Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цикличность дидактических процессов




Определения понятий «дидактические процессы», «структура дидактических процессов», «шаг» по предмету «Физическая куль­тура» содержат информацию, которая формирует представления о них как явлениях, повторяющихся систематически и целенаправ­ленно. В дидактических процессах деятельность учителя и деятель­ность учащихся представлены не рядоположенно, а в органиче­ской связи. Термин «дидактическое взаимодействие учителя и уча­щихся» означает, что обучающее воздействие педагога на учащих­ся органично соединяется с отражением его учащимися. Более того, возникает влияние самих учащихся на учителя, которое обуслов­ливает его ответные действия — коррекцию средств, форм и мето­дов воздействия. В ходе дидактических процессов учащиеся совер­шают образовательные усилия, направленные на расширение гра­ниц учебных возможностей по предмету «Физическая культура».

Звенья, которые в совокупности и взаимосвязи составляют единицу дидактических процессов, выступают как универсальные и инвариантные элементы данной структуры.


В учебной деятельности учащихся также выделены отдельные фрагменты, которые согласуются с деятельностью учителя.

Структура учебной деятельности учащихся может быть диффе­ренцирована на звенья, или компоненты. Учащиеся готовятся к уроку, формируют установку на активную учебную работу. На уро­ках они воспринимают воздействия учителя, перерабатывают учеб­ную информацию, чтобы осознать ее, выполняют задания учите­ля, проектируют собственные действия, реализуют функции са­моконтроля, самокоррекции, самооценки, самоанализа.

Таким образом, действие одной из сторон взаимодействия це­ликом и полностью зависит от характера, содержания ответного действия. Учитель, оказывая педагогическое воздействие, ориен­тируется на получение заранее определенного и конкретного ре­зультата, параметры которого им предварительно обозначены. Поэтому можно говорить, что обучающее воздействие учителя на­правлено на перевод учащихся на заданный уровень обученности, будь то знания, двигательные навыки и умения, сдвиг в развитии двигательных или волевых качеств и т.д.

Иными словами, воздействие учителя на учащихся нацелено на смену состояния их развития. При этом учитель перерабатывает и передает учащимся знания по физической культуре, формирует плановый для каждого момента (звена, этапа, периода) уровень * общего среднего физкультурного образования. Учащиеся реализу­ют соответствующую учебную деятельность. Формируется ожида­емая «процессуальность» в дидактической системе, которая дела­ет возможным продвижение, переход учащихся из одного состоя­ния или уровня обученности в другой. Взаимодействие субъектов дидактического процесса приобретает закономерную, целенаправ­ленную, последовательную смену моментов развития с признака­ми непрерывности (рис. 7) и составляет устойчивое единство.

Изменения обученности учащихся связаны с усвоением ими определенной порции учебного материала, а у учителя — со зна­нием состояния фактической обученности, с готовностью модели-


ровать и реализовать дидактическую систему очередного цикла пе­дагогических процессов. Изменения в состоянии учителя и учащих­ся обеспечивают их переход от одного уровня обученности, воспи­танности, развития (учащиеся), знания хода обучения (учитель) к другому или от незнания к знанию, от неумения к умению.

Длительность такого «шага» определяется местом цели. Каждая из этих целей служит основой для создания дидактических систем соответствующих циклов технологии учебного процесса. Существу­ют разновидности технологических циклов дидак­тических процессов с учетом их места в стратегии и тактике учебно-воспитательного процесса в конкретном учреждении об­щего образования: генеральный (1 — на весь период обучения), перспективный (3 — для каждой ступени школы), тактические (11 — 12 — для каждого года обучения), оперативные (42 — 44 — на пери­оды учебного года), текущие (748 — 816 — на каждый урок) с уче­том количества уроков в неделю. Отсюда величина «шага», или его длительность в дидактических процессах, может быть в одних слу­чаях 11 — 12 лет, в других — 4—5 лет или 2 — 3 года (соответственно ступеням учреждений общего образования), а также год, семестр, триместр, месяц, неделя, урок. Каждый цикл содержит основные звенья типового «шага», с последовательно и системно изменяе­мым содержанием. Изменения в содержании звеньев циклов вос­требованы в связи с новыми целевыми установками нового цикла. Циклы дидактических процессов, которые отражают структуру учеб­но-воспитательного процесса в общеобразовательных школах (по учебным годам, их периодам и отдельным урокам), создают осно­ву для разработки технологии их реализации. Такие циклы придают образованию, воспитанию и развитию учащихся, реализуемых че­рез предмет «Физическая культура», системность и целенаправлен­ный характер, создают условия для выполнения социального зака­за государства и общества общеобразовательным учреждениям в сфере физической культуры.

Дидактические процессы могут быть дифференцированы и в ином аспекте. Например, в зависимости от этапов их реализации или взаимодействия систем конкретных типов и видов.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое место занимает «шаг» в структуре педагогической системы предмета «Физическая культура»?

2. Дайте определение понятию «шаг» дидактических процессов в пред­мете «Физическая культура».

3. Назовите активных участников дидактических процессов.

4. Охарактеризуйте структуру микроцикла дидактических процессов в предмете «Физическая культура».

5. Что является движущей силой дидактических процессов в предмете «Физическая культура»?



ГЛАВА 9

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.