Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедуры целеполагания в циклах технологии учебно-воспитательного процесса




Сущность содержания понятия целеполагание делает очевид­ным потребность в разработке системы целей, которая отражает структуру циклов учебно-воспитательного процесса по физиче­ской культуре в школе. Учителю физической культуры общеоб-


разовательной школы со сравнительно небольшим континген­том учащихся приходится самому выполнять сложную и труд­ную работу — конкретизировать цель преподаваемой дисципли­ны. Для этого учитель обращается к нормативно-директивному документу, где данная цель сформулирована. Такими документа­ми могут быть: 1) «ГОС области образования "Физическая куль­тура"»; 2) обязательный минимум содержания по предмету «Фи­зическая культура»; 3) примерная учебная программа по дис­циплине.

Первый этап. Цель учебного предмета «Физическая культура» подразделяется на три подцели: цель предмета для началь­ной школы, цель предмета для основной школы и цель предмета для полной средней школы (рис. 16).

 

К примеру, цель предмета «Физическая культура» — формиро­вание общего среднего образования школьников в сфере физи­ческой культуры, или обеспечить общее среднее физкультурное образование школьников. Цель сформулирована достаточно конк­ретно. Дальнейшая конкретизация этой цели может быть направ­лена на определение понятия «общее среднее образование в сфе­ре физической культуры», или «общее среднее физкультурное образование». Выяснив, что может или должно быть результатом реализации учебно-воспитательного процесса по предмету за весь период обучения учащихся в данном образовательном учрежде-


нии, учитель выделяет основные параметры ожидаемого резуль­тата: например, систему знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, норм и требований к уровню практической подготовленности и др. Эти параметры — совокупные составляю­щие содержания целевой ориентации предмета.

Второй этап. Определяется возможность дифференцировать выделенные параметры знаний, двигательные навыки и умения, инструктивные навыки и умения, уровни развития двигатель­ных качеств, норм и требований, виды физкультурной деятель­ности школьников в соответствии с особенностями их половоз­растного развития по ступеням общеобразовательной школы (на­чальной, основной, полной средней). Результатом этой работы могут быть конкретно сформулированные цели предмета «Физическая культура» каждой ступени общеобразователь­ной школы. К примеру, обеспечить начальное общее образова­ние по физической культуре учащихся I —III(IV) классов — на­чальная школа; формировать базовое общее образование по фи­зической культуре у учащихся IV(V) — IX классов; завершить об­щее среднее образование школьников в сфере физической куль­туры — X—Х1(ХП) классы.

Если в школе работают два (и более) учителя физической куль­туры, один из них старший. Он несет ответственность за реализа­цию ГОСа по предмету перед администрацией школы и распре­деляет работу по выполнению вышеописанной процедуры целе-полагания. Все четыре цели — общая и выводимые из нее цели ступеней школы — должны быть взаимосвязаны, в совокупности представлять собой целостность.

Например, цель — обеспечить начальное общее образование учащихся I —III(IV) классов по физической культуре — можно подразделить на три (четыре) цели:

заложить основу начального общего образования учащихся I класса на материале элементарных теоретических сведений по физичес­кой культуре, двигательных навыков и умений по основным жиз­ненно важным движениям (ходьба, бег, прыжки, катание на лы­жах, метания, лазания, перелезания, подвижные игры);

продолжить общее начальное образование учащихся II класса на материале базовых теоретических сведений, основных движений (ходьба, бег, прыжки, метания, лазания, висы, упоры, кувырки, катание на лыжах, подвижные игры);

завершить начальное общее образование учащихся III класса (если есть IV класс, то данная цель трансформируется на этот класс) путем формирования элементарных знаний системного характе­ра, навыков и умений по основным жизненно важным двигатель­ным действиям, обеспечение готовности к выполнению норм и требований, а также использовать знания, навыки и умения в самостоятельных занятиях физической культурой.


Третий этап. Дифференцирование целей предмета для начальной, основной и полной средней школы на каждый год обучения школьников в данном образовательном учреж­дении — учебные классы.

Четвертый этап. Определение целей на период учеб­ного года: четверти, триместры или семестры.

