Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественные монополии




Основные характеристики модели чистой монополии

Крайней противоположностью рынка совершенной конку­ренции является чистая монополия.

Чистая монополия - рыночная структура, при которой единственная компания является производителем и продавцом данного вида продукции.

Так, в городе может быть только один производитель под­земных транспортных услуг - метрополитен, единственная компания, обеспечивающая коммунальные хозяйства водой, электроэнергией, и т.д.

Будучи единственным производителем (продавцом) конкрет­ного товара или услуги, монополист находится в уникальном положении. У него нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент Херфиндаля - Хиршмана (Н), характеризующий кон­центрацию производства, приближается к своему максималь­ному значению Н = 10000.

На рынке не существует сколько-нибудь близких товаров-заменителей для продукции монополиста, которая носит уни­кальный характер. В этих условияхперекрестная эластичность спроса по цене, показывающая степень количественного изме­нения объема продаж фирмы-монополиста i при изменении цены какой-либо другой фирмы j на 1%, стремится к нулю:

 

Монополист удерживает рынок в своей полной власти. Максимально высокая рыночная власть позволяет ему контро­лировать объемы продаж и воздействовать на ры­ночные цены. В этих условиях коэффициент рыночной власти достигает своего наивысшего значения L = 1.

Вместе с тем разработка ценовой стратегии любой компа­нии, даже чистого монополиста, предполагает обязательный учет платежеспособности потенциальных потребителей и дей­ствие закона спроса. Назначение высоких цен ведет к сокращению объема продаж и может привести к снижению со­вокупных прибылей фирмы.

Сохранение монопольных позиций отдельной компанией возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа и вы­хода из отрасли, когда проникновение на рынок других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными.

Характер существующих на рынке барьеров в значительной степени предопределяет различные типы монополий:

- естественные.

- сырьевые,

- локальные.

Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Примерами естественных монополий в России могут слу­жить компании:

- ОАО «Газпром»,

- ОАО РАО «ЕЭС России»,

- ОАО «Российские железные дороги».

Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это нецелесообразно.

«Когда производство целиком сосредоточено в руках одно­го лица или одной компании, возникающие при этом суммарные издержки обычно меньше, чем при условии, когда такой же совокупный объем производства поделен между множест­вом сравнительно мелких конкурирующих производителей»[1].

Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географиче­ской области, а взамен соглашаются подчиняться государст­венному контролю и регулированию, направленному на защи­ту прав потребителей от злоупотребления монопольной (ры­ночной) властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.

Патент на продукцию или на технологический процесс, применяемый при ее изготовлении, также может служить при­чиной монополизации рынка.

В России максимальный срок охраны изобретения состав­ляет 20 лет, а промышленных образцов - 10 лет.

Классическими примерами такого рода монополии могут быть компания General Electric (изобретение Томаса Эдисона позволило фирме господствовать в отрасли с 1892 по 1930 гг.) или компания Xerox (она занимала более 75% рынка копиро­вального оборудования до окончания срока действия патента в 1970-х гг.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.