовательные стандарты закреплены ст. 47 Кон­ституции РФ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ГОС дифференцирован на федеральные и национально-региональные его составляющие, которые именуются базовым и вариативным его компонентами (ст. 7). В ГОСе физическая культура переведена из статуса учебного предмета в статус области образования с зак­реплением за ней позиции инвариантной составляющей федераль­ного компонента (базовой части) образовательного стандарта. Об­ласть образования в свою очередь регламентируется своим ГОСом, который также предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориен­тирована на удовлетворение конкретно-исторических потребнос­тей общества (государства) в сфере физического совершенствова­ния учащихся учреждений общего образования в целом.

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре состав­ляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адек­ватного потребностям социального заказа государства, нацио-

1 В 1998 г. вышел Временный Государственный образовательный стандарт. В 2002 г. вышел Проект Государственный стандарт образовательной области «Физическая культура».


нальным системам образования и физического воспитания, кото­рый в совокупности с духовно-нравственными качествами пред­ставляет идеал, формируемый в процессе образования личности.

В социальном плане базовая часть ГОСа по физической культуре позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности об­щества в достижении оптимального уровня общего образования в сфере физической культуры, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся. Эта часть слу­жит основой для формирования физического и морально-нравствен­ного потенциала общества, предпосылкой непрерывности образо­вания в данной области, обеспечения здорового образа жизни де­тей, подростков, юношей, их личной физической культуры.

В педагогическом плане базовая часть составляет основу для организации развивающего обучения по физической культуре.

Базовая и вариативные части ГОСа по физической культуре соотносятся друг с другом: 70 —80 и 20 —30 % (начальная школа), 60 —70 и 30 —40 % (основная школа), 50 —60 и 40 —50 % (полная средняя школа).

При необходимости учитель физической культуры имеет право использовать объем учебного времени, который предусмотрен для изучения вариативной части ГОСа, на освоение базового компо­нента.

Федеральный компонент ГОСа по физической культуре диффе­ренцируется на такие разделы, как основы знаний о физкультур­ной деятельности, способы физкультурной деятельности различной направленности, требования к уровню подготовки обучающихся, минимальные требования к оснащенности учебного процесса.

Основы знаний делятся на разделы: физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического раз­вития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни.

Способы физкультурной деятельности подразделяются на обще-развивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (пол­ная средняя школа). Здесь выделены подразделы: практические уме­ния, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности — гимнастике, акробатике, легкой атле­тике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, едино­борствам); физические упражнения (общеразвивающие, специаль­но-развивающие по видам спорта) и двигательные качества.

Требования к уровню подготовки обучающихся предусматривают то, что надо знать, уметь и демонстрировать.

Вариативный компонент ГОСа в данной области образования представляет собой другую часть. Он направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов об­разовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся,


общественности). Вариативная часть выражает особенности куль­турно-исторического развития, климато-географического и соци­ально-экономического своеобразия мест функционирования учреж­дений общего образования. Вариативная часть ГОСа содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физи­ческой культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уров­ню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям релье­фа местности и другим факторам.

Введение временного ГОСа повлекло за собой коррекцию со­держания образования по физической культуре в общеобразова­тельных учреждениях субъектов РФ, активизировало творческую разработку и обоснование содержания регионального компонен­та и их внедрение в практику преподавания данной дисциплины. Однако реализация данного замысла сконцентрирована в основ­ном вокруг этнического наследия народов и народностей респуб­лик в составе России по физической культуре и спорту. В этих целях описываются народные средства физического воспитания, виды спорта, спортивные забавы с последующей их переработкой и включением в региональный компонент образовательных стан­дартов и учебные программы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.