Пятый этап (совпадающий по своему назначению и содержа­нию с подготовкой учителя к уроку физической культуры). Опре­деляется и детализируется цель конкретного и наименьшего от­резка педагогического процесса — урока физической культуры.

Особенность технологии учебно-воспитательного процесса в том, что после разработки системы целей по нисходящей линии — от общей к частным — по циклам, их реализация осуществляется, а вернее, обеспечивается, по восходящей — от частных целей к общей. Достижение цели каждого урока обеспечивает достижение более обобщенных целей — учебной четверти, года, ступени школы и общей цели предмета «Физическая культура».

12.3. Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»

В связи с разнообразием целей предмета «Физическая культу­ра», их множеством и взаимообусловленностью потребовалось их дифференцировать.

Из предыдущих глав можно вывести такую закономерность. Один из доминирующих признаков целей разных уровней, которые со­держатся в их дефинициях (определениях), — образ результата. Будущий результат представляется в виде образов или моделей, которые могут быть восприняты как вербальные понятия, харак­теристики качеств и признаков того, что должно быть достигнуто в результате конкретной деятельности, содержание которой рас­членено на определенные интервалы времени. Эти результаты по тем параметрам, какими они описываются, поддаются осозна­нию благодаря своей конкретности. Чем больший период охваты­вается целью, тем меньше определенности в модели будущих ре­зультатов. Ясность цели, ее восприятие и осознание учителем за­висят от важных моментов:

1) представления учителя об ожидаемых и фактических резуль­татах, которые могут быть выражены в определенных показате­лях;

2) объективных и субъективных условий достижения цели;

3) связи между целями и отношением субъектов, причастных к работе по ее достижению, их потребностями;

4) суждений, полученных на основе анализа реальных условий, о выполнимости ими неосуществимости цели, степени совпадения содержания целевой установки учителя и учащихся и др.

7 Желозияк 193


По времени, отведенному для реализации, и степени ясности параметров конечного ре­зультата цели предмета «Физическая культу­ра» дифференцируются на несколько разно­видностей: генеральную, перспективные, так­тические, оперативные, текущие (рис. 17).

Генеральная цель — это цель предмета на весь период обучения учащихся в учреждения общего образования, в частности средней об­щеобразовательной школе с ее разновидно­стями и временем обучения 11 — 12 лет. Об этой цели мы уже говорили (4.2). Отметим, что та­кая цель задается извне, отражает объектив­ные потребности общественного развития, оп­ределяет исходные цели и конечные результа­ты учебно-воспитательного процесса. В учеб­но-воспитательном процессе генеральная цель преобразуется в перспективные цели.

Назначение цели — определить долгосроч­ную перспективу результатов функционирования учебно-воспи­тательного процесса в параметрах, которые поддаются отдален­ному прогнозу.

Функции цели: системообразующая, диагностическая и управ­ленческая. Первая функция описана ранее (4.2). Сущность второй заключается в формировании представления у субъекта управле­ния в параметрах, которые он может воспринимать и осознать. Смысл третьей функции в том, что параметры цели позволяют ее дифференцировать на подцели и этим обеспечить управление про­цессом.

Перспективные цели — это совокупное представление об этап­ных результатах реализации генеральной цели предмета «Физи­ческая культура» по ступеням общеобразовательной школы. Эти цели содержат в себе информацию о направленности генераль­ной цели и приурочены к достижению этапных результатов. На­пример, описанные цели трех ступеней общеобразовательной школы ориентированы на обеспечение общего среднего образо­вания по физической культуре по этапам — группам классов с учетом особенностей возрастного развития учащихся.

При конкретизации и формулировании перспективной цели ис­ходят из таких факторов, как:

1) материалы углубленного медицинского осмотра учащихся;

2) материалы анализа и оценки результатов учебно-воспита­тельного процесса в его предыдущих циклах;

3) физкультурные и спортивные интересы учащихся по ступе­ни общеобразовательной школы, для которой конкретизируется перспективная цель;


 

4) возможности для ее реализации у учителя физической куль­туры;

5) инструктивно-нормативные материалы органов управления образованием, регламентирующие учебно-воспитательный про­цесс по предмету «Физическая культура»;

6) уровень физической подготовленности учащихся и др.
Другие факторы, которые оказывают влияние на конкретизи­
руемую цель, были учтены в работе над генеральной целью (4.2).

Назначение цели — определить этапную перспективу результа­тов функционирования учебно-воспитательного процесса в пара­метрах, которые поддаются прогнозированию на этап продолжи­тельностью ступени общеобразовательной школы.

Функции цели: системообразующие (педагогическая система большого мезоцикла), диагностические, управленческие наподо­бие функций генеральной цели.

Тактические цели — это педагогически обработанйое представ­ление о результатах учебно-воспитательного процесса, ориенти­рованных на обеспечение достижения перспективной цели по го­дам обучения школьников.

Эти цели, будучи производными от предыдущей, сохраняют в себе ее основные параметры. Вместе с тем цели на учебные годы в своих формулировках должны содержать признаки более четкие, чем перспективные цели.

Назначение цели — формирование у учителя образа ожидаемых результатов по итогам учебно-воспитательного процесса в пара­метрах, которые конкретизируют их сущность.

Функции цели. К тем, которые были выделены для перспектив­ных целей, добавляются дидактические функции, конкретизиру­ющие образовательную направленность учебно-воспитательного процесса.

Эти функции обеспечивают доминирующую роль дидактичес­ких составляющих в содержании педагогической системы, и осо­бенно дидактических процессов.

При конкретизации цели предмета «Физическая культура» на учебный год учитель исходит из таких факторов, как:

1) материалы углубленного медицинского осмотра учащихся;

2) данные, характеризующие уровень физической подготов­ленности школьников в конце предыдущего цикла преподавания предмета;

3) материалы анализа и оценка результатов учебно-воспита­тельного процесса в истекшем учебном году для данной паралле­ли классов;

4) физкультурные и спортивные интересы учащихся данных классов;

5) возможности учителя физической культуры для ее реали­зации;


6) инструктивно-нормативные материалы органов управления образованием, которые регламентируют учебно-воспитательный процесс по физической культуре;

7) календарь общешкольных спортивно-массовых мероприя­тий и др.

На основе тактических целей разрабатываются оперативные цели, которые характеризуют конкретные параметры ожидаемых результатов по данной дисциплине по периодам учебного года (четверти, триместра, семестра). Формулировка оперативных це­лей существенно отличается от определения цели тактической бо­лее подробным описанием параметров будущего результата. Дета­лизация тактической цели на оперативные облегчает обоснова­ние текущих целей.

Назначение цели — дифференцирование ожидаемых результа­тов с учетом реальности их достижения по периодам учебного года, чтобы они в совокупности обеспечили цель предыдущего уровня их иерархии.

Функции цели: дальнейшее повышение значимости дидакти­ческих составляющих при сохранении важности уже известных — системообразующих, диагностических и управленческих функ­ций.

Текущая цель — дидактическая цель. Она содержит противоре­чие между фактическим уровнем обученности учащихся и его ожидаемыми параметрами. В ходе реализации текущих целей уча­щиеся овладевают средствами их достижения. Главное при кон­кретизации текущих целей — реальность их достижения.

Назначение цели — конкретизация наименьшего результата, представляющего целостность, минимальную единицу, порцию, которая может быть достигнута на данном (урочном) фрагменте учебно-воспитательного процесса. Этот результат должен быть свя­зан с порцией содержания образования, которая предусмотрена учебной программой по дисциплине, составляет отдельно взятое звено оперативных целей и логически завершенный шаг техноло­гии преподавания предмета.

Функции цели более конкретны, чем на вышестоящих уровнях иерархии целей. Сохраняются функции диагностические, систе­мообразующие (педагогическая система малого микроцикла), уп­равленческие (с учетом цели определяется содержание материа­ла, изучаемого на уроке; отбираются формы организации дидак­тического взаимодействия, методы и средства обучения, которые впоследствии реализуются с ориентацией на достижение текущей цели), дидактические.

Здесь добавляется еще одна разновидность функций — мотива-ционные, когда текущая цель переводится или преобразуется в цель учебной деятельности учащихся и обусловливает их актив­ную познавательную деятельность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